Главные вкладки

    Познание начинается с удивления. Аристотель
    статья по русскому языку

    Современный урок как пространство открытий и достижений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_krutskaya_a.p._gbou_sosh_no585.docx40.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 585

    КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Дачный проспект, дом 3, корпус 2, литер А,  Санкт-Петербург, 198262,

    телефон/факс 417 27 72, e-mail: sc585@kirov.spb.ru

    ОГРН 1027802754440, ОКПО 35472928, ИНН/КПП 7805039638/780501001

    _____________________________________________________________________________

    Статья

    на  конкурс научно-методических статей

                          в рамках IX  Педагогических чтений работников

    образовательных учреждений Санкт-Петербурга 

    «Учимся вместе: новый формат современной школы»

    Направление: «Современный урок как пространство открытий и достижений»

    Название статьи: «Познание начинается с удивления»

    (Аристотель)

    Автор: Круцкая Алла Петровна, учитель русского языка и литературы

    Санкт-Петербург

    2018


    «Познание начинается с удивления»

    «Хочу не учить, а душевно беседовать,

    размышлять сообща и догадываться…»

    М.М.Пришвин

    В педагогике существует определение процесса обучения: «Процесс обучения призван активизировать деятельность учащихся, максимально способствовать тому, чтобы раскрылись их творческие способности. Для него характерна двусторонность: с одной стороны в нем принимает участие педагог, который объясняет материал и играет руководящую роль в обучении, с другой стороны – ученики, которые овладевают новыми знаниями. Нет сомнения, что этот процесс будет эффективным только в том случае, если обучающий и обучающиеся будут активно взаимодействовать между собой».

    С этим высказыванием трудно поспорить, но на современном этапе перед учителем возникло много трудностей именно из-за того, что, к сожалению, обучающиеся все меньше хотят взаимодействовать с учителем. Я уже давно задумываюсь о том, как сделать свой предмет ближе, понятнее, а значит и интереснее ребятам, чтобы, приходя на урок, они хотели участвовать в процессе обучения, стремились к саморазвитию. Новые ФГОС меняют представление об обучении. Какие же «инструменты» могут помочь учителю достичь выполнения стандарта не формально, а качественно? Что нового должно быть в современном уроке, чтобы пробудить у ученика желание познавать? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

    Расскажу о некоторых приемах работы на уроке, которые использую в своей профессиональной деятельности.

    1. Чтобы подвести обучающихся к освоению нового материала, я использую проблемный  подход:  например, в 6 классе на уроке русского языка  при изучении темы: «И, Ы после Ц»  на доску проецируется слайд со словами: цирк, улицы, акация. Ребята читают эти слова и перед ним возникает вопрос: «Почему мы слышим звук после Ц одинаково ,а пишем эти слова по-разному?» Так через проблемный вопрос выходим на тему урока. В это время ребята чувствуют себя первооткрывателями, стараются найти ответ на вопрос ,обсуждают возможные варианты ответа ,таким образом сами формулируют тему урока.  Через удивление и открытие нового мы достигаем целеполагания.
    2. Тема «Словообразование. Морфемика» сложна для учащихся. Чтобы вызвать интерес у ребят к изучению данной темы, я предлагаю им решить филворд.

    Двигаясь по клеткам горизонтально, вертикально, диагонально (сверху вниз и снизу вверх), соберите десять слов с чередованием в корне слова. Выделите корни в словах с чередованием, обозначьте условие выбора орфограммы. Ребята работают в паре, стараясь помочь друг другу.( Можно предложить работать в малой группе)

    1. Еще один вид работы, в котором проверяются знания по орфографии и морфологии.

    Обучающиеся делятся на 4 группы ,каждая группа получает задание: на листе нарисованы 4 лукошка, в которые надо распределить слова:

    А) Без мягкого знака

    Б) Мягкий знак на конце имен существительных

    В) Мягкий знак у прилагательных

    Г) Мягкий знак у глаголов

    Солов..иная, полноч.., камен..щик,задумаеш..ся, ландыш..., январ..ский, помощ.., доч.., бетон..щик, врач.., выучиш.., мыш… бросиш.., жен..щина, вороб..ный, стрич.., помощ..ница, лис..его, пропаст.., бол..шой, ноч.., играеш.., ноябр..ский, солов..иная и т.д. 1гр  выполняет задание А,  2 гр.- задание Б,  3гр.-задание В,  4гр.-задание Г .Затем каждая группа зачитывает свои варианты ответа, а группы 2 и 4 должны ответить на вопрос:

    -Какое слово вы написали дважды? Почему? И через удивление мы открываем новое.

