Составление тестов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
статья по русскому языку (9, 11 класс)

Елена Анатольевна Сысоева

Аннотация. В последние годы в учебных заведениях России значительно повысился интерес к тестированию как одной из перспективных форм оценки качества знаний учащихся. С 1996 года активно развивается система централизованного тестирования школьников. На технологию тестирования в значительной степени ориентированы ОГЭ, ЕГЭ. Именно эта актуальная тема рассматривается в данной статье.                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_testov_pri_podgotovke_k_oge_i_ege.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ И ЕГЭ

Сысоева Елена Анатольевна                                                                                                     учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 38                                                   им. Е.А. Болховитинова

Аннотация. В последние годы в учебных заведениях России значительно повысился интерес к тестированию как одной из перспективных форм оценки качества знаний учащихся. С 1996 года активно развивается система централизованного тестирования школьников. На технологию тестирования в значительной степени ориентированы ОГЭ, ЕГЭ. Именно эта актуальная тема рассматривается в данной статье.                                                        

Современная программа школьного курса русского языка и учебники задают цель и предоставляют содержание, которое следует освоить учащимся, выбор же способа решения дидактической задачи и форм контроля за её реализацией в учебной практике предоставлен самому учителю.

 Единственный объективный показатель качества учебно-воспитательного процесса -  конечный результат формирования личности учащегося, а не какие-либо промежуточные характеристики самого процесса. Как выстроить всю систему обучения конкретному учителю в конкретном классе с 25-30 учениками и достичь конечного результата? Как объективно оценить достигнутый результат?

 Решению проблемы объективного контроля эффективности способствует использование в школьной практике современных видов и методов контроля. Таким объективным средством контроля уровня обученности является педагогический тест, вызывающий у учителя интерес и желание использовать его в работе.

 Тесты, как система школьной успеваемости, позволяют: 1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения; 2) проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения; 3) сэкономить учебное время, затраченное на опрос; 4) обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

        Оценив все достоинства тестирования, нужно отметить и ряд недостатков: 1) возможен выбор ответа наугад; 2) проверить можно лишь результат действия и трудно проанализировать ход решения; 3) категоричность оценки каждого задания. Поэтому нельзя использовать на уроке тесты как единственную форму контроля и проверки уровня усвоения знаний и контроля качества умений и навыков. Но наряду с известными формами, тесты – прогрессивная и интересная форма контроля.

         Опыт работы в школе показывает, что только многократное повторение изученных тем даёт устойчивые знания по предмету. Своевременно выявленные пробелы решают проблему дифференцированного подхода к учащимся. Учащиеся, работая на уроках с тестовыми заданиями разных видов, приобретают необходимые навыки для сдачи экзамена.

        Рассматривая этапы конструирования тестов, возникает своеобразный цикл, который практически бесконечен, так как и бесконечно совершенствование теста. Тестирование для оценки знаний учащихся необходимо составлять так, чтобы оно соответствовало последовательным уровням усвоения.

         Выполнение тестов 1 уровня – это репродуктивная деятельность. Учащиеся могут её выполнять только при повторном восприятии ранее усвоенной информации. К первому уровню относятся тесты на опознание, различие или классификацию изученных объектов. Тесты 2 уровня – это репродуктивная деятельность, направленная на выявление умения учащихся воспроизводить информацию без подсказки, т.е. на подстановку ответа. В этом виде задания пропущено слово, фраза. Тесты 3 уровня содержат цель и неполную ситуацию, которую учащийся должен дополнить, чтобы применить известную деятельность. Это эвристический уровень деятельности. Учащийся работает не по готовому алгоритму, а по самостоятельно созданному решению. Тесты 4 уровня содержат только цель, а ситуация, условия, действия за испытуемым. При решении такого теста происходит продуктивное действие творческого типа. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Тесты этого уровня должны выявлять творческие умения учащихся.

         При использовании в течение ряда лет программированного контроля для оценки знаний учащихся были выработаны рекомендации, которые могут служить методикой, используемой при составлении тестов. Рекомендаций много, поэтому умение составлять тестовые задания приходит с опытом и является своего рода искусством.

         Существует два типа тестовых заданий, которые объединяют шесть видов.                              К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений). Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные или неправильные элементы списка. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

                 Помочь успешно подготовиться к выполнению заданий может такая программа, как Master test. Master test позволяет учителю создавать различного рода проверочные задания, учитывающие индивидуальность каждого ученика, а ученику качественно подготовиться к экзамену как по русскому языку, так и по любому другому предмету. Немаловажным является и то, что с помощью Master test можно составлять задания к любой части экзаменационной работы и проверить, в какой степени ученик способен реализовать свои знания и умения в конкретной ситуации вопроса по той или иной теме.

                  В данной работе я попыталась показать важность и эффективность применения тестов в процессе обучения. Результаты доказывают, что при систематическом и целенаправленном проведении тестирования повышается качество знаний учащихся.

Список литературы.

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адапт, 1998.                                                                       2. Аванесов В.С. Тесты: теория и методика их разработки. Управление школой, 1999, № 29.          3. Гладкова И.В. Оценка образовательных результатов школьников. Санкт-Петербург, 2010.          4. Клайп П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 2002.                                                      5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Народное образование, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар по теме "Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения" (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе)

Материал урока - семинара  может понадобиться учителю, ведущему  подготовку  к  итоговой аттестации в 9 классе...

Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)

Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)...

Доклад "Составление тестов"

Доклад на педагогический совет на тему "Составление тестов: педагогический прием на этапе рефлексии"...

Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя

Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...

Составление тестов с помощью MS Excel

MS Excel дает возможность составлять тесты с выбором ответа и автоматическим выставлением оценки....

Выступление по теме "Использование методики «составление тестов» как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка"

Выступление "Использование методики "составление тестов" как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка" в рамках педсовета...

Составление заданий для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии.

Составление заданий для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии....