Урок по теме "Союз. Повторение изученного"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Петрова Лилия Викторовна

Урок по теме "Союз. Повторение изученного" содержит задания разного уровня, дает возможность подготовиться к сочинению по картине Б.Кустодиева "Масленица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Повторение изученного по теме «Союз»

Подготовила и провела учитель высшей категории

МБОУ «Музыкально – эстетический лицей имени А.Г.Шнитке»

г. Энгельса Саратовской области

Петрова Лилия Викторовна

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: «картинки с выставки»

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения

Цель: 1.закрепить и обобщить сведения о союзах (морфологические признаки, правило постановки запятой в СП и в предложениях с однородными членами; уметь: находить союзы в предложениях и определять их разряд по значению; правильно использовать их в своей речи; конструировать СП и предложения с однородными членами, связанными союзами).

          2.спосбствовать развитию навыков обобщения материала, навыков контроля и самоконтроля;

          3. воспитывать интерес к  традициям прошлого нашей страны, интерес к искусству.

Оборудование: индивидуальные и разноуровневые карточки, репродукция картины Б.М.Кустодиева  «Масленица»,таблица «Сочинительные и подчинительные союзы».

Ход урока

1. Слово учителя:

Ребята, сегодня мы подводим итог изучению темы «Союзы». Мы вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков: сочинительные и подчинительные союзы и их назначение; покажем, что умеем уместно употреблять их в речи и ставить запятую в сложном предложении и в предложениях с однородными членами, а также составлять текст и предложения с такими конструкциями. А поможет нам в этом замечательная картина Б.М.Кустодиева «Масленица». Но сначала запишем домашнее задание.

2. Д\З

Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с союзами, а также предложения, с которыми вы сегодня работали и подобрать материалы к сочинению , которое можно начать словами «Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица…»

(См. слайд 2)

    Масленица – широкий, раздольный русский праздник, который , провожая зиму, торопит весну. И у нас  сейчас  масленичная неделя. Давайте встретим праздник обрядовой песней в исполнении  фольклорного ансамбля МЭЛ им. А.Г.Шнитке «Красота».

3. Лексическая работа. (См слайд 3)

  • Ярмарка –устраиваемый регулярно , в определенное время года и в определенном месте торг, на котором бывают также различные увеселения

  • Балаган – в России 18 –начала 20 в.: временная легкая дощатая постройка для жилья, ярмарочной торговли и зрелищ

  • Павильон – небольшая легкая постройка в садах, парках.

  • Аттракцион – 2. устройство для развлечения в парках, на детских площадках и т.п.

 А теперь давайте вспомним, какая часть речи называется союзом.

4. Актуализация знаний теории  по опорной схеме.

5. Работа с текстом. (См. слайд 4)

Разноуровневое задание.

Задание.Уровень 1

Восстановите в данном тексте союзы.

Масленица – это праздник проводов зимы… встречи весны.  Символом масленицы считались блины, … блин, круглый,  поджаренный, напоминал солнце. А  солнцу всегда поклонялись … славили его все народы.  Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу  не праздновать,… с «повинением». Они просили прощение за умышленные … случайные обиды … огорчения, причиненные в текущем году. Любовь … дружба ценились выше всего, … поклоны … мольбы не считались унизительными.

Задание. Уровень 2

Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.

Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны.  Символом масленицы считались блины, потому что  блин, круглый,  поджаренный, напоминал солнце. А  солнцу всегда поклонялись и славили его все народы.  Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу  не праздновать, а с «повинением». Они просили прощение за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Любовь и дружба ценились выше всего, поэтому поклоны … мольбы не считались унизительными.

Задание. Уровень 3

Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Масленица – это праздник проводов зимы … встречи весны.  Символом масленицы считались блины, … блин, круглый,  поджаренный, напоминал солнце. А  солнцу всегда поклонялись … славили его все народы.  Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу  не праздновать, … с «повинением». Они просили прощение за умышленные … случайные обиды … огорчения, причиненные в текущем году. Любовь … дружба ценились выше всего, …поклоны … мольбы не считались унизительными.