    Задача учителя на сегодняшний день не просто заложить в головы обучающихся определенный объем знаний, но постараться преподнести изучаемый материал так, чтобы ребята смогли осознанно применять полученные знания в своей жизни.

    Опять возникает вопрос, как научить учащихся хотя бы попытаться уметь определять свои границы знания и незнания, то есть научить объективно оценивать себя и своих товарищей?

    Как бы странно ни звучало, но некоторые ответы на этот вопрос я нашла в книге

    Майлза Дауни «Эффективный коучинг». Удивительно, что в книге, казалось бы, написанной не для школьных учителей говорится о способности человека к обучению, о том, как можно развить эмоциональный интеллект. Результат, как считает Дауни, - это прежде всего то, что приносит уверенность, радость, удовлетворение. А ребенку в подростковом возрасте важно сказать себе: «Я смог!»

    Учащиеся до 14-15 лет в основном кинестеты, то есть воспринимают большую часть информации через ощущения, значит и задания им необходимо подбирать такие, которые дадут возможность поэкспериментировать, сделать, самостоятельные выводы, так на уроках русского языка и литературы предлагаю составить синквейны, особенно это интересно в конце изучения темы.

    В 6 классе после анализа стихотворения Ф.И.Тютчева «Листья» я предложила ребятам: 1 вариант: составить синквейн к слову «листья»,  2 вариант – к слову «лучи»

    Листья

    -Свежие, зеленые

    -Кружатся, летают, опадают

    -Листья танцуют осенний вальс

    -Листья – легкое племя

    Лучи

    -Искрящиеся, яркие

    -Светят, блестят, играют

    -Лучи веселые как дети

    -Лучи - солнце

    На уроке русского языка ребята составляли синквейны к словам «приставка», «корень», «суффикс»

    Приставка

    -Важная, нужная

    -Образует, дополняет, составляет

    -Без приставки нам нельзя

    -Служит для образования слов

    Корень

    -Сложный, нужный, составной

    -Определяем, ищем, пишем

    -Мы с корнем лучшие друзья

    -Ведь без корня жить нельзя

    Эти задания помогают формировать у учащихся коммуникативные компетенции, в группе царит творческая атмосфера, ребята стремятся помочь друг другу, так решается и воспитательная задача урока.

    Если в 5-6 классах обучающиеся составляют синквейны, то в 7-8 классах я предлагаю обучающимся составить кеннинги, это более сложный вид деятельности, но он приучает мыслить логически и подготавливает к усвоению темы «Словосочетание».

    Например: кеннинги по теме «Весна» - пробуждение природы, таяние снега, журчание ручьев, набухание почек, радость души и т.д.

    А чтобы ребята внимательно слушали ответы одноклассников, я предлагаю каждой группе вести оценочный лист, на котором надо не только поставить  «+» или «-» другой группе, но и отметить наиболее понравившиеся ответы, а также кратко обосновать, почему понравились именно эти ответы.

    Это позволяет усилить мотивацию, дает каждому возможность для самореализации и самоутверждения, поддерживает соревновательный дух и стремление получить хорошую оценку не только учителя, но и одноклассников.

    Учащиеся заинтересованы делиться собственным мнением с одноклассниками, анализировать работу друг друга, вносить коррективы.

    Оценочный лист

    Группа 1

    Группа 2

    Группа 3

    Ответ соответствует теме задания («5»)

    Ответ соответствует теме задания, но имеются недочеты (какие?), («4»)

    Ответ не соответствует теме задания (что не понравилось/кратко)

    Подобные методы обучения помогают:

    -развивать интерес к предмету

    -учить ребят самостоятельно добывать знания

    -развивать чувство ответственности за качество знаний

    -раскрывать личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося

    Ребятам нравится выполнять нестандартные задания. Так, в 6 классе изучается рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг». Обычно читается текст на уроке, задаются вопросы, составляются портретные характеристики мальчиков. Для того чтобы вовлечь в процесс обучения практически весь класс, вызвать интерес к изучению классической литературы, показать ее актуальность   на сегодняшний лень, я предложила ребятам снять небольшой фильм, в котором соединились бы 19 и 21 века. Для выполнения этого задания ребята должны были провести серьезную подготовительную работу:

     - с карандашом в руках прочитать текст;

     - выделить информацию о быте крестьян 19 века;

     - вникнуть в характер героев;

     - придумать историю каждому мальчику;

     - продумать костюмы героев;

     - использовать знания по истории

    А это - расширение кругозора, воспитание любви к своему отечеству.

