Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Лёгонькая Ирина Вячеславовна

Тема 1. Рекомендации педагогу по подготовке к проведению ОГЭ по русскому языку.

Тема 2. Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения.

Тема 3. Рекомендации по выполнению 2 части ОГЭ: тестовые задания.

Тема 4. Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomend-oge.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку»

Тема 1. Рекомендации педагогу по подготовке к проведению ОГЭ по русскому языку.

Тема 2. Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения.

Тема 3. Рекомендации по выполнению 2 части ОГЭ: тестовые задания.

Тема 4. Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение.

Тема 1. Рекомендации педагогу по подготовке к проведению ОГЭ по русскому языку.

Для осуществления успешной подготовки учащихся к прохождению основного государственного экзамена в 9 классе, педагог должен понимать, что представляет из себя эта работа, ее роль и значение для каждого учащегося, важность прохождения учащимся экзамена и получение им достойного результата. Поэтому подготовка к его сдаче начинается задолго до времени фактического его проведения. Необходимо не только освежить в память учащегося все разделы курса русского языка школы, но и настроить его на позитивное отношение к предстоящему событию, помочь справиться со стрессом и неуверенностью. Это станет наиболее возможным, есть учащиеся будут понимать, что степень их знаний находится на достаточном уровне, чтобы выполнить экзаменационную работу удачно.

Чтобы помочь учащимся избежать ошибок, учителю необходимо иметь представление о тех недочетам и трудностях, которые испытывали выпускники, участники ОГЭ в предыдущие периоды сдачи этого экзамена. Это поможет педагогу выбрать тот тип подготовки, который позволит добиться хороших результатов. Зная уровень учащегося, его легко можно сравнить с имеющейся статистикой и учесть это при его подготовке.

В процессе анализа за последние периоды работ учащихся по прохождению ОГЭ, психологами выявляются некоторые трудности, на которые стоит обратить внимание педагогу:

Познавательные-отсутствие у учащихся достаточного объема знаний, отсутствие качественной сформированности навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко применять систему учебных понятий предмета;

Личностные- недостаток информации, отсутствие поддержки взрослых при прохождении работы, повышенный уровень тревоги;

Процессуальные- недостаток информации по процедуре экзамена, недостаточное понимание стратегии действий;

Психологические-ограничение в коммуникации вплоть до «ухода в себя», потеря веры в свое успешное настоящее и достойное будущее, эмоциональная расторможенность, не исключая агрессивного состояния и т.п.

На основании этих параметров, можно рекомендовать для учителей-предметников:

  • Учитывать индивидуальные способности и особенности учащихся;
  • Четко и подробно информировать учащихся о процедуре проведения экзамена;
  • Сосредоточенность на позитивные сторонах и выделение преимуществ учащихся;
  • Безоценочное суждение;
  • Активное слушание учащихся;
  • Привлечение, при необходимости, родителей при проведении подготовки к сдаче экзамена.

Для работы с учащимися по подготовке к экзамену, педагогу рекомендуется освоить и применять следующие действия:

  • Знать все особенности и условия проведения ОГЭ;
  • Знать и отработать с учащимися навыки поведения на экзамене;
  • Освоить и порекомендовать учащимся приемы самоконтроля;
  • Сформировать у учащихся позитивные установки, снижая уровень их тревоги и страха;

На основе анализа и согласно статистике проведения ОГЭ по русскому языку, выделяют следующие типы ошибок у учащихся при написании сочинения и изложения:

Грамматические-ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания, предложения, т.е. нарушение грамматической нормы.

Речевые ошибки- ошибки в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм: плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, паронимов, также в употреблении омонимов, антонимов, синонимов.

Логические ошибки-нарушение логики речи. Возникают в пределах одного предложения или на уровне целого текста.

Фактические ошибки– разновидность неязыковых ошибок: учащийся приводит факты, противоречащие действительности, дает неверную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом.

Этические ошибки– нарушение правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

Тема 2.Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения.

Первая часть экзаменационной работы ОГЭ-9 включает в себя одно задание. Это небольшая письменная работа на основе прослушанного текста-написание сжатого изложения. За изложение учащийся получает максимальный балл-7.

Форма написания изложения требует активизации памяти учащегося, навыков структурированного восприятия содержания текста, владение работы с текстом, умения выделять в основном тексте микротемы, выявлять главное и отделять второстепенное. Задача учащегося при работе с изложением-это выполнение информационной обработки текста. Для этого важно применить репродуктивные и продуктивные коммуникативные умения, умения выбирать лексические и грамматические средства для передачи полученной информации кратко и связно.

Комплекс умений прививаются учащимся в процессе всего курса изучения русского языка и работы по развитию речи. Эти умения формируются и при изучении других предметов.

При работе с сжатым изложением важно помнить, что работа с текстом строится на основе выделения в нем главного –концепта; составления плана текста, который соответствует его развертыванию; выявление ключевых слов; переработка информации текста (сжатие), преобразование в различные формы и т.п. Для успешного написания сжатого изложения эти действия выполняются целенаправленно, последовательно решая речевые задачи по восприятию исходного текста и воспроизведения собственного. Для подготовки учащихся к прохождению первой части экзаменационной работы педагогу необходимо грамотно организовать работу с текстом, учитывая особенности сжатого изложения как формы содержательной и языковой обработки текста.

Для выполнения 1 части работы используется аудиозапись с текстом, которая прослушивается участниками экзамена два раза. Во время прослушивания текста участникам разрешено делать заметки в черновиках. После прослушивания текста учащиеся работают над написанием изложения в бланке ответов №2.

Последовательные действия при работе с текстом:

1. Первое прослушивание аудиозаписи исходного текста, записи в черновике (2-3 минуты);

2. Время на осмысление услышанного, работа с черновиком (3-4 минуты);

3. Повторное прослушивание исходного текста (2-3 минуты);

4. Сообщение о начале работы с изложением (возможность использования словаря);

5. Написание сжатого изложения.

Рекомендованные действия для учащихся по написанию сжатого изложения:

1. Текст необходимо внимательно прослушать, записывая на черновике ключевые слова, отдельные фразы и те моменты, которые помогут в написании изложения;

2. Во время первого прослушивания исходного текста необходимо вникнуть в суть текста, уловить основную мысль, проследить логическую связь микротем, запоминая их последовательность;

3. Важно понимать структуру и языковое оформление текста: начало, середину, заключение, что является ключевыми словами, какие выразительные средства применяются в тексте;

4. Рекомендуется оставлять интервалы при работе в черновике, чтобы редактировать после второго прослушивания, добавляя слова или словосочетания;

5.  Если в процессе написания изложения учащемуся потребуется сделать вставку в свой текст, то изначально можно это учесть и писать, оставляя поля. В тексте, где учащийся хочет внести слово или предложение, надо сделать пометку, повторив ее на полях и записав туда то, что планирует добавить;

6. При повторном прослушивании текста учащему необходимо еще раз проверить последовательность изложения событий в нем;

7. Учащемуся надо быть внимательным, обращая внимание на даты, имена, время или место действия, которые описываются в исходном тексте;

8. Не желательно использовать в изложении «тяжеловесные» предложения, стараться из одной длинной фразы сделать более короткие предложения, разделив ее;

9. Необходимо медленно и очень внимательно проверять написанное во избежание грамматических, пунктуационных ошибок; нет ли нарушений связи слов; нет ли повторения одного и того же слова или словосочетания в предыдущем и последующем предложении, что является неоправданным повтором;

10. Необходимо проверить последовательность изложения содержания: логика раскрытия темы, верно ли выбрано место в тексте микротем, правильно ли поделен текст на абзацы;

11. В сжатом изложении должно быть три абзаца, соответствующие количеству микротем в исходном тексте;

12. Необходимо провести орфографический анализ изложения, найдя трудные по написанию слова и, применив правило, проверить их написание (или заменить синонимом);

13. Учащемуся важно помнить, что, работая над изложением, ему надо передать содержание как всего текста, так и микротем;

14. Экзаменационная работа по написанию изложению должна быть выполнена аккуратно, разборчивым почерком, без зачеркиваний, помарок, исправлений.

Сжатое изложение предполагает применение приемов компрессии текста, среди которых стоит отметить:

Разделение информации на главную и второстепенную;

Исключение второстепенной информации (может достигаться путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов или целых предложений);

Свертывание исходной информации за счет ее обобщения (перевод частного в общее).

