Множественное число имен существительных.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Ясонова Елена Владимировна

Урок посвящен именам существительным,имеющим форму только множественного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx57.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

 в 5 «В» классе по теме «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа»

ФИО

Ясонова Елена Владимировна

Место работы

ГБОУ СОШ № 549

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык и литература

Класс

5

Базовый учебник

«Русский язык. 5 класс» под ред.Т.А.Ладыженской.М.Т.Баранова

Название урока

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Тип урока

Урок формирования новых знаний и умений

Форма проведения урока

Традиционная

Образовательная среда урока

Компьютер, проектор, учебник по русскому языку, раздаточный материал, индивидуальные технологические карты, маркер, доска, электронная презентация, выполненная в программе Power Point,интерактивная доска

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока

Для учителя

Для ученика

Метапредметные результаты

Например:

Ввести понятие имен существительных,имеющих форму только множественного числа, Научитьраспознавать и отличать такие существительные лт существительных,имеющих две формы числа.

Научиться распознавать существительные  и уметь применять его на практике.

Регулятивные  – развивать умение видеть  задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки.

Познавательные  –  понимать сущность составления алгоритма, действовать  по алгоритму, проговаривать  выводы в виде правил «если …, то …».

Коммуникативные  –  уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций;

уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре.

Личностные  -

адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности.

Задачи урока:

Обучающая – дать понятие о существительных, которые имеют  форму только множественного числа,  уметь употреблять их в речи,  отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;

Развивающая – формировать умение находить существительные, имеющие форму только множественного числа и соотносить их с определенной лексической группой, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля.

Воспитывающая – развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

(Даны примерные, прописать по каждому этапу урока)

Организационный

( 1 мин)

Как пример:

Приветствие учащихся.  

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы рассмотрим новую тему, а прежде мы с вами повторим предыдущий материал, который будет нам необходим для изучения новой темы.

Слушают учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку.

Выбирают смайлик, показывают учителю.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

  1. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Слайд1

6 мин

1. Входной контроль.Посмотрите на слайд Это- наша формула успеха: Улыбка-настроение-вера-результат

Все эти слова к какой части речи принадлежат?

На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя существительное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?

1. Тест­экспресс проверочный (выводится на слайде с помощью компьютера)

1) Нужно заключить в кавычки собственное наименование: а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино.

2) Является одушевлённым существительное: а) мороз; б) кукла; 
в)
дерево.

3) К женскому роду относится существительное: а) мозоль; б) рояль;

в) тюль.

2. В технологических картах  заполните схему, записав  каждый признак в отдельный кружок.

Самопроверка.

 Давайте  проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные -  зачёркиваем.

Те ребята, кто выполнил работу без ошибок,  поставьте смайлик рядом с заданием.

Сегодня мы продолжим говорить об  имени  существительном  и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам.

Отвечают на вопросы, повторяют материал предыдущих уроков.

Выполняют задания оценивают сами свой результат, выставляют отметку в оценочный лист.

Познавательные:

применение предметных знаний;

выполнение учебных заданий.

Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено;

Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:

Самоооценка, взаимооценка.

Актуализация знаний.

Выявление темы. Постановка целей

Слайд3

6мин

Слайд5

Наблюдение за формами числа по отгадкам,

Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

Ходят весь век, а не зверь, не человек.

Какая водица только для письма годится?

Столица Греции.

Короткие (до колен)  штаны.

Прибор для определения веса.

Формулируют тему урока Запись темы в тетради.

Как вы думаете,каковы цели нашего урока?

При затруднении вам помогут слова подсказки на слайде

Подготовка к восприятию нового материала.

( один ученик работает у доски)

Ученики формулируют цели,опираясь на подсказки на слайде.

Комментируют полученный результат.

Выявляют проблему, формулируют тему урока, ставят цель.

Записывают тему урока.

Познавательные:

Извлечение из текстов лингвистической информации;

Постановка и формулирование проблемы;

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Умение анализировать,

Целеполагание.

Прогнозирование.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в паре.

Личностные:

Самооценка.

Открытие новых знаний

Слайд6

( 3   мин)

Выполнение учащимися заданий на первичное закрепление пройденного правила.

Слайд7

(     6мин )

Наблюдение за формами числа по рисункам на слайдах.

Ученики работают по заданиям, делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.

1. Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.

Упр. 509 – выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа.

Возможна работа в парах.

.

Обобщающая беседа:

– Какие окончания у слов, имеющих форму только множественного числа? Может ли быть окончание ­а? Приведите пример. (Ворота.) Попробуйте подобрать другие примеры. Какие же окончания у существительных только во множественном числе бывают чаще всего?

Физкультминутка.2 мин

Выполняют вместе с учителем задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения.

Формулируют правило, отвечают друг другу, оценивают ответы.