    Такая работа помогла более результативно усвоить большой объем учебной информации, раскрыть личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и создать условия для их проявления и развития.

    Здесь хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью».

    Чтобы способствовать развитию познавательного интереса у учащихся старших классов к предмету я прибегаю к использованию следующих приемов работы:

     - Музыкальные литературные гостиные (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.А.Блок, С.А. Есенин и др)

    - «Живая газета» («Серебряный век» русской литературы)

     - Анализ первоисточников

     - инсерт (чтение с пометами):

    1. знаком «v» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику

    2. знаком «+» отмечается новое знание, новая информация

    3. знаком «-» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе

    4. «?» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

    Например: творчество Н.С.Лескова изучается в 6 и 10 кл. В 6 классе ребята знакомятся с писателем на примере рассказа «Левша», а в 10 – на примере рассказа «Очарованный странник». Именно в 10 классе такой прием, как «Инсерт», способствует тому, чтобы обучающиеся вспомнили уже известное, умели находить новое, а также самостоятельно анализировали полученную информацию , формулировали свое читательское мнение о произведении. Так перед старшеклассниками открываются новые грани таланта великого писателя.

    Подводя итоги , хотелось бы вспомнить слова академика А.Асмолова ,который говорил: «Новый стандарт- это, прежде всего, стандарт побуждения учителя к обучению».

    Уверена ,что современный урок должен развивать у детей креативное мышление, воспитывать думающего человека, формировать желание самостоятельно добывать знания, а

    роль учителя – помочь современному ребенку «не утонуть» в огромном объеме информации,  уметь находить именно то, чего он не знает, но стремится узнать.

    Список использованной литературы:

    1. Смолкин А.М. «Методы активного обучения» - М.: Высшая школа, 1991
    2. Майлз  Дауни. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей (электронный ресурс). – Режим доступа: https://readli.net/effektivnyiy-kouching-uroki-koucha-kouchey/ 
    3. Адамчик Н.В.

    Самый полный курс русского языка

    Минск: Харвест, 2008 – 848 с.

    1. Гин А.А. Приемы педагогической техники – М.: Вита-Пресс. 2004. – 88 с.

     

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 585

    КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Дачный проспект, дом 3, корпус 2, литер А,  Санкт-Петербург, 198262,

    телефон/факс 417 27 72, e-mail: sc585@kirov.spb.ru

    ОГРН 1027802754440, ОКПО 35472928, ИНН/КПП 7805039638/780501001

    _____________________________________________________________________________

    Заявка

    на участие в  конкурсе научно-методических статей

    в рамках IX Педагогических чтений работников

    образовательных учреждений Санкт-Петербурга

    «Учимся вместе: новый формат современной школы»

    1. ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга

    2. Круцкая Алла Петровна

    3. Учитель русского языка и литературы

    4. Название статьи: «Познание начинается с удивления»

    (Аристотель)

    5. Направление: «Современный урок как пространство открытий и достижений»

    6. Контактный телефон: 8-904 633 03 38

    7. a.krutzkaya@yandex.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Познание начинается с интереса" на тему "Прямая и обратная пропорциональность"

    Данный мастер-класс раскрывает проблемный подход при изучении темы "Прямая и обратная пропорциональности" в 6 классе....

    Аристотель. Политика

    древнегреческая литература...

    Выполняю я сложенье просто всем на удивленье

    Выполняю я сложенье просто всем на удивленье. Презентация к уроку математики в 6 классе....

    «Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

    Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

    Аристотель. Презентация к уроку.

    Презентация к уроку геометрии....

    план - конспект урока природоведения по теме "Строение Вселенной по Аристотелю и Птолемею"

    Данный урок проходит в игровой форме встречи с учеными древности, которые излагают свою точку зрения об устройстве Вселенной. Такая форма изучения нового материала расширяет кругозор обучающихся, дает...

    Мастер-класс«Познание начинается с удивления»

    Мастер-класс«Познание начинается с удивления»...