Урок по теме "Морфемика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сидоренко Алеся Николаевна

Подробная технологическая карта по ФГОС. Расписаны все УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

составила Сидоренко Алеся Николаевна

Класс: 5

УМК:  Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.– М.: Просвещение, 2012. – 176с.

Тема: Морфемика.

Тип урока: урок-обобщение и закрепление изученного.

Цели урока:

воспитывающие:

– стимулировать развитие интереса к русскому языку у обучающихся;

– формировать положительную мотивацию обучения;

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

развивающие:

– способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся;

– содействовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;

–развивать умение рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

обучающие:

– формировать представление о том, что изучает морфемика;

прививать обучающимся навыки находить и обозначать морфемы в словах;

– формировать у обучающихся умение работать со схемами.

.

Личностные результаты:

– осознание потребности в развитии и саморазвитии;

– восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

Предметные результаты:

– обучающиеся запоминают , что изучает морфемика,;

определяют морфемы в словах;

образовывают новые слова с помощью морфем и работают со схемами.

Метапредметные результаты:

– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;

– умение поставить цель и организовать ее достижение;

–владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник, ромашки.

Основные понятия: морфемика, окончание, суффикс, приставка..

Методы: словесный метод, наглядный метод, метод выполнения практических упражнений, метод самостоятельной работы.

План урока:

I. Организационно-мотивационный этап (2 мин.);

II. Мобилизирующий этап. Актуализация знаний. Формирование обучающимися темы и цели урока. (6 мин.);

III. Закрепление изученного материала (23 мин.);

IV. Рефлексия. Домашнее задание (4 мин.).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа:

создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Приготовьте все необходимые принадлежности.

-У вас на партах карточки, поднимите ту, которая соответствует вашему настрою на работу.

Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя. Психологически настраиваются на урок.

Поднимают карточку с определённым смайлом (тревога, спокойствие или настроены на работу).

Регулятивные:                         самоконтроль; подготовка к уроку;

Психологический настрой на урок;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

II. Мобилизирующий этап. Актуализация знаний. Формирование обучающимися темы и цели урока

Цель этапа:

заинтересовать обучающихся, подготовить к работе, сформулировать тему, определить цель урока

- Обратимся к эпиграфу урока.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части?

–Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

-Сформулируйте тему урока.

- Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы  у нас урок прошёл продуктивно и что мы должны  уметь делать?  

Запишите в тетрадь число и тему.      

-- Како

-Какие морфемы могут входить в основу?

-Что называется окончанием?

- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? Приведите пример.

– Чтение

сл

-Читают эпиграф.

-Морфемика, морфемы.

Высказывают предположения.

-Морфемика.

-Что изучает морфемика; что называется окончанием, основой, приставкой, суффиксом, корнем. Находить и выделять морфемы в словах; образовывать новые слова;

работать со схемами.

-Все, кроме окончания.

- Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова.

-Изменить форму слова. Окно-окна.

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

поиск и выделение информации;

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

III. Закрепление изученного материала

Цель этапа:

Актуализация знаний. Выполнение учебных действий на основе языкового материала. Совершенствование навыков использования правил.

–Прочит

–На слайде представлены слова, самостоятельно выделите в них окончания.

Сторона, мороз, медведи, прекрасный, станция.

-А теперь обменяйтесь тетрадками и проведите взаимопроверку.

 Ребята, здесь нам встретилось интересное слово. Подумайте, какое окончание у слова станция? Правильно, станци-я 

-А какая здесь орфограмма? Вы её изучали недавно.

- Давайте вспомним правило «Ы-И после Ц». Кто может рассказать?

-Молодцы, теперь выполним задание, чтобы закрепить знания по этому материалу.

-Замените развернутые определения одним словом-синонимом. Объясните написание орфограммы.

  1. Пластинка с делениями, по которым движется стрелка часов. (Циферблат.)
  2. Знак, обозначающий числа. (Цифра.)
  3. Инструмент для вычеркивания окружности. (Циркуль.)
  4. Поездка группы лиц с каким-либо специальным заданием. (Экспедиция.)

