Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Щербакова Юлия Евгеньевна

Технологическая карта урока на тему "Текст. От чего зависит порядок расположений предложений в тексте". Матермал для 5 класса, к учебнику под ред. М.М.Разумовская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku_5_klass.tekst_.doc210.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 «б» классе.  

Учитель:  Щербакова Юлия Евгеньевна

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др.;под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока: урок   развития  речи

Тема урока:  Текст. От  чего  зависит порядок  расположения предложений в тексте.

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию, выстраивать группу предложений  в  текст, определять  смысловые  отношения   между  предложениями), проблемной и коммуникативной. 

содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстом, определять смысловые  отношения  между  предложениями

УУД

Личностные: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: Определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность деятельности на уроке, учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные: Правильное построение речевых высказываний

Метапредментые: Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания.

Предметные: Умение находить различие между текстом и группой предложений. Умение определять тему текста и основную мысль. Грамотно строить высказывания.

Этап урока

Создание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный   момент.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Формирование  эмоционального настроя на урок. (Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.(Р)

  1. Постановка учебной задачи

Прогнозирование по названию  темы

- Ребята, как вы думаете, сможете ли вы по названию темы предположить, о чем пойдет  речь  сегодня  на  уроке?

Что вы знаете  о тексте? Как  связываются  предложения  в  тексте?

Вовлекаются в  работу  по  определению  признаков  текста, смысловых  отношений. Ученики отвечают на вопросы. Дают определение понятию текст.

Примерные ответы:

Текст это – речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных в целое единством темы, основной мыслью и с помощью различных языковых средств.

Текст это – группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Умение прогнозировать

 (П).

Умение отбирать и сопоставлять полученную

информацию (П),

  1. Подготовка к основной теме урока. Погружение в контекст. Составление опорного  кластера

Учитель организует чтение теории с.58-59 с остановками. По мере чтения предлагает учащимся  вносить записи  в  кластер «Текст»

Ребята, прочитайте теорию в учебнике внимательно, затем мы с вами будем составлять опорную схему на доске..

Читают с.58 правило

Затем один ученик читает вслух, все остальные внимательно слушают. По прочтению правила ,учащиеся высказывают предположения, рассуждают.

Один ученик выходит к доске. Все остальные помогают сконструировать схему.

Состоит из предл.

         

ТЕКСТ     предл.

                             связ.

                                  по смыслу

Полученную схему заносят себе в тетради.

Умение  составлять  схему  по  теоретич.материалу (П).

  1. Осмысление

Задание №1.

Понаблюдайте с.58

Письменно.

- Ребята, прочитайте задание. Скажите, являются ли эта группа предложений текстом? Что нужно нам сделать, что бы превратить эту группу предложений в текст? Чем будет определятся последовательность предложений? 

Фронтальный опрос. Ребята формулируют ответы на вопросы, отвечают, дополняют друг друга. Корректируют.

- Ребята, теперь запишите себе полученный текст в тетрадь.

- Скажите, чего не хватает еще в тексте, что бы он был завершен?

- Ребята, что нам необходимо еще внести в нашу схему? Какой главный элемент еще мы с вами запишем? 

Примерные ответы учеников:

- нет, эта группа предложений не является текстом.

- нужно все предложения расположить по смыслу, что бы получился текст.

- найти среди предложений такое, содержание которого понятно без других, и поэтому оно может быть началом текста.

- затем найти сигналы зависимости от других предложений.

1)Учащиеся  превращают  группу  предложений  в  текст.

2)Определяют  смысловые  отношения между  предложениями

3)списывают  предложения  в  определённой  последовательности

- Заглавие

Предлагают варианты заглавия текста, выбирают наиболее подходящий, записывают себе тетрадь.

  • Заглавие

Дополняют схему

Состоит из предл.

Заглавие         ТЕКСТ         предл.

                             связ.

                                  по смыслу

Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р)

  1. Наблюдение теорией и закрепление

Работа с учебником на стр. 59.

- Ребята, прочитайте правило, затем мы с вами выделим самое главное и внесем в нашу таблицу.

- Скажите, пожалуйста, что вы узнали из правила?

Ученики отвечают на вопрос, анализируют, дополняют друг друга

Читают теорию, внимательно вдумываясь в каждое слово.

Затем один ученик  читает в слух, делает выводы.

- Смысловые отношения между предложениями, зависимыми друг от друга могут быть различны.

- Содержание предложения может быть противопоставлено содержанию другого.

- Одно предложение может указывать причину, следствие цель того, о чем говорится в другом.

Выполняют учебно – познавательные действия, анализируют, делают выводы. (П)

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. (К)

Задание № 2

Упр.159 устно

- Что бы закрепить и посмотреть как работает наше правило, небходимо выполнить упражение 159  на стр. 59.

Прочитайте текст сначала про себя. А затем мы с вами ответим на ряд вопросов.

- Ребята, скажите, пожалуйста, являются ли эти предложения текстом? Посмотрите на текст и на правло, которое мы с вами прочитали. И скажте, как оно работает? Сможем ли мы изменить последовательность предложений? Почему нельзя это сделать?

- Ребята, теперь посмотрите на наш текст и скажите, какие части текста мы с вами можем выделить?

- Давайте внесем в нашу схему недостающие элементы.

- Ребята, вот теперь у нас получилась готовая схема и глядя на нее, мы можем ответить на главный вопрос нашего урока – от чего зависит порядок расположений предложений в тексте

Внимательно читают текст про себя.

Затем ученик читает вслух текст, остальные слушают.

- Да, эти предложения являются текстом, потому что связаны между собой по смыслу и грамматичеси.

- Изменить последовательность предложений в тексте нельзя, потому что нарушаются смысловые связи.

- Каждое  предложение указывает на причину, следствие и цель дркгого. Эти смысловые отношения выявляются постановкой впросов почему? при каком условии? и т.д.

Коллективное обсуждение.

Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный

- Текст имеет структуру

- Вводная часть, основная часть, концовка (заключение)

Состоит из предл.

Заглавие         ТЕКСТ         предл.

                             связ.

                                  по смыслу

       

                   несамост.        

                                        самост.

структура

ввод.часть осн.часть. концовка

Ученик выходит к доске, вписывает в схему недостающие элементы. Остальные себе в тетрадь.

        Ученики, опираясь на схему, на те знания, которые приобрели в ходе урока формулируют выводы.

Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К)

Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К).

  1. Закрепление знаний

Работа в парах. Каждой паре раздаю таблички, которые необходимо заполнить.

Заполняют таблицу, опираясь на конспект урока. После, коллективно проверяем.

Умение работать в парах,прислушиваться к мнению своих одноклассников. Корректировать ошибки, устранять недочеты.

  1. Самостоятельная работа (создание собственноготекста)

Ребята, теперь составьте свой текст, который буде содержать в себе все пройденные  элементы. Тема текста : «Зачем  учить русский язык»

Работают самостоятельно.

Уменние применять полученные знания на практике.

  1. Итог урока.

Рефлексия

 Организация рефлексии учащихся.

 - Оцените свою работу. Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками?

Учитель комментирует высказывания ребят,  дает оценку работы класса, объявляет  отметки, полученные в процессе работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)

 Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л)

  1. Домашнее задание

Упр.160

Превратить группу предложений в текст.

Ученики записывают домашнее задание себе в дневники.

Между предложениями в тексте устанавливаются различные смысловые отношения.

Предложение может быть____________________ от других предложений. Тогда  его содержание понятно и вне текста. Предложение может быть _________________ от других предложений. Сигналом ________________________ являются разные слова: ____________________________________. Первое предложение текста обычно бывает ______________. Другие же могут быть как ___________________, так и ________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...