Урок по литературе "Поговорим еще раз о любви" 10-11 кл
тест по русскому языку (10 класс)

Давлеткулова Ольга Витальевна

Урок рассчитан на уч-ся 10-11 кл. Включает в себя инсценировку и этап шестигранного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

Тема:  «Поговорим еще раз о любви»

Цель: помочь детям понять, что любовь - основа жизни на Земле, что главными словами, определяющими наше поведение в мире, среди людей, являются  милосердие, уступчивость, гуманность, чуткость.

Оборудование: грамзапись Шуберта «Аве Мария», медитационный настрой (записи), шестигранники пустые и с ключевыми словами из рассказа

                  Ход урока

I.Настрой.

Я - свет

Я - любовь

Я - мир и согласие

Я не буду бояться никого и ничего

Я буду делить Любовь с теми, кто меня любит,

И с теми, кто меня не любит,

Ибо Любовь - всепобеждающа.

  • Что вы почувствовали, ребята?
  • Как вы думаете, какое главное слово в этих строках?
  • С кем мы будем в жизни делить любовь? Почему?

 тема нашего урока звучит так: "Что есть любовь?"

II. Основная часть

  • Ребята, а вы ощущаете себя любимыми?
  •  Кто вас любит?
  •  Давайте вместе подумаем, какое чувство мы называем любовью?

Это глубокое чувство, которое мы испытываем по отношению к близким людям, к Родине, к животным, природе, друзьям, к предметам окружающего мира. Это состояние души человека.

Но сегодня мы с вами поговорим о любви между мужчиной и женщиной  и о взаимоотношениях близких друзей

- Любовь - прежде всего забота о другом. В чём это проявляется?

- Я хочу рассказать вам притчу. Послушайте.

Когда Бог создавал мир, он научил все живые существа продолжать свой род - рождать себе подобных. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине -горсть зерна.

- Живите и радуйтесь, - сказал Бог, - а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас...

Приходит Бог к людям через год с архангелом Гавриилом. Приходит рано-рано, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле шалаша, перед ними дозревает хлебная нива, под шалашом - колыбель, а в колыбели ребёнок спит. А мужчина и женщина смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. В тот миг, когда глаза их встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непонятную для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и звёзд - прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог, даже прекраснее самого его. Эта красота  удивила Бога,. Что же это за красота?

Это любовь, - сказал архангел Гавриил.

Что это - любовь? - спросил Бог.

 Архангел пожал плечами.

Бог подошёл к мужчине, коснулся его плеча своею рукой и стал просить: «Научи меня любить, Человек». Мужчина молчал.Тогда Бог сказал:» С этой минуты старей. А я приду через пятьдесят лет и посмотрю, что останется в твоих глазах».

Пришёл Бог с архангелом через пятьдесят лет. Смотрит, вместо шалаша стоит хата беленькая, на пустыре сад вырос, на ниве пшеница колосится, сыновья поле пашут, дочки лён теребят, а внуки на лугу играют. У хаты сидят дедушка и бабушка, смотрят то на утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И видит Бог в глазах мужчины и женщины красоту ещё более могучую, вечную и неодолимую. Увидел Бог не только Любовь, но и Верность.Удивился Бог и сказал: «Мало тебе старости, Человек? Так, умирай в муках и печали по жизни и своей любви, иди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что превратится любовь».

Пришёл Бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит: сидит мужчина над маленькой могилкой, глаза у него печальные, но в них ещё могучее, непонятнее и страшнее для Бога человеческая красота. Уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел Бог. Задрожали у Бога руки от бессилия, подошёл он к мужчине, упал на колени и молит: «Дай мне, Человек, эту Красоту! Проси, что хочешь!»

-        Не могу, - ответил Человек. - Она, эта Красота, достаётся очень
дорого. Цена ей - смерть, а ты, говорят, бессмертный.

-        Дам  тебе  бессмертие,  дам  молодость,  но только  отдай  мне
Любовь.

-        Нет, не нужно. Ни вечная молодость, ни бессмертие не сравнятся
с Любовью, - ответил Человек.

Бог поднялся, отошёл от старика, сидевшего у могилки, повернулся лицом к пшеничной ниве и увидел: возле золотых колосьев пшеницы стоят молодые мужчина и женщина и смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. Ушёл Бог с Земли на Небо.

С той поры богом на Земле стал Человек.

Вот что такое любовь.. Это вечная красота и бессмертие людское. Люди умирают, а любовь останется вечно.

Но не только притчи существуют в истории человечества, но и легенды о любви. Одну такую легенду вы знаете.

Инсценировка легенды. ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА.

А есть ли примеры такой любви в литературных произведениях?

(ответы детей)

Любовь к друзьям

-А теперь мы поговорим о друзьях. Кого мы называем другом? Что такое дружба?

Дружба – гораздо больше, чем простые отношения. Если мы хотим иметь друзей, то должны точно представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба постоянно развивается, она изменяется как времена года. Если человек любит или уважает вас, или приятельски к вам относится, это ещё не делает его автоматически вашим другом.

- Чем отличается друг от приятеля?

- Кого мы называем настоящим другом?

Друг – это тот, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения.

- А можете ли вы сами соответствовать понятию « друг»?

- Можно ли сказать, что вы испытываете к нему чувство любви?

- Вспомните пословицы и поговорки о дружбе. Чему они вас учат?

Слушание песни Булат Шалвович  Окуджавы « Пожелание друзьям»:  

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью-

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая,-

Тем более, что жизнь короткая такая.