КЛЮЧ. (См. слайд 5)

Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны.  Символом масленицы считались блины, потому что  блин, круглый,  поджаренный, напоминал солнце. А  солнцу всегда поклонялись и славили его все народы.  Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу  не праздновать, а с «повинением». Они просили прощение за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Любовь и дружба ценились выше всего, поэтому поклоны и мольбы не считались унизительными.

Прочтем получившийся текст. Определите тему текста. Сравните союзы в последнем предложении. Чем они отличаются? Верно, разрядом по значению. Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять разрядов союзов.

6. Выборочно-распределительный диктант (цифровой)

(цель: закрепить умение определять разряды союзов)

Задание.

1 колонка: Выпишите номера предложений с сочинительными союзами. 3, 5, 6

2 колонка: Выпишите номера предложений с подчинительными союзами.1, 2, 4

1. Один из иностранных гостей, который посетил Россию в 1698 году, писал об этом празднике с порицанием. 2. Он считал, что  все восемь дней масленицы  продолжается  обжорство, пьянство… 3.Пиршественную особенность масленицы иноземный гость отметил, а самого праздника не разглядел. 4. Хотя различные увеселения , катальные горы, карусели, качели – вошли в употребление  в царствование Екатерины II , они остаются любимыми всеми и в наши дни.

 5.Катания вереницами, с музыкой,песнями, лицедейством устраивались на масленицу не только в городах, но и в селах. 6.На картине Б.М. Кустодиева «Масленица»(1916 год)представлены скачущие тройки,  кони в нарядной сбруе, пестрые карусели, катание с гор, расписные балаганы,  однако большее место занимает пейзаж, величавое изображение русской природы.

КЛЮЧ (См. слайд 6)

Сочинительные союзы 3,5,6

Подчинительные союзы и союзные слова 1,2,4

1 который

2 что

3 а

4 хотя

5 не только…, но и

6 однако

Составьте схему последнего предложения. Какую роль играют сочинительные союзы, подчинительные?

7. Рассказ о художнике. ( Рассказ учащегося).

Работа по развитию речи.

Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче. Но иногда допускаем ошибки.

Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимическими конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», проникаешься веселым настроением и чувством радости. На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Она , взбивая снег копытами, словно взлетает над землей. Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и, оказываясь прямо у балаганчика.

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

КЛЮЧ (См. слайд 7)

Когда мы смотрим на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», то проникаемся веселым настроением и чувством  радости. На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Они , взбивая снег копытами, словно взлетают над землей. Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и оказывается прямо у балаганчика.

Художник заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.

8. Работа с разноуровневыми карточками. (См.слайд 8)

Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже,  чтобы, потому что».

Уровень 1

Раскройте скобки

Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.

Уровень 2

Представьте, что вам нужно описать увеселения русского народа  на Масленицу. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.

Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.

Уровень 3

Представьте, что вам нужно описать увеселения русского народа на Масленицу. Составьте текст. Раскройте скобки.

Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.

Выполненные задания проверяются индивидуально.

9.Итоги урока.

Сегодня мы вспомнили, что такое союз, показали, что знаем разряды союзов по значению,

 умеем правильно и уместно употреблять их в речи. Кроме того, мы повторили тему

 «Слитное написание союзов также, тоже, зато». А еще мы познакомились с удивительной

Картиной М.Б.Кустодиева  «Масленица».

В 2007 году отмечался юбилей -  130 лет со дня рождения художника. В Москве и Астрахани

проходил Российский фестиваль детского художественного творчества, в котором приняли

участие и учащиеся Музыкально – эстетического лицея им. А.Г.Шнитке города Энгельса Саратовской области.

Об этом мы узнаем, посмотрев  альбом «Хороша страна Кустодия», где почетные

места занимают работы наших учащихся: Кузнецовой Алены, Мягковой Александры,

Горячевой Алины.

