Викторина "День родного языка"
методическая разработка по русскому языку (6, 7, 8 класс)

Андреева Иванна Валерьевна

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 - 8 классов (викторина с презентацией) "День родного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka.rar222.52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку,

посвященное Дню родного языка

Викторина «Сильное звено».

Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово.

Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки. Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что, хорош квас?»

- Хорош, - сказал тот.

- А чем хорош?

- Вкусный, холодный, с эрфиксом.

- С чем? – насторожился Даль.

- С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великорусского языка»?

- Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.

- Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.

- Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.

- Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?

Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.

Наша сегодняшняя викторина «Сильное звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности:

«Сперва аз да буки, а потом другие науки»

«Грамоте учиться всегда пригодиться».

Здесь сегодня собрались самые смелые, и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «Один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

Правила игры:

Для участия в викторине проводится 1 тур – «Отборочный».

Вопросы всем ученикам: отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается. За правильный ответ – жетон. По результатам 6 участников, набравших наибольшее количество очков, будут продолжать соревнование.

В каждом последующем туре один участник, набравший наименьшее количество баллов выбывает как слабое звено. Победителем будет тот участник, который останется до последнего тура. Ответы оценивает жюри.

1 тур: Отборочный

1) Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

2) Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

3) Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

4) Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)

5) В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

6) Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

7) Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко).

8) Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

9) Сколько падежей в русском языке? (6)

10) На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

11) Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)

12) Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).

13) Сколько спряжений у глагола? (2)

14) Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

15) Назовите окончание существительных 1-го склонения? (ж. и м.р.- а, - я)

16) К какому жанру относится «Евгений Онегин»? повесть, роман, поэма.

17) Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)

18) Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)

19) Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).

20)  В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)

21) Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

22) Кто напечатал 1-ю книгу на Руси ? (И. Федоров)

23) Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

24) Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

25) Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»

26) Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? Аллегория, антитеза, гипербола.

27) Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)

28) Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

29) На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)

30) Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)

31) Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)

32) Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)

33) Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)

34) С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.

35) Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )

36) Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант» ? (Короленко)

37) Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )

38) Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)

39) Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)

40) Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

42) Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь

43) Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)

44) Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

45) От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)

46) Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)

47) Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)

48) Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)

49) К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

50) Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

2 тур. (6 участников)

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов.

С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т.  Сейчас мы проверим, как вы знаете такие жанры УНТ, как пословицы, поговорки и загадки.

1) Продолжите пословицу: (каждому участнику задается по две пословицы)

- Не спеши языком, …      (торопись делом)

- Одежда лучше новая, ….  (а друзья старые)

- Под лежачий камень …       (вода не течет)

- Волков бояться, …           (так и в лес не ходить)

- Делу время, …                (а потехе час)

- Дерево смотри в плодах, а ….     (человека в делах)

- Человек без друзей, что …              (дерево без корней)

- Маленькое дело, …    (лучше большого безделья)

- Терпение и труд, ….  (всё перетрут)

- Родина-мать, …         (сумей за нее постоять)

- Труд человека кормит, …   (а лень портит)

- Не надобен клад, …     (коли в семье лад)

2) Объясните смысл поговорки (каждый участник должен объяснить две поговорки)

- Как кошка с собакой.

- Съесть вместе пуд соли.

- Дело в шляпе.

- Набрать в рот воды.

- Водить за нос.

- Переливать из пустого в порожнее.

- В час по чайной ложке.

- Лететь на всех парусах.

- Сесть в калошу.

- Легок на помине

- За словом в карман не полезет

- Как снег на голову

3) Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете (за каждую загадку начисляется один балл)

Отвечает тот, кто первый поднимает руку.

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет. (девять)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, - каждый час (стрелки часов)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге ?(гриб)

Ушком не слышит, носиком не дышит,

Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)

А повсюду славятся! ( буквы)

Жюри подводит итоги. Один участник покидает игру.

3 тур (5 участников )

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.

– Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?

– Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.

Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

Фразеологизмы имеют переносное значение. А теперь давайте посмотрим, что можно представить себе, если понимать фразеологизм в буквальном смысле.

Просмотр слайдов:

  1. Выйти из себя - разозлиться. Два сапога пара
  2. Тянуть кота за хвост
  3. Водить за нос. Море по колено
  4. Сесть в калошу. Щеки горят.

А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим.

Объяснить  значение фразеологизмов.