Любовь к другу - это доверие, честность, уверенность, доброта, щедрость,
взаимовыручка, терпимость, уступчивость.

 А что для вас ДРУГ?  Запишите нравственные качества, которые присущи настоящим друзьям. ( на шестигранниках)

? А может ли дружба между мальчиком и девочкой перерасти в любовь?

Любить – значит делать добро.

               Л. Н. Толстой

Работа по рассказу «Совенок»

Костюнин Александр Викторович, 1964 года рождения. Родился и проживаю в Республике Карелия. Женат, двое детей. Член Союза писателей России с 2007 года, фотохудожник. За книгу "В купели белой ночи" Александру Костюнину в 2008 году присвоено звание лауреата премии имени А.И. Куприна с вручением памятного знака "За вклад в русскую литературу" и звание лауреата премии им. С.В. Михалкова в номинации "Лучшая книга 2007 года" России

Составление логич. цепочек по рассказу и обсуждение (используется метод шестигранного обучения)

Составление синквейна

Совёнок

Маленький, беззащитный

Пищит, скрывается, боится

Нужна помощь мамы.

Бессильный!

Совёнок

Маленький, любознательный

Глазеет, интересуется, выглядывает

Ничего ещё не умеет.

Вырастет!

Совёнок

Тёплый, жалкий

Растерялся, обороняется, смотрит

Где же родители?

Жалко!

Совёнок

Несчастная, счастливая

Терпит, мучается, любит

Как мало нужно человеку для счастья!

Чтобы её любили!

III.        Итог

-        - Мать Тереза однажды сказала следующие слова: « Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великою любовью». Мне бы хотелось, чтобы эти слова стали вашим кредо, и в какой- то момент вы смогли признаться себе, что жизнь прожита не зря.

Закончить урок мне хотелось бы притчей.

…Жили в одной деревне две молодые пары,  дружили с самого детства, поженились в один день, и в один день у них родились дети. Но случилось несчастье:  при родах обе  матери  умерли, и отцы стали  воспитывать детей  сами. Шло время. Подросли дети, им исполнилось по 10 лет.

Отца первого ребёнка  нельзя было узнать: белый пепел укрыл его голову,  морщины сделали его ещё старше, состарились его душа и тело. А отец второго ребёнка был таким же, как  и 10 лет назад.  И взяла зависть соседа, от дружбы не осталось и следа.

Пошёл он к местному Мудрецу  и задал такой вопрос: «Скажи мне, Мудрейший, почему мой сосед такой молодой до сих пор, и тяжкие заботы его не состарили?» 

«О каких заботах ты  говоришь?» - спросил его Мудрец. 

И сказал родитель: «Он ведь один воспитывает ребёнка, сам ведёт хозяйство, всё делает сам…»

«А расскажи мне, пожалуйста, как ты воспитываешь своего ребёнка», - попросил его Мудрейший.
«Я, - начал свой рассказ пришедший, - почти сразу после рождения нашёл для малыша кормилицу.  За эти десять лет я почти не видел своего ребёнка:  я  много работал, чтобы обеспечить себе и ему пропитание, заплатить кормилице, заплатить за жильё. Я искал удовольствий, чтобы взять от жизни всё, я искал себе жену, чтобы она помогла мне воспитывать сына.

Я  держал  его в строгости и страхе перед наказанием за провинности, воспитывая в нём послушание. Он должен был усвоить, что старшие всегда правы,  и их надо уважать за их положение в обществе, что он должен быть мне благодарен за то, что я его не бросил, когда умерла его мать…

Но он всегда старался мне навредить. За мою любовь, за заботу о нём, за моё желание воспитать его достойным преемником моего знатного рода,  он платит нам такой монетой…»

«В чём выражается твоя любовь к своему ребёнку, твоё  участие в его жизни?» - спросил его старец. 

«Как в чём? – с недоумением воскликнул отец. - Я ведь забочусь о нём:  кормилица, учителя, деньги,  дорогие подарки на дни рождения… Я ведь его отец, я дал ему жизнь,  я постарел на работе, обеспечивая своё и его будущее»…

«А к кому твой ребёнок испытывает добрые чувства?»  - вдруг спросил его Мудрец.

«Он любит, он слушается свою кормилицу, эту безродную, у которой нет своего дома, нет имени и звания. Он уважает своего учителя, который тоже безроден», - прозвучал ответ родителя. 

«А тебе не кажется, что своими шалостями ребёнок хотел привлечь твоё  внимание к себе самому, хотел, чтобы ты  уделил ему внимание, а не своим гостям?» - неожиданно спросил его старец.  В ответ – одно недоумение.

«Давай  позовём твоего соседа и спросим его, как он воспитывает своего ребёнка. Может, он нам раскроет секрет молодости, о потере которой ты так сожалеешь», - предложил Мудрец.
Пришёл отец второго ребёнка: «Вы звали меня, Мудрейший?»

«Да, нам очень хочется знать: в чём секрет твоей молодости, в чём секрет твоего воспитания, что ребёнок тебя слушается, что он растёт весёлым и общительным, что он рад твоим гостям, что он любит и уважает тебя?»

«Я никогда не задумывался над тем, чтобы сохранить свою молодость, просто мне некогда думать о таких мелочах, у меня есть ребёнок, которому с рождения я заменил и мать, и отца… Я всегда был с ним рядом, в любое время дня и ночи.

Когда я хлопотал по дому, он всегда был рядом со мной и смотрел, как я готовлю еду, стираю, убираю комнаты, как я кормлю домашнюю живность, как я стригу овец, пряду пряжу…  Это понял и мой ребёнок, который сейчас мне во всём помогает. 