 Приходите к нам на Масленицу!

 Домашнее задание: подберите материалы к  сочинению по плану. (См. слайд 9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение и обобщение изученного по теме «Союз» Тип урока: повторительно - обобщающий Вид урока : «картинки с выставки» Технология : элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения

Слайд 3

. Словарная работа Ярмарка –устраиваемый регулярно , в определенное время года и в определенном месте торг, на котором бывают также различные увеселения Балаган – в России 18 –начала 20 в.: временная легкая дощатая постройка для жилья, ярмарочной торговли и зрелищ Павильон – небольшая легкая постройка в садах, парках. Аттракцион – 2. устройство для развлечения в парках, на детских площадках и т.п.

Слайд 4

Разноуровневое задание Восстановите в данном тексте союзы. Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания. Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Слайд 5

Ключ проверки задания Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны. Символом Масленицы считались блины, потому что блин, круглый, поджаренный, напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы. Каждый день Масленицы имел свое название: «встреча», «заигрыши», «лакомка», «разгул», «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с»повинением». Они просили прощение за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Любовь и дружба ценились выше всего, поэтому поклоны и мольбы не считались унизительными.

Слайд 6

Ключ проверки цифрового диктанта Сочинительные союзы – 3,5,6 Подчинительные союзы и союзные слова– 1,2,4 1 который 2 что 3 а 4 хотя 5 не только…, но и 6 однако

Слайд 7

Ключ проверки задания по развитию речи Когда мы смотрим на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», то проникаемся веселым настроением и чувством радости. На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Они, взбивая снег копытами, словно взлетают над землей. Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и оказывается прямо у балаганчика. Художник заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.

Слайд 8

Обобщение темы. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.

Слайд 9

План сочинения по картине Б.М.Кустодиева «Масленица» 1.Из истории празднования Масленицы. 2. Картина Б.М.Кустодиева «Масленица» - это рассказ о народном празднике. 3. Композиция картины: а) взгляд сверху на заснеженный город; б) праздничное небо. 4. Важные сцены, рассказывающие о народном веселье: а) катание с гор на санках; б) представление на площади; в) катание в санях; г) песни под гармонь. 5. Краски, используемые художником. 6. Мое отношение к картине.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ К УРОКУ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»

Ученика/цы 7 класса МЭЛ.им.А.Г.Шнитке _______________________________________

УРОВЕНЬ 1

1.Опорная схема

СОЮЗ –служ ч.р.                                      простой

 Связ.одн. чл. и прост.предл..                  составной

в составе сложного                                    одиночный В его коллекции есть  марки и значки

Не изменяется .                                           повторяющ. и марки, и значки

Не явл. Членом предлож.                           двойной   как марки, так и значки

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ                                   ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

  (равноправие)                                             (подчинение)

*соединительные                                                     *причины     *условия

*противительные                                                  *целевые      *сравнения

*разделительные                                                        *времени    *изъяснит.

2. Задание.Уровень 1

Восстановите в данном тексте союзы.

Масленица – это праздник проводов зимы… встречи весны.  Символом масленицы считались блины, … блин, круглый,  поджаренный, напоминал солнце. А  солнцу всегда поклонялись … славили его все народы.  Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу  не праздновать,… с «повинением». Они просили прощение за умышленные … случайные обиды … огорчения, причиненные в текущем году. Любовь … дружба ценились выше всего, … поклоны … мольбы не считались унизительными.

3. Цифровой диктант.

 Сочинительные союзы

Подчинительные союзы и союзные слова

4.  Работа по развитию речи.

Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимическими конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», проникаешься веселым настроением и чувством радости. ____________________________________________________________________________

На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Она , взбивая снег копытами, словно взлетает над землей.

____________________________________________________________________________

 Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и, оказываясь прямо у балаганчика.