Компрессии подлежат: подробности, повторы, детали, конкретные примеры

         Остается в тексте: содержание, которое сохраняет авторский смысл, и отсутствие которого сделает текст неясным и исказит авторский замысел.

Объем сжатого изложения предполагает не менее 70 слов.

Тема 3. Рекомендации по выполнению 2 части ОГЭ: тестовые задания.

Вторая и третья часть экзаменационной работы выполняются на основе прочитанного текста, тематически связанного с ранее прослушанным, но более конкретно раскрывающий тему. Текст для написания сжатого изложения –рассуждения представляет различные смысловые типы речи и их сочетания. Тексты соблюдают принцип «от общего к частному», от отвлеченного к конкретному.

Вторая часть экзаменационной работы ОГЭ-9 по русскому языку состоит из 13 заданий (2-14), выполняемые на основе прочитанного текста. Задания этой части включают: выбор ответа (2,3), краткий ответ (4-14). Задания с выбором ответа нацелены на проверку понимания учащимися глубины исходного текста, уровня понимания учащимися основной темы и проблемы текста, навыки нахождения в тексте средств выразительности.

Задания с кратким ответом оценивают владение учащимися комплексом умений языковой и лингвистической компетенции, орфографическими, пунктуационными, речевыми нормами языка.Тестовая часть оценивается очень просто: задание решено-1 балл, задание не выполнено-0 баллов. Для выполнения заданий второй части экзаменационной работы учащимся надо овладеть навыками решения тестовых заданий.Тесты этой части охватывают разные темы, от лексических средств до орфографии, но большинство вопросов на синтаксис и пунктуацию (задания 8-14).

Более предметно задания второй части выглядят следующим образом:

Задание №2. «Смысловой анализ текста». Задание нацелено на проверку знаний учащихся по теме «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста». В программе учебного курса русского языка это темы: Речь. Чтение. Рекомендации по работе с заданием:

Внимательно прочитать текст, не спеша;

Вдуматься в вопрос задания;

Определить, что из предполагаемых ответов действительно соответствует вопросу.

Нужно выбрать не тот ответ, в котором раскрыт смысл текста, а тот, в котором содержится ответ на заданный в условии вопрос.

Задание №3. «Изобразительно-выразительные средства русского языка». Для выполнения данного задания учащийся должен владеть изобразительно-выразительными средствами русского языка (тропы, фигуры речи и т.п.), изучение которых включено в программу курса русского языка в школе по темам: Выразительность русской речи.

Рекомендации по работе с заданием:

Необходимо вспомнить значение лингвистического термина, указанного в задании;

Внимательно прочитать предложения, предложенные к выбору ответа;

Выявить какое из предложений содержит названное средство языковой выразительности;

В данном задании потребуются знания что такое метафора. Метафора выражается существительным или глаголом, а эпитет — прилагательным.

Задание №4. «Правописание приставок». В задании необходимо выписать слово с приставкой, правописание которой зависит от звонкого последующего согласного. Это задание основано на теме «Фонетика. Орфография» в изучении общего курса русского языка в школе.  Соответственно, готовясь заранее к сдаче экзаменационной работы, учащимся надо не забыть повторить эти разделы, чтобы не допустить ошибки на экзамене. Если в задании говорится о неизменяемой приставке, то в большинстве случаев это приставка «С».

Задание №5.«Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.» В задании необходимо выписать слово-исключение в правописании суффикса. Задание повторяет правописание суффиксов в различных частях речи, для каждой из которых имеются свои правила этого написания (прилагательные, причастия, глаголы, наречия, а также правила правописания личных окончаний глаголов, что требует от учащихся знания о формах глагола.Важно помнить, что в отглагольном прилагательном пишется одна «Н», а в полном причастии - два «Н».В общем курсе изучения русского языка это задание на повторение раздела «Орфография». Для выполнения этого задания учащемуся необходимо внимательно прочитать предложение; найти в нем слова той части речи, которое необходимо найти, согласно заданию; убедиться в правильности его написания с учетом правила.

Задание №6. «Синонимы». В курсе программы изучения русского языка   эта тема рассматривается в разделе «Лексика и фразеология». Задание предполагает замену предложенного слова на синоним. Учащемуся важно помнить значение термина «синоним», понимать слова по происхождению и употреблению.  Для выполнения данного задания, рекомендуется внимательно прочитать предложение и определить лексическое значение слова, указанного в задании; подобрать синоним к данному слову, аргументируя для себя точность и правильность своего выбора.

