Рабочая программа "Основы речевой культуры"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Князева Елена Игоревна

Рабочая программа элективного курса "Основы речевой культуры" для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_rechevoy_kultury.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                          Рассмотрено                           Утверждено

зам. директора по УВР                         на ППС                                       приказом      директора

___________/Л.А.Шеколдина              протокол №_____от ____          МБОУ «СОШ №7»

                                                                Руководитель ППС                     от________№_______


 

Рабочая программа

элективного курса  «Основы речевой культуры»  

в  10 и  классе

                                                                      Учителя Князевой

                                                                                                     Елены  Игоревны
 

                                                                                                 

                                                                                                 г.  КОГАЛЫМ

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Основы речевой культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и  предназначена для углубленного обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Тематическое планирование составлено на основании курса «Искусство устной и письменной речи». Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов/Программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008.

Цель курса:

 – формирование и воспитание современной языковой коммуникативной личности, владеющей системой норм современного  русского литературного языка, способной к конкурентности в высокоразвитом мире.     

Задачи курса:

 - выработать у учащихся языковое чутье;

 - дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;

 - совершенствовать речевую практику;

    - совершенствовать  языковые способности, позволяющие использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях   общения.

    - пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию.

Выбор содержания  программы мотивирован тем, что она

- соответствует  социальному заказу  обучающихся и родителей, в связи с подготовкой к ЕГЭ;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

   - поддерживает  и развивает у учащихся мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка;

       - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

       - обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

       - сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Принципы программы:

Актуальность. Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Научность. Культура речи – лингвистическая дисциплина. Культура речи – умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее  выразительное, т.е. стилистически оправданное.

Доступность. Курс «Основы речевой культуры» связан с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.

Системность. Курс строится от частного к общему.

Преемственность. Соответствует и дополняет школьный курс русского языка  и литературы.

Практическая направленность. Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.

Структура документа

        Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов,  требования к уровню подготовки обучающихся, литературу.                                                              

Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры, поэтому овладение культурой речи, ее совершенствование особенно важно для обучающихся.

         Русский язык и культура речи - одна из современных лингвистических дисциплин, изучает речевую деятельность общества в определённую эпоху и устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной , искусной и убедительной речи.

Предлагаемая программа элективного курса «Основы речевой культуры» развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне.

В программе рассматриваются различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации, излагаются основы ораторского искусства; характеризуются особенности официально-деловой письменной речи.

Программа включает изучение основных понятий культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета, позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.

Данная программа представляет комплекс разноуровневых задач – от корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно-стилистическими аспектами языка и освоение  экспрессивно- выразительных средств языка и речи.

 Части имеют полную логическую и смысловую  завершенность.

         Каждый тематический раздел курса состоит из 2-х частей: “Основные сведения” и “Практическая деятельность учащихся”. В I части даются основные научные понятия курса. Во II части содержится перечень примерных упражнений и различных видов творческих работ, которые рекомендуется проводить при изучении данных тем.

Основные организационные формы проведения занятий: семинары-практикумы, интерактивные лекции, лабораторные занятия, творческие практикумы, деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, урок-кроссворд, игра – общение, викторина, урок – тест.

Формы контроля: доклады, презентация, проекты, редактирование литературного текста, написание рецензии на литературный текст, контрольные тесты.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

Знать

- основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), средства языка и уметь ими пользоваться;

- коммуникативные качества речи и тенденции развития языка;

Уметь

- правильно оценивать языковые факты,  отбирать языковые средства в зависимости от содержания и условий общения;

- понимать назначение стилей речи;

- правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;

- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;

- обнаруживать  ошибки на всех уровнях структуры языка;

- справляться на элементарном уровне  с работой корректора – работника издательства, редакции или типографии, читающего и исправляющего корректуру;

 - составлять официальные документы;

         - оформлять рефераты;

    - вести деловую беседу, участвовать в полемике.

Предполагаемые результаты.

