Многоаспектный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Попова Любовь Юрьевна

Логический  итог изучения курса «Стилистика» в 10 гуманитарном классе, главная задача - научить учащихся  грамотно  пользоваться русским языком. Данный  урок демонстрирует уровень знаний старшеклассников   по  данному разделу лингвистики, сформированность  умений  и навыков.    Учащиеся  умеют   самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, продумывать  композицию, правильно использовать терминологию и выразительные  средства языка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoaspektnyy_analiz_teksta.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема:      «Многоаспектный анализ текста».  10 класс.

   

Цели и задачи:  

  1. Совершенствовать навыки многоаспектного анализа текста, подготовить  учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
  2. Подвести  учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое;
  3.  Научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации;
  4. Развить аналитические и творческие способности учащихся, отработать навыки культуры речи;
  5. Повысить интерес детей и  воспитать  уважение к русскому языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал – тексты для анализа;
  2. Словари;
  3. Презентация;
  4. Карточки с лингвистическими терминами.

Методы и приемы обучения: комбинированный – сообщение учителя,   беседа, блиц-опрос,  самостоятельная работа, творческие задания по теме занятия,  работа с   таблицами, выступления учащихся, презентация, стилистический  эксперимент.

Ход занятия:  1. Организационный момент                                       3 минуты

                          2. Разнообразные формы работы с текстом           40 минут

                          3.  Подведение итогов                                                  2  минут

  1. Организационный момент

                                                                          Если вы хотите быть по-настоящему

                                                                         интеллигентным человеком, то обращайте

                                                                         внимание на свой язык…

                                                                                                        Д.С. Лихачев

1) Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения Евгения Вестника «Ода русскому языку».  

Ода русскому языку

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить,  нАчать, взад,  принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».

Райбочий и интеллигент

Родную  речь, как шавку, лупят:

ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не «начАть», а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык  родной

Его для внуков сохраните.

- Добрый день,  дорогие мои  ученики.  Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас видеть здоровыми, красивыми и в хорошем настроении.

- Скажите, пожалуйста, ребята, какова главная мысль стихотворения  Евгения  Весника? (Уметь выражать свои мысли четко и ясно. Речь должна быть красивой, грамотной и понятной. Говорящему и пишущему  необходимо иметь как можно больший словарный запас).

Сообщаем эпиграф. Тема урока.  (Слайд1  «Тема урока»). Слайд 2 «Эпиграф»).

- Сегодня на уроке мы будем стараться приблизиться к признанным образцам слова, будем анализировать чужую речь, наблюдать за своей и  пробовать творить.

- Как правильно нужно произнести слова:  ОблегчИть, БлАга, сочуВствовать,  начАть, прИнял, осуждЕнный, прАвы, подключИл. (Слайд 3)

Слово учителя:

-Молодцы! Я думаю, что вы готовы к большой аналитической работе, но сначала проведем лингвистическую разминку. На партах разложены листы с вопросами, обратите, пожалуйста,  внимание на лист №1.

  1. Разнообразные формы работы  с текстом.

1) Лингвистическая разминка.      

 Цель:  повторение   ранее изученного материала по основным разделам русского языка.

  •  Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительных средств?

                                      Зверю – берлога,

                                      Страннику – дорога,

                                      Мертвому – дроги,

                                      Каждому – свое.

                                      Женщине – лукавить,

                                      Царю – править,

                                      Мне – славить

                                      Имя твое.          (М. Цветаева)

       (односоставное предложение, эллипсис)

  • Замените иноязычные  слова русскими синонимами:  аргумент (логический довод, суждение, положения, факты), антракт (перерыв), доминировать (преобладать, господствовать).
  • Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?

                                      - На дне она, где ил

                                        И водоросли… Спать в  них

                                        Ушла, - но сна и там нет!          (3)

  • Вставьте пропущенные буквы, графически выделив ту часть слова, в которой находится орфограмма: дешЕвка, грушОвка, ночЕвка, девОнка, печЕнка, сгущЕнка, сургучОм, в чужОм.
  • Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл  текста?

                Все чувства могут привести к любви: благоговение, дружба, страх, даже презрение.

              Да, все чувства…исключая одно: благодарности.

             Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги…но любовь – не деньги.   (И. Тургенев)

  1. «От ненависти до любви – один шаг».
  2. «Любовь – не деньги».
  3. «Благодарность – не любовь».
  • Расставьте ударения в словах:  Новорожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, хвоя, договор, начал, облегчить,  столяр,   украинский, феномен, цемент, щавель, эксперт.  
  • Определите, сколько звуков в слове      ПРОСТИТЬСЯ.               8
  • Найдите поговорку в данном тексте.

   -Ну, нет, старуха надвое сказала. Купецкой сын-то женился честь-честью. А у тебя, я знаю, во дворе-то краденые девки да молодки: и я в таких же буду.

 (А. Островский)

   1. Старуха надвое сказала.

   2. Честь-честью.

   3. Краденые девки.

  • В значении какой части речи употреблены слова НЕТ  и  ЕСТЬ  в пословицах?

  Не от нету люди толстеют; Есть лучше нета; Есть – небитый враг, а нет – заклятый ворог.  (Существительное)

  • Как называется способ образования слов:  присутствующие, ванная, говорящие? (Субстантивация).
  • Что в современном русском языке обозначают следующие фразеологизмы:   Краеугольный  камень (главная идея, основа), Перейти Рубикон (совершить поступок, имеющий решающее значение);
  • Определите тип односоставных предложений:
  • А) В домах не светилось  ни одного окна.   Безличное   
  • Б) Верно говорю?   Определенно-личное
  • В) Цыплят по осени считают. Обобщенно-личное
  • Г) Ни соринки, ни песчинки кругом. Генитивное
  • Д) Он – на крышу, я – за ним.   Эллипсис.

(Проводим краткий анализ работы).

- Вы действительно очень много знаете. Мы переходим к многоаспектному анализу текста, проведем стилистический эксперимент. Предлагаю провести работу по вариантам в течение 10 минут. Обратите внимание на лист № 2 с  текстом  В. Пескова, текст вам хорошо знаком. Это позволит вам еще раз закрепить изученный материал.

 

(Делим  учащихся класса на варианты): Слайд 4.

1 вариант – стилистический анализ текста;

2 вариант - композиционно-содержательный;

3 вариант – типологический;

4 вариант – языковой.

(Во время выполнения  учащимися аналитической работы предлагаем задания присутствующим  на занятии педагогам).

- Уважаемые педагоги, нам очень приятно видеть Вас на занятии. Я  думаю, что многие из Вас в совершенстве владеют разнообразными видами анализа.  Предлагаю с пользой провести время – произвести комплексный анализ текста. Обратите, пожалуйста, внимание на лист № 3 с текстом «Дневник Фокса Микки» Саши Черного. За каждый правильный ответ буду поощрять цветами, вырезанными из бумаги.

Текст  для анализа

        Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости, она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.

        Деревенщина!

Вопросы:

  1. Найдите в тексте разговорные слова. (Слова: хлюпать, дождик,  лысый, цапаю,  будка).
  2. Определите тип второго предложения по цели высказывания. (Вопросительное).
  3. Приведите пример односоставного предложения. (1).
  4. Сколько звуков в слове «я»? (2).
  5. Назовите часть речи слова МЕНЯ. (Местоимение).
  6. Определите число слова ЛИСТЬЯ. (Множественное).
  7. Назовите слова в переносном значении. (Она глупая, необразованная).
  8. Определите тему текста. Меняется ли она?  (В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй части текста – собака. Рассуждение принадлежит Фоксу Микки, поэтому в нем нарушена логическая связь между частями текста).
  9. Назовите суффикс в слове ДОЖДИК. (Суффикс ИК).
  10. Объясните правописание слов (НЕ) ХЛЮПАЕТ. (Не с глаголами).
  11. Определите время глагола БУДЕТ ХРАПЕТЬ. (БУДУЩЕЕ).

 

-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Не менее сложный анализ производят и учащиеся

2)         Стилистический эксперимент. 

                           Многоаспектный анализ текста

Цель: совершенствование навыков многоаспектного анализа текста, развитие  

           аналитических и творческих способностей учащихся.

Задание:  Вы уже знакомы с разными видами анализа текста, в том числе стилистическим. А теперь  произведите многоаспектный   анализ предложенного текста.

Слайд 4 «Виды анализов текста»)

-  Стилистический анализ текста;

-  Композиционно-содержательный;

-  Типологический;

-  Языковой;

 

(Слайд 5 – порядок стилистического  анализа текста, Композиционно-содержательный, Типологический, Языковой).

Текст

(Текст типа повествования с элементами описания и рассуждения публицистического  стиля  речи).

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

        Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине  личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку  - она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

        Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

        - Зачем?

        -А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

        Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?  

                                                                                                                           (В.Песков).

