Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mestoimenie.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение».

Урок русского языка в 7-м классе.

                              Оборудование:

                              Опорная таблица «Разряды местоимений».

Эпиграф на доске: По совокупности признаков своего грамматического и обшеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.

А. Реформатский.

                 Образовательные цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении

а) совершенствовать умение находить местоимения в речи; производить их морфологический разбор; классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.

б) повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.).

2. Развивать умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.

Воспитательные цели урока:

1. Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, развивать и обогащать свою речь.

2. Показать учащимся красоту, богатство, выразительность русского языка, разнообразие его ресурсов.

Развивающие цели урока: 

Развивать творческие способности учащихся: ассоциативность мышления, быстроту реакции, зрительную, слуховую, моторную память, внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание

 Объявление темы урока, его цели и задач.

3.Актуализация знаний

 К этому уроку в качестве домашнего задания вы повторили тему «Местоимение» и, разделившись на группы, подготовили небольшое сообщение о разрядах местоимений по следующему плану:

1. Значение местоимений данного разряда.

2. Грамматические признаки.

3. Особенности правописания.

Вопросы классу: - Что называется местоимением?

                              - Как соотносятся местоимения с другими частями речи?

                              - Назовите разряды местоимений; дайте их краткую характеристику.

Представители каждой из групп выступают с краткими сообщениями о разрядах местоимений.

Учитель: Используйте теоретический материал при выполнении практической части урока.

1). Распределительный диктант.

Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы «Разряды местоимений».

Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько,

ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам,

этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий,

нисколько, то, собой, несколько, любой, сколько.

Название разрядов местоимений

   Примеры местоимений

Личные

Возвратное

Вопросительные/Относительные

Указательные

Неопределенные

Отрицательные

Притяжательные

Определительные

 2). Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.

А). Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений в каждой из них. Принцип записи: от большего количества местоимений в предложении к меньшему.

Б). Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

  1. Чем богаты, тем и рады.
  2. Сам не научишься, никто не научит.
  3. Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  4. Сын у меня мой, а ум у него свой.
  5. Худо тому, кто добра не делает никому.
  6. Храни себя от бед, пока их нет.
  7. На каждый роток не накинешь платок.
  8. Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
  9. От иной похвалы хоть в землю уйти.
  10.  Моя хата с краю, ничего не знаю.
  11.  Все хорошо, что хорошо кончается.
  12.  Всякому овощу свое время.
  13.  Не тот живет больше, чей век дольше.
  14.  Правда прямо идет, с нею не разминешься.
  15.  За чем пойдешь, то и найдешь.
  16.  Скучен день до вечера, коли делать нечего.

КЛЮЧ: А). В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в 3-ем и в 5-ом по три; в 1-ом, 2-ом, 6-ом, 10-ом, 11-ом, 12-ом, 13-ом, 15-ом – по два местоимения; в 7-ом, 9-ом, 14-ом, 16-ом - по одному. Ответ должен выглядеть следующим образом: 8, 4, 3, 5, 1, 2, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 7, 9,  14, 16.

Б). В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.

Задание 3. Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.

Потерять самообладание; нечто неопределенное; смотреть внимательно; искусный мастер; очень сильно спешить; скучать от безделья; чувствовать себя неловко; беспрестанно оглядываться.

Не в своей тарелке; во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; от нечего делать; ни то ни се; на каждом шагу; на все руки мастер.

        

4). Работа в группах. Посмотрите на карточки с заданием для групп.

Каждой из трех групп предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.

1 группа.

Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

                     А.Фет.

2 группа.

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Шел теплый дождь – его струи

По листьям весело стучали.

                   Ф.Тютчев.

3 группа.

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать…

                  Ф.Тютчев.

Личные местоимения, которые нужно было выписать: я, тебе, я, тебя, я, она, ее, в ней, ей.

Вопрос 1 группе: Почему в строфе из стихотворения  А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение «я»?

-Личное местоимение «я» очень часто употребляется в поэтической речи. В лирических произведениях поэт обычно рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.

Вопрос 2 группе:

- Почему вы не выписали местоимение «его»? (его струи).

- Это не личное, а притяжательное местоимение. Струи (чьи?) его.

 Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения:

Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало.

Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением.

Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».

Вопросы 3 группе:

-Вы правильно выписали два личных местоимения «в ней» и «ей». Скажите, в какой форме они употреблены в данном поэтическом тексте?