Задание №7. «Виды подчинительной связи в словосочетании».  В курсе изучения программы по русскому языку эта тема относится к разделу «Синтаксис».  Задание предлагает замену предложенного словосочетания с основой на согласование на синонимичное словосочетание со связью управление. Для учащегося необходимы навыки работы со словосочетанием, знание видов подчинительной связи между главными и зависимыми словами в нем; понятие: управление, согласование, примыкание.  При выполнении данного задания надо понимать связь главного и зависимого слова в словосочетании и применить это правило.

Задание №8. «Способы выражения главных членов предложения». В курсе изучения программы по русскому языку эта тема относится к разделу «Синтаксис». Учащийся, согласно заданию, должен выписать грамматическую основу предложения. Для этого ему необходимо помнить способы выражения подлежащего и сказуемого, уметь верно определять грамматическую основу предложения (или несколько).  Это задание сложное, если не понять его, то многие задания из теста могут учащемуся не поддаться.

Задание №9. «Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения». Эта тема относится к разделу «Пунктуация» в общем курсе изучения русского языка». По заданию учащийся находит, среди указанных, предложения с обособленными однородными определениями. Соответственно, для выполнения этого задания, ему необходимо помнить простые предложения и предложения, осложненные однородными членами и знаки препинания при них; обособленные определения, обстоятельства, приложения, дополнения и пр. Очень важно для учащегося понимать разницу между причастием и деепричастием. Для выполнения задания учащимся рекомендуется найти в предложении однородные члены и убедиться, что они связаны сочинительной или бессоюзной связью; выявить, какие синтаксические конструкции выделены в предложении знаками препинания.

Задание №10. «Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства». Эта тема находится в разделе «Пунктуация» общего курса изучения русского языка. Учащемуся предлагается выписать цифру, обозначающую запятую, из предложений текста. Для выполнения этого задания ему необходимы знания правил постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, которые грамматически не связаны с членами предложения; понятие вводного слова и схожих с ним слов; обращение и постановка знаков препинания при нем; понимание уточняющих членов предложения. Если задание с вводными словами, то рекомендуется, для начала, убедиться, является ли найденное слово вводным или схожим с ним по звучанию членом предложения. Если задание требует выписать цифры, указывающие на знаки препинания при обращении, то надо определить интонацию выбранного слова или словосочетания и то, к кому обращаются со словами. Данное задание не считается сложным для выполнения.

Задание №11.«Выделение грамматических основ в предложении». Задание перекликается с №8. Раздел «Синтаксис». Требуется указать количество основ в предложении и записать цифрой ответ. Учащемуся важно помнить о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке, выявлять на основании этого грамматическую основу (или основы);

Задание№12.«Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения». В задании надо выписать цифры, обозначающие постановку запятых между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Учащемуся надо вспомнить иувидеть границы грамматических основ и знать разницу между соединительной (союзы «а», «и», «но») и подчинительной связью, строение сложноподчиненного предложения и расстановку пунктуации в нем.

Задание№13.«Виды соподчинения придаточных предложений главному». Задание предполагает выбор среди предложений сложноподчиненного с однородными придаточными и написать его номер. Необходимо знать и определять предложения с разными видами подчинения придаточных: последовательного, параллельного и однородного типа подчинения.

Задание№14.«Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью».  Задание предлагает выбрать сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями среди предложений, написав номер верного ответа. Задание на связи в предложении. Как правило, точка, точка с запятой, двоеточие и тире — это бессоюзная связь в предложении. Сочинительная связь — это чаще всего союзы «а», «и», «но». Для начала, нужно определить грамматические основы в предложении (сложное оно или простое), выявить границы простых в составе сложных, рассмотреть связь простых предложений в составе сложного.

Тема 4. Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение.

Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 15), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи.   При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.

Задание этой части основано на тексте, который уже встретился учащимся при работе с заданиями 2 части экзамена.  Учащийся выбирает одно из предложенных заданий(15.1, 15.2 или 15.3) и дает развернутый письменный ответ на него.  Задание выполняется на бланке ответов №2. За выполнение сочинения учащийся может получить максимальный результат-9 баллов.

