Рабочие программы по русскому языку
рабочая программа по русскому языку

Камышева Любовь Александровна

5 кл., 9 кл - УМК Ладыженской, 10 кл. ,11 кл. - И Гусарова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета  "русский язык" для обучающихся5 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника:  Русский язык. 5 класс. Учебник  для общеобразовательных организаций. В 2 ч. [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2017.
  3. программы авторского коллектива: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : учеб. Пособие для обще образоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 13-е изд. — М.: Просвещение, 2016.;
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

речевая деятельность:

аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

 чтение:

- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменные высказывания разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарем;

графика:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

 - свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки;

- уметь изменять части речи;

орфография:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

-  устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык и общение.

Общение устное и письменное. Стили речи. Культура речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Произношение и правописание. Звуки и буквы. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Части речи. Глагол. -Тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов.

Имя существительное.

Имя прилагательное.  

Местоимение.

Текст. Что мы знаем о тексте. Тема текста. Основная мысль текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи: гласные и согласные. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях.

Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи.

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание предмета, изображенного на картине. Использование необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные.

Род имён существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных.Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Множественное число имён существительных.

Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол

Глагол как часть речи.

Неопределённая форма глагола. Правописание -тся и -тъся в глаголах.

Совершенный и несовершенный вид глагола. I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Время глагола. Употребление времён.

Буквы е – и в корнях с чередованием: -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Не с глаголами. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки.

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

            Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли и устранения неоправданного повтора слов.

           Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе.                           Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного.

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе в 5 классе — 175 ч ( 5 часов в неделю).

Тема урока

Дата

Примечание

план

Факт

Язык  и общение (2ч+ 1ч РР)

Язык и человек. Общение устное и письменное

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

Р.Р. Стили речи.

Вспоминаем, повторяем,  изучаем (17 + 3 ч)

Звуки и буквы. Произношение и правописание.  

Орфограмма.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Буквы и, у, а после шипящих.

Разделительные ъ и ь.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Диктант

РР Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение «Хитрый заяц».

Части речи. Глагол.

-Тся  и  -ться в глаголах. Личные окончания глаголов.

Р.Р. Тема текста.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

РР Сочинение по картине. Описание картины ( А.Пластов «Летом»)

РР Сочинение по картине. Описание картины ( А.Пластов «Летом»)

Местоимение.

Основная мысль текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23+7)

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание.

Разбор словосочетания

Предложение.

РР  Сжатое изложение (В .Катаев)

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

РР Устный анализ тем сочинения. Сочинение на тему по выбору.

РР Устный отзыв о сочинении

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения.

Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

 Предложения с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

Предложения с обращениями.

РР Письмо.

Синтаксический  и пунктуационный разбор простого предложения.

РР  Сочинение  по картине  Ф. П. Решетникова «Мальчишки»

РР  Сочинение  по картине  Ф. П. Решетникова «Мальчишки»

Простые и сложные предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Контрольный диктант

Прямая речь.

Диалог.

РР Повторение. Сжатое изложение (По Е.Мурашовой)

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме  «Синтаксис. Пунктуация».

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (10 +5)

Фонетика. Гласные звуки

Согласные звуки.  Согласные твёрдые и мягкие

РР Обучающее изложение с элементами описания: К. Г. Паустовский «Шкатулка».

РР Обучающее изложение с элементами описания: К. Г. Паустовский «Шкатулка».

Согласные звонкие и глухие.

Графика. Алфавит.

Р.Р. Описание предмета.

Р.Р. Сочинение - описание предмета ( упр.302)

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Двойная роль букв е, ё, ю, я

 Орфоэпия.

Фонетический разбор слова.

РР Повторение. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Диктант

Проверочная работа  по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Лексика. Культура  речи ( 6+2)

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

Омонимы

Синонимы.

РР  Сочинение  по картине И.Грабаря   « Февральская лазурь».

Антонимы.

Р.Р. Подробное изложение ( К.Г. Паустовский«Первый снег»)

Морфемика. Орфография. Культура речи ( 18+4)

Морфема. Изменение и образование слов.

Окончание. Основа слова.

РР Сочинение по личным впечатлениям в форме письма

Корень слова.

РР Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

Суффикс.

Приставка

РР Выборочное изложение с изменением лица ( упр. 420)

Чередование звуков. Беглые гласные.

