Монологическое высказывание. Описание по фотографии. Использование клише.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Евстратова Елизавета Сергеевна

Данная разработка станет помощником при подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. В данном занятии рассматривается задание 3 - монологическое высказывание, задание 1 - описание по фотографии с использованием клише.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка практического занятия по русскому языку в рамках ИГЗ

«Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку»

Учитель: Евстратова Е.С.

Класс: 8

Раздел: Монологическое высказывание

Тема:  Практическая работа «Описание фотографии с использованием клише»

Цель: формирование у учащихся навыков устной речи при построении монологического высказывания в рамках подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку.

Задачи:

образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ текста, отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

воспитывающие: воспитывать  отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие технологии
  • технология сотрудничества
  • проблемная
  • информационно-коммуникативные

Оборудование:

  • Критерии оценивания устного собеседования.
  • Презентация.
  • Тренировочные варианты устного собеседования.
  • Раздаточный материал

Ход занятия

Оргмомент

Целеполагание:  Обратите внимание на экран, подумайте, о чём пойдет речь сегодня?

(Устойчивые штампы, клише)

 (Слайд 1)

- Ответив на вопросы: «Над каким заданием работали на предыдущем занятии? Текст какого типа речи учились составлять?» - сформулируйте тему и цель занятия.

-На прошлом занятии вы разработали самоинструкцию «Как готовиться к устному высказыванию», а дома, используя её, готовились создать своё монологическое высказывание.

-Конечно же, мы проверим данное задание. Но как же нам повысить качество выполнения этой работы так, чтобы извлечь максимальную помощь для себя?

(Предположения учащихся: внимательно прослушать, сделать замечания в соответствии с критериями, исправить речевые недочеты)

- А если вы выполнили задание дома, но вас некому послушать и сделать замечания… Что бы вам могло помочь тогда?

(Самоинструкция по проверке высказывания)

Задание 1(работа в группах)

- Ребята, учитывая критерии оценки монологического высказывания, текста уже разработанной вами на прошлом уроке самоинструкции, работая в группах, составьте самоинструкцию «Анализ монологического высказывания» (3-5 мин) (Приложение 1)

Самоинструкция «Анализ монологического высказывания»

1)     Соответствует ли содержание текста избранной теме, типу речи, стилю?

2)     Подтверждена ли  фактами основная мысль?

3)     Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?

4)     Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?

5)  Логично ли построен текст, не пропущено ли что-то, не надо ли что-то переставить?

6)     Нет ли в  тексте лишних фактов, предложений, слов?

7)     Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

(Обсуждение самоинструкции)

!!! Комментарии учителя:

Получившая у вас самоинструкция вполне может использоваться, но она больше ориентирована на грамматический критерий оценки монологического высказывания, ваша задача будет дома подумать, какие ещё пункты могут быть внесены в самоинструкцию.

Задание 2 (индивидуальная работа)

Теперь, в соответствии с получившейся на этом занятии самоинструкцией, оцените текст своего монологического высказывания, расставив «+ / - » напротив критерия.

Физкультминутка

Задание 3 (групповая работа) (Приложение 2)

Рассмотрите внимательно карточку. Выполните задания.

1 группа: Проанализируйте клише в части «Вступление», подумайте, какие из них можно объединить и почему. Выберете подходящие клише для начала монологического высказывания, соответствующего заданию на «Карточке участника собеседования» и допишите предложения.

2 группа: Проанализировав клише в группе «Основная часть», допишите высказывания. Что описывается в этой части?

3 группа: Проанализируйте клише группы «Вывод», подумайте, какую информацию они передают. Допишите высказывания. (Слайд 2)

(Выступление групп, обсуждение, анализ)

Задание 4 (групповая работа) (Приложение 3)

Используя подходящие из предыдущего задания клише, создайте монологическое высказывание на тему «Летняя гроза». Работа с какой частью текста вызовет затруднение и почему? Предложите вариант решения проблемы. (Слайд 3)

!!!Комментарий

Работа со 2 частью вызовет затруднение, так как здесь необходимо описать композицию пейзажа. Поэтому следует вспомнить описание-картины и, выделяя объекты описания, дать их характеристику, отвечая на вопрос : КАКОЙ?

