Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 кл. ( учебник А.Д. Шмелева)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Программа рассчитана  на 136 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_shmelev_7_klass.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №29»

Рабочая программа

по русскому языку

(базовый  уровень)

для 7 класса

на 2017-18 учебный год

Неверовой Л.А..,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Тамбов, 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Закона Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями).

- Основной образовательной программы МАОУ «Лицей №29», утверждена приказом от 28.08.2015 №126.

Программа ориентирована на использование учебника  Русский язык : 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, И.В. Пешков , Е.Я.Шмелева/; под ред. А.Д.Шмелева.- М.: Вентана-Граф, 1016.

Концепция программы:      Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и  опорной системы знаний, специфических для данной предметной области. Рабочая программа обеспечивает возможность продолжения образования на 2 ступени обучения, а также выдерживает преемственность начального и основного общего образования.

       В программе реализованы коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный подходы к организации материала  и построению курса. Выстроена система овладения основными видами речевой деятельности, которая в свою очередь основывается на сознательном освоении языковой системы, учёте современных представлений о языке и речи.

        В учебниках, на основе которых составлена данная рабочая программа,  четко выражены  системный подход к изложению теоретических сведений о языке и речи, направленность содержания и выстроены специальные задания на смысловое чтение текстов лингвистического содержания. Предусмотрено освоение учащимися знаний о системе языка, его функциях и роли в успешной организации речевого общения.  Программа включает формирование метапредметных умений и способов деятельности.

 Программой учитывается направленность Стандарта  на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. В УМК «Русский язык» под ред. А.Д.Шмелёва отведена значительная роль исследовательской и проектной деятельности обучающихся нацеленной на овладение учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.

 

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей[1]:

1) в направлении личностного развития

  • воспитание и уважение к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально- этических норм, принятых в обществе;
  • осознание эстетической ценности родного языка;

       2) в метапредметном направлении

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

3) в предметном направлении

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • расширение объёма используемых в речи грамматических средств;
  • совершенствование способности применять приобретённые знания, умения, навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 7 классе решаются следующие задачи:

1. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве, выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также применять данные знания на практике;

2. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой        деятельности;

3. Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

4. Формировать умение анализировать  речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

5. Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Сроки реализации программы -  2017 – 2018  учебный год.

 Содержание тем учебного курса.

Данная рабочая программа для 7 класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)

Всего

136 ч.

О языке и речи

7 ч.

Текст

10 ч.

Правописание

35 ч.

Культура речи

7 ч.

Система языка

53 ч.

Повторение

8 ч.

Контрольные работы ( диктанты, тест)

8 ч.

 Сочинения и изложения

7 ч.

Резерв

1 ч.

 

Модуль 1 ( раздел 1)  Что такое языковая семья?

О языке и речи.

Русский язык – один из индоевропейских языков.

Система языка. Обобщение изученного в 5-7 классах.

Фонетика .  Сильные и слабые позиции звуков.

Морфемика. Словообразование.

Виды морфем (повторение). Способы словообразования (повторение).Морфологические способы словообразования. Сложение как способ словообразования. Сращение как способ словообразования. Переход слов из одной части речи в другую.

Морфология. Именные части речи. Глагол и его формы.

Правописание. Правописание окончаний прилагательных и причастий.правописание суффиксов имен существительных.

Текст. Беседа и спор.

Язык и культура. Культура речи. Правила эффективного общения.

Модуль 2 ( раздел 2) Какие языки-предки были у русского языка?

О языке и речи. Происхождение русского языка.

Система языка.

Лексика и фразеология. Однозначные и многозначные слова.Группы слов в лексике языка. Лексика исконная и заимствованная. Старославянизмы. Устаревшая лексика. Неологизмы.

Правописание. Правописание корней с чередованием оро//оло, ере//ре, оло (ело)//ла (ле).Двойные согласные. Гласные после шипящих и Ц.Правиписание Н и НН в разных частях речи. Н и НН в именах прилагательных и причастиях. Н и НН в именах существительных. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.

Текст.Конспект.

Язык и культура речи. Выразительные средства языка.

Модуль 3 (раздел 3) Какие языки-родственники есть у русского языка?

О языке и речи. Русский язк в кругу других славянских языков.

Система языка. Морфология. Наречие и слова ккатегории состояния. Словообразование наречий. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слова категории состояния.

Правописание. Правописание букв после шипящих на конце наречий.  Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы А и О на конце наречий. Правописание Н и НН в наречиях. Правописание НЕ с наречиями. Правописание отрицательных наречий. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.

Текст.использование наречий в текстах разных типов. Отзыв.

Культура речи. Употребление наречий в речи.

Модуль 4 (раздел 4 )Как  изменяются языки?

О языке и речи. Изучение письменных памятников.

Система языка. Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов. Предлог – служебная часть речи. Группы предлогов по структуре. Морфологический разбор предлога. Союз –служебная часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза.  Частица – служебная часть речи. Морфологический разбор частиц. Междометие и звукоподражательные слова.

Правописание. Правописание предлогов. Правописание частиц НЕ и НИ. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание междометий.

Текст. Служебные части речи как средство связи предложений в тексте. Статья.

Язык и культура. Культура речи. Стилистическая роль служебных частей речи.

Модуль 5 (раздел 5) Как появился русский литературный язык?

О языке и речи. Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка.

Система языка. Синтаксис. Словосочетание. Словосочетание как единица синтаксиса. Грамматическое значение словосочетаний. Виды подчинительной связи в словосочетании. Схемы словосочетаний. Нечленимые словосочетания.

Правописание. Употребление прописных и строчных букв. Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм. Суффиксы причастий.

Текст. Деловые бумаги.

Язык и культура. Культура речи. Синтаксические нормы: употребление словосочетаний.

Модуль 6 (раздел 6) Как связаны история народа и история языка?

О языке и речи. Исторические изменения в лексике русского языка.

Система языка. Синтаксис. Главные члены предложения. Предложение- основная единица синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Простое двусоставное предложение. Подлежащее двусоставного предложения. Типы сказуемого двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Правописание. Знаки пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым. Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

Текст. Цитирование в тексте.

Культура речи. Выбор формы сказуемого в предложении.

Модуль 7 (раздел 7)Как лингвисты изучают историю языка?

О языке и речи. Историческая лингвистика.

Система языка. Синтаксис. Второстепенные члены простого  предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство.

Правописание. Дефисное и раздельное написание приложений.

Текст. Способы связи предложений в тексте.

Культура речи. Синтаксические нормы управления и согласования.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

 

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

 (на уровне учебных действий: знать/ уметь)

1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речь и речевое общение  

 Речь и общение.

Виды монолога.

Виды диалога.

 Оценивать ситуацию и условия общения, коммуникативные цели говорящего. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач в зависимости от цели, ситуации и условий общения.
Сравнивать образцы диалогической  и монологической речи. Сочетать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Владеть разными видами диалога. Владеть приёмами эффективного слушания в ситуации диалога, адекватно использовать речь для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Речевая деятельность

Аудирование.

Чтение

Говорение

Письмо

Поиск, анализ информации

 Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), пользоваться правилами эффективного слушания в ситуации диалога.
Овладеть различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим).
Определять главную мысль, понимать связи между частями текста, обобщать информацию из разных частей текста, определяя намерения автора и следуя логическим и лингвистическим связям между частями текста с малоизвестной информацией. Делать простые выводы на основании текста. Объяснять особенности текста на основании своего опыта, выражать своё отношение.
Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, аннотации.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.
Понимать структуру таблицы, диаграммы, объединять информацию из разных частей таблицы.

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации

Текст

Структура текста
Виды информационной переработки текста

Функционально-смысловые типы речи

 Знать признаки текста, определять тему, основную мысль текста. Находить ключевые слова, составлять текст по ключевым словам. Определять способы развития темы в тексте; виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. Выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Различать темы и подтемы текста. Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (таблицы, схемы и т. п.).