 В результате  учащиеся должны:

 - осмыслить и усвоить основные понятия культуры речи и овладеть нормами русского литературного языка;

 - составить целостное представление о проблемах культуры речи русского языка;

 - приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового;

          - сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;

 -  улучшить качества письменной и устной речи;

          - овладеть способами исследовательской деятельности;

  - владеть этикетными нормами и нормами  поведения в типичных ситуациях;

  - владеть навыками публичного выступления.

 Литература

Для учителя

Введенская Л.А. "Русский язык и культура речи " (любое издание)

Виноградов В. Проблемы русской стилистики. М., 1980г.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. В 2-х т. М., 1997 г/;

Горшков Л.И. Русская словесность М., 2000 г.

Головин Б.Н.Основы культуры речи. 2-е изд., испр.- М., 1988г.

Розенталь Д.Э. Развитие речи: теория и практика.- М, «Оникс 21 век», 2003

Для учащихся

Гвоздарев Ю.Л. Рассказы о русской фразеологии. - М., 1988.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М., 1995.

Введенская Л.А. и др. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – Ростов, 2003.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.

Скворцов Л.И. Экономия слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

Смирнова  Л.Г. «Культура русской речи». – М., «Русское  слово», 2009.

Лингвистические словари и справочники (любое издание)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.osp.mesi.ru Учебный портал МЭСИ

www.gramota.ru  ГРАМОТА.РУ   –   справочно-информационный    интернет-портал «Русский язык» и др.

Основное содержание с распределением учебных часов

Тема

Содержание курса

Практическая деятельность учащихся

Колич. часов

Дата проведения

план

факт

Тема 1.

Национальный русский язык.

Язык и речь. Функции языка. Признаки, характеризующие язык и речь. Особенности устной и письменной речи.

Русский язык, его составляющие

Составление схемы “Структура языка”.

1

05.09

Тема 2.

Понятие культуры речи.

Характеристика понятия “культура речи”. Три составляющих компонента культура речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность.

Диагностирующий тест по нормам русского языка.

1

12.09

Тема 3.

Языковая норма, её динамика и вариативность.

Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

Доклад: “Историческая смена норм лит. языка ”

2

19.09

26.09

Тема 4.

Орфоэпические нормы языка.

Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Фонетические средства языковой выразительности. Звук в поэтической речи. Звукопись как художественный приём. Звукоподражание, аллитерация и ассонанс.

Работа с орфоэпическими словарями.                

1

03.10

Тема 5.

Акцентологические нормы.

Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.

Типы акцентологических ошибок

2

10.10

17.10

Тема 6.

Лексика. Фразеология. Лексические нормы.

Слово как выразительное средство речи (использование в устной и письменной речи метафор, метонимии, синекдохи, антитезы, оксюморона, контекстуальных и общеязыковых синонимов и антонимов, омонимов, устаревших слов и неологизмов). Фразеологизмы, их использование в речи. Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения.

Лексический анализ текстов. Работа со словарями и справочниками. Выполнение упражнений.

2

24.10/

07.11

Тема 7.

Морфемика: словообразовательные нормы

Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. Словообразовательные модели.

Работа с этимологич. и словообразоват. словарями.            

2

14.11

21.11

Тема 8.

Морфология. Морфологические нормы.

Морфологические нормы.

Имя сущ.: ошибки в формах числа, ошибки в падежных формах, склонение имён собственных, трудности в определении рода имён существительных.

Имя прил.: употребление степеней сравнения.

Имя числ.: ошибки в образовании форм.

Нахождение морфологических ошибок

Коррекция текстов.

2

28.11

05.12

Тема 9.

Синтаксис. Синтаксические нормы.

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция). Выразительные возможности односоставных и неполных предложений.

Синтаксический анализ текстов, их коррекция.

2

11.12

19.12

Тема 10.

Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы.

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных.

Сост. таблицы “Характерные особенности функц. стилей лит. яз.”

2

26.12/

16.01

Тема 11.