(Выступление групп, обсуждение, анализ)

Рефлексия:  

- Что нового узнали сегодня на занятии?

- Что удалось/ не удалось?

Домашнее задание: поработать с текстом самоинструкции «Анализ монологического высказывания», внести свои коррективы (предложения)

Приложение 1

 

Критерии оценивания монологического  высказывания (М).

Баллы

 

Выполнение коммуникативной задачи.

 

М1

Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют.

1

 

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки,

и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания.

0

М2

Учёт условий речевой ситуации.

 

 

Учтены условия речевой ситуации.

1

 

Условия речевой ситуации не учтены.

0

М3

Речевое оформление монологического высказывания (МР) .

 

 

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

 

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более).

0

Максимальное количество баллов

3

Как подготовиться к устному высказыванию

  1. Выбрать тему высказывания и соответствующий ей тип речи
  2. Определить, с какой целью будете говорить (сообщение, общение, убеждение)
  3. Определить основную мысль высказывания
  4. Определить возможный стиль высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой)
  5. Составить примерный план высказывания, с учетом композиции текста (вступление, основная часть, заключение)
  6. Собрать языковой материал
  7. Проговорить своё высказывание  кому-либо/использовать диктофон, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи и т.п.
  8. Учесть замечания слушателя или использовать самоинструкцию по анализу высказывания

Самоинструкция «Анализ монологического высказывания»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Клише для монологического высказывания на тему «Спортивное соревнование»

(на основе описания фотографии)

Вступление

  • На данной фотографии автор представил…________________________________________
  • На данной фотографии изображено…____________________________________________
  • Вообще, любой вид спорта – это… _______________________________________________
  • Данный вид спорта представляет собой ( …в нем важно…) ____________________________
  • По моему мнению, автора привлекло…____________________________________________, поэтому…._____________________________________________________________________
  • Автор стремился передать нам…__________________________________________________

Основная часть

  • Данное состязание проходит…(где?)_______________________________________________
  • Все мотоциклисты… (общее во внешнем виде)______________________________________
  • Все они стремятся…_________________, поэтому…__________________________________
  • Их транспортные средства________________________________________________________
  • Автору удалось передать скорость движения, так как_________________________________

Вывод

  • Глядя на данную фотографию я…___________________________________________________
  • Автору мастерски удалось… _____________________________и мне…___________________
  • Мне кажется, что данная фотография________________________________________________

Приложение 3

Вступление

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная часть

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание № 3 Монологическое высказывание Тема № 1 Описание фотографии

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к за...

Монологическое высказывание. Описание по фотографии. Практическая работа «Описание по предложенному плану».

Конспект данного занятия будет помощником при подготовке к устному собеседованию по русскому языку. Здесь рассматривается задание 3 - Монологическое высказывание, тема 1 - описание фотографии....

В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКУ. УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 2019-2020 «Монологическое высказывание на основе описания фотографии»

Система оценивания монологического высказыванияПри оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность...

Устное собеседование. Монологическое высказывание. Описание фотографии. 9 класс.

Данные материала будут полезны ученикам 9 класса при подготовке к устному собеседованию. В работе с монологическим высказыванием (описание фотографии) необходимо учитывать жанровость (фотопейзаж, фото...

Пошаговая инструкция подготовки монологического высказывания (описание фотографии)

Мы рассмотрим задание по описанию фотографии в ВПР по английскому языку для 7 класса, узнаем как можно быстро к нему подготовиться,  какие слова и грамматические конструкции при ответе будут поле...

Использование упражнений в форме описания картинок для построения монологического высказывания на уроках английского языка

Использование упражнений в форме описания картинок для построения монологического высказывания на уроках английского языка...