Урок: Понятие инфинитива (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фролова Дарья Владимировна
ЦЕЛИ:
1. Дидактические 
Формирование системы знаний, умений, навыков по теме «Инфинитив»; 
2. Развивающие 
Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки); 
Развитие эстетических представлений, художественного вкуса.
3. Воспитательные 
Воспитание уверенности в своих силах; гуманизма и любви к прекрасному;
Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок: Понятие инфинитива (5 класс)385.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Понятие инфинитива

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

ВИД УРОКА: традиционный.

ЦЕЛИ:

1. Дидактические 

Формирование системы знаний, умений, навыков по теме «Инфинитив»;

2. Развивающие

Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки);

Развитие эстетических представлений, художественного вкуса.

3. Воспитательные 

Воспитание уверенности в своих силах; гуманизма и любви к прекрасному;

Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

Дать понятие инфинитива, его основных особенностей и характеристик;

Научиться определять инфинитивы в тексте;

Формирования умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающие:

Развитие навыков самостоятельной работы;

Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;

Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).

3. Воспитательные:

Воспитание творчески активной личности;

Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • развитие чувства прекрасного;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения.

Предметные результаты

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами из области морфологии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка; использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ в 2 ч (ч. 2). Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2016;

Карточки с упражнением на конструирование текста (по 1 экз. на ученика).

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, типа урока, оставление места для открытия темы; вынесение пословиц на доску, материала для выполнения упражнений на конструирование слов.

КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

Этап. Время в минутах. Цель этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся, вид работы.

УУД

1. Организационный, 2. - Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сверка отсутствующих

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.

(Р) волевая саморегуляция

2. Проверка домашнего задания. Сообщение целей и задач. 4. - Определение содержания урока. Создание условий для возникновения внутренней потребности к работе.

Организация восприятия информации. Проверка и оценка домашнего задания. Настрой на проблемную ситуацию.

Запись даты и типа урока. Проговаривание домашней работы. Осознание предстоящей работы.

(К) планирование учебного сотрудничества. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция

 

3. Мотивация. Актуализация знаний. 5+3. - Уточнение содержания урока. Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.

Постановка и решение проблемной ситуации. Комментирование и уточнение целей и задач. Вынесение темы урока.

Выполнение упражнения. Ответы на вопросы. Выход к пониманию темы урока. - Индивидуальная, фронтальная работы.

(П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму. (Л) перспективная мотивация.

4. Этап объяснения новых знаний. 2+1+9. - Изучение теоретического материала.

Изучение теории в учебнике. Комментарии преподавателя. Создание схемы.

Прочтение теории и прослушивание комментариев. Запись схемы.

(К) овладение умением воспринимать теоретический материал в процессе чтения учебника, на слух и визуально.

5. Этап закрепления новых знаний. 4+7+9. - Организация деятельности учащихся на достижение целей урока. Проверка умений мыслить, доказывать. Закрепить орфографические правила.

Инструктаж, проверка и оценка упражнений. Организация работы учащихся. Уточнение теории по синтаксису.

Выполнение упражнения на образование инфинитива от основы слова. Выполнение упражнения в учебнике на исправление ошибок. Работа с синтаксисом. - Индивидуальная самостоятельная, фронтальная работы.

(П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) использование системы научных и теоретических знаний на практике. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (Р) контроль, коррекция и взаимооценка. (К) умение интегрироваться, аргументация своего мнения. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других

6. Информирование о домашнем задании и инструктаж. 3. - Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения.

Постановка цели выполнения домашнего задания, инструктаж, ответы на вопросы.

Запись задания, прослушивание инструкций, уточняющие вопросы.

(Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация.

7. Рефлексия, оценивание. 3. - Организация самооценки учащихся.

Вывод по уроку, рефлексия, выставление оценок.

Краткий пересказ сути урока, рефлексия, ответы на вопросы учителя, прослушивание и осознание оценки. – Индивидуальная работа.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Серегина О.С. Такие разные конспекты уроков: Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: На уроке в 5 кл. : Русский язык: Универс. Рабочая тетр. С богатым теорет., а также практ. Материалом, подгот. Для детей и их родителей, для преподавателей-словесников. – 1994.

Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя / Богданова Г.А., 2000.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к началу урока? Давайте проверим отсутствующих на уроке и проведем перекличку.

2. Проверка домашнего задания. Сообщение целей и задач

Перепишите с доски число и «классная работа». Давайте прослушаем выполнение домашнего задания №373 (оценка вызванного ученика). Спасибо.

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работу с глаголом. Мы должны с вами всесторонне изучить эту часть речи, но пора углубиться и изучить определенный аспект глагола, который вам еще не знаком. Поэтому оставьте пустую строчку для темы урока.

3. Актуализация знаний

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами – мудрые пословицы. Перепишите их. Над каждым глаголом подпишите все известные вам признаки глагола – время, число и лицо, род, если он есть.

(Запись в тетради)

Книги читаю (наст. вр., 1 л. ед. ч.) – мир открываю (наст. вр., 1 л. ед. ч.).

Поспешишь (буд. вр., 2 л. ед. ч.) – людей насмешишь (буд. вр., 2 л. ед. ч.).

Книга мала, а ума придала (прош. вр., 3 л. ед. ч. ж.р.).

Учить (?) – ум точить (?).