На пять лет я подарил ему деревянную дощечку для письма, мы выучили с ним буквы.  Простой учитель, ставший нам родным человеком,  помогает ему освоить разные науки. В свободное время я играю со своим  ребёнком, мы весело встречаем праздники,  на дни рождения готовим разные игры, приглашаем многочисленных гостей. Мы с ним рисуем, поём, танцуем, читаем книги …  Мне просто некогда стареть, я постоянно рядом с детством, рядом с ребёнком, который стал моей душой, моим сердцем, моей жизнью. И пока я нужен ему, я всегда буду с ним рядом…» - закончил свой рассказ Отец.



Предварительный просмотр:

Контрольная работав 10 классе по теме

«Лексика. Фразеология. Лексикография»

1.  О каком языковом явлении говорится в стихотворении:

                            Много разных есть ключей:

                            Ключ-родник среди камней,

                            Ключ скрипичный, завитой,

                            И обычный ключ дверной.


2. Найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.
  2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
  3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.
  4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.
  5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.
  6. Этот человек производит двойное впечатление.
  7. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
  8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.
  9. Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
  10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

3. Какими частями речи является слово «путём»  в предложениях?

А) Почта была доставлена водным путём.

Б)  Разногласия были устранены путём переговоров.

В)   И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!


4. Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его.

         

1. Невзирая на ______________

2.Два сапога______________

3.Буря в ______________

4.Топтаться на________________

5.Кусать____________

6.Не мудрствуя______________

7.Зарубить себе ________________

8.Как две капли ______________

9.Сулить золотые_____________

10.Еле-еле душа_____________

11.На сон______________

12.Голод не _______________

13.Рожденный ползать______________


5. По лексическому значению узнать слово и записать его. (Первые буквы искомых слов даны в скобках).

  1. человек, который противится нововведениям  (К).
  2. направление развития (Т).
  3. система взглядов на природу и общество  (М).
  4.  синоним слова “народовластие”  (Д).
  5. антоним к слову “идентичный” (Р).
  6. сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
  7. антоним к слову “лаконичный” (М).
  8. освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  9. синоним слова “первенство” (П).

6. По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

  1. Хлопотный, трудный 
  2. Прихоть, причуда
  3. Суть, сущность
  4. Выразительны, своеобразный
  5. Любезность, похвала
  6. Уточнение, пояснение
  7. Установление, утверждение
  8. Отвратительный, страшный
  9. Преклонение, почитание


7. Найдите синонимы и запишите соответствующие пары цифр.

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый.

8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский.

14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель.

20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах.

26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.


8. Сгруппируйте парами антонимы и запишите соответствующие пары цифр.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.


Контрольная работа в 10 классе по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

Бланк ответов

Фамилия, имя учащегося ________________________________________________________________

1. Языковое явление: ______________________

2. Исправленные предложения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Слово путём является

    А) _______________________Б) _______________________В) ______________

3. Фразеологизмы:

1. Невзирая на ______________

2.Два сапога______________

3.Буря в ______________

4.Топтаться на________________

5.Кусать____________

6.Не мудрствуя______________

7.Зарубить себе ________________

8.Как две капли ______________

9.Сулить золотые_____________

10.Еле-еле душа_____________

11.На сон__________________

12.Голод не _______________

13.Рожденный ползать_______________________

5.

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  5. ____________________________
  6. ____________________________
  7. ____________________________
  8. ____________________________
  9. ____________________________

6.

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  5. ____________________________
  6. ____________________________
  7. ____________________________
  8. ____________________________
  9. ____________________________

7. Пары синонимов:

__________________    __________________                    ___________________

__________________   __________________   ___________________

8. Пары антонимов:__              ___________________               __________________               __________________                ___________________               __________________

__________________                ___________________               ___________________

Контрольная работа в 10 классе по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

Ответы:

1. Омонимия. (1 балл)

2. (Максимум – 8 баллов)

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
6. Это человек производит
двойственное впечатление.
7. Игорь
надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
9. Ведущий
информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

3.(Максимум – 3 балла)

 А) существительное               Б) предлогВ) наречие

4.(Максимум – 13 баллов)

Фразеологизмы:

1. Невзирая на лица

2. Два сапога пара

3. Буря в стакане

4. Топтаться на месте

5. Кусать локти

6. Не мудрствуя лукаво

7. Зарубить себе на носу

8. Как две капли воды

9. Сулить золотые горы

10. Еле-еле душа в теле

11. На сон грядущий

12. Голод не тётка

13. Рожденный ползать летать не может

5.(Максимум – 9 баллов)

  1. Консерватор
  2. Тенденция
  3. Мировоззрение
  4. Демократия
  5. Различный
  6. Баллада
  7. Многословный
  8. Эмансипация
  9. Приоритет.

6.(Максимум – 9 баллов) Слова иноязычного происхождения:

  1. Хлопотный, трудный  (канительный)
  2. Прихоть, причуда (каприз).
  3. Суть, сущность (квинтэссенция).
  4. Выразительны, своеобразный (колоритный).
  5. Любезность, похвала (комплимент).
  6. Уточнение, пояснение (конкретизация).
  7. Установление, утверждение (констатация).
  8. Отвратительный, страшный (кошмарный).
  9. Преклонение, почитание (культ).

7.(Максимум – 15 баллов) Пары синонимов:

1 – 15

2 – 19

3 -23

4 – 11

5 – 13

6 – 20

7 – 16

8 – 28

9 – 17

10 – 14

12 – 18

21 – 27

22 – 30

24 – 26

25 – 29

8.(Максимум – 12 баллов) Пары антонимов:

1 -15

2 -14

3 – 16

4 – 13

5 – 17

6 – 18

7 – 24

8 – 19

9 – 20

10 – 21

11 – 22

12 - 23

Максимум можно набрать 70 баллов.

Шкала перевода баллов в оценки

«2»

«3»

«4»

«5»

0 - 34

35 - 48

49 - 62

63 - 70



Предварительный просмотр:

Проверочный тест по пунктуации- 10 кл

Цель урока:

Проверка знаний учащихся.

Тест

I. Теория

— Укажите, какие утверждения верны, а какие — нет: а) верно; б) неверно.

1. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

2. Вводные предложения в составе простого составляют вместе с ним сложное предложение.

3. Знак в конце предложения всегда определяет тип интонации.

4. При наличии слов будто, словно, точно тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

5. Сказуемое может быть простым глагольным и простым именным.

6. Между частями сложного предложения всегда ставится какой-либо знак.

7. В сложноподчиненном предложении каждая часть всегда отделяется запятой.

8. Однородные члены предложения могут быть словами разных частей речи.

9. При цитировании авторскую пунктуацию соблюдать обязательно.

10. Обращение может выделяться восклицательным знаком.

II. Словосочетание

— Определите тип словосочетаний: а) глагольное; б) именное; в) наречное.

1. Играть гамму.

2. Чашка кофе.

3. Интенсивная работа.

4. Направо от школы.

5. Всем нравиться.

6. Слишком вызывающе.

7. Быстро бежать.

8. Очень искренний.

9. Повстречаться весной.

10. Двести тонн.

III. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

— Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное.

1. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось.

3. Ночь, и на небе светит огромная луна.

4. Мы отказались от помощи и все сделали сами.

5. В парке росли цветы, которые еще не распустились.

6. Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.

7. Я заплакала, и мне стало легче.

8. Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.

9. Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.

10. Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.

IV. Прямая речь

— Определите, какие недостающие знаки препинания нужно поставить в предложениях с прямой речью: а) запятую; б) две запятые; в) двоеточие; г) тире; д) вопросительный знак; е) знаки расставлены правильно.

1. «Не сердись, — сказала бабушка шепотом и добавила — Завтра сходим в лес за ягодами».

2. Сережа встал и, сказав: «Вернусь к обеду», вышел.

3. На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

4. «Так как же Аркадий, заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, — сейчас закладывать лошадей, что ли?»

5. «Чему ты усмехаешься» — спросил он меня хмурясь.

6. То солнце покажется, то закроется облаками, и думаешь: «Вот дождь пойдет», и все нет дождя.

7. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» — я скажу «Не надо рая, дайте родину мою».

8. «Ты зачем явился сюда!» — закричала она ему.

9. Сказан Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишкова.

10. «Эхма... — безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил: Судьбина моя пропащая!..»

V. Сложное предложение с разными видами связи

— Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?): а) запятую; б) точку с запятой; в) двоеточие; г) тире; д) запятую и тире одновременно; е) не нужно никакого знака.

1. В одно и то же время разлюбить и полюбить (?) значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде.

2. Не знаю, солнышко ли ее пригрело, или она (бабочка) брала сок из этой травки (?) только видно было, что ей очень хорошо.

3. Все вокруг золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось под тихим дыханием ветерка (?) гуляли грачи, они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей.

4. Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами (?) его маленькие серые глазки не отрываясь смотрели на офицера.

5. Пусть достанет деньги (?) где хочет и как хочет.

6. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она тронута.

7. Трудно было подумать, чтоб место это было жилое (?) такой решительный вид запустения и беспорядка носила на себе наружность избы.

8. Кто не любит искусства (?) или черств душой, или глух ко всему прекрасному.

9. Я хотел ответить Олесе какой-нибудь шуткой и не мог (?) слишком много искреннего убеждения было в ее словах.

10. Помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки, но теперь только умею ценить их (?) тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.

Ответы:

I: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а.

II: 1в, 2б, 3б, 4в, 5в, 6б, 7б, 8а, 9а, 10в.

III: 1а, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а, 10а.

IV: 1в, 2е, 3г, 4а, 5д, 6г, 7в, 8е, 9е, 10г.

V: 1г, 2д, 3б, 4а, 5е, 6в, 7д, 8г, 9в, 10д.



Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»

Упражнение 1.

Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.


Упражнение 2.

Определите значения просторечных слов, замените литературными.

Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.


Упражнение 3.

Выпишите из "Словаря русского языка" С. И. Ожегова по пять слов со стилистическими пометами: бран., высок., ирон., книжн., ласк., неодобр., офиц., презр., пренебр., прост., разг., спец., унич. Проверьте, какие пометы имеют эти слова в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова.

Выпишите из "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова по пять слов с пометами: вульг., газетн., канц.. офиц., поэтич., публ., ритор., спец., торж. Укажите, с какими пометами эти слова даются в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова. Прокомментируйте разночтения в стилистической оценке лексики, если вы столкнулись с этим явлением.


Упражнение 4.

Выделите в тексте слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, определите ее. За справками обращайтесь к толковым словарям.

Ищите кошку

Однажды, когда я проходил студенческую практику в районной газете, меня вызвал к себе редактор. Он ткнул пальцем в бумажку, лежавшую на столе, и сказал: "Тут вот все цифры. Будешь писать о строительстве жилых домов". Я тут же сел за работу. Но чем больше я задумывался над будущим текстом, тем яснее понимал, что горю, как швед под Полтавой.

Я крутил своим пером и так, и эдак, но первые слова у меня почему-то все время складывались в такие фразы: "В нашем районе, как и во всей нашей области, уделяется особое внимание строительству новых квартир для трудящихся масс. В этом году сотни семей справят новоселье в благоустроенных квартирах". И так далее.

Я чувствовал, что эту статью, будь она напечатана, я не очень-то буду стремиться показать своим однокашникам по итинституту, потому что нас учили бояться штампа и находить только свежие и поэтические строки. И тут будто бес схватил меня за ребро и заставил написать иной начальный абзац: "Тот, кто не сидел верхом на кастрюлях, перевернутых стульях, детских кроватках и прочем домашнем скарбе, кое-как заброшенном в кузов грузовика, который мчится по зеленым бульварам с чирикающими воробьями,- тот никогда не чувствовал всей прелести переезда на новую квартиру".

Тут я оживился: не ахти как, но приемлемо, по-человечески. Это ведь ликующий полет в новую жизнь!.. А дальше у меня все пошло как по маслу: нашлось место и для вдохновенных цифр, и для слов благодарности строителям. А кончал я статью рассказом о доброй старинной примете - при вселении в новый дом впереди себя надо обязательно пустить кошку. Тогда будет счастье и уют.

И последний аккорд: "Жалко, конечно, но мы немножко должны огорчить читателя: в этом году для всех переезжающих явно не хватит кошек".

Редактор прочел мой опус и, пожевав губы, спросил:
- Долго думал?
- Сегодня целый день и три года!
- ???
- Этот материал мне знаком. Я три года ждал новую квартиру.
- Та-ак, понятненько...

И назовем статью - "Где достать кошку?"?!

...Одним словом, статья была заказана другому. На следующее утро я прочел в газете: "В этом году сотни семей справят новоселье в благоустроенных, новых квартирах..." И так далее. (Из газет.)


Упражнение 5.

Выделите в тексте стилистически окрашенную лексику, разграничивая слова книжные и разговорные, высокие и сниженные.

То, к чему была так равнодушна его невеста, произвело на него впечатление, которое никак нельзя было предвидеть. Пресловутую квартиру, в которой самый воздух был сарафанный, Лужин посетил сразу после того, как добыл свой первый пункт, разделавшись с очень цепким венгром; партию, правда, прервали на сороковом ходу, но дальнейшее было Лужину совершенно ясно. Он вслух прочел безликому шоферу адрес на открытке ("Приехали. Ждем вас вечером") и, незаметно преодолев туманное, случайное расстояние, осторожно попробовал вытянуть кольцо из львиной пасти. Звонок подействовал сразу: дверь бурно открылась. "Как, без пальто? Не впущу..." .. "Опять в этой черной шляпище... Ну, что ж вы застыли? Вот сюда" Трость благополучно нырнула в вазоподобную штуку; бумажник, после второго совка, попал в нужный карман; шляпа повисла на крючке. "Вот и я,- сказал Лужин,- пфуф, пфуф". Она уже была далеко, в глубине прихожей, толкнула боком дверь, протянув по ней голую руку и весело исподлобья глядя на Лужина. А над дверью, сразу над косяком, била в глаза большая, яркая, масляными красками писанная картина. Лужин, обыкновенно не примечавший таких вещей, обратил на нее внимание, потому что электрический свет жирно ее обливал и краски поразили его, как солнечный удар. Баба в кумачовом платке до бровей ела яблоко, и ее черная тень на заборе ела яблоко побольше. "Баба",- вкусно сказал Лужин и рассмеялся: "Ну, входите, входите. Не распистоньте этот столик". Он вошел в гостиную и как-то весь обмяк от удовольствия, и его живот под бархатным жилетом, который он почему-то всегда носил во время турниров, трогательно вздрагивал от смеха. (В. Набоков.)


Упражнение 6.

Выделите в тексте оценочную лексику, указывая ее экспрессивную окраску и функционально-стилевую принадлежность. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка.

Познакомился сибиряк Колька с Валюшей самым идиотским способом - заочно. Служил вместе с ее братом в армии, тот показал фотографию сестры... Сразу несколько солдатских сердец взволновались - Валя была красивая. Запросили адрес, но брат Валин дал адрес только лучшему своему корешу - Кольке. Колька отправил в Москву свою фотографию и с фотографией - много "разных слов". Валя ответила. Завязалась переписка. Коля был старше Валиного брата на год, демобилизовался раньше, поехал в Москву один. Собралась вся Валина родня - смотреть Кольку. И всем Колька понравился, и Вале тоже. Куда с добром!.. Слава те господи! И живи. Она бабочка-то ничо, с карахтером, правда, но такая-то лучше, чем размазня кака-нибудь. Хозяйка. Живите с богом!

И так и уехала мать с мыслью, что сын живет хорошо.

Когда супруги после ее отъезда поругались из-за чего-то, Валя куснула мужа в больное:
- Что же мамочка-то твоя?.. Приехала и сиди-ит, как... эта... Ни обед ни разу не сготовила, ни с внучкой не погуляла... Барыня кособокая.

Колька впервые тогда шкваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим. Колька взял Нину, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.

- Ты смотри, смотри-и, парень! - говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу.- Ты смотри-и!.. Ты - за рукоприкладство-то - в один миг вылетишь из Москвы. Нашелся!.. Для тебя мы ее ростили, чтоб ты руки тут распускал? Не дорос! С ней вон какие ребята дружили, инженеры, не тебе чета..

- Что же вы сплоховали? Надо было хватать первого попавшего и в загс - инженера-то. Или они хитрее вас оказались? Как же вы так лопухнулись?

Тут они поперли на него в три голоса... (В. Шукшин.)


Упражнение 7.

Проанализируйте использование лексических средств автором заметки. Укажите стилистические ошибки в словоупотреблении, отредактируйте текст.

Трудности горняков

«Черепеть-уголь» - один из отстающих в комбинате «Тула-уголь-трест». Здесь смирились с крупнейшими дефектами в работе, шахты работают ниже их возможностей. Трест не выполняет своей программы, растет задолженность, нет средств на зарплату. В чем же кроются причины отставания комбината? Происходит все это благодаря низкой организации труда на шахтах и истощению запасов угля, невыплатам зарплаты.

Повышение производительности труда, забота о хозяйственном отношении к оборудованию, о материальном благосостоянии шахтеров вышли из поля зрения руководства.

- Придешь в забой, - рассказывает проходчик четвертого участка И.Н. Столяров, - а он еще не приготовлен. Очень тормозит работу несвоевременная доставка крепежного материала, частые аварии с механизмами, захламленность штреков.Много лучшего желает и организация труда вспомогательных рабочих. Ими никто не руководит. Большинство дренажистов используется не по назначению.

Благодаря отсутствию повседневного контроля горного надзора за выемкой угля завалы стали на шахте обычным явлением, что является угрозой для жизни горняков.

Бесхозяйственность, халатное отношение к оборудованию на шахте бросаются в глаза даже и невзыскательному наблюдателю.

Руководители треста благодушно взирают на все это, они смирились с этим и не могут ничего сделать для улучшения положения.

Шахтеры пробовали объявлять забастовки, голодали. Но ведь этим не исправишь положение. Вся надежда горняков на решительные меры правительства, которое должно предпринять какие-то меры для выхода из кризисной ситуации.


Упражнение 8.

С помощью каких языковых средств создается торжественность изложения?

1) Многострадальная русская земля! Долго ты будешь залечивать свои раны, долго твои сыновья... будут своими золотыми руками воссоздавать разрушенное. (К. М. Симонов)

2) Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря, 
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья 
За Русь, за святость алтаря.
 (А. С. Пушкин)


Упражнение 9.

Укажите, с какой целью в тексте употребляются историзмы и архаизмы. Выпишите эти слова и объясните их значения. При необходимости пользуйтесь толковым словарем.

Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям, и всем посадским, и купецким, и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разных чинов людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорение... Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и в купецких делах... ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя погодно добрых и правдивых людей, — кого они меж себя похотят...»

Скрипя лаптями, из воротни вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель, — свои. Проговорил: аминь — и стал отворять ворота. Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошки боярской избы. Туда, в хоромы, вело крыльцо с крутой лестницей. Красивое крыльцо резного дерева, крыша луковицей... нижнее жилье избы — подклеть — из могучих бревен.

— Аверьян, зачем боярин нас вызвал с конями, — повинность, что ли, какая?..

— В Москву ратных людей повезете... (A. К. Толстой)


Упражнение 10.

В предложениях, взятых из произведений И. А. Бунина, найдитедиалектизмы и объясните их значение.

Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Такова, например, была усадьба тетки Анны Герасимовны, жившей от Выселок верстах в двенадцати. Пока, бывало, доедешь до этой усадьбы, уже совсем ободняется. За решетчатой дверью закуты шуршала солома. Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда усиливался, порывисто бежал по ржам и овсам — и они сухо, тревожно шелестели.


Упражнение 11.

Прочитайте текст, выясните значение выделенных слов, относящихся к терминологической и профессиональной лексике, по толковому словарю. С какой целью они используются в тексте?

Весь черный, с блестящей золотой полоской вокруг, необыкновенно стройный, изящный и красивый со своими чуть-чуть наклоненными назад тремя высокими мачтами, военный четырехпушечный клипер «Ястреб» стоял на двух якорях в пустынной бухте неприветливого острова Сахалин. Благодаря зыби, клипер тихо и равномерно покачивался, то поклевывая острым носом и купая штоги в воде, то опускаясь подзором своей круглой кормы.

В этот памятный день погода стояла сырая, с каким-то пронизывающим холодом, заставлявшим вахтенных матросов ежиться в своих коротких бушлатах и дождевиках, а подвахтенных чаще подбегать к камбузу погреться.

С обычной на военных судах торжественностью на «Ястребе» только что подняли флаг и гюйс. На мостике стоял капитан. (К. М. Станюкович)


Упражнение 12.

В юмореске Л.Н. Гумилева выделите арготическую лексику, слова из сленга и просторечные. За справками обращайтесь к словарям. Попробуйте подобрать синонимы к арготизмам и жаргонизмам. Дайте стилистическую оценку употреблению нелитературной лексики в юмористическом тексте.

История отпадения Нидерландов от Испании

В 1565 году по всей Голландии пошла параша, что папа - антихрист. Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри. Римская курия, обиженная за пахана, подначила испанское правительство. Испанцы стали качать права - нахально тащили голландцев на исповедь (совали за святых чурки с глазами). Отказчиков сажали в кандей на трехсотку, отрицаловку пускали налево. По всей стране пошли шмоны и стук. Спешно стряпали липу. Гадильники ломились от случайной хевры. В проповедях свистели об аде и рае, в домах стоял жуткий звон. Граф Эгмонт на пару с графом Горном попали в непонятное: их по запарке замели, пришили дело и дали вышку.

Тогда работяга Вильгельм Оранский поднял в стране шухер. Его поддержали гезы (урки, одетые в третий срок). Мадридская малина послала своим наместником герцога Альбу. Альба был тот герцог! Когда он прихилял в Нидерланды, голландцам пришла хана. Альба распатронил Лейден, главный голландский шалман. Остатки гезов кантовались в море, а Вильгельм Оранский припух в своей зоне. Альба был правильный полководец. Солдаты его гужевались от пуза, в обозе шло тридцать тысяч шалашовок. На этапах он не тянул резины, наступал без показухи и туфты, а если приходилось канать, так все от лордов до попок вкалывали до опупения. На Альбу пахали епископы и князья, в ставке шестерили графья и генералы, а кто махлевал, тот загинался. Он самых высоких в кодле брал на оттяжку, принцев имел за штопорил, графинь держал за простячек. В подвалах, где враги на пытках давали дуба, всю дорогу давил ливер и щерился во все хавало. На лярв он не падал, с послами чернуху не раскидывал, пленных заваливал начистяк, чтоб был полный порядок.

Но Альба вскоре даже своим переел плешь. Все знали, что герцог в законе и в лапу не берет, но кто-то стукнул в Мадрид, что он скурвился и закосил казенную монету. Альбу замели в кортесы на общие работы, а вместо него нарисовались Александр Фарнези и Маргарита Пармская (два раззолоченных штымпа), рядовые придурки испанской короны.

В это время в Англии погорела Мария Стюарт. Машке сунули липовый букет и пустили на луну. Доходяга Филипп II послал на Англию Непобедимую Армаду, но здорово фраернулся. Гранды-нарядчики филонили, поздно вывели Армаду на развод, на Армаде не хватило пороху и баланды. Капитаны заначили пайку на берегу, спустили барыгам военное барахлишко, одели матросов в локш, а ксивы выправили на первый срок, чтоб не записали промота. Княжеские сынки заряжали туфту, срабатывали мастырку, чтоб не переть наружу. В Бискайском море Армаду драла пурга. Матросы по трое суток не кимарили, перед боем не покиряли. Английский адмирал из сук Стефенс и знаменитый порчак Френсис Дрей разложили Армаду, как бог черепаху. Половина испанцев натянула на плечи деревянный бушлат, оставшиеся подорвали в Ховиру.

Голландцы обратно зашуровались и вусмерть покутились, когда дотыркали про Армаду. Испанцы лепили от фонаря про победу, но им не посветило - ссученных становилось меньше, чесноки шерудили рогами. Голландцы восстали по новой, а Маргарита Пармская и Александр Фарнезе смылись во Фландрию, где народ клал на Лютера.

Так владычество испанцев в Голландии накрылось мокрой…


Упражнение 13.

Какие разряды стилистически окрашенных слов используются в контекстах? С какой целью?

1) «А вы знаете такое слово — „кадрить“?..» — «Знаю, хорошее слово. Точное». — «Хорошее?.. Я его не понимаю, что это?» — «Ну, закидывать крючок... Заигрывать» (Г. Щербакова) 2) Петр Матвеевич вдруг углядел, что окна школы светятся для такого вечернего времени довольно неестественно: все до одного и ярко. Обычно в такое время — ну, одно там, два горят, там, где на скрипочке пилят, либо на пианино бренькают, или еще — разевают рот, а через стекло-то и не слышно, что за песня из него льется. (Е. Попов) 3) Но это значит снова учиться, опять кантоваться на койке общежития... Нет, право же, этого я и сейчас нахлебался досыта. (А. Е. Рекемчук) 4) Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. А. Кассиль) 5) Я командовал взводом морской разведки. А во взводе у меня были и блатники. А я был мальчишкой, салагой. (Ю. В. Бондарев) 6) Старик, узнав о его приезде, взбесился и поднял в доме невероятную бучу. (Н. А. Островский)

Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время


2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный


3.  Какое слово не относится к книжной лексике?

1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр


4. Какое из слов является разговорным?

1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель


5. Какое из слов является просторечным?

а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка


6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.

1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё. 
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.


7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.

1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». 
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. 
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.


8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.

1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.


9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?


10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.


11. Укажите предложение, в котором есть термин.

1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто... рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».


12. Укажите предложения, в котором есть термины.

1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.


13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.

1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.


14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.

1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.


15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)

1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово 
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова

Ответы

•  Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (перейти к тесту)

 
1. 3)
2. 4)
3. 3)
4. 3)
5. 4)
6. 2)
7. 2), 3)
8. 1), 3), 4)
9. 2)
10. 2), 3), 4)
11. 3)
12. 1), 2)
13. 4)
14. 1), 2), 4)
15. 1) В, 2) Г, 3) Д, 4) Б, 5) А

 Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи(перейти к тесту)

1. 2),3)
2. 1), 4)
3. 1), 3)
4. 2), 4)
5. 1), 2)
6. 2), 3)
7. 2)
8. 1)
9. 3)
10. 1)Б, 2)Г, 3)Д, 4)А,5)В
11. 1)Г, 2)А, 3)Д, 4)Б, 5)В
12. 1)Б, 2)В, 3)Д, 4)А, 5)Г
13. 1)Г, 2)В, 3)Б, 4)Д, 5)А
14. 2)
15. 4)
16. 2)
17. 1)
18. 3)

 

•  Выразительные средства синтаксиса (перейти к тесту)

1. 1) В, 2) А, 3) Б
2. 1) Б, 2) В, 3) А
3. 1), 11)
4. 17), 21)
5. 7), 17)
6. 5)
7. 6)
8. 40)
 

•  «Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка (перейти к тесту)

