Буквы з и с на конце приставок
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Тема открытого урока по русскому языку в 5 классе "Буквы з и с на конце приставок". Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буквы з и с на конце приставок416.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18 декабря  2015 года         Школа: МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»     Учитель: Шойдонова Н.Ш.

Тема урока: «Буквы  з и с на конце приставок»

Тип урока:   открытие новых знаний

Цели:

предметные:          - познакомить учащихся с правилом написания приставок без- / бес-, из- / ис-, раз- / рас-;

                                 - начать работу по отработке написания слов с этими приставками;

метапредметные: - способствовать овладению способностью определять и формулировать цель деятельности на уроке;

                                 - формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать своё предположение (версию) на основе

                                   наблюдения за языковым материалом;

                                 - формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

                                 - учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Универсальные учебные действия:  познавательные (П)

                                                                  регулятивные (Р)

                                                                  коммуникативные (К)

                                                                  личностные (Л)

Оборудование урока: - презентация

                                        - карточки и таблицы для  парной   работы

                                        - листы достижений

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Универсальные учебные действия, формируемые на разных этапах урока

1. Мотивация к учебной   деятельности.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:  

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера!

  Давайте улыбнёмся друг другу,  пожелаем удачи на уроке  и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А сейчас улыбнемся нашим гостям и поприветствуем их.

А сейчас громко скажите "И" три раза.

Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук "И" создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши,  вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух).

 А теперь прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе".

 

  • самоопределение (Л);

  • смыслообразование (Л);

  • целеполагание (П);

2.Актуализация знаний и выявление проблемы.

Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не все известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. И сегодня узнаем еще об одном правописании. А о каком?  Скоро узнаете, выполнив задания. И определите тему урока, сформулируете цели и задачи урока.

- Ребята, давайте запишем в тетради дату и оставим одну строчку для темы урока.

А.) Орфографический практикум. (Слайд)

 Запишем слова, вставляя пропущенные буквы.

З..шить,  ..тплыть,  д..делать,  п..пить,  з..лезть, н..деть,  пр..дать, д..бить,  з..гнать, н..дуть.

- Проверьте. (Слайд). Взаимопроверка, взаимооценка. Оценки ставим в оценочный лист ( см. приложение 3)

- А теперь подумайте и скажите, что объединяет эти слова? ( Все  слова с приставками, орфограмма в приставке, являются неопределенной формой глагола)

-В какой части слова находится орфограмма? Как она называется? (в приставке, безударная гласная в приставке).

- Что вы можете сказать о правописании этих приставок? Могут ли они менять своё написание? (нет, они пишутся традиционно)

- Как вы думаете, есть ли приставки, которые могут менять написание в зависимости от каких-либо условий?

Предположения детей.

- Давайте попробуем разобраться.

- Возьмите карточку 1. (см. приложение 1).

- Какое задание вам надо будет выполнить? (угадать слово по его лексическому значению)

- Что такое лексическое значение слова? (то, что слово обозначает)

                                             Учащиеся работают в парах.

- Какие слова вы записали? Проверьте. (Слайд)

                рассвет                       бесполезный                       испуг                

                разведка                     бездельник                         известный

- Выделите в словах приставки.

- Что вы заметили? (одни приставки пишутся с буквой з, а другие- с буквой с)

- Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить?

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

  • обобщение, аналогия (П)

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • постановка и формулирование проблемы (П);

4.Определение темы и постановка учебной задачи.

5. Открытие новых знаний.

- Какова тема урока? (Буквы з и с на конце приставок) (Слайд)

- Какие учебные  задачи мы поставим перед собой? (Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками)

- Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете).

- Но интереснее  догадаться самим.

Физминутка (Слайд)

- Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками.

1. Работа в парах.

- Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение 2).

Задание: Выдели корень и приставку в словах. Дай характеристику первому звуку корня. Затем запишите слова в нужный столбик таблицы.

Самопроверка. Самооценка.

- Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы. (Слайд)

- Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?

Вывод.

Приставки с буквой с (рас, бес, ис) пишутся перед                                  согласными.

Приставки с буквой з (раз, без, из) пишутся перед                         ______            согласными.

- Проверим свои предположения. Прочитаем правила в учебнике.

-Что еще нового узнали из учебника? (Необходимо различать слова с начальной буквой з в корне и те, которые начинаются с приставки с-).

- В чём коварство приставки С?

Об этом узнаем, прочитав текст.

Работа с лингвистическим текстом.

                                           Коварная приставка с-

  Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться, сбежать – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

    Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это  приставка  никогда не изменяется, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь, спеть…

  Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье, здравствуй, здравие, ни зги.  Эти слова надо запомнить.

- Что еще узнали о приставке? Когда она опасна?

-О чем должны помнить?

Запомните! (Слайд).

1.Приставка С никогда не изменяется.

2.Приставки З не бывает.

3.В этих словах в корне пишется З:

здесь, здание, здоровье, здравствуй,

здравие, ни зги.