 АНАЛИЗ ТЕКСТА В.ПЕСКОВА

 

А) Композиционно-содержательный анализ текста

  1. Текст обладает смысловым содержанием, несет информацию о поступке юноши, который убил дятла «просто так». Композиционно текст делится на части: экспозиция (описание осеннего леса); вступление (1предложение 2 абзаца); завязка и развитие действия (2-3 абзацы); кульминация («Грянул выстрел… упала птица», «Зачем?»… «А просто так»); развязка (4 абзац). Все части текста связаны общей темой, основной мыслью. 2. Тема текста  - отношение к природе; основная мысль – научить любить и беречь природу. Начало и конец текста между собой логически  связаны.
  2. Части текста имеют логическое расположение, строгий порядок следования (описание красоты леса, повествование о поступке юноши, вывод автора). Вид связи предложений в тексте: цепная (при повествовании), при этом  средства связи -  текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он); параллельная связь в последнем абзаце (каскад риторических вопросов – синтаксический параллелизм как средство связи).

Б) Стилистический анализ текста

  1. Стиль текста – публицистический. Экстралингвистические черты: информативность, «открытая оценочность  речи», экспрессивность. Функция речи: воздействующая (оказать воздействие на читателя). Сфера общения: массовая коммуникация (публикация в газете…). Тип мышления автора – конкретно-образный. Языковые признаки особенно ярко  проявляются на уровне  синтаксиса:
  • Обособленные члены предложения («любуясь работой», «темнеющую в поле»,  «с семи лет влюбленных в рогатки»);
  • Парное соединение однородных членов предложения в порядке нарастания экспрессии («пистолеты и двустволки,…беречь и любить,…скучен и неприветлив, радоваться и беречь»);
  • Вводные слова («к сожалению»);
  • Риторические вопросы («Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»);
  • Односоставные назывные предложения («Такая тишина»);
  • Простые предложения  (18 простых) в целях доступности содержания всем читателям;
  • Диалог  для выражения «открытой оценочности речи» («Зачем?» - «А просто так…»);
  • Средства поэтического синтаксиса: анафора («Кто… Кто… Кто…»), синтаксический параллелизм (4 последних предложения).

Изобразительно-выразительные средства: 1) эпитеты («безмолвный лес», «окровавленный клюв»…); олицетворения («заболевшая сосна», «лес молчит»…); метафора («по тугой струне стучит костяной молоточек»), сравнение («дятел – музыкант»). Стилистические фигуры: парное соединение однородных членов предложения, синтаксический параллелизм, анафора.

В) Типологический анализ текста

4. Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения. Основная часть текста – повествование – рассказ о том, как одно и то же в окружающей нас природе разными людьми воспринимается по-разному. Смысловая основа типа речи – последовательность действий выражена в употреблении глаголов прошедшего времени  («дятел работал, доставал, продолжал, упал…».  «Я шел, увидел, спрятался…). Характер сообщения – сообщение о сменяющих друг друга действиях. Характерная черта повествования – динамизм. К основной части текста можно задать вопрос: «Что происходит?» Связь между предложениями – цепная (текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он). Предложения максимально связаны друг с другом. Рассказ ведется от 1 лица.

        Тип речи описание – описание осеннего леса. Первое предложение исходное. Все остальные по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Каждое предложение относительно самостоятельно. Смысловая основа типа речи и характер сообщения – одновременность явлений выражена в употреблении глаголов несовершенного вида настоящего времени («молчит, убегает, приносит, стучит»). Характерная черта – статичность. К первому абзацу можно задать вопрос: «Каков объект?».         Заключительная часть текста – рассуждение. Синтаксический параллелизм усиливают выразительность речи. Риторические вопросы выражают основную мысль текста.

5.  Исходя из анализа данного текста на всех уровнях, можно сделать вывод, что перед нами связный текст публицистического стиля типа речи повествования с элементами описания, рассуждения.

Г) Языковой анализ текста

  1. Морфологический разбор слова  (на) заболевшей (сосне) – причастие, отвечает на вопрос какой?  Н.Ф. – заболевший; сов. вид, действительное причастие, прошедшего времени, ж. р., ед. ч., предложный падеж. В предложении является определением.
  2. Морфемный разбор слов: СПРЯТАЛСЯ, БЕЗМОЛВНЫЙ, НАУЧИТЬ.
  3. Орфографический разбор слов: КОСТЯНОЙ, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЖЕЛТЫЙ, ПРИЛЕТ.
  4. Пунктуационный и синтаксический разбор предложения: В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине  личинок. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, с придаточным изъяснительным; 1 простое предложение распространенное, односоставное, безличное, полное, неосложенное; 2 простое предложение распространенное, двусоставное, полное, неосложенное, придаточное).
  5. Лексический разбор слова СУЛИЛ (не предвещать, не обещать).

- Уважаемые учащиеся, ваша работа не менее сложная, чем у педагогов, вам    

   Предоставляем слово.

(Воспроизводим анализ вслух. Подводим итоги).

 

3) Творческая работа

Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков письменной речи.

А) – Грамотно производить анализ текста – нелегкий труд, но интересный и полезный для изучения русского языка. Предлагаем вашему вниманию  творческую работу – пересказ  сказки  «Курочка Ряба»  языком разных стилей (Смыслина А. – научный, официально-деловой; Облакова М. – публицистический).

                                                                        Публицистический стиль

                         Свершилось чудо! Да-да, в буквальном смысле этого слова! В небольшой  

               деревеньке, неподалеку от города Н., курица Ряба снесла золотое яйцо! Хозяева

               необыкновенной питомицы в восторге и недоумении. Настораживает одно – яйцо не

               разбивается!  Дедушка с бабушкой не раз пытались разбить скорлупу, но безуспешно. По

               последним данным нашего корреспондента, пробегавшая мимо яйца мышь задела его, и

               оно разбилось вдребезги. Какое потрясение! Однако дед с бабушкой не унывают,

               уникальная Ряба снесла еще одно яйцо, на сей раз простое, но ее хозяева все равно рады.

               Оставайтесь с нами, и вы будете в курсе всех последних событий.

Официально – деловой стиль.

                                                                    Уведомление                                            

                                                     Уважаемый Василий Иванович!

 Извещаю Вас, что в связи с медицинским заключением, в котором имеется указание о том, что  курица, являющаяся вашим домашним питомцем, имеет физические отклонения (в частности откладывание золотых яиц), мы вынуждены изъять данную курицу за определенную плату  для обеспечения безопасности вашего здоровья.

Директор ветеринарной клиники         (подпись)                    (расшифровка подписи)  

Дата получения уведомления             (дата, число, год)

Получатель                                           (подпись)                       (расшифровка подписи)  

   От 25 мая 2017 г.                                                        

  

Научный стиль

        В одном из населенных пунктов было обнаружено, что курица (существо, относящееся к классу птиц и отряду Куриные) отложила яйцо золотого цвета.

        Птицы –  это высокоорганизованные позвоночные животные, способные к длительному полету, тело которых покрыто перьями и их передние конечности превращены в крылья. Отряд Куриные – широко распространенная группа наземных и древесных растительноядных птиц. Яйцо – это зародыш будущего  птенца. Оно  имеет особенное строение, большую часть занимает собственно яйцо – желток с зародышевым диском, после оплодотворения желток покрывается белком, двухслойной подскорлуповой оболочкой, известковой скорлупой с многочисленными порами, тончайшей надскорлуповой оболочкой, защищающей  яйцо от проникновения микробов.

        Яйцо с золотой скорлупой феномен, который ученые не в состоянии объяснить.  

- Безусловно,  анализ текста для вас имеет практическую значимость: написать сочинение по прочитанному тексту, как предложено в уровне «С» ЕГЭ, создать рецензию – более сложный жанр. Заранее я попросила выполнить подобную работу двух учениц нашего класса.

- Вашему вниманию Зоя Помысухина  предложит сочинение по прочитанному тексту

В. Пескова. Вопрос: «Соответствует ли сочинение  предложенному плану?» Слайд 7. План сочинения по прочитанному тексту.

Б. Сочинение по прочитанному тексту (Помысухина Зоя).

Какая проблема актуальна  в наши дни? Пожалуй, защита животных. Именно эта проблема - отношение к животным, к природе в целом -   поднята в тексте писателя, журналиста «Комсомольской правды»  В.М. Пескова.

        Действительно, мы очень мало ценим нашу природу.  Человек ею пользуется, наслаждается красотой, получает  от нее все, но относится к природе потребительски.

        Автор в тексте  задается вопросом: "Зачем убивать птицу, губить природу, которая так много нам дает?"  Этот вопрос красноречивее длинных монологов. «Зачем?» - это и шок от увиденного, это и недоумение и возмущение,  это и горечь от того,  что юноша – твой соотечественник -  так бездумно погубивший птицу, не чувствует красоты окружающей природы. И кто нас должен научить беречь ее богатства? Это, скорее всего, не вопрос, а призыв автора к тому, чтобы люди опомнились. Нельзя с этим  не согласиться.

        В наше время о природе мало кто думает. Когда мы  отдыхаем в лесу, нередко оставляем мусор, ломаем ветки, срываем цветы. Многие даже не думают, для чего они это делают.  И такое отношение не только к животным, но  и ко всему живому. Очень много вырубается деревьев в лесу для нужд человека. А  сколько времени нужно, для того чтобы вновь выросли красивые леса?! Много! Человеком добываются полезные ископаемые, осушаются болота, от этого нарушаются слои земли. Также в нашей стране занимаются браконьерством, хотя люди знают, что многие  животные   занесены в «Красную книгу».

        Мы не знаем,  сколько еще будет продолжаться варварское отношение к природе. Все это объясняется тем, что люди не ценят то, что имеют. А сколько доброго мы могли бы сделать для окружающего мира, например: посадить деревья и ухаживать за ними,   сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы птицы никогда не оставались голодными в холодную зимнюю пору… Все это нужно, для того чтобы через несколько лет мы могли любоваться красотой природы,   а не  смотреть с сожалением на овраги и вырубленные леса…

        По-моему, нужно уважать законы природы, преклоняться перед ее красотой. А самое главное – учить детей беречь и любить ее.

                                                                                                     (З.Помысухина)

-Вопрос: «Соответствует ли сочинение  предложенному плану?»

(Выслушиваем 1-2 учеников).

Предоставим слово Смыслиной Анне, которая написала рецензию на текст В. Пескова.

А вас, ребята, я бы попросила впоследствии ответить на вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?». Слайд 6. План рецензии.

В.  Рецензия на текст (Смыслина Анна). 

Рецензия на текст В. Пескова

 Как прекрасна и разнообразна природа, окружающая нас! Леса, реки, озера, рощи, луга- все это богатство нашей планеты. Это дом для животных и птиц, это кладезь лекарственных растений, грибов и ягод. А как великолепен и необыкновенен лес осенью, эти яркие краски, которыми он переливается, и невероятная тишина, охватывающая всё пространство! В это время все лесные жители  находятся в ожидании холодов и наступления зимы.

 Именно это время года (осень) описывает В. Песков в своем тексте. Автор повествует о жестоком поступке молодого человека, который безжалостно и бесцельно убил дятла, «лесного доктора». В. Песков показывает в своем тексте разное  отношение  людей к природе: один наслаждается, восхищается и любуется окружающим лесом, работой дятла, видит в нем красивую, трудолюбивую птицу,  а другой бесчувственно отнесся к природе, убив дятла. «В довершении всего он не знал, что делать с птицей». Но парень все же осознает ужас своего поступка, и ему становится не по себе.

Автор подчеркивает, что такие случаи, к сожалению, очень нередки. В нашем обществе существует проблема безразличного и неуважительного отношения к природе. Мы губим  её и не задумываемся о причиненном вреде,  о  возможных последствиях. Главная идея текста, которую автор хотел донести до читателя,- бережное отношение к окружающей среде. Текст имеет одну сюжетную линию, в которой рассказывается о произошедшем событии.

Автор избирает манеру повествования от 1 лица, тем самым показывая свое отношение к  проблеме текста.

Текст В. Пескова публицистического стиля.  Тип речи -  повествование с    элементами описания и рассуждения. Характерно использование автором языковых средств на всех уровнях:   специальная лексика для описания красоты осеннего леса (сухие листья, безмолвный лес, желтая трава, ни звука…); на уровне морфологии использовано более 130 именных частей речи, это также указывает на описание. Размеренный ритм природы, ее несуетность, упорядоченность и гармоничность передается формами глаголов несовершенного вида (стучит молоточек, дятел работал, доставал личинок, косился, продолжал работать). Непредсказуемость и разрушительный характер действий человека, равнодушного к природе, выражают глаголы совершенного вида (грянул выстрел, сорвало кору, упала птица…). Для создания образной картины В. Песков использовал в своём тексте 18 простых предложений, осложненных однородными членами предложений, деепричастными и причастными оборотами; 2 сложносочиненных предложения; 5 сложноподчиненных предложений и одно бессоюзное. Для выражения авторской позиции писатель  употребил в тексте вводные слова (к сожалению, кажется), назывные предложения (Ни звука. Такая тишина. Зачем? А просто так…).

В тексте большое разнообразие изобразительно-выразительных средств таких, как: эпитеты (безмолвный, заболевшая, окровавленный, синий дым); олицетворение (лес молчит); сравнения (дятел-музыкант); метафора (по тугой струне стучит костяной молоточек). Автор также использует стилистические фигуры: парное соединение однородных членов предложения (беречь и любить, скучен и неприветлив) и синтаксический параллелизм -  4-е риторических вопроса, которыми  В.Песков формулирует главную проблему текста (Кто же должен научить мальчишек с семи лет влюбленных в рогатки?.. Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу?).  

Этот рассказ натолкнул меня на мысль, что все живое нуждается в защите, а самое главное любое живое существо имеет право на жизнь. Нельзя убивать животных и птиц только для потехи и своего удовольствия. Убивая их, мы наносим невероятный ущерб природе.

Проблема об уважительном и бережном отношении к природе, поднятая Песковым, очень актуальна для нашего современного общества. Сегодня мало кто думает об этом. Строятся заводы, фабрики, главной задачей которых является быстрое и прибыльное производство всевозможных вещей. Они выбрасывают свои отходы в реки и леса, загрязняя их и не думая о последствиях. Люди наносят глубокие «раны» на «тело» нашей планеты своим безответственным отношением к ней. Я считаю, это просто недопустимо. Если мы будем загрязнять нашу планету такими темпами, что вернуть её в прежнее состояние будет невозможно. Люди должны сейчас осознавать важность и необходимость зеленых растений, животных и птиц, насекомых. Нужно оберегать, защищать и любить их, чтобы сохранить наш мир чистым и зелёным!

                                                                                                             (А. Смыслина)

- Вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?»

(Выслушиваем 1-2 учащихся).

Вывод: предложенные вам творческие работы показали актуальность изучения темы «Анализ текста», вы  услышали образец  сочинения по прочитанному тексту (уровень «С»  ЕГЭ) и рецензии.

  1. Подведение итогов.

- Что полезного вы, ребята, получили на этом  занятии? С какими новыми понятиями в науке вы познакомились? (Стилистика, текст, основные признаки текста, экстралингвистические черты стиля, структура стилистического анализа текста и других видов анализа, как определить стиль и тип речи, изобразительно-выразительные средства  языка и стилистические фигуры). На нашем занятии мы закрепили навыки написания   сочинения по прочитанному тексту, сочинения-рецензии.

Успехов вам в дальнейшем изучении глубин нашего необъятного русского языка!

Слайды 8… Определения: Стилистика

                                             Текст

                                             Основные признаки текста

                                             Виды связи предложений в тексте

                                             Средства связи предложений в тексте

                                             Виды анализа текста

- Мне хотелось закончить урок стихотворением  о русском языке:

Издревле, когда еще чтилась рогатина,
Богатствами славилась наша земля,
В слоеньях хребтов – изумруды да платина,
В реках – осетры, а в лесах – соболя.
Ну, где – укажите! – найдете вы за морем
Овитый былинами Кремль золотой,
Вокзалы, метро в малахите да мраморе,
Василья Блаженного купол витой?
Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Созданье народного светлого гения –
Могучую, звучную, сочную русскую речь!

-Уважаемые ребята, педагоги, я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые коллеги, я бы попросила Вас написать на бумажных цветах несколько слов по поводу сегодняшнего урока и прикрепить на доску, создадим прекрасное настроение в этот весенний день. Спасибо.

(На доске маркером нарисован «букет», без цветов. Учителя при выходе прикрепляют цветы).

Задание на дом: подготовиться к контрольной работе, повторить порядок стилистического анализа текста (текст для анализа будет предложен на уроке).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Многоаспектный анализ текста для 10-11 классов, авторская программа"

         Программа элективного курса составлена на основе Программы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общеобразовательного обра...

Электив "Многоаспектный анализ текста"

Календарно-тематическое планирование  электива по русскому языку в 9 классе для подготовки к зкзамену...

План-конспект урока и презентацияя по русскому языку с применением ИКТ в 11 классе «Многоаспектный анализ текста »

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. В ходе урока обеспечивается закрепление лингвистических, теоретических понятий, продолжается формирование умений написания сочинения части С в ра...

Рабочая программа элективного курса "Многоаспектный анализ текста" для 9 класса

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса многоаспектному анализу текста. Это поможет им в дальнейшем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ....

МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТАВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи....

МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТАВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

В данной презентации  представлен опыт работы учителя по многоаспектному анализу текста....