5.  Учреждение для охраны общественного порядка. (Полиция.)

-Хорошо, мы с вами повторили правило ы-и после ц. А теперь все встанем, проведем физкультминутку. Смотрите на видео и повторяйте движения за пандой.

-Немного отдохнули, продолжим работу. Давайте попробуем образовать слова-корни, отбросив суффиксы и приставки. Выделите морфему, подобрав однокоренные слова.

Например : безветренный – ветер,  закружиться – круг.

Наябедничать - , законченный - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , непринужденный - .

-Вы отлично справились с этим заданием. Давайте ещё раз вспомним, как правильно выделить корень?

–Догадайтесь по опорным словам о какой профессии идёт речь. Выделите в них суффикс.

Указка, мел - …… (УЧИТЕЛЬ).

Звери, цирк -…… (ДРЕССИРОВЩИК).

Коньки, клюшка -…… (ХОККЕИСТ).

Самолет, шлем - ……. (ЛЕТЧИК).

Метла, тачка - …… (ДВОРНИК).

Мяч, бутсы - …… (ФУТБОЛИСТ).

-Для чего же служит суффикс в словах?

-Следующее задание выполним по рядам. Игра «Ромашка»

-Каждый ряд получит листок бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол (нести, давать, шить). Вам надо с помощью приставок образовать новые слова и вписать их в лепестки ромашки. Не забудьте выделить приставки. Начинаем с конца ряда.

-Откройте упр. 709 Проведём морфемный разбор нескольких слов.

Жёлтенький, отрядный, вбежал.

-Молодцы. Вы справились с этим заданием.

Чтобы закрепить весь пройденный материал, давайте запишем слова в 4 столбика соответственно схемам.

http://www.minevi.ru/nuda/sostav-slova/5.jpg

Бел    

-Самостоятельно выполняют задание в тетрадях.

На слайде ответы, обучающиеся проводят взаимопроверку.

-Я.

-ы-и после ц.

- БУКВА И ПОСЛЕ Ц ПИШЕТСЯ В КОРНЯХ СЛОВ И СЛОВ НА -ЦИЯ

БУКВА Ы ПОСЛЕ Ц ПИШЕТСЯ

В ОКОНЧАНИЯХ И СУФФИКСАХ

В КОРНЯХ СЛОВ ИСКЛЮЧЕНИЯХ (ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЁНКУ'' ЦЫЦ! ''

Ребята по очереди работают у доски.

-Выполняют физкультминутку.

   

Ребята выполняют задание у доски, выделяют корень.

-Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.

Отгадывают профессии и по очереди записывают у доски, обозначают суффикс.

-Служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.

Выполняют задание по рядам, по очереди образовывают слово, выделяют приставку, проговаривают с учителем.

Один человек у доски, остальные в тетрадях.

2 человека выполняют задание у доски, остальные по вариантам (учитель выборочно проверяет).

1) Окно,

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

Регулятивные:

взаимоконтроль;

Познавательные:

построение цепилогических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Личностные:

любовь и уважение к русской литературе, природе на примере стихотворения;

Логические универсальные действия:

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

Личностные УУД:

умение применять в учебном процессе способы снятия напряжения;

умение включаться в общую деятельность;

здоровье сберегающая технология;

Познавательные:

построение цепи логических рассуждений;

формирование целостной системы об однокоренных словах;

Логические УУД:

выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

V. Рефлексия. Домашнее задание.

Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений

– Ребята, на этом наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

О чём мы сегодня говорили?

-Что к концу урока мы должны знать и уметь?

– Достигли ли мы цели?

-–Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

Выполнить морфемный разбор 10 слов.

Выставление отметок и оценок за урок.

– Всем спасибо. До свидания!

-О морфемике, частях слова.

-Что изучает морфемика, уметь находить и обозначать морфемы.

-Да.

Обучающиеся анализируют, как усвоили материал, что получилось, и что не получилось, почему. Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Благодарят учителя за урок, прощаются.

Регулятивные:

контроль, самоконтроль;

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

развитие умения извлечь главное, подвести итог;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...