Первая тема — лингвистическая (15.1). Эта тема сложная, поскольку требует очень хорошего знания теории. Вторая тема представляет собой высказывание из текста, который приводится в начале работы (15.2). Необходимо объяснить, как вы понимаете это высказывание, подкрепив свои рассуждения двумя аргументами из текста. Это тема, в сравнение с первой, простая.  Третья тема (15.3)перекликается с аналогичным заданием при сдаче ЕГЭ (11 класс), поэтому тем учащимся, кто планирует продолжить обучение в 10-11 классах, стоит обратить внимание именно на эту тему сочинения. В ней учащимся предлагается объяснить значение слова, к примеру: «Доброта», «Человечность», «Совесть». Для начала в произвольной форме раскрыть значение слова, а потом привести два аргумента: первый — из текста, данного в начале работы, а второй — из жизни. Для каждой темы сочинения существуют свои критерии оценки. Оценивается, к примеру,объяснение значения слова, наличие и подбор аргументов, композиция и логика.

15.1. Сочинение на лингвистическую тему строится по схеме: Тезис-примеры-аргументы из текста-вывод. Надо помнить, что тезисом является указание на две функции языкового явления, а аргументация тезиса возможна примерами из текста (не менее двух). Примерами могут служить цитаты из текста, а также ссылка на номера предложений. Начать сочинение на эту тему,можно, используя варианты:

Фраза из задания (цитата);

Согласие или несогласие пишущего с каким-либо участником лингвистического спора;

Вопрос-ответ;

Собственное высказывание учащегося;

Учащийся может использовать клише для основной части сочинения, чтобы дать развернутый и аргументированный ответ- «рассуждение», такие, к примеру:

Вводные слова: итак, таким образом, во-первых, к примеру, и т.п.;

Синтаксические конструкции: «Рассмотрим предложение… (№), в котором …»;

Объем сочинения не может быть менее 70 слов, написанных аккуратно и разборчиво.

15.2. Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста. Данный вид сочинения строится по схеме:

Вступление (1абзац)-цитирование предложения по заданию и объяснение его смысла (кто произносит из героев фразу и что хочет этим сказать);

Основная часть (2 и 3 абзацы)-обоснование высказанного ранее и два примера-аргумента из текста;

Итоговый вывод (4 –й абзац), объяснение того, как анализируемое предложение помогает понять идею текста, отношение рассказчика к персонажам, поступки персонажей и т.п.

15.3.  Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения слова. Выполнение этого задания должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение», строится по схеме:

Вступление (1 абзац)-объяснение понимание учащимся значения слова из формулировки задания; Для начала учащийся дает свое определение толкования этого слова: продумывает основные признаки, составляющие его понятие; далее-подбирает синонимы к нему; потом подбирает типичные качества характера, поступков людей, в которых может это понятие проявиться.

После, расширяя ответ, комментируется данное учащимся определение.

Основная часть (2 и 3 абзацы)-обоснование выдвинутого учащимся толкования и приведение примеров доказательств справедливости своих суждений, основываясь на аргументах:

Первый аргумент- из исходного текста, рассказ о поступках персонажа (героя) и их связи с анализируемым понятием с указанием номеров соответствующих предложений или применяя цитату.

Второй аргумент- опора на собственный жизненный опыт и впечатления:

Случай из своей жизни;

Случай из чужой жизни (знакомые, друзья и т.п.);

Случай из чьей-то жизни, приведенный в средствах массовой информации;

Зрительский или читательский опыт;

Случай, основанный на исторических фактах.

Итоговый вывод (4 абзац)-подчеркивание важности и значения морально-этического понятия, указанного в формулировке темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к итоговой аттестации в 11 классе по русскому языку. Пишем часть С

Несколько рекомендаций к написанию экзаменационного эссе...

государственная итоговая аттестация в 9 классе по русскому языку (2014 год)

Структура экзаменационной работы по русскому языку1 часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля).Не менее 70 сло...

Тесты для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе по английскому языку

Тесты для подготовки к ОГЭ 9 класс по английскому языку....

Использование кейс – технологий как эффективный метод при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

laquo;Лучший результат, который может выбрать для себя человек, - добиваться самого высокого результата…» Что такое кейс-технология: этимология отражает суть технологии.Отличия от т...

Список электронных образовательных ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку.

Список электронных образовательных ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...