Исследовательский проект "Интересная фразеология" обучающегося 6 класса Варламова Александра
проект по русскому языку (6 класс)

Мартынова Елена Анатольевна

Работа выполнена обучающимся в рамках долгосрочного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ПЕРВОМАЙСКИЙ БАЛАШОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

(ПРОЕКТ)

«ИНТЕРЕСНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ»

                                    ВЫПОЛНИЛ: ОБУЧАЮЩИЙСЯ 6 КЛАССА

                                                       ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР

                               РУКОВОДИТЕЛЬ: МАРТЫНОВА ЕЛЕНА

АНАТОЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

  ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

                                                            2019 ГОД

Паспорт проекта.


  1. Название проекта: Интересная фразеология.
  2. Учебный предмет: Русский язык.
  3. Тип проекта: Практико - ориентированный, индивидуальный, долговременный.
  4. Цель проекта: Используя словари, энциклопедию, научно-популярную литературу и другие источники, собрать необходимую информацию об истории возникновения, значении, употреблении фразеологизмов в русском языке и литературе
  5. Задачи проекта:
  • Развитие умения работать с фразеологическим словарём русского языка
  • Дать толкование большой группе наиболее употребляемых в речи фразеологизмов.
  • Собрать материал об истории возникновения фразеологизмов.

Аннотация проекта: Данный проект ориентирован на изучение фразеологизмов. Работая над проектом, обучающаяся овладевает навыками поиска информации, учится извлекать, отбирать наиболее важную и нужную, а главное - знакомится с историей русской лингвистики.

Предполагаемый продукт: Справочник или учебное пособие: «Почему мы так говорим», презентация «Интересная фразеология»

Этапы работы над проектом:

  • Обнаружение проблемы. При изучении темы выяснилось, что мы можем растолковать только некоторые, самые распространённые фразеологизмы, затруднились рассказать об истории возникновения фразеологизмов. Когда получили задание – найти сведения об истории возникновения фразеологизма, то не справились с ним. Поиск информации занимает очень много времени. Во фразеологическом словаре даётся, в основном, толкование фразеологизмов, а об истории возникновения фразеологизмов сведений очень мало.
  • Выбор названия, определение целей и задач проекта.
  • Разработка плана работы над проектом

Актуальность проблемы:

  • При изучении темы «Фразеологизмы» выяснилось, что мы можем растолковать только некоторые, самые распространённые фразеологизмы, затруднились рассказать об истории возникновения фразеологизмов. Когда получили задание – найти сведения об истории возникновения фразеологизма, то не справились с ним. Поиск информации занимает очень много времени. В фразеологическом словаре даётся, в основном, толкование фразеологизмов, а об истории возникновения фразеологизмов сведений очень мало. Я заинтересовалась вопросом: «Почему мы так говорим», как появились фразеологизмы. Выяснилось, что возникновение многих фразеологизмов связано с русской историей. Знакомство с фразеологией помогает нам глубже понять историю и характер нашего народа. Это меня увлекло, и я решила собрать сведения об истории возникновения фразеологизмов, а также узнать, что они обозначают.


Цель проекта: Используя словари, энциклопедию, научно-популярную литературу и другие источники, собрать необходимую информацию об истории возникновения, значении, употреблении фразеологизмов в русском языке и литературе. Создать учебное пособие: Справочник Фразеологизмов

Задачи проекта:

  • Развитие умения работать с Фразеологическим словарём русского языка и с энциклопедией «Я познаю мир» (Русский язык)
  • Дать толкование большой группе наиболее употребляемых в устной речи и художественной литературе фразеологизмов.
  • Собрать материал об истории возникновения фразеологизмов.
  • Показать, что фразеологизмы являются одним из художественно -изобразительных средств русского языка.

Ход проекта:


1. Подготовительный этап: Выбор темы, целеполагание, проблематизация.

2. Планирование своей работы.

3.Определение: что будет являться проектным продуктом, какие должны быть результаты работы.

4. Реализация проекта: подготовка и проведение викторины, сбор информации, отбор наиболее важной и нужной, переработка информации.

5.Подготовка презентации, представление и защита проекта.

6.Подведение итогов, рефлексия, самоанализ.

Слайд 1

Титульник

Слайд2

Гипотеза: фразеологизмы украшают нашу речь, делают её яркой и выразительной

Слайд 3

Что такое фразеология?

Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Устойчивые выражения делятся на несколько групп:

-ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ;

-ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ;

-КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

Слайд 4

Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, обладающие обычно целостным значением.

Смотреть сквозь пальцы,

 как кот наплакал и др.

Слайд 5

Крылатые слова и выражения (афоризмы) – это образные цитаты из  литературных произведений.

Авторы афоризмов известны, в отличие от народных пословиц и поговорок

Чтение – вот лучшее учение.

                        (А.С.Пушкин)

Происхождение фразеологизмов русского языка.

Несмотря на кажущуюся оригинальность отдельных фразеологизмов, их образование в языке опирается на определенные образцы, формулы. Во фразеологии, как и в других ярусах языка, действуют закономерности.

Особенности образования фразеологизмов связаны с типом материала на базе которого они созданы. В русском языке таких типов пять:

  1. отдельные слова русского языка;
  2. свободные словосочетания русской речи;
  3. пословицы русского языка;
  4.  фразеологические единицы из русской литературы
  5.  иноязычные фразеологизмы.

Из отдельных слов фразеологизмы возникают довольно часто. Узнать их можно по необычной сочетаемости слов (таких свободных сочетании в русском языке не бывает), например: мозги набекрень, душа нараспашку, человек в футляре. Сюда же относятся так называемые перифразы типа корабль пустыни - «верблюд», черное золото - «нефть», пятый океан - «небо» и т. д. В составе этих фразеологизмов чаще всего одно из слов имеет свободное значение а другое - фразеологически связанное, т. е. такое, которое встречается только в составе фразеологизма. Это значение имеет переносный характер. Например, в сочетанияхдуша нараспашку (ср. дверь нараспашку), мозги набекрень (ср. шляпа набекрень)переносный характер значения слов нараспашку, набекрень хорошо осознается, выражениедуша нараспашку определяет характер человека, не скрывающего своих мыслей, «открывающего душу» людям.

В некоторых фразеологизмах, образованных на базе отдельных слов, все компоненты имеют фразеологически связанное значение например: капля в море, делать из мухи слона.

Наибольшее число фразеологизмов образуется на базе свободных словосочетаний, часто встречающихся в речи. Такие словосочетания получают новое значение, переносимое на них по сходству явлений или их связи. Голова нередко сравнивается с котелком, котлом отсюда и перенос на свободное сочетание котелок варит нового значения - «голова соображает у кого-либо». Чтобы плыть по течению не нужно затрачивать много сил. Эта ситуация напоминает ту когда человек живет так, как живется, сам не пытаясь изменять образ жизни. Отсюда перенос значения «действовать, как принуждают обстоятельства, не стараясь противоборствовать» на сочетание плыть по течению.

Слайд 6

Источники русских фразеологизмов

Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на две группы: фразеологизмы русского происхождения и заимствованные.

Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языка- предка. Таковы водой не разольешь - «очень дружны»,медвежья услуга - «неумелая услуга, плохая помощь», лезть на рожон - «предпринимать что-то рискованное, заведомо обреченное на неудачу», семи пядей во лбу - «очень умный», человек в футляре (из рассказа А. П. Чехова) и многие другие.

Источники

Примеры

1

Народное

творчество

По щучьему велению,

за тридевять земель,

искать жар-птицу

2

Античная мифология

Нить Ариадны,

ахиллесова пята,

кануть в лету,

Троянский конь

Слайд 7

3

Библейская мифология

Блудный сын, козёл отпущения, избиение младенцев

4

Художественная литература

Мартышкин труд (И.Крылов),

злые языки страшнее пистолета (А.Грибоедов)

5

Традиции, обычаи

Выкурить трубку мира, очертя голову, носить на руках

Слайд 8

6

Профессиональная лексика

Тянуть канитель, играть первую скрипку, на два фронта

7

Реальный исторический факт

Держать порох сухим, во всю Ивановскую, перейти Рубикон

Слайд 9

Значение и этимология фразеологизмов

Слайд 10

Держать порох сухим

       Оливер Кромвель, вождь английской буржуазной революции 17 в., по воспоминаниям современников, был человеком суровым и набожным. В день, когда его войска должны были форсировать реку, чтобы дать бой армии короля Шотландии, Оливер Кромвель произнёс: «Ребята, уповайте на бога, но порох держите сухим». Войска Кромвеля одержали блестящую победу при Данбаре. Мудрый совет полководца облетел сначала всю армию, потом всю Англию, а затем и весь мир.

       Крылатое выражение «держать порох сухим» употребляется в значении «быть готовым к борьба, быть бдительным и хорошо вооруженным».

Слайд 11

При царе Горохе

      Выражение, употребляемое в значении: «очень давно, в древности». В одной из русских народных сказок говорится так:

« В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь Горох».

        Имя царя Гороха произносится иронически, с полным недоверием к тому, что происходило в его правление.