1.в час по чайной ложке (мало)

2.кривить душой (лгать)

3.себе на уме (хитрить)

4.кожа да кости( худой)

5.раз, два и обчелся (мало)

6. вставлять палки в колеса (мешать)

7.заячья душа (трус)

8.в двух словах ( коротко)

9.куры не клюют (много)

10.зарубить на носу (запомнить)

11.ушки на макушке (внимательно)

12.язык проглотить (молчать)

13.повесить голову (печалиться)

14. клевать носом (дремать)

15.рукой подать (близко)

16.гонять лодыря (бездельничать)

17.во все лопатки (быстро)

18.мастер на все руки (умелец)

19. витать в облаках (мечтать)

20. водить за нос (обманывать)

21. играть первую скрипку(быть главным)

22. идти в ногу (действовать согласованно)

23. стреляный воробей(опытный чел.)

24. бросать слова на ветер( говорить зря)

25. делать из мухи слона(преувеличивать)

26. говорить сквозь зубы (неохотно)

27. избушка на курьих ножках(старое что-то)

28. одна нога здесь, другая там (быстро)

29. спустя рукава (плохо)

30. засучив рукава (хорошо)

Жюри подводит итоги. Один участник покидает игру.

4 тур. (4 участника) Конкурс «Синонимы»

подобрать как можно больше синонимов:

идти (шагать, ползти, топать);

трусливый (боязливый, несмелый, пугливый);

говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить);

красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный);

жилище (дом, хата, общежитие);

смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

 Слова из молодежной лексики вы должны заменить обычными словами – синонимами.

«прикинь» -  (представь);  «ништяк» - (хорошо, здорово);  «хавчик» - (еда); « супер, клево» - (прекрасно, великолепно); «слизать » - (списать ); «базар» - (разговор); «прикид» - (одежда)

тащусь

Жюри подводит итоги. Один участник покидает игру.

5 тур. (3 участника) «Разбор слов по составу». 

Я выдам каждому карточки со словами, жюри проверяет.

1 карточка – про-беж-к-а, сер-ыми, ноч-ева-ть, верн-о, за-рос-ш-ий;

2 карточка – птич-к-а, молод-ых, брос-а-ет-ся, горяч-о, перед-ов-ая;

3 карточка – снеж-к-ом, ран-н-ий, стуч-а-ть-ся, умн-о, за-дум-а-вш-ая-ся;

6 тур. (2 участника)

Задание 1. «Плач предложения» (исправьте речевые ошибки в предложении)

Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его над головой.

Писатель нам в своих произведениях показывает простой язык.

Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

      С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.

     Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.

     Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

     В музее природы есть рысь, бобёр, олень и другие товарищи.

     В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

Задание 2.

Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда. Кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены данного предложения.

Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что слово дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача ещё маленький, отец привёл его на каток.

Задание 3.

1. На языке коми «син» - глаз, «лыс» - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс». (ресницы)

2. По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)

3. Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»? (одеколон)

4. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию? (простоквашу)

5. «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора»? (олень)

Заключительная часть

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

Жюри подводит итоги. Объявляет победителя.

Награждение победителя.

Дополнительные задания для болельщиков

4 тур

Подобрать к словам как можно больше синонимов:

идти

трусливый

говорить

красивый

жилище

смеяться  

Слова из молодежной лексики заменить обычными словами – синонимами:

«прикинь» -  

«ништяк» -

«хавчик» -

« супер, клево» -

«слизать » -

«базар» -

«прикид» -

«тащусь» -

4 тур

Подобрать к словам как можно больше синонимов:

идти

трусливый

говорить

красивый

жилище

смеяться  

Слова из молодежной лексики заменить обычными словами – синонимами:

«прикинь» -  

«ништяк» -

«хавчик» -

« супер, клево» -

«слизать » -

«базар» -

«прикид» -

«тащусь» -

5 тур. «Разбор слов по составу».

пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший

5 тур. «Разбор слов по составу».

птичка, молодых, бросается, горячо, передовая

5 тур. «Разбор слов по составу».

снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшаяся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...

Литературно-музыкальная композиция "Родной язык-богатое наследство", посвященная Международному Дню родного языка

Данный сценарий поможет учителям русского и татарского языка грамотно организовать и интересно провести мероприятие,посвященное Международному Дню родного языка....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....