Варианты морфем

Морфемный разбор слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Буквы з и сна конце приставок.

Буквы а – о в корне -лаг- –лож-.

Буквы а – о в корне -раст- – -рос-.

Буквы ё – о после шипящих в корне.

Буквы и – ы после ц.

Повторение по теме  «Морфемика».

Контрольный диктант по теме  «Морфемика».

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

РР Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»( упр.470)

РР Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное ( 16+5)

Имя существительное как часть речи.

Р.Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение – рассуждение

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в имени собственном.

Род имён существительных.

Существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Р.Р. Сжатое изложение ( Е. А. Пермяк «Перо и чернильница»).

Существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Три склонения существительных.

Падеж имён существительных.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

РР Изложение с изменением лица ( упр.457)

Множественное число имён существительных.

Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Проверочная работа

Морфологический разбор имени существительного.

РР  Сочинение  по картине Г. Нисского «Февраль.Подмосковье».

РР  Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Анализ диктанта

Имя прилагательное (10 + 4)

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

РР Описание животного. Изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»)

РР Описание животного. Изложение ( А.И. Куприн «Ю-ю»)

Прилагательные полные и краткие.

РР Описание животного по картине А. Комарова «Наводнение». Устное сочинение по картине.

Морфологический разбор имени прилагательного.

РР Сочинение «Как я испугался»

Повторение по теме «Имя прилагательное».

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

РР Сочинение «Мое любимое животное»

РР  Сочинение «Мое любимое животное»

Глагол  ( 21+7)

 Глагол как часть речи.

НЕ с глаголами

РР  Рассказ.

Неопределённая форма глагола.

Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах.

Виды глагола.

Буквы е – и в корнях с чередованием.

Буквы е – и в корнях с чередованием.

Буквы е – и в корнях с чередованием.

РР  Невыдуманный рассказ «Как я однажды…»

Диктант

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Время глагола. Прошедшее время.

Настоящее время.

Будущее время.

Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глагола.

Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глагола.

Морфологический разбор глагола.

РР Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф. Савчук «Шоколадный торт»)

РР Сжатое изложение с изменением формы лица ( А.Ф. Савчук «Шоколадный торт»)

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Употребление времён.

РР  Употребление «живописного настоящего» в речи (упр. 696, 697)

Повторение по теме «Глагол»

РР  Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович «Не взяли на рыбалку»)

РР  Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович «Не взяли на рыбалку»)

Проверочная работа по теме «Глагол»

Диктант по теме «Глагол»

Повторение и систематизация изученного  (12+2)

Разделы науки о языке

РР Сочинение на одну из тем по выбору ( упр. 177)

РР Сочинение на одну из тем по выбору ( упр. 177)

Орфограммы в приставках и корнях слов

Орфограммы в окончаниях слов

Употребление букв Ъ и Ь

Знаки препинания в простом и сложном  предложении. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Контрольная работа за год

Анализ контрольной работы за год

Обобщающий урок по теме  синтаксис, пунктуация.

Обобщающий урок по теме фонетика, орфоэпия.

Обобщающий  урок по теме графика, орфография.

Обобщающий  урок по теме морфемика.

Обобщающий  урок по теме морфология.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета  "РУССКИЙ ЯЗЫК" для обучающихся  9  класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника: Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций 9 кл./ Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, - М: Просвещение, 2017;
  3. программы общеобразовательных учреждений  по русскому языку 5- 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 7-е издание, издательство «Просвещение», 2006г.; 
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучающиеся должны знать:

 основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;

уметь:

обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

определять стиль и тип текста;

соблюдать все основные нормы литературного языка;

находить  в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

находить пунктуационные ошибки;

производить пунктуационный разбор предложения;

находить в словах изученные орфограммы;

уметь обосновывать их выбор;

правильно писать слова и изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки;

производить орфографический разбор слова;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

определять стиль и тип текста;

создавать тексты разных стилей и типов речи;

подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;

составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи)

писать сочинения публицистического характера;

писать заявление, автобиографию;

совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;

свободно и грамотно говорить на заданные темы;

соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Обучающиеся должны уметь:

  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

 оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

           составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка;

           определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую  тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении  с собеседниками соответствующий речевой этикет.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Международное значение русского языка  
  • Повторение пройденного в 5 - 8 классах

Тема, основная мысль текста. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка: разговорный стиль, публицистический стиль, научный и деловой стили. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

  •  Сложное предложение. Культура речи

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложных предложений. Интонация сложного предложения.

