Формирование индивидуальных способов саморазвития в системе работы с одарёнными детьми
статья по русскому языку

Калугина Екатерина Александровна

В настоящее время для достижения высоких результатов учитель должен уметь выявлять и формировать индивидуальные способы саморазвития обучающихся. В данной работе отражены некоторые аспекты работы с одаренными детьми в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование индивидуальных способов саморазвития
в системе работы с одарёнными детьми

Е.А. Калугина, учитель МОУ «СОШ № 60»,

редактор школьной литературной газеты

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, способность принимать решения в трудной ситуации, инициативность, конкурентоспособность. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.

В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить  и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Поэтому современному учителю просто необходимо применять в своей практике приёмы  творческой деятельности учащихся под руководством учителя, сотворчества педагога и школьников.

В связи с этим учитель должен выявлять и развивать индивидуальные способы самообразования ребенка, при правильной самоорганизации которых, ученик  сможет добиться своего творческого развития.

Саморазвитие – это личностный рост, умственное или физическое развитие путем самостоятельных занятий и упражнений. Занимаясь им, человек развивает свои таланты, потенциал, накапливает человеческий капитал, что способствует его трудоустройству, повышению качества жизни и реализации его устремлений. Это процесс длиною в жизнь.

Конечно, саморазвитием человек может заниматься как сам, так и при помощи наставников, учителей, тренеров.

Творческая работа по саморазвитию предполагает:

- осознание готовности к саморазвитию;

- знакомство с основами саморазвития;

- разработку долгосрочной программы собственного самостоятельного совершенствования в системе непрерывного самообразования;

- определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки и выработку активной позиции по отношению к своей личности, к своей будущей профессиональной деятельности;

- формирование первоначальных умений работать над собой.

Изучив личность ученика, его потенциал, определив его основные потребности, учитель помогает ему подобрать индивидуальный план саморазвития.Сначала проводится мониторинг обученности ребёнка, круга его интересов, сформированности универсальных учебных действий. Затем, составляется индивидуальный план саморазвития, и учителю остаётся только следить за индивидуальным прогрессом своего ученика.

ФГОС второго поколения позволяют осуществлять программу саморазвития одарённых обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Заострим внимание на возможности использования этой модели на уроках русского языка и литературы и, особенно,  во внеурочной деятельности.

Одним из самых ярких примеров реализации программы саморазвития обучающихся в нашей школе является участие в создании школьной газеты «Солнечные вести», в которой юные корреспонденты не только публикуют свои произведения, но и заявляют о своих достижениях, служащих примером для всего коллектива учебного заведения.

В редакцию школьной газеты вошли учащиеся 5-11 классов, поставившие себе задачу связать судьбу с профессией журналиста. Они составили для себя план саморазвития, позволяющий применить на практике знания русского языка и литературы, полученные на уроках. Однако корреспондентом может стать абсолютно каждый желающий.

Для каждого члена редакции были обозначены его функции в зависимости от наклонностей и компетенции. Все поручения внутри редакции распределили на добровольной основе. Все члены редколлегии составили для себя индивидуальный маршрут развития, например, научиться основам стихосложения или стать профессиональным интервьюером.

Вот пример того, как ребята в 2018 году рассказывают о своих целях.

Корреспонденты «Солнечных вестей» ставят перед собой следующие задачи: освещение школьной жизни, воспитание информационной культуры школьников, повышение интереса к учёбе, литературе, русскому языку, развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей, формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование стремления к здоровому образу жизни, реализация патриотического воспитания, формирование у читателей газеты толерантного сознания.

Одним из способов саморазвития обучающихся при создании газеты является общение с профессионалами, перенятие их опыта работы,  поэтому редколлегия встречается с редакторами детских журналов, общается на медиафорумах со своими коллегами-школьниками и профессиональными журналистами.

При подготовке каждого номера мы стремимся сориентировать наших корреспондентов на использование материалов различных информационных жанров: интервью, заметка, репортаж, отчёт, событийные статьи, произведения собственного сочинения. Этим жанрам мы отводим львиную долю газетной площади.

Планирование работы над саморазвитием проявилось в достижении результатов. Ежегодно редакция газеты принимает участие в муниципальных и всероссийских конкурсах школьных периодических изданий, имеет

многочисленные награды.

Обогащение личностного опыта подростков идет и через общение со сверстниками из других школ. Материалы из «Солнечных вестей» размещаются на сайте Единого портала школьных газет Саратова «Юнкор».

В 2018 году мы стали участниками фестиваля школьных периодических изданий Факультета журналистики МГУ.

        Число учеников, желающих опубликовать свои материалы в школьной газете, постоянно растёт, что говорит о возрастающем интересе детской аудитории к изданию газеты «Солнечные вести», их желании проявить и показать себя успешными в столь значимом проекте нашей школы.

        Выявление способностей детей, их интересов, составление индивидуального плана саморазвития  влияют на процесс становления профессиональной личности, позволяют ученикам успешно функционировать в не только в школе, но и в обществе в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)

Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных  форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....