Ребята, давайте проверим ответы по цепочке (проверка, должно возникнуть затруднение в последней пословице). Что особенного в этой пословице? (Нельзя определить признаки). Да, это действительно так. И глагол, употребленной в форме, которая не выражает признаков, называется инфинитивом. Напишите тему урока – «Понятие инфинитива».

4. Этап объяснения новых знаний

Давайте с вами прочитаем теорию на странице 54. (Ученик зачитывает с места). Предлагаю вам составить схему вместе со мной.

Мы сегодня изучаем тему «Инфинитив». Инфинитив – что это такое, в широком смысле? (Форма глагола). Запишем в таблицу вопросы, на которые инфинитив отвечает. Теперь запишем под тремя стрелочками три инфинитива – печь, делать, нести. Давайте разберем эти глаголы поморфемно. (Печь – корень, дел – корень, а – суффикс, ть – окончание, нес – корень, ти – окончание). Значит, продлим стрелочки от примеров и запишем, что инфинитив заканчивается либо на окончание –ти, либо на окончание –ть, либо на финалию – чь, которая будет частью глагола (потому что она не исчезает при изменении формы глагола – печет, печем).

5. Этап закрепления новых знаний.

Однако, не всегда все ученики умеют правильно использовать такую схему. Давайте обратим внимание на задание учебника на полях. (1 ученик зачитывает текст). Давайте определим, в чем была ошибка ученика. У вас есть мысли, как это определить? (Нет). Вам нужно будет задать вопрос к слову и вам все станет ясно. (Выслушивание ответа 3х учеников, по строчке каждый.

Ползти – что делать, крути – что делай, идти – что делать, пути – что, вести – что/что делать, в зависимости от того, что имел ученик. Следовательно, крути, пути не подходят – это другая форма глагола и существительное.

Кровать – что, спать – что делать, отдыхать – что делать, пропасть – что/что делать в зависимости от того, что имел ученик, съесть – что делать. Следовательно, кровать не подходит – это существительное.

Толочь – что делать, прожечь – что сделать, мелочь – что, печь – что/что делать, беречь – что. Следовательно, мелочь – лишнее слово, существительное).

Итак, в чем же была ошибка ученика? (Он посмотрел на внешнюю форму слова и не задал к нему вопрос). Вы не будете теперь допускать таких ошибок? (Да). Молодцы. Закрепим изученное.На доске перед вами записаны существительные. Вам надо переписать их в столбик и через тире образовать с основами этих существительных два инфинитива, употребив суффикс -ся. Один должен отвечать на вопрос что делать, а другой – что сделать (запись в тетради, проверка выполнения на оценку)

Увлечение – увлекаться, увлечься

Удивление – удивляться, удивиться

Наслаждение – наслаждаться, насладиться

Раздражение – раздражаться, -

Удаление – удаляться, удалиться

И еще я хочу вас познакомить с функциями глагола в предложении. Я сейчас буду диктовать вам предложения. Записываете и находите в нем инфинитив. Если у вас есть предположения, какой это член предложения, озвучиваете его. Если нет – я вам расскажу то, чего вы еще не знаете. После моих пояснений подчеркиваете инфинитив как тот член предложения, которым он является.

Не спать (подлежащее) — вредно. Я боюсь заболеть (часть составного сказуемого). Открыть (сказуемое) ему дверь? Все вышли на улицу посмотреть (обстоятельство цели) на северное сияние. Ему посоветовали молчать (дополнение). У меня возникло острое желание помочь (определение).

Итак, из-за того, что инфинитив максимально «обезличен» в плане наличия особенных признаков, он может употребляться в предложении в самых разных функциях.

6. Информирование о домашнем задании и инструктаж

На дом я вам задаю следующее задание. Сейчас вы изучаете произведение Короленко Владимира Галактионовича "В дурном обществе". Из последней главы, которую вы найдете в учебнике, выпишите все инфинитивы. Их там около десяти. Задайте к ним вопросы, отметьте, с помощью чего инфинитив образован, то есть, отметьте суффикс или финалию. Все ли вам понятно?

7. Рефлексия, оценивание.

Итак, ребята, вам понравился сегодняшний урок? Что вы отметили для себя нового и интересного, с чем познакомились? (Краткий пересказ учеником сути урока). Спасибо. Поднимите руки те, кто сегодня хорошо справился с заданиями, доволен своей работой на уроке. Спасибо. Теперь те, кто собой не доволен и справился плохо. Почему так получилось? (Выслушивание ответов). Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб впредь избегать такой ситуации? (Выслушивание ответов). Спасибо. Я надеюсь, в дальнейшем все будут хорошо справляться с классной работы и научатся на своем опыте. Оценки за урок получают (выставление). Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока "Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД"

Аннотация к уроку «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Тема:  «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Работу выполнил: учитель инф...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация к уроку "Понятие систем" (11 класс)

Презентация к уроку "Понятие систем". Учебник "Информатика и ИКТ", автор И.Г. Семакин....

Тест Правило инфинитива. 10 класс

Тест- на усвоение правила инфинитива 10-11 класс. Содержит несколько вариантов, может быть ипользован на уроке  контроля....

Конспект урока "Понятие клетка" 8 класс

Конспект урока "Понятие клетка" 8 класс.  Все учащиеся знают определение, понятие клетка....

Технологическая карта и презентация к уроку "Понятие процента" 6 класс

Технологическая карта и презентация к уроку "Понятие процента" 6 класс...