1. 1)
2. 3), 4)
3. 3)
4. 2)
5. 3)
6. 4)
7. 1)
8. 1)
9. 3)
10. 2)
11. 3)
12. 4)
13. 1)
14. 4)
15. 3)
16. 2)
17. 2)
18. 4)
19. 3)
20. 2)

 

•  Ирония и другие виды комического (перейти к тесту)


1. 2), 3)
2. 4)
3. 1)
4. 3)
5. 3)
6. 1) В, 2) Б, 3) Г, 4) Д, 5) А
7. 1) Д, 2) В, 3) А, 4) Б, 5) Г

 

•  Выразительные средства лексики. Метонимия. Синекдоха. Перифраза. Гипербола. Литота (перейти к тесту)


1. 3)
2. 2)
3. 3)
4. 2)
5. 3)
6. 2)
7. 1), 3)
8. 2), 3)
9. 1), 4)
10. 2), 4)
11. 1) Б, 2) Г, 3) В, 4) А
12. 1) А, 2) В, 3) Г, 4) Б
13. 1) Г, 2) А, 3) В, 4) Б
14. 4)
15. 3)
16. 2)
17. 4)
18. 1) В, 2) А, , 4)Д, 5) Б

 

•  Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение (перейти к тесту)

1. 1)
2. 1)
3. 4)
4. 1)
5. 3)
6. 2)
7. 2)
8. 1)
9. 4)
10. 2)
11. 3)
12. 2)
13. 2)
14. 2)
15. 1)
16. 1)
17. 4)
18. 3)
 

 

•  Выразительные средства словообразования (перейти к тесту)

1. 2)
2. 1)
3. 3)
4. 2)
5. 3)
6. 4)
7. 3), 4)

 •  Выразительные средства фонетики (перейти к тесту)

1. 3)
2. 4)
3. 1)
4. 1-В, 2-Б, 3-Г, 4-А
5. 1) Аллитерация; 2) Ассонанс; 3) Анафора; 4) Градация; 5) Звукоподражани.

 

•  Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры (перейти к тесту)

1. 3)
2. 2)
3. 1)
4. 2)
5. 1)
6. 2)
7. 2), 3)
8. 3), 4)
9. 2),3)
10. 2), 4)
11. 4)
12. 3),4)
13. 1), 3)
14. 3)
15. 4)
16. 3)
17. 1)
18. 1 –В, 2 – Б, 3 – Г, 4 – А.



Предварительный просмотр:

Контрольный тест по русскому языку 10 класс «Употребление разделительных Ъ и Ь»

1. В каком слове употребляется разделительный знак?
1) ар...ргард
2) дет...ясли
3) контр...агент
4) раз...укрупнить


2. В каком слове употребляется Ъ?
1) с...ызмала
2) рудопод...ёмный
3) с...экономить
4) с...узить


3. В каком слове употребляется Ь?
1) прод...юсер
2) ад...ютант
3) глав...юрист
4) комп...ютеризация


4. В каком слове пишется Ь?
1) под...ячий
2) двух...ярусный
3) об...явленный
4) безыз...янный


5. В каком слове не пишется разделительный Ъ?
1) пан...европейский
2) пан...американский
3) сверх...естественный
4) двух...язычный


6. В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква?
1) волеиз...явление, лис...я нора
2) диз...юнкция, ад...ективный
3) интер...екционный, гил...отина
4) мин...он, контр...ярус


7. В каком слове пишется Ъ?
1) пред...юбилейный
2) помещич...и
3) шампин...он
4) крест...янин


8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ъ?
1) п...едестал, пан...японский
2) меж...ярусный, об...ектив
3) без...ыдейный, всеоб...емлющий
4) ин...екция, в...етнамец



9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ъ?
1) транс...атлантический, пред...явитель
2) пред...утренний, быстро от...экзаменоваться
3) пред...обеденный, протод...якон
4) неиз...яснимый, об...езженный

10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) пап...е-маше, экстер...ер
2) суб...ективный, пас...янс
3) нев...ющееся растение,нес...ёмные детали
4) раз...ярённый, саф...яновые сапоги

11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) сош...ёшь, вороб...иный, суб...ядерный
2) собез...янничать, кинос...ёмка, с...агитировать
3) пен...юар, зав...южило, бел...этаж
4) сверх...яркий, интерв...юировать, фамил...ярный

12. В каком ряду во всех словах на месте пропусков не пишутся разделительные Ь и Ъ?
1) ф...юзеляж, солов...иный, эспан...олка
2) без...упречный, контр...атака, сверх...интересный,
3) без...ответственный, без...ядерный, без...апелляционный
4) пред...уведомление, пред...явить, необ...езженный

13. В каком ряду во всех словах на месте пропуска не пишутся разделительные Ь и Ъ?
1) меж...областной, трёх...язычный, п...янящий
2) шифон...ер, без...укоризненный, трех...этажный
3) без...аварийный, бар…ерный, разоб...ется
4) супер...интересный, Мин...юст, под...ыграть

14. В каком во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) без...языкий, н...юанс, трел...яж
2) охотнич...ему домику, мурав...ед, прем...ера
3) об...егорить, трёх...ярдовый, шин...он
4) глав...ювелирторг, суб...ординация, пред...убеждение


15. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) из...явительное наклонение, батал...он, неот...емлемый, павил...он
2) бил...ярд, кар...ер, неб...ющаяся посуда, нав...ючитъ
3) медвеж...я берлога, об...единение, вз...ерошить, с...едобный
4) раз...ехаться, гнездов...е, от...явленный, с...естные запасы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...