  •  Сложносочиненные предложения

       Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.  Сложносочинённые предложения с  разделительными союзами.  Сложносочинённые предложения с   противительными  союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

  •  Сложноподчиненные предложения (СПП)

Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

  •  Основные группы сложноподчиненных предложений

СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными,  СПП с придаточными времени и места. СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП.

  • Бессоюзные сложные предложения (БСП)

Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.  Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Синтаксический т пунктуационный разбор БСП.

  •  Сложные предложения с различными видами связи

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.   Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический  и пунктуационный разбор  сложных предложений с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

  •  Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

  •  Уроки развития устной и письменной речи.                

                            3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

     Согласно  базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в  9 классе отводится 2 часа в неделю (по программе 68 часов в год). Но так как количество учебных недель в 9 классе в 2018-2019 учебном году составляет 35 недель, то в год выходит 70 часов.

урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5-8 классах

2

Устная и письменная речь

3

Монолог. Диалог

4

Р.Р. Стили речи

5

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами

6

 Входная диагностическая работа

7

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Сложное предложение. Культура речи

8

Союзные и бессоюзные сложные предложения

9

Р.р.Сжатое изложение

10

Р.р.Сжатое изложение

11

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

12

Интонация сложного предложения

Сложносочинённые предложения

13

Сложносочинённое предложение и его особенности

14

Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными).

15

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения

16

Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль

17

Р.р. Сочинение-рассуждение (ОГЭ 15.3)

18

Р.р. Сочинение-рассуждение(ОГЭ 15.3)

Сложноподчиненные предложения

19

Понятие о сложноподчиненном предложении.

20

Место придаточного предложения по отношению к главному.

21

 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

22

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

23

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

24

Сложноподчинённые предложенияс придаточными определительными.

25

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

26

Сложноподчинённые предложения с

 обстоятельственными.  

27

Сложноподчинённые предложения  с придаточными времени и места.  

28

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

29

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

30

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и условия.

31

Контрольная работа за  1 полугодие.

32

Анализ контрольной работы. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, цели и следствия.

33

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, цели и следствия.

34

Сложноподчинённые предложения с придаточными

 образа действия

35

Сложноподчинённые предложения с придаточными

меры, степени.

36

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

37

Сложноподчинённые предложения с  несколькими придаточными.

38

Сложноподчинённые предложения с  несколькими придаточными.

39

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

40

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

41

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения

42

Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

43

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение».

44

Контрольная работа по теме «Сложное предложение».

45

Анализ контрольной работы по теме «Сложное предложение».

Бессоюзные сложные предложения

46

Понятие о БСП. Интонация в БСП.  

47

 БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой.  

48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

49

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

50

Р.р. Сжатое изложение

51

 БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

52

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного.

53

Контрольная работа по теме «БСП»

Сложные предложения с разными видами связи

54

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) связи в СП. Употребление бессоюзной связи в СП.

55

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) связи в СП. Употребление бессоюзной связи в СП.

56

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

57

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

58

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

59

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

60

Р.р. Публичная речь.

61

Повторение и закрепление изученного

62

Контрольная тестовая работа

63

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

64

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Систематизация изученного в 5-9 классах

65

Фонетика и графика

66

Лексикология и фразеология

67

Морфемика. Морфология.

68

Словообразование. Синтаксис.

69

Контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного»

70

 Анализ контрольной работы. Подведение итогов обучения

 



Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета  "РУССКИЙ ЯЗЫК" для обучающихся  10  класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу среднего общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника: Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций. 10 класс/ И.В. Гусарова. – 2-е издание. –Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2016г;
  3. рабочей программы Бугровой Л. В. Русский язык :10—11 классы : базовый и углублённый уровни / — М. : Вентана-Граф, 2017г.; 
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучающиеся  должны знать:

  • основные понятия курса русского языка 5-9 классы;
  • основные понятия курса русского языка 10 класса;
  • основные этапы развития современного русского языка;
  • правила правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи»;
  • правила правописания орфограмм «Употребление прописных и строчных букв»;
  • правила правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»;
  • правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
  • правила правописания чередующихся гласных в корне слова;
  • основные единицы синтаксиса и пунктуации;
  • главные члены предложения;
  • типы сказуемого;
  • второстепенные члены предложения;
  • текст как результат речевой деятельности;
  • функциональные стили речи;
  • официально-деловой стиль речи: особенности и разновидности;
  • публицистический стиль речи: особенности и разновидности;
  • синтаксис сложного предложения;
  • особенности сложносочинённых предложений, знаки препинания;
  • особенности сложноподчинённых предложений, виды, знаки препинания;
  • структуру сочинения-рассуждения;
  • публицистический текст проблемного характера;
  • особенности бессоюзных сложных предложений;
  • пунктуация в бессоюзном сложном предложении;
  • художественный текст проблемного характера;
  • нормы русского литературного языка;
  • русский речевой этикет.

Обучающиеся  должны уметь:

  • определять основные понятия курса русского языка 5-9 классы;
  • применять полученные знания на практике;
  • определять основные понятия курса русского языка 10 класса;
  • определять речь как процесс коммуникативной деятельности;
  • характеризовать основные этапы современного русского языка;
  • применять правила правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи»;
  • применять правила правописания орфограмм «Употребление прописных и строчных букв»;
  • применять правила правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»;
  • применять правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
  • применять правила правописания чередующихся гласных в корне слова;
  • различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;
  • определять основные единицы синтаксиса и пунктуации;
  • определять подлежащее и сказуемое;
  • выявлять способы выражения подлежащего и сказуемого;
  • определяют типы сказуемого;
  • определять второстепенные члены предложения и способы их выражения;
  • определять признаки текста;
  • определять функциональные стили речи;
  • характеризовать официально-деловой стиль речи, его особенности и разновидности;
  • создавать разные жанры официально-делового стиля речи;
  • характеризовать публицистический стиль речи, его особенности и разновидности;
  • создавать текст публицистического стиля речи;
  • определять сложносочинённое предложение;
  • расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении;
  • чертить схемы сложносочинённых предложений;
  • определять сложноподчинённое предложение, его виды;
  • различать виды сложноподчинённых предложений;
  • ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
  • чертить схемы сложноподчинённых предложений;
  • определять и характеризовать публицистический текст проблемного характера;
  • писать сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера;
  • определять бессоюзные сложные предложения;
  • ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях;
  • чертить схемы бессоюзных сложных предложений;
  • определять и характеризовать художественный текст проблемного характера;
  • писать сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера;
  • определять и характеризовать нормы русского литературного языка;
  • характеризовать особенности русского речевого этикета;
  • создавать текст по теме;
  • применить в системе полученные знания на практике.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение в науку о языке.

Язык как общественное явление.

. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Языковая норма, ее основные признаки и функции..

Речь как вид коммуникативной деятельности

Понятие о системе и структуре языка.

Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Система функциональных разновидностей современного русского языка.

Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.

Разговорная речь и ее особенности.

Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.

Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

Средства словесной образности.

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Правописание: орфография и пунктуация.

Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.

Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

Русский язык в контексте русской культуры.

Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  На изучение предмета «Русский язык» отводится в 10 классе 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 35 часов в год. Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 содержательными учебными блоками, внутри блоков определены содержательные учебные единицы – уроки:

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт

Содержательный учебный блок №1

1

Введение в курс русского языка 10 класса

2

Р.р. Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь.

3

Правописание сложных слов

4

Синтаксические единицы.

5

Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи.

6

Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи

7

Итоговый контроль по содержательному учебному блоку №1

Содержательный учебный блок №2

8

Текст как результат речевой деятельности

9

Употребление прописных и строчных букв

10

Главные члены двусоставного предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Подготовка к ЕГЭ. Задание 7.

11

Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения.

Содержательный учебный блок №3

12

Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста

13

Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи

14

Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи

15

Второстепенные члены предложения.

16

Неполные предложения. Нечленимые предложения.

17

Контрольная работа

Содержательный учебный блок №4

18

Слово как лексическая единица. Омонимия. Паронимия

19

Синонимия. Антонимия.

20

Формирование и развитие русской лексики

21

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса

22

Эмоционально-экспрессивная лексика

23

Фразеология русского языка

24

Функциональные стили речи

25

Р.р.Стили письменной речи.

