ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ (ФГОС)
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Кухаренок Надежда Викторовна

Урок изучения и первичного закрепления нового материала. Задачи, цели, межпредметные связи, образовательные ресурсы.

Этапы урока:

- организационный момент;

- актуализация знаний и фиксация затруднений;

- постановка учебной задачи;

- мотивация познавательной...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otpravlennaya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ (ФГОС)

Учитель: Кухаренок Надежда Викторовна

Тема урока: Простое глагольное сказуемое

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Задачи:

  • Дать понятие, почему простое, почему глагольное, почему сказуемое;
  • Дать понятие о сказуемом, которое выражает грамматическое значение одного из наклонений, а в изъявительном наклонении – и времени;
  • Сформировать навык нахождения в предложении главного члена двусоставного предложения, грамматически зависящего от подлежащего;
  • Сформировать умение находить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмами; глаголы – сказуемые, употребленные в прямом и переносном значениях;
  • Сформировать навык различать типы и формы сказуемого в современном русском языке.

Цель урока:

Предметные:

  • Знать признаки простого глагольного сказуемого;
  • Знать, что в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения обычно выражаются в одном слове;
  • Определять в каком наклонении стоит глагол, которым выражено сказуемое;
  • Определять способы выражения простого глагольного сказуемого;
  • Определять типы и формы сказуемого в современном русском языке.

Метапредметные:

        Регулятивные:

  • Умение оценивать правильность  выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля,  самооценивания;

Познавательные:

  • Анализировать, обобщать, классифицировать учебную информацию и делать практические выводы;

Коммуникативные:

  • Осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе учебной деятельности.

Личностные:

  • Расширять умения употреблять и находить глаголы – сказуемые не только в прямом, но и в переносном значениях как в художественном, публицистическом, так и в разговорном стилях.

Межпредметные связи: Литература - языковой анализ текстов И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык», §18, 19.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

(зависит от целевой установки, типа и структуры урока)

Организационный момент

Устная фронтальная работа по материалам прошлого урока: «Подлежащее».

Самостоятельная работа. В предложениях, записанных под диктовку, находят подлежащее, определяют чем выражено; выписывают и разбирают одно словосочетание.

Личностные: расширять умения и навыки;

Регулятивные: умение оценивать правильность  выполнения учебной задачи;

Познавательные: анализировать, обобщать, классифицировать учебную информацию и делать практические выводы;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Повторяем, что такое сказуемое: главный член двусоставного предложения, зависящий от подлежащего, обозначающий активный или пассивный признак того предмета, который выражен подлежащим.

Записывают примеры с разными видами сказуемых, путем анализа признаков простого глагольного сказуемого находят именно его.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

Умение перерабатывать информацию

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Создаем план – рассуждение по распознаванию простого глагольного сказуемого. Есть ли вообще оно в предложении? Какое оно?

Цель – распознают простое глагольное сказуемое.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: 

     общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

     логические: формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

Исследуем фрагмент текста И.С. Тургенева.

Находят простые глагольные сказуемые и определяют способы их выражения:

  1. Глаголом ли выражено?
  2. В каком наклонении стоит глагол, в котором выражено сказуемое?
  3. Предложение с глаголом «быть» в значении «быть, существовать».
  4. Частицы при простом глагольном сказуемом.

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные: планирование 

Познавательные: 

      общеучебные: умение перерабатывать информацию

      логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичное закрепление

На этапе закрепления находим сказуемое с объяснением в каком наклонении стоит глагол, что он выражает.

Записывают примеры, находят объяснение путем анализа признаков простого глагольного сказуемого.

Личностные: расширять умения и навыки;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: 

      общеучебные: умение структурировать знания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа

Редактируем фрагмент текста М.Ю.Лермонтова

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: 

      общеучебные: умение перерабатывать информацию, поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап продуктивного использования полученных знаний

Из фрагмента повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выписываем предложения с простым глагольным сказуемым.

Из фрагмента повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» находят свои примеры простого глагольного сказуемого, приводят их с последующим анализом.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: 

      общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

      логические: постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Повторение и обобщение теоретических положений о простом глагольном сказуемом как переходе к новым темам: «Составное глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое» и «Односоставные предложения»

Полученный результат соответствует поставленной задаче и цели урока. Самоанализ и самооценка собственной деятельности при выполнении заданий по теме дали главный результат: умение находить, анализировать простое глагольное сказуемое и оценивать успешность совей деятельности.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

§18, 19 Упр. 101, 102

Детально изучить таблицу-алгоритм §19.

В упражнении 101 выделить грамматические основы (обратить внимание на трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим).

Написать сочинение (упражнение 102) «Чудный собор», используя материалы упражнения 101.

Личностные: Уметь находить и употреблять простые глагольные сказуемые

Регулятивные: Оценивать правильность  выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Овладеть основами самоконтроля,  самооценивания;

Коммуникативные: прогнозировать  и планировать дальнейшую самостоятельную деятельность

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологические карты по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологические карты по русскому языку  5 класс ФГОС....

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Развитие речи. Описание человека

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС.Развитие речи. Описание человека...

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Частица как часть речи.

ФГОС.Технологическая карта урока в 7 классе по русскому языку. Частица как часть речи....

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Действительные и страдