Односоставные и двусоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Марзоева Анна Николаевна

Эпиграф к уроку:

 Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник,

который, как в сказке, поит «живою водой»

всех, кто прикоснется к нему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_odnosostavnye_i_dvusostavnye_predlozheniya.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-ом классе

2014

Тема урока. Предложения двусоставные и односоставные

Цель:

познакомить учащихся с видами простого предложения.

Задачи:

Образовательная:

  • повторить ранее изученный материал по теме: «Простое предложение»;
  • закрепить полученные знания о подлежащем и сказуемом, о простом предложении;
  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации.

Воспитательная: 

  • воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к классикам русской литературы, к предмету.

Развивающая:

  • развивать  внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память, воображение;
  • создание условий успешного обучения учащихся;
  • развивать логическое и творческое мышление, воображение,    произвольное внимание.

Тип урока: 

  • Изучение нового материала.

Вид урока:  

  • Традиционный.

Методы работы: 

  • объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические, контроль знаний.

Формы работы: 

  • групповая, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование:

  • мультимедийный компьютер, интерактивная доска.

Инновационные технологии:

  • личностно – ориентированного обучения;
  • объяснительно – иллюстративного обучения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь! Настроимся на хорошую работу, и все у нас с вами получится.
  • Постановка целей и задач  урока.

Эпиграф к уроку:

 Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник,

который, как в сказке, поит «живою водой»

всех, кто прикоснется к нему.

  1. Основная часть. Повторение изученного ранее.

а). Общая работа с классом.

  • Почему именно эти слова я записала как эпиграф?

(Сегодня на уроке мы будут звучать только произведения А.С. Пушкина и писать будем только о нем).

  • Что в предложении требует объяснения?

б). Индивидуальная работа.

Ι группа разбирает предложение

ΙΙ группа разбирает по составу  неиссякаемый, в сказке, живою, прикоснется.

ΙΙΙ группа обозначает орфограммы в словах.

3. Переход к новой теме.

В).  Записываем предложение, в котором нет подлежащего:

 Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

  • Подчеркните грамматическую основу. Переходим к теме урока. Записав тему, отвечаем на вопрос:

? На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?

? Как определить, двусоставное или односоставное предложение?

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

  • Проведем лингвистический анализ текста.

? Что вы видите за строками текста?

  • Подберите синонимы к словам бранить, блистать

? Почему А.С. Пушкин назвал красоту осени «тихой»?

? Какие строчки поэта об осени знаете вы?

г). Записываем строчки, определяя односоставное или двусоставное предложение.

  1. Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле..

  1. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний хлад…

  1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье…

Надо дождаться, чтобы было записано предложение с одним главным членом – подлежащим: это и станет «мостиком» ко второму положению урока.  Ученики записывают произведения, определяя тип и роль  предложений:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть  и од со всех сторон…

д). Работа в группе.

Задание:

ΙΙΙ группа находит орфограммы в глаголах;

ΙΙ группа в прилагательных

Ι группа записывает свои примеры назывных предложений: Мороз и солнце, день чудесный!

  • Односоставные предложения могут быть как нераспространенными, так и распространенными. Посмотрим на примере записанных предложений.

  1. Закрепление новой темы.

? Найти в параграфе учебника положения, о которых не было речи на уроке.

? выступите по теме урока.

?Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать строчки поэта.

(Например: «Вы проснулись в ясное, солнечное утро, и на память приходят слова…. »   «Мороз и солнце…»)

е). Творческая работа по группам: Создать миниатюру по данному началу с использованием односоставных предложений.

1. Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги….

2. Вечер. Беру томик стихов А.С. Пушкина и …

3. Получают листочки со стихами. Ученики через некоторое время должны выразительно прочитать текст, обозначить грамматическую основу, указать, чем она выражена, подчеркнуть орфограммы и пунктограммы.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой!

V. Подведение итогов.

Д/З. Выписать из произведения А.С. Пушкина 2 односоставных и 2 двусоставных предложения. Одно разобрать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по теме "Односоставные и двусоставные предложения" (8 класс)

В тест включены задания  на различение   односоставных и двусоставных предложений,  умение различать типы односоставных  предложений. Подбор материала позволяет  повторить так...

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи

Вид урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Односоставные и двусоставные предложения».Тип урока:  практико-ориентированный урок-семинар....

Тест по односоставным и двусоставным предложениям для 8-го класса (ТРИ ВАРИАНТА!).

Тест состоит из двух частей. Каждая часть снабжена подробной инструкцией для выполнения (чтобы дети не переспрашивали каждые 10 секунд, что нужно делать).Для классов с уровнем "выше среднего"....

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи...

Проверочный тест по теме: "Односоставные и двусоставные предложения"

Проверочная работа по теме: "Односоставные и двусоставные предложения"...

Тематическая работа по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения".(8класс, в формате Статград 2015)

В работе представлены аналогичные задания тем, что предлагаются в системе Статград по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены". Такую работу полезно пров...

Цикл уроков русского языка в 11 классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" в рамках программы "Качество"

Серия уроков разработана для 11 класса общеобразовательной школы на основе программы  «Русский язык 10-11 классы»  Н.Г.Гольцовой, учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 кла...