26

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

27

Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения

    28

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

    29

Контрольная работа

Содержательный учебный блок №5

    30

Нормы русского литературного языка

    31

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова

Содержательный учебный блок №6

    32

Основные виды морфем. Орфография

    33

Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи

Итоги курса

    34

Синтаксис и пунктуация

    35

Итоговая контрольная работа



 

 



Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета  "РУССКИЙ ЯЗЫК" для обучающихся  11  класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу среднего общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;учебника: Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций. 11 класс/ И.В. Гусарова. – 2-е издание. –Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2016г;
  2. рабочей программы Бугровой Л. В. Русский язык :10—11 классы : базовый и углублённый уровни / — М. : Вентана-Граф, 2017г.; 
  3. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                                                                                                                 

Обучающиеся  должны знать

  1. основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,

орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  1. основные разновидности монологической и диалогической речи;
  2. изобразительно-выразительные средства языка, определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
  3. лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля.

Обучающиеся  должны уметь:

1)распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте;

2)создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

3)определять тему, проблему и основную мысль текста, анализировать текст с точки

зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

5)продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;  

  6)ориентироваться в различных источниках информации,  критически оценивать и интерпретировать информацию,  получаемую из различных источников.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая..

Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления.

Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.

Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Правописание: орфография и пунктуация.

Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции         

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения. Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

Русский язык в контексте русской культуры.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

На изучение предмета «Русский язык» отводится в 11 классе 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 35 часов в год. Структурно курс русского языка 11 класса представлен 9 учебными модулями, внутри которых определены содержательные учебные единицы – уроки:

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт

Модуль № 1. Морфология как раздел грамматики

1

Введение в курс русского языка 11 класса

2

Принципы классификации слов по частям речи

3

Орфография. Правописание не с со словами разных частей речи. Синтаксис и пунктуация.

4

Входное диагностическое тестирование.

5

Основные качества хорошей речи

6

Р.р. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ.

Модуль № 2. Служебные части речи

7

Предлог, союз, частица как служебные части речи. Характерные различия  служебных частей речи.

8

Правописание предлогов, союзов, частиц. Различие значений частиц НЕ и НИ. Вводные компоненты, вставные конструкции и знаки препинания при них.

9

Нормы языка и культура речи: употребление предлогов.

10

Р.р. Проблема текста, способы выявления проблемы, способы формулирования проблемы.  

Модуль № 3. Имя существительное

11

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Лексико-грамматические категории имен существительных. Словообразование имен существительных.

12

Правописание окончаний и суффиксов имен существительных. Синтаксическая функция имен существительных. Однородные члены предложения.

13

Употребление форм имен существительных.  Склонение имен существительных-географических названий на –О. Особенности склонения имен и фамилий.

14

Контрольная работа.

Модуль № 4. Имя прилагательное

15

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. особенности склонения прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

16

Правописание суффиксов прилагательных. синтаксические функции имен прилагательных. Однородные и неоднородные определения и знаки препинания при них.

17

Употребление форм полных и кратких имен прилагательных. Употребление форм степеней сравнения качественных имен прилагательных.

18

Р.р. Функционально-смысловые типы речи.

Модуль № 5 Имя числительное

19

Разряды имен числительных по составу, по значению. Переход имен числительных в разряд слов других частей речи.

20

Особенности склонения и правописания количественных и порядковых числительных.  Синтаксические функции имен числительных.

21

Особенности употребления форм имен числительных.

22

Контрольная работа

Модуль № 6. Местоимение

23

Разряды местоимений по значению. Особенности склонения местоимений. Словообразование местоимений.

24

Правописание отрицательных и неопределенных местоимений.

25

Особенности употребления форм некоторых местоимений.

Модуль № 7. Глагол как часть речи

26

Глагол как часть речи

27

Правописание глаголов.

    28

Синтаксическая функция глаголов.

    29

Особенности употребления форм глаголов.

Модуль № 8 Причастие.

    30

Причастие как особая форма глагола. Правописание действительных и страдательных причастий.

    31

Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов

    32

Контрольная работа

Модуль № 9  Деепричастие и наречие.

    33

Вид деепричастий . Разряды наречий.

   34

Особенности употребления деепричастий и наречий

Итоги курса

    35

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...