Создавать и редактировать собственные тексты-повествования с учётом требований к построению связного текста

                                                 Функциональные разновидности языка

 Разговорный язык

Научный стиль

Публицистический стиль

Официально-деловой стиль

Язык художественной литературы

 Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.
Вести спор со сверстниками в соответствии с целью и ситуацией общения, нормами речевого этикета с использованием адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Участвовать в обсуждении (текстовый форум) с использованием возможностей Интернета.
Выявлять особенности научного стиля речи. Обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.
Выступать перед аудиторией сверстников с отзывом о прочитанном/прослушанном тексте.
Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения.
Выявлять стилистические особенности и использованные языковые средства публицистического стиля речи на примере статьи.
Выявлять стилистические особенности и языковые средства официально-делового стиля речи на примере расписки.
Находить в текстах изученные изобразительные средства художественной литературы.

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым, стилистическим нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст 

2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Общие сведения о языке  

   Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.
Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Выдающиеся отечественные лингвисты        

 Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Иметь представление об отечественных лингвистах

 Морфемика и словообразование.  

Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.
Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.
Сращение сочетания слов в слово.
Типичные способы образования слов разных частей речи.

Словообразовательные и морфемные словари русского языка

Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать морфемы и их варианты с чередованием гласных и согласных звуков; членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определять род сложносокращённых слов.

Использовать морфемный, словообразовательный словари. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ

Лексикология

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.
Этимологические словари.

Фразеология. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.
Фразеологические словари.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии

Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.
Наблюдать за использованием устаревших слов и неологизмов в языке художественной литературы,
разговорной речи. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать её в различных видах деятельности.

Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи

Морфология  

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в русском языке. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.

 Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.
Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи.
Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды.
Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.
Звукоподражательные слова.

Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова
в отличие от лексического значения.

Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию.
Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени.
Различать слова категории состояния и наречия.
Различать грамматические омонимы.
Различать предлог, союз, частицу.
Проводить морфологический анализ предлога.

Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи.
Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.
Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с производными предлогами.
Проводить морфологический анализ союза.
Распознавать союзы разных разрядов по значению и строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.
Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Производить морфологический анализ частицы.
Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.
Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов.
Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.

Различать грамматические омонимы

 Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения.
Виды и средства синтаксической связи.
Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.
Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.
Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности.
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные.
Их интонационные и смысловые особенности.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые  и сложные, их структурные и смысловые различия.
Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения.
Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего.
Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения.
Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные

Овладеть основными понятиями синтаксиса.
Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.
Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.
Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.
Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания.
Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.
Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные.
Распознавать главные и второстепенные члены предложения.
Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.
Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого.

Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные

 Правописание. Орфография. Пунктуация.

Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов.
Слитное и раздельное написание частиц
не и ни со словами разных частей речи.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении: знаки законченности/незаконченности высказывания.
Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире в неполном предложении

Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем

3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык  и культура  

(Культура речи) Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные.

Варианты норм

Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.
Оценивать правильность и уместность употребления в речи изученных предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов; в случае необходимости корректировать речевые высказывания.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

(Язык и культура) Отражение в языке культуры  и истории народа; изменения, происходящие в современном языке. Пословицы и поговорки русского народа, народов России, мира.
Современный городской фольклор.

Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны.
Уместно употреблять пословицы и поговорки, современный
городской фольклор, осваивая национальные ценности, традиции, культуру народов и этнических групп России, мировую культуру.
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, понимать конвенциональный характер морали.
Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.
Осознавать историческую изменчивость культурных традиций.

Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов

                                Календарно- тематическое планирование

Кол-во  часов

                                      Тема

        По       плану

     Фактич.

Примечания

   I  гл.

Что такое языковые семьи?

4-10.09

1

1ч                              

О языке и речи.

Русский язык –один из индоевропейских языков

2

Фонетика. Обобщение изученного в 5-6 кл.

Сильные и слабые позиции звуков

4-10.09

3

 Морфемика. Словообразование.

Виды морфем  (повторение)

4-10.09

4-5

Способы словообразования

4-10.09

11-17.09

6

Сращение как способ словообразования

11-17.09

7

р/р Изложение  (упр.41)

11-17.09

8

Переход  слов из одной части речи в другую.

11-17.09

9

Морфология. Обобщение изученного в 5-6 кл.

Именные части речи

18-24.09

10

 1ч

Глагол и его формы

18-24.09

11

 1ч

 Правописание.