-Начальная форма этих личных местоимений «она»; оба - личные местоимение 3-его лица единственного числа женского рода; в тексте местоимение «в ней» употреблено в форме предложного падежа, а местоимение «ей» в форме дательного.

-А что вы можете сказать о начальной н в местоимениях 3 лица? Когда она появляется? Знаете ли вы это правило?

Ответы учеников. 1. Начальное н в местоимениях 3-его лица  в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, около них. Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): вслед ему неслась телеграмма; благодаря ей, ему.

Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги: наподобие его, со стороны его. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-его лица употребляются без начального н: моложе ее, лучше его, выше их.

               5). Продолжим разговор о правильном употреблении местоимений в письменной и устной речи и выполним упражнение, которое позволит проверить ваше умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности русского языка. Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
  2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
  3. Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
  4. Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
  5. Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
  6. Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
  7. Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
  8. Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
  9. Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них»  употреблена правильно).

Запомните: 1. После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.

2. Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!

           6). Вспомните о правописании отрицательных и неопределенных местоимений. Прочитайте предложения. Запишите их в правильном порядке, ориентируясь на данные таблицы. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ученые многих стран возвращались из Арктики, н…чем не об…гатив науку.

В течени… столетий н…кто (не) бывал на Северном полюсе и н…кем он (не) был изучен.

Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в 30-ые годы прошлого века.

В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добрат…ся до полюса, но н…кому (не)удалось продержаться там более н…скольких суток.

                

Разряды местоимений

личные

неопределенные

отрицательные

1

1

2

2

2

1

3

1

4

Запомните: в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка –не– является ударной, а –ни – безударной. –Не и -ни с местоимениями пишутся слитно. Условием для раздельного написания является наличие предлога. Например: никто, никакой, ничей, нечего и с предлогом: ни у кого, ни у какого, ни с чьим, не с кем и т.д.

Неопределенные местоимения с –то, -либо, –нибудь, кое-  пишутся через дефис: кое-что, кое-кому, что-то, чем-то, сколько-то, кого-нибудь, с кем-либо, чему-либо и т.д. Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределенными местоимениями раздельно: кое у кого; кое с кем.

 Запомните: В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно. Это был не кто иной, как мой друг. Если нет «как», то пишем никто иной, ничто иное. Ничто иное не могло ее огорчить.

Учитель: Используя эти теоретические сведения, выполните следующее упражнение.

             7). Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.

1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.

Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.

Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.

Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.

Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.

Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.

2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.

Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.

(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.

(Не-ни) что иное ее не интересовало.

       Выполняя следующее задание, вы столкнетесь со случаями возникновения функциональных омонимов. Следует помнить, что функциональные омонимы – этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. Они различаются грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками.

 8). Определите, какой частью речи являются выделенные слова (все и то).

  1. Он все еще сидит дома.
  2. Все очарование человека заключается в его улыбке.
  3. Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. (П. Герман).
  4. Ты все пела, это дело. (И. Крылов).
  5. То змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует. (А.Ахматова).

      6.  Покажи мне  то место в парке, где ты отдыхал в прошлое воскресенье.

  1. – Послушайте, барышня-графинюшка, - приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. (Л.Толстой).

КЛЮЧ: (1.Все – усилительная частица. 2. Все – определительное местоимение. 3. Все – усилительная частица. 4. Все – наречие времени. 5. То – то – разделительный союз. 6. То - указательное местоимение. 7. Первое и третье то – разделительный союз, второе то – указательное местоимение).

4. Подведение итогов урока.

  • Вспомните цели нашего сегодняшнего урока. Выполнили ли мы их?
  • Как вы понимаете эпиграф к уроку, записанный на доске?
  • Действительно ли местоимения играют важную роль в языке? Докажите это.
  • Назовите разряды местоимений.
  • Какие местоимения не имеют формы именительного падежа? (себя, некого, нечего).
  • Какие из известных вам местоимений не изменяются по падежам? (некто и нечто).
  • Его, ее, их – это личные или притяжательные местоимения?
  • Как вы отличаете в тексте местоимения от их функциональных омонимов?
  • Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали об употреблении местоимений с точки зрения литературной нормы?
  • Что вызвало затруднение?
  • Что было особенно интересно?

В заключение учитель оценивает работу учеников на уроке, объясняет домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"

Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...

Конспект урока. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

Урок-практикум в системе личностно-ориентированного обучения....

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...

Конспект урока "Наречие. Повторение и обобщение". 7 класс

Конспект урока "Наречие. Повторение и обобщение" в 7 классе по технологии "Активные методы обучения". Подходит ко всем учебникам русского языка....