Ни зги - не видать (ничего не видно)

Зга* – неясное происхождение: либо -дорога, тропинка (стега, стезя), либо  темь, потемки, темнота

- Что ещё мы можем сделать, чтобы лучше запомнить это правило? (составить алгоритм)

- Давайте вместе составим алгоритм.

Алгоритм рассуждения (Слайд)

                      З или С?

Смотри на следующий после приставки согласный

Если звонкий             если глухой

пиши З                            пиши С

без                                     бес

воз                                     вос

раз                                     рас

из                                       ис

  • целеполагание, как постановка учебной деятельности (Р);

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли (К);

  • поиск и выделение необходимой информации (П);

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

  • использование знаково-символических средств (П);

6.Первичное закрепление

- Предлагаю вам поработать в парах, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на с и з.

Учебник, с.110, упр.246. Запишите слова в три столбика: 1) с приставками, оканчивающимися на с; 2) с приставками, оканчивающимися на з; 3) без приставок.

Самостоятельная работа. Самопроверка. Самооценка. (Слайд).

Физминутка для глаз (Слайд)

  • умение выражать свои мысли (К);
  • умение действовать по алгоритму (Р);
  • использование знаково-символических средств (П);

7.Самоконтроль и самопроверка.

- Какую учебную задачу мы поставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с).

- Проверить, достигли ли мы её, нам поможет творческая работа.

Творческое задание.

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Обозначьте орфограмму. Смотрите слова для справок.

Самостоятельная работа.

Корабль плыл по … океану. Группа туристов с трудом … на крутой холм. На небе … звезды. После длительной болезни Петя выглядел … Неожиданно  … выстрел из орудия.

Слова для справок: Ра..дался, влезла, в..спыхнули, и..нуренным, бе..крайнему, прозвучал, в..карабкалась, загорелись.

- А теперь проверьте  свою работу, как вы справились с заданием. (Слайд).

Самоконтроль, самопроверка.

- Оцените свою работу и сделайте вывод, как вы поняли тему нашу урока.

  • самоконтроль в форме результата с заданным эталоном (Р);

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  • оценивание качества и уровня усвоения, коррекция (Р);

9.Рефлексия учебной деятельности.

- Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

1.Оцените свою работу на уроке. Отметьте * в нужном окошке на листах достижений.

Вы были успешны и чувствовали себя комфортно

Разобрались в теме урока

Умеете применять свои знания

- Оцените ваше отношение к уроку:  

РефлексиЯ «Незаконченное предложение» (Слайд)

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…

  • умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П);
  • умение выражать свои мысли (К);
  • оценка-выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование (Р).

10. Итог урока

-Чью работу на уроке вы могли бы отметить?

  • Оценка

11. Домашнее задание

Учебник, стр.  111. Придумать или найти в орфографическом словаре 10 слов с приставками на з/с, выделить  в них орфограммы.

А кто желает, составит интересные предложения или словосочетания.

  • Дифференциация

Приложения.

Приложение 1. Карточка (1) для работы в парах. Угадай слово.

Время перед восходом солнца –

Сбор сведений о противнике во время войны –

Труд без пользы  –

Тот, кто ничего не делает – 

Внезапное чувство страха –

Такой, о котором знают все –  

Приложение 2. Карточки для работы в парах.

  1. Выдели корень и приставку в словах.

Дай характеристику первому звуку корня.

рассвет                    [     ] – звонкий,  глухой

разведка                  [     ] – звонкий,  глухой

  1. Выдели корень и приставку в словах.

Дай характеристику первому звуку корня.

бесполезный           [     ] – звонкий,  глухой

бездельник              [     ] – звонкий,  глухой

  1. Выдели корень и приставку в словах.

Дай характеристику первому звуку корня.

испуг                      [     ] – звонкий,  глухой

известный             [     ] – звонкий,  глухой

 Таблица для работы в парах.

Запиши  слово в  нужный столбик.

перед глухим согласным

перед звонким согласным

 рассвет

разведка

бесполезный

бездельник

испуг

известный

Вывод.

Приставки с буквой с (рас, бес, ис) пишутся перед                                  согласными.

Приставки с буквой з (раз, без, из) пишутся перед                                     согласными.

Приложение 3 .

Лист достижений

ученицы 5 класса Жимбеевой Сэлмэг

по теме «Буквы  з – с на конце приставок”

Виды деятельности

 Критерии оценивания

Оценка

1.Вставить пропущенные буквы

 Без ошибок – 5

1 ошибка – 4

2-4 ошибки – 3

5 и более - 2

2.Угадать слово по его лексическому значению

 Без ошибок – 2

1 ошибка – 1

Все неправильно – 0

3.Заполнить таблицу

 Без ошибок – 2

1 ошибка – 1

Все неправильно – 0

4.Самостоятельная работа ( упр.246)

Без ошибок – 5

1-2 ошибка – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более - 2

5.Творческое задание

Без ошибок – 5

1 ошибка – 4

2-3 ошибки – 3

4 и более - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Буквы з и с на конце приставок

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...