Правописание окончаний прилагательных и причастий

18-24.09

12

 1ч

Правописание суффиксов существительных

18-24.09

13

1ч.

Входная контрольная работа

25-30.09

14

 1ч

Текст .  Беседа и спор.

25-30.09

15

 1ч

Язык и культура.  Культура речи.

Правила эффективного общения.

25-30.09

16

 1ч

Повторение .

25-30.09

II  гл.

Какие языки-предки были у русского языка?

2-8.10

17

 1ч

О языке и речи .

Происхождение русского языка.

18

 1ч

Лексика и фразеология.

Однозначные и многозначные слова.

2-8.10

19

 1ч

Группы слов в лексике языка.

2-8.10

20

Лексика исконная и заимствованная

2-8.10

21

Старославянизмы .

9-15.10

22

Устаревшая лексика .

9-15.10

23

Неологизмы .

9-15.10

24

Контрольная работа

9-15.10

25

Правописание .

Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре,оло(еле),ла(ле).

16-22.10

26

Двойные согласные.

16-22.10

27

Гласные после шипящих и ц

16-22.10

28

р/р  Сочинение (упр. 65)

16-22.10

29-30

Правописание  Н и НН в разных частях речи

23-28.10

31

Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи

23-28.10

32

Текст .

Конспект.

23-28.10

33

Язык и культура. Культура речи.

Выразительные средства языка.

7-12.11

34

Повторение.

7-12.11

35

Контрольный диктант

7-12.11

III гл.

Какие языки-родственники есть у русского языка?

36

О языке и речи.

Русский язык в кругу других славянских языков.

7-12.11

37

Морфология .

Наречие как часть речи

13-19.11

38

Словообразование наречий

13-19.11

39

Разряды наречий.

13-19.11

40

Степени сравнения наречий

13-19.11

41

р/р Изложение (упр.28)

20-26.11

42

Морфологический разбор наречия

20-26.11

43

Слова категория состояния

20-26.11

44

р/р Сочинение (39)

20-26.11

45

Правописание

Правописание букв после шипящих на конце наречий

27-3.12

46

Буква  А  и О на конце наречий

27-3.12

47-48

Правописание  Н и НН в наречиях

27-3.12

49-50

Правописание НЕ с наречиями

4-10.12

51

р/р Сочинение  (упр.64)

4-10.12

52

Правописание отрицательных наречий

4-10.12

53

Дефис  в наречиях

11-17.12

54-55

Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.

11-17.12

56

Контрольная работа

11-17.12

57

Текст .

Использование наречий в текстах разных типов

18-24.12

58

Отзыв

18-24.12

59

Культура речи

Употребление наречий в речи.

18-24.12

60

Повторение

18-24.12

61

Контрольный диктант

25-27.12

IY гл

Как изменяются языки?

62

О языке и речи

Изучение письменных памятников

9-14.01

63

Морфология.  Служебные части речи и особые разряды слов.

Предлог-служебная часть речи.

9-14.01

64

Группы предлогов по структуре.

9-14.01

65

Морфологический разбор предлога.

9-14.01

66

Союз – служебная часть речи.

15-21.01

67

Разряды союзов.

15-21.01

68

Морфологический разбор союза.

15-21.01

69

Частица- служебная часть речи.

15-21.01

70

Морфологический разбор частицы.

22-28.01

71

Междометие и звукоподражательные слова.

22-28.01

72-73

Правописание.

Правописание предлогов

22-28.01

74

Правописание союзов

29-4.02

75-76

Правописание частиц НЕ и НИ.

29-4.02

77

Раздельное и дефисное написание частиц.

29-4.02

78

Правописание междометий.

5-11.02

79

Контрольный диктант

5-11.02

80

Текст.

Служебные части речи как средство связи в предложений в тексте.

5-11.02

81

Статья.

5-11.02

82

Язык культура . Культура речи.

Стилистическая роль служебных частей речи.

12-18.02

83

Повторение

12-18.02

84

Контрольная работа.

12-18.02

Y гл

Как появился русский литературный язык?

85

Роль церковнославянского  языка  в формировании русского литературного языка.

12-18.02

86

Синтаксис.  Словосочетание.

Словосочетание как единица синтаксиса.

19-25.02

87

Грамматическое значение словосочетаний.

19-25.02

88-90

Виды подчинительной связи в словосочетании.

19-25.02

26-4.03

91

Схема словосочетания.

26-4.03

92

Нечленимые словосочетания.

26-4.03

93

Правописание.

Употребление прописных и строчных букв.

26-4.03

94

Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм.

5-11.03

95

Глаголы с суффиксами –ова-//-ева-, -ыва-//-ива-, -ва

5-11.03

96

Суффиксы причастий

5-11.03

97

р/р Изложение (упр.52)

5-11.03

98

Текст.

Деловые бумаги: расписка.

12-18.03

99

Язык и культура.  Культура речи.

Синтаксические нормы: употребление словосочетаний.

12-18.03

100

Повторение .

12-18.03

101

Контрольный диктант.

12-18.03

YI гл.

Как связаны история народа и история языка?

102

О языке и речи .

Исторические изменения в лексике  русского языка.

19-25.03

103

Синтаксис. Главные члены  простого предложения.

Предложение-основная единица языка.

19-25.03

104

Виды предложений по цели высказывания.

19-25.03

105

Виды предложений по эмоциональной окраске.

19-25.03

106

Простое двусоставное предложение.

2-8.04

107

Подлежащее двусоставного предложения.

2-8.04

108

Типы сказуемого простого двусоставного предложения.

2-8.04

109

Простое глагольное сказуемое.

2-8.04

110

Составное глагольное сказуемое.

9-15.04

111

Составное именное сказуемое

9-15.04

112

Контрольная работа

9-15.04

113

Правописание .

Знаки пунктуации.

9-15.04

114

Тире между подлежащим и  сказуемым.

16-22.04

115

Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым

16-22.04

116

Текст.

Цитирование в тексте.

16-22.04

117

р/р Сочинение (упр59)

16-22.04

118

Культура речи.

Выбор формы сказуемого в предложении

23-29.04

119

Повторение .

23-29.04

120

Контрольный  диктант

23-29.04

YII гл.

Как лингвисты изучают историю языка?

121

О языке и речи

Историческая лингвистика.

23-29.04

122

Синтаксис . Второстепенные члены простого предложения.

Нераспространенные и распространенные предложения.

1-6.05

123

Дополнение .

1-6.05

124

Определение.

1-6.05

125

Приложение.

1-6.05

126

Обстоятельство.

7-13.05

127

Правописание.

7-13.05

128-129

Дефисное и раздельное написание приложений.

130

Текст.

Способы связи предложений в тексте.

7-13.05

131

Культура речи.

Синтаксические нормы управления и согласования.

7-13.05

132-133

Повторение

14-20.05

134

Контрольный диктант

14-20.05

135-136

Административный  срез по итогам года и резервный урок

14-20.05

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники укомплектованы аудиоприложениями, включающими тексты к заданиям на развитие навыков разных видов аудирования, и приложениями с текстами учебных словарей, проектными заданиями и учебными инструкциями.

    Основная литература

  1.  Русский язык: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, И.В.Пешков , Е.Я.Шмелева/; под ред. А.Д.Шмелева. - М.: Вентана-Граф, 2016.: ил.
  2. Русский язык : учебные словари, учебные инструкции, проектные задания / приложение к учебнику .- М : Вентана – Граф, 2016
  3. Русский язык :  7 класс  . Аудиоприложение к учебнику. .- М : Вентана – Граф, 2016

6  раздел. Дополнительная учебная  литература

  1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993
  2. Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
  3. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004
  4. Савченкова Г.Ф. Русский язык в таблицах: 5 – 11 кл.: справ. Материалы / Г.Ф.Савченкова. – М.; АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. -77.
  5. Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
  6. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006
  7. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000

Справочные пособия

  1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963
  3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998
  4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997
  5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
  6.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.– М.:  Международные отношения, 1994
  7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006
  8. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004

Мультимедийные пособия

  1. Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия: 7 класс.
  2. Диск «Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».
  3. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

                 

       


[1] Взято из Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: (Стандарты второго поколения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко/

Рабочая программа включает  пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику "Русский язык" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2011 год

Рабочая программа создана с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...