Ученики записывают слова в тематические группы, подбирают свои примеры для каждой группы слов опираясь на материал слайда

Анализируют,сопоставляют языковые явления

Познавательные: 

Структурирование знаний, Выбор способов решения задач, Анализ объектов и синтез.

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения действия;

Планирование пути достижения цели;

прогнозирование.

Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.

Личностные: 

Осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать её из одной формы в другую (схема).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выполнение учащимися заданий на первичное закрепление пройденного правила.

Слайд8

(     5 мин)

Работа с деформированным текстом.

Учитель: Посмотрите на предложения в технологической карте. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

(работа в парах  в технологических картах)

Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде  (там, где необходимо)

1..         После летних каникул началась учебная будня.  (начались учебные будни)

2.        У девочки были красивые кудри.

3.        Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.  (перила)

4.        Афины – столица Греции.

5.        В магазине я купил консерву.  (консервы)

Молодцы. У кого нет ошибок, поставьте себе ещё 1 смайлик

Как вы думаете,какие умения мы потренировали?

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют письменное задание в техкарте.

Работа в парах

Учащиеся проверяют результат соседа, выставляют отметку в оценочный лист.

Познавательные:

Уметь решать примеры по выбранному правилу;

Применение предметных знаний, выбор способов решения задач.

Регулятивные:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке,

анализировать и оценивать результат работы;

Коммуникативные:

Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику 

Личностные: 

Самооценка.

Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Слайды 9-13

Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Каких морфологических признаков  нет у этих  существительных? ответы учеников)

Сообщение ученика: У таких существительных не определяются род и склонение.  В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа.

Учитель:Как же отличать такие слова от других существительных, стоящих просто  во множественном числе?

Ученики: Надо попытаться образовать от существительного форму единственного числа.

Учитель: Верно.

Сообщение ученика: В словарях,как толковом,так и орфографическом у существительных,которые имеют форму только единственного числа,есть специальные пометы.

Работа со словарями.(Выберите из написанных по 2 слова и посмотрите,как они выделяются в словаре

Учитель: А сейчас я предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но  покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками?

 Слайд 10.  (щелчок по тому отделу, куда «идёт» ученик)

Учитель: В какой отдел направимся мы?

Продовольственный:      Канцтовары:       Косметика:

(В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров).

Канцтовары: ножницы, счёты, чернила.

Косметика: духи, бусы, бигуди

Продовольственный: макароны, сливки, хлопья

Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей.

.Самостоятельная работа по упр 510- письменно,Фронтальная проверка

 Сильным ученикам в это время раздаются индивидуальные задания на карточках.(самопроверка)

Индивидуальное сообщение ученика,работа с орфографическим словарем

Участие в игре.

Выполнение самостоятельной и дифференцированной работы с последущей самопроверкой.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Личностные результаты

Чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения чувств, эмоций

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.

Проверка усвоения при помощи графического диктанта. Ворота, рюкзаки, салюты, ножницы, чернила, профессии, диван, очки, костюмы, потемки, вокзалы, балконы, хлопоты, тефтели, здания..(факультативно)

Проверка-хлопок-молчание,затем слайд.

  Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. Посмотрите на слайд и сделайте выводы об изученном на уроке.

Мне понравилось

Я понял

Не очень понятно,нужно разобраться в…

Отвечают на вопросы учителя.

 Записывают домашнее задание.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные:

Оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Самооценка,

Ценностно-смысловая ориентация

Домашнее задание

Приложено к техкарте. Восстановите текст, добавив в него существительные, имеющие форму только множественного числа. Значение неизвестных слов смотри в словаре.

Сени, коридор, дрова, поленья, полати, кровати, ходики, часы, щи, суп, сливки, молоко, дрожжи, мука.

Мы подходим к старинному дому в деревне Горки-Чириковы.  Через красивые резные _____ мы попадаем на крестьянское подворье. Здесь нас встречает хозяин дома.  Через двор, где стоят ____, подходим к крыльцу. Держась за деревянные ____, проходим в ____ . А оттуда в комнату с большой печью, рядом с которой лежат ____ . Между печкой и потолком находятся ____  . Хозяйка дома радостно нас встречает и приглашает обедать. На столе стоят       _ да каша. К чаю со _____ подаются пироги. Не красна изба углами, а красна пирогами!

Выполняется учениками в рабочих тетрадях

Познавательные:

Рефлексия

Регулятивные:

Оценка своей деятельности

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множественное число имен существительных

 Образование множественного числа имен существительных в английском языке ...

« Множественное число имен существительных»

Цель: Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных; уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе....

Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного  и родительного падежей множ...

Презентация по теме "множественное число имен существительных"

Задача:продолжить знакомство с темой животные в рамках грамматического материала (множественное число существительных, числительные)....

множественное число имен существительных

Данная презентация знакомит учащихся с образованием множественного числа имен существительных в английском языке...

Множественное число имен существительных

План-конспект урока по английскому языку на тему "Множественное число имен сущетвительных" 2 класс...