Разряды количественных числительных
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Новосельцева Елена Александровна

«Разряды количественных числительных» (урок русского языка в 6 классе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

«Разряды количественных числительных» (урок русского языка в 6 классе)

Учебник, по которому ведётся обучение

Русский язык. 6 класс: учебник для  ОУ. В 2х  частях/  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., , издательство: М.: Просвещение, 2015 год

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология

Технология компетентностно-ориентированных заданий, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ-технологии.

Цель урока

Сформировать представление о  разрядах количественных числительных, научить   распознавать и применять их в письменной и устной речи.

Задачи

Предметные: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию темы «Разряды количественных числительных»; создавать условия для развития у школьников навыка классификации имен числительных на целые, дробные и собирательные.

Метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему; формировать умение определять разряды количественных числительных; воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.

Личностные: сформировать положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

Планируемый результат

Формируемые УУД:

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, проявление познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, умение ориентироваться в предложенном задании, выделение и осознание полученных знаний, оценивание приобретенных знаний.

Познавательные УУД: совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями о разрядах количественных числительных и решения учебной задачи, выполнение задания с использованием таблиц, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: взаимодействия ученика с учителем, ученика с  одноклассниками, группой, учителя с группой. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе. 

Предметные умения:

- иметь представление о понятиях целые, дробные, собирательные числительные;

- знать о том, какие особенности имеет каждый разряд количественных числительных.

Ключевые компетенции

Информационная: развитие способности и умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Учебно-познавательная: анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, ученик получает из него новую информацию, учится определять разряды числительных, развивает мыслительную деятельность, работает над развитием учебных и познавательных мотивов.

Коммуникативная: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми,  умение видеть позицию другого человека, оценивать, принимать или не принимать ее, иметь собственную точку зрения.

Компетенция  разрешения проблем: формулирует задачи по достижению заданной цели, использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий, соотносит запланированный и полученный результат по заданным характеристикам и делает вывод о соответствии продукта замыслу.

Образовательные ресурсы

Учебник (Русский язык. 6 класс:  учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова), презентация «Разряды количественных числительных» (PowerPont 2007); раздаточный материал,   рабочие карты, карточки с числами, стикеры для определения психологического комфорта и понимания темы урока, лист самоконтроля у каждого ученика.

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые УУД

1.Организационный

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных  требований учебной деятельности

Приветствие, настрой детей на сотрудничество.

- Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Сегодня как обычно в ходе нашей работы на уроке мы с вами заполняем “рабочие листы”.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность рабочих мест, эмоционально настраиваются на работу.

Регулятивные:  развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

- Посмотрите на экран, выполните задание.

12 + 5=

15 : 3=

4,5 × 2 =

В комнате находилось пятеро детей, двое вышли. Сколько детей осталось в комнате?

Ответ:   _____   детей.

- Что вас удивило?

- Какая наука изучает числа?

- А у нас с вами урок русского языка. А какая часть речи объединяет эти две науки?

- Правильно,   имя числительное.

Учащиеся называют результаты математических действий.

17; 5; 9; трое

 

- Что на уроке русского языка мы решаем задачи, примеры.

- Математика.

- Имя числительное.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные: умение находить ответ на вопрос,  умение решать задачу известным способом.

Регулятивные: умение высказывать своё мнение.

3.Актуализация знаний

Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях.

- А что вы знаете про эту часть речи?  

Учитель оформляет схематично ответы учащихся на доску.

Числительное

простое  составное сложное              

порядковое  количественное

                              сколько?

какой?                      

который по счету?        

Вернемся к результатам наших примеров, давайте запишем их словами.

- Что общего между ними?

-  Докажите, что они количественные.

 

- А что обозначают эти числительные?

Учитель  достраивает схему (три стрелки), оставляя «открытыми»  разряды количественных числительных.

количественное

Рассказывают об имени числительном.

Числительное – это…

Дети отвечают.

 

                                 

Учащиеся записывают ответы словами в рабочие листы.

три пятых, семнадцать, три седьмых, пять, девять, трое

-Количественные.

- Отвечают на вопрос сколько?

-Дробь, целое и ….

Дети фиксируют проблему: они мало знают про количественные числительные.

Личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и её мотивом, проявление интереса к изучению темы;

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний;

Коммуникативные: умение полно и ясно формулировать свое мнение;

Познавательные:

ориентирование в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

4.Целеполагание

Определение  темы урока, постановка цели

- Давайте попытаемся  сформулировать тему урока на основе наших наблюдений.

- Все верно. Тема урока: Разряды количественных числительных

- Исходя из темы, сформулируйте цели урока с помощью опорных слов:

Знать…

Уметь…

Учащиеся предлагают варианты (Группы количественных числительных)

Ставят цели (знать разряды количественных числительных, уметь  опознавать и применять их в письменной и устной речи).

Личностные: осознание поставленных целей и задач урока.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

5.Открытие новых знаний

Цель: построение и фиксация нового знания

- Вернемся к нашему предположению: эти числительные обозначают дробь, целое число и какое-то неизвестное.

Как мы можем называть такие числительные?

- Давайте сверим наши предположения, откройте учебник на стр. 51 и прочитайте теоретический материал.

- Вернемся к словам, записанным в рабочем листе. Теперь мы можем определить разряды имен числительных?

три пятых, семнадцать, три седьмых, пять, девять, трое

Над числительными, обозначающими целое число, напишите букву ц., над дробными – д., над собирательными с.      

Фронтальная проверка  с обоснованием выбора ответа.

- Молодцы!

Дети отвечают.

Учащиеся читают правило в учебнике.

Дети отвечают.

Выполняют задание в

рабочем листе,  распределяют числительные по разрядам.

Осуществляют проверку задания.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.  

6.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Цель этапа: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся, коррекция.

- Приступаем к самостоятельному выполнению заданий на рабочих листах (Приложение 1). В ходе работы вы можете обратиться ко мне за помощью.

Слайд №2

Организует деятельность по проверке выполненного задания (модельный ответ)

Применяя знания, полученные на уроке, отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Самостоятельно выполняют задание, обращаются за помощью.

После выполнения задания проверяют себя по модельному ответу, оценивают.

Познавательные: умение анализировать информацию.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Регулятивные: умение применять

полученные знания на практике, осознание качества и уровня усвоения, контроль; коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: развитие навыков индивидуальной работы,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

использование критериев для обоснования своего суждения.

7.Физминутка

Цель:смена вида деятельности, эмоциональная и физическая разрядка.

- Сейчас мы с вами отдохнем, но одно условие – в полной тишине – молча. Выйдите все из-за парт, возьмите карточки на доске. (Карточки с цифрами прикреплены магнитами на доске)

 - Постройтесь в порядке возрастания, молча, объясняясь друг с другом только жестами.

- Распределитесь в группы по трое, четверо, двое.

- Спасибо, можете занять свои места.

- Какие разряды количественных числительных нам встретились?

- Какой разряд числительных нам не встретился?

Выполняют указания учителя.

Учащиеся садятся на места.

- Целые, собирательные.

-Дробные.

Регулятивные: обеспечение организации собственной деятельности.

Коммуникативные: взаимодействие ученика с одноклассниками, группой.

8.Включение в систему знаний

Цель этапа: включение нового знания в систему изученного материала

Применение знаний при решении конкретного практического задания.

Слайд 3

- Как используются числительные в речи, мы рассмотрим на примере текста.

- Как мы можем его озаглавить?

- Метеорологическая служба в России появилась только в 1834 году.

-Как вы думаете, как раньше обходились без прогнозов погоды?

- А кто может сказать, на основании чего в наше время делается прогноз погоды?

- А как вы считаете, какие знания, школьные предметы важны для специалистов Гидрометеоцентра?

Откуда вы узнаете прогноз погоды?

- Для выполнения следующего задания  мы используем скриншоты WEB-страниц с прогнозом погоды в различных регионах (Приложение3)

Слайд 4 Скриншоты на слайде.

-Приступаем к выполнению КОЗа  №2 в рабочих листах (Приложение 4,5)

Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах.

Слайд 5

  1. Работать должны оба.
  2.  Один говорит, другой слушает.
  3. Своё несогласие высказывай  вежливо.
  4.  Если не понял, переспроси.

Слайд 6

Организует парную работу по созданию собственного текста и использованием указанных разрядов количественных числительных.

Контролирует выполнение задания, оказывает помощь при необходимости.

Слайд 7

Организует устный коллективный анализ поставленной учебной задачи.

- Давайте  оценим выполненную работу.  Критерии оценивания на слайде.

- Не забываем поставить баллы за задание в листе самоконтроля.

- Молодцы, с заданием справились хорошо.

- Какие числительные мы смогли употребить в устной речи?

- Какой вывод мы можем сделать?

Один ученик читает текст вслух.

Сегодня, 14 февраля, на территории Кондинского района сохранится морозная  погода, сообщает Гидрометеоцентр. Температура воздуха составит от     -16°С  до -21°С днём, ночью – до -23°С, без осадков. С юга

будет дуть легкий  ветер скоростью 4 - 6  метров в секунду.

   В Луговом  вероятность осадков составляет 45%, температура воздуха повысится до – 14°С. Атмосферное давление 769 мм. рт. ст.

Прогноз погоды в Кондинском районе.

-Опирались на народные приметы.

Дети отвечают.

-Из интернета, телевидения.

Дети читают задание, распределяют роли.

Дети озвучивают правила работы в парах.

Учащиеся работают в парах – редактор и ведущий. Каждая группа готовит прогноз на разные даты в соответствии с полученным раздаточным материалом - распечатками таблиц с различных сайтов.

Каждая пара представляет прогноз погоды для радиослушателей. После  оформления бланков редакционного задания  ведущий читает  полученный текст. Все остальные слушают.

 

Дети оценивают себя по предложенным критериям.

Дети выставляют баллы за задание в листе самоконтроля.

-Целые.

-Чаще всего в повседневной жизни мы употребляем имена числительные, обозначающие  целые числа.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Регулятивные: умение принимать и осуществлять учебную задачу.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; доказательство; осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: взаимодействие в парах, умение находить общее решение, владение устной речью.

9.Контроль на этапе  окончания учебной темы.

Цель: проверка осознанности, действенности и прочности знаний

- Давайте закрепим знания, полученные на уроке, выполнив еще одно задание в рабочих листах. На это задание отводится 3 минуты.

(Приложение 6)

-Давайте сверим вашу работу с модельным ответом (ответ на слайде) Слайд 8

- Не забываем оценивать свою работу и заносим результат в лист самоконтроля.

- Молодцы, справились!

-Давайте посмотрим на схему на доске, что мы начали строить в начале урока. Можем дополнить её?

Дети читают стимул КОЗа и выполняют задание.

Стимул: ученики  6 класса выполнили проверочную работу по теме «Разряды количественных числительных».

Задание: проверь работу и исправь ошибки.

Дети выполняют самопроверку выполненного задания.

Оценивают свою деятельность, заполняют лист самоконтроля.

Дети отвечают.

Учащиеся выходят к доске и дополняют схему

Количественное

Целое                Дробное            Собирательное

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; доказательство; осознанное построение речевого высказывания.

10.Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

-Давайте вспомним, какую цель вы ставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли вы цели?

- Хорошо, молодцы.  

Предлагает посчитать баллы в листах самоконтроля и выставить себе отметки. Слайд 9

А числительными какого разряда вы пользовались?

Организует рефлексию.

-Оцените, пожалуйста, как вы усвоили материал, а также  настроение  на уроке на этом числовом луче при помощи цветных стикеров. Всё ли получилось, все ли было понятным, было ли вам интересно работать,   с каким настроением вы уходите с урока.

Как усвоил тему

Настроение

Дети отвечают.

Заканчивают предложения.

Знать…

Уметь…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Дети считают баллы и  ставят себе  отметку за урок.

Целыми.

Дети наклеивают цветные стикеры на числовой луч.

Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

11.Выбор домашнего разноуровневого задания

Слайд 10

1. Упр. 409 (списать предложения, определить разряды количественных числительных)

2. Найдите и запишите пословицы о родине, семье (10-12). Подчеркните числительные, обозначьте разряды.

3. Творческое задание. Напишите  продолжение текста,  используя количественные  числительные,   определите их разряды.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. …

- Я рада, что мы с вами достигли намеченной цели, попробовали себя не только в роли ведущих и редакторов, но и экспертов-лингвистов. С вами было интересно работать. Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание.

Самостоятельно выбирают задание.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с самооценкой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

12 + 5 = 15 : 3 = 4,5 × 2 = В комнате находилось пятеро детей, двое вышли. Сколько детей осталось в комнате? Ответ: _____ детей. 17 5 9 трое

Слайд 2

Целые Дробные Собирательные девять чудес три пятых торта двое медвежат три поросенка пять целых три десятых обе девочки двадцать восемь дней двадцать четыре целых три десятых футбольного поля трое лисят одни очки две третьих книги четверо ножниц сто десять слов четырнадцать целых восемь десятых километров пятеро зайчат двадцать восемь стульев одна вторая яблока девять часов

Слайд 3

Сегодня, 14 февраля, на территории Кондинского района сохранится морозная погода, сообщает Гидрометеоцентр. Температура воздуха составит от -16°С до -21°С днём, ночью – до -23°С, без осадков. С юга будет дуть легкий ветер скоростью 4 - 6 метров в секунду. В Луговом вероятность осадков составляет 45%, температура воздуха повысится до – 14°С. Атмосферное давление 769 мм. рт. ст.

Слайд 5

Работать должны оба . Один говорит, другой слушает . Своё несогласие высказывай вежливо . Если не понял, переспроси .

Слайд 6

Дата. Населённый пункт, территория, регион и т. п. Температура воздуха. Осадки. Облачность. Направление и скорость ветра. Влажность. Атмосферное давление. Иное.

Слайд 8

целые дробные собирательные 2,5,7,10 3,6,9,11 1,4,8,12

Слайд 9

38 – 40 баллов – «5» 30 – 37 баллов – «4» 20 – 29 баллов – «3» Менее 20 баллов – нужно ещё раз прочитать теорию по теме «Разряды количественных числительных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока:  «Разряды количественных числительных». Цели урока.Познавательные:- научить различать разряды количественных числительных.Практические:- повторить ранее изученный материал ...

Разряды количественных числительных

Это третий урок по разделу Имя числительное...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока: Разряды количественных числительных.Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.Повторить теоретический материал о числительном.Повторить правописание словарных слов....

Урок открытия нового знания "Разряды количественных числительных"

Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия дл...

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Разряды количественных числительных».

Цель урока: познакомить с  разрядами количественных числительных,учить правильно определять их разряды.Задачи:1. Дидактическая  –  расширение знаний учащихся о числительном..2. Ра...