Слайд 12

Пиррова победа

В 279 году до н.э.царь Пирр одержал победу над римлянами в битве при Аускуле. Но победа эта, как рассказывает древний историк Плутарх, стоила Пирру таких больших потерь, что он воскликнул: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска!» Царь Пирр обладал даром предвидения. Действительно, через год римляне разгромили его войско.

       Выражение «пиррова победа» употребляется в значении: «сомнительная победа, которая не оправдывает понесённых жертв».

Слайд 13

Очертя голову

        Откуда в наш язык пришло это выражение? Нередко можно услышать такую, например, фразу: «Он кинулся очертя голову». При это предполагается, что тот, о ком идёт речь, поступил решительно и безрассудно. Это безрассудство, эта отчаянная храбрость вызывались полной уверенностью, что голова, то есть жизнь, сохранится, ведь она «очерчена».

       Древние воины перед боем очерчивали концом меча вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит воину жизнь.

Слайд 14

Самые известные фразеологизмы

  • Бить баклуши
  • Точить лясы
  • Считать ворон
  • Витать в облаках
  • Задирать нос
  • Жить на широкую ногу
  • Плясать под чужую дудку
  • Метать громы и молнии
  • Доводить до белого каления
  • Ломать голову
  • Лезть на рожон
  • Вставлять палки в колёса
  • Раздувать из мухи слона
  • Работать засучив рукава
  • Держать язык за зубами
  • Выводить на чистую воду

Слайд 15

Выводы

Используйте в своей речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения и тогда наша речь станет более яркой, выразительной, живой и образной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интересная фразеология Выполнил: обучающийся 6 класса Варламов Александр

Слайд 2

Что такое фразеология? Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Устойчивые выражения делятся на несколько групп: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ; ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ; КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

Слайд 3

Смотреть сквозь пальцы, как кот наплакал и др.

Слайд 4

Чтение – вот лучшее учение. А..С.Пушкин

Слайд 5

№ ИСТОЧНИКИ ПРИМЕРЫ 1 Народное творчество По щучьему велению, за тридевять земель, искать жар-птицу 2 Античная мифология Нить Ариадны, ахиллесова пята, кануть в лету, Троянский конь ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИИ

Слайд 6

3 Библейская мифология Блудный сын, козёл отпущения, избиение младенцев 4 Художественная литература Мартышкин труд (И.Крылов), злые языки страшнее пистолета (А.Грибоедов) 5 Традиции, обычаи Выкурить трубку мира, очертя голову, носить на руках

Слайд 7

6 Профессиональная лексика Тянуть канитель, играть первую скрипку, на два фронта 7 Реальный исторический факт Держать порох сухим, во всю Ивановскую, перейти Рубикон

Слайд 8

Значение и этимология фразеологизмов

Слайд 9

Держать порох сухим

Слайд 10

При царе Горохе

Слайд 11

Пиррова победа

Слайд 12

Очертя голову

Слайд 13

Самые известные фразеологизмы Бить баклуши Точить лясы Считать ворон Витать в облаках Задирать нос Жить на широкую ногу Плясать под чужую дудку Метать громы и молнии Доводить до белого каления Ломать голову Лезть на рожон Вставлять палки в колёса Раздувать из мухи слона Работать засучив рукава Держать язык за зубами Выводить на чистую воду Расхлёбывать кашу

Слайд 14

Школа: МОУ СОШ п. Первомайский Балашовского района Саратовской области Класс: 6 ФИ обучающегося: Варламов Александр ФИО руководителя: Мартынова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы Список используемой литературы: А.Г Нарушевич «Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты» Н.В.Баско, В.И. Зимин «Фразеологический словарь Русского языка» В.В.Волина «Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык» https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс Кантата Александр Невский

Разработка урока музыки для 3 класса с презентацией по программе Е.Д.Критской по теме "Святые земли русской. Кантата александр Невский"...

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....

Творческая работа по географии ученика 8а класса Комисарова Александра.

СПАСЁМ  ПОДГОРЫ.ПРИЧИНЫ    ЗАГРЯЗНЕНИЯ  ПРАВОБЕРЕЖЬЯ ВОЛГИ.                                  ...

Презентация по истории в 5 классе "В Александрии Египетской"

Данная презентация содержит красочный материал к уроку....

"Откуда есть пошло название поселка "Васьково"? Проектная работа по истории ученика 6 класса Данилова Александра

Проектная работа по истории на основе краеведческого материала, посвящена истории названия поселка "Васьково", в котором мы живем.В работе рассматриваются две версии происхождения названия поселка.Про...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...