Диспут.

Диспут " Можно ли по языку определить уровень культуры человека?" (Вариант: "Мы такие как наш язык или наш язык таков, какие мы?»

Подготовка сообщений, рефератов.

1

23.01

Тема 12. 

Основы психологии общения

Невербальные и вербальные средства общения. Способы понимания общения

Нормы поведения в типичных ситуациях. (Общение в группе и «тет-а-тет» Конфликт и методы урегулирования конфликта)

Выступления учащихся с докладами:

Ролевая игра.

1

30.01

Тема 13.

Этика общения

Этика и этикет. Разговорный стиль. Тенденции развития разговорного стиля. Новые явления в разговорном стиле начала XXI века.  

Ролевая игра.

1

06.02

Тема 14.

Культура устной речи на современном этапе.

Борьба с негативными явлениями, нарушающими требования простоты, чистоты, языковой точности речи. Заимствования. "Американизация" русского языка и проблема чистоты языка. Жаргоны. Типы современного жаргона. "Вирус канцелярита".

Нахождение ошибок. Коррекция текстов. Деловая игра “Экзамен для редактора»

1

13.02

Тема 15.

Речевые нормы научного стиля речи: реферат.

Общие требования к написанию и оформлению реферата. Структура реферата. Титульный лист. Оглавление. Введение. Основная часть. Заключение. Список источников литературы.

Составление

плана реферата.

Оформление реферата.

1

20.02

Тема 16.

Свойства русской официально-деловой письменной речи.

Комплекс обязательных реквизитов документа: наименование автора, адресата, подпись, дата, номер документа, гриф утверждения, печать. Современные требования, предъявляемые к реквизитам документа.

Оформление деловых бумаг

2

27.02

06.03

Тема 17.

Коммерческая корреспонденция

Коммерческая корреспонденция: письмо-запрос. Ответ на запрос. Письмо-предложение (оферта). Ответ на предложение. Реализация содержательных аспектов коммерческих писем с помощью стандартных выражений.

Деловая игра “Экзамен для редактора»

1

13.03

Тема 18.

 Языковые формулы официальных документов

Заявление. Определение заявления как вида деловой бумаги. Состав заявления. Образцы заявлений. Языковые особенности стиля и оформления заявления. Данные адресата и автора. Наименование документа. Особенности указания числа.

Написание официальных документов.

2

20.03/

03.04

Тема 19.

Реклама в деловой речи

История рекламы. Три разновидности рекламы по форме выражения: устная, изобразительная и письменная.

Общая характеристика рекламы. Цели, функции типы рекламы. Структура рекламы. Язык рекламы.

Составление рекламы

1

10.04

Тема 20.

Оратор и его аудитория.

Классификация выступлений.

Владение материалом ("что говорить") как главное условие публичной речи. Грамотная речь. Словарный запас (общие сведения). Композиция речи: вступление, основная часть и заключение. Их назначение.  

Собирание фактов материала.

Деловая игра «Образ оратора»

1

17.04

Тема 21.

Классификация выступлений.

Интонация.

Развлекательное выступление.

Информационное выступление.

Агитационное выступление. 

Из истории исследования интонации.

Типы интонации. Пауза, ее типы.  

Отработка навыка выразительного чтения.

2

24.04

08.05

Тема 22.

Подготовка публичного выступления.

Подготовка содержательной стороны речи. Тема выступления. Цель речи. Понятие "сверхзадачи выступления". Рабочий план выступления.

Сбор материала. Репетиция выступления.

Ролевые игры.

2

15.05

22.05.

Тема 23.

Деловой этикет.

Понятие этикет. Этикет делового общения. Искусство полемики. Деловая беседа и ее структура. Факторы, способствующие успеху деловой беседы. Деловая беседа по телефону. Этикетно-речевые формулы общения по телефону.

Деловые переговоры.

1

29.05

ИТОГО

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся

Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся. В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, особенно это заметно в школьной речи. При общени...

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»

Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)

Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...