____________________________________________________________________________

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

_____________________________________________________________________________

5. Раскройте скобки

Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ К УРОКУ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»

Ученика/цы 7 класса МЭЛ.им.А.Г.Шнитке _______________________________________

УРОВЕНЬ 2

1.Опорная схема.

СОЮЗ –служ ч.р.                                      простой

 Связ.одн. чл. и прост.предл..                  составной

в составе сложного                                    одиночный В его коллекции есть  марки и значки

Не изменяется .                                           повторяющ. и марки, и значки

Не явл. Членом предлож.                           двойной   как марки, так и значки

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ                                   ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

  (равноправие)                                             (подчинение)

*соединительные                                                     *причины     *условия

*противительные                                                  *целевые      *сравнения

*разделительные                                                        *времени    *изъяснит.

2. Задание. Уровень 2

Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.

Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны.  Символом масленицы считались блины…..  блин, круглый,  поджаренный, напоминал солнце. А  солнцу всегда поклонялись и славили его все народы.  Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу  не праздновать … с «повинением». Они просили прощение за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Любовь и дружба ценились выше всего …….поклоны … мольбы не считались унизительными.

  3. Цифровой диктант.

 Сочинительные союзы

Подчинительные союзы и союзные слова.

4. Работа по развитию речи.

Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимическими конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», проникаешься веселым настроением и чувством радости. ____________________________________________________________________________

На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Она , взбивая снег копытами, словно взлетает над землей.

____________________________________________________________________________

 Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и, оказываясь прямо у балаганчика.

____________________________________________________________________________

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

_____________________________________________________________________________

5. Представьте, что вам нужно описать увеселения русского народа на Масленицу.  

Раскройте скобки, составьте предложения.

Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ К УРОКУ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»

Ученика/цы 7 класса МЭЛ.им.А.Г.Шнитке _______________________________________

УРОВЕНЬ 3

1.Опорная схема.

СОЮЗ –служ ч.р.                                      простой

 Связ.одн. чл. и прост.предл..                  составной

в составе сложного                                    одиночный В его коллекции есть  марки и значки

Не изменяется .                                           повторяющ. и марки, и значки

Не явл. Членом предлож.                           двойной   как марки, так и значки

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ                                   ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

  (равноправие)                                             (подчинение)

*соединительные                                                     *причины     *условия

*противительные                                                  *цели            *сравнения

*разделительные                                                        *времени    *изъяснит.

2. Задание. Уровень 3Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Масленица – это праздник проводов зимы … встречи весны.  Символом масленицы считались блины … блин, круглый,  поджаренный, напоминал солнце. А  солнцу всегда поклонялись … славили его все народы.  Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу  не праздновать, … с «повинением». Они просили прощение за умышленные … случайные обиды … огорчения, причиненные в текущем году. Любовь … дружба ценились выше всего …поклоны … мольбы не считались унизительными.

3. Цифровой диктант.

 Сочинительные союзы

Подчинительные союзы и союзные слова

4. Работа по развитию речи.

Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимическими конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», проникаешься веселым настроением и чувством радости. ____________________________________________________________________________

На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Она , взбивая снег копытами, словно взлетает над землей.

____________________________________________________________________________

 Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и, оказываясь прямо у балаганчика.

____________________________________________________________________________

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

____________________________________________________________________________

5.Представьте, что вам нужно описать увеселения русского народа на Масленицу.  Раскройте скобки. Составьте текст

Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Презентация к уроку по теме "Повторение изученного по теме "Причастие""

Презентация предназначена для повторения изученного по теме "Причастие" в 7 классе, но может быть использована для подготовки к ГИА и ЕГЭ....

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"

Данный  материал  предназначен  для  повторения  пройденного  материала  в  5 классе...

Презентация урока по теме "Повторение изученного по тепе "Деепричастие".

Презентация урока по теме "Повторение изученного по тепе "Деепричастие". (Урок-путешествие)...

Презентация урока по теме "Повторение изученного по тепе "Деепричастие".

Презентация урока по теме "Повторение изученного по тепе "Деепричастие". (Урок -путешествие)....