Методическая разработка по русскому языку и культуре речи на тему: "Занимательная грамматика. Квест-урок"
методическая разработка по русскому языку

Науменко Людмила Ивановна

Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-urok_zanimatelnaya_grammatika_1.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

БПОУ ВО «БМТ»

Методическая разработка для преподавателя

по русскому языку и культуре речи

Тема: «Занимательная грамматика»

Квест-урок

                                           

Преподаватель: Науменко Л.И.

                                              Для специальности: 34.02.01«Сестринское дело»

                                                         31.02.01 «Лечебное дело»

     Курс: 2

     Часов: 2

 Рассмотрено на заседании ЦМК___________________________________

    Председатель ЦМК______________________________________________

г. Бутурлиновка

2019

Введение.

Данная методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи» , разработанной в соответствии с ФГОС для специальностей 34.02.01 «Сестринское дело» и  31.02.01  «Лечебное дело».

Структура методической разработки состоит из  логически выстроенных этапов квест-игры:

1.Организационно-психологический этап.

2.Этап постановки темы, цели и задач игры.

3. Выполнение заданий.  

4. Подведение итогов квест-игры.

Интеллектуальная игра преследует цели расширения кругозора обучающихся, развитие поисково-исследовательской деятельности, повышения интереса к дисциплине.

Квест-урок по русскому языку и культуре речи

                                «Занимательная грамматика»

Тип занятия: совершенствование умений и навыков

Вид занятия: квест-игра    

Цель: обобщение знаний студентов, совершенствование активных методов и форм преподавания русского языка и культуры речи.

Задачи:

-образовательная- систематизировать и совершенствовать знания по русскому языку и культуре речи, учить применять знания и умения в ситуации интеллектуальной игры;

-развивающая- совершенствовать умение анализировать полученную информацию, формировать у студентов познавательный интерес к предмету,

прививать элементы исследовательской работы;

-воспитательная- воспитывать умение работать в группе, оценивать свою работу, развивать культуроведческую компетенцию.

Методы обучения: словесный, поисковый, наглядный.

Формы работы: творческая, поисково-исследовательская деятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация игры, раздаточный материал, карточки-задания, флажки.

                  Ход квест-игры:

I.Организационно-психологический этап.

Инструктаж по проведению игры:

1.  Легенда:   Фрегат «Паллада» отправляется в кругосветное  путешествие в страну Филологию. Вся группа обучающихся- команда корабля. Но нужно выбрать самого грамотного и эрудированного члена команды для ведения бортового журнала. Для этого всем матросам необходимо пройти ряд испытаний, выполнить задания и получить бортовой журнал. Кто первым наберёт наибольшее количество флажков за каждое выполненное задание, тот и будет отвечать за документацию на корабле. Это плавание можно продолжать весь учебный год, меняя темы квест- уроков, подбирая соответствующие задания и головоломки, выявляя очередного знатока русского языка.          

2.  В кабинете расставляются и нумеруются столы, на которых разложены карточки с заданиями: часть студентов начинает работу с первого стола, вторая половина- с последнего. Выполнивший задание получает флажок и переходит к следующему столу. В роли ведущего выступает преподаватель-словесник.  

                                                                                                                                      3.  Студент, первым набравший наибольшее количество флажков, является победителем. Ему вручается «бортовой журнал» и канцтовары. А также выставляется оценка «5». Оценены могут быть и другие студенты, собравшие все флажки, но потратившие чуть больше времени на решение задач.

II.Этап постановки темы, цели и задач игры.

Вступительное слово преподавателя.

Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты, учёные и философы.      

                        Друзья, следите за собой,  

                        Когда по-русски говорите.

                        Ведь это наш язык родной- Его для внуков сохраните!

III.Задания:    

1.  Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»? (И.А. Гончаров). Богиней чего была Афина Паллада? (мудрости, знаний, войны).

2. Продолжить следующие крылатые фразы:

Чем меньше женщину мы любим,…(тем легче нравимся мы ей)-А.С.Пушкин

Любви все возрасты…(покорны)-А.С.Пушкин

Кукушка хвалит петуха (за то, что хвалит он кукушку)-И.А.Крылов

А вот слона-то я…(и не приметил)-И.А.Крылов

Счастливые часов…(не наблюдают)- А.С.Грибоедов

3. Исправьте предложения, используя синонимы:

Одинокий (заброшенный) дом одиноко стоял на краю села.

Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят (мчатся) пассажирские, раз в сутки проходит (проносится) скорый.

Глубина тёмного леса пугала детей, которые (во мраке) в темноте потеряли дорогу.

Все учащиеся своевременно выполнили заданное (домашнее) задание.

Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем (снежном) убранстве.

Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнём (пламенем).

4.  Выясните лексическое значение и расставьте ударения в словах:    

Абсцесс, гиперемия, договор, каталог, цианоз, конъюнктивит, бюллетень, анемия, перкуссия, пальпация, коллапс, эвтаназия, поликлиника, квартал, эксперт, феномен, средства, асфиксия, эхография.

5.  Продолжить фразеологизм и объяснить значение:

Из огня да… (в полымя). Где раки… (зимуют). Не в бровь,…(а в глаз). Делать из мухи…(слона). Держать порох…(сухим). Ахиллесова…(пята). Не в коня…(корм). Как с гуся…(вода). Играть первую…(скрипку). Рыльце в…(пуху).

6.   Замените иноязычные слова русскими:

В сочинении ученика много дефектов (ошибок).

Школьная футбольная команда потерпела фиаско (поражение).

На концерте превалировали (были преимущественно) вокальные номера.  

После долгих дебатов (споров) договорились назначить моцион (прогулку)

на ближайшее воскресенье.    

Во время интервала (перемены) между занятиями в аудиторию вошёл директор.

Хозяин решил презентовать (подарить) своему гостю старые часы.

IV.Итог квест-игры.

Заключительное слово преподавателя.

Подведение итогов, вручение призов, выставление оценок.                              

Литература

  1.  А.И. Власенков. Л.М. Рыбченкова. Русский язык и литература М., Просвещение,            2014.
  2. Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин - М. : ФЛИНТА, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785976510043.html

  1. Шанский  Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М., 2005
  2. Власенков А.И. Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература.- М. «Просвещение», 2014
  3. Бабайцева В.В. Русский язык.- М. «Дрофа», 2010
  4. Большая иллюстрированная медицинская энциклопедия  в 2-х томах.- М., 2016
  5. Большой словарь медицинских терминов.- М.«Центрполиграф», 2016
  6. Шишкин А.Н. Пропедевтика клинических дисциплин.- М. «Академия», 2012
  7. Русский язык и культура речи. Учебно- методическое пособие для студентов средних медицинских учебных заведений. – М. 2003

Интернет - источники

  1. www.gramota.ru
  2. www.slovari.ru
  3. www.dic.academic.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов заочной формы обучения по направлению "Менеджмент".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи для студентов очной формы обучения специальности "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Методические разработки по русскому языку и культуре речи (подготовка к ОГЭ)

Данные методические разработки могут быть использованы учителями русского языка как при подготовке учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации, так и на уроках русского языка при обучении ...

Методическая разработка для преподавателя по русскому языку и культуре речи Тема: «Откуда есть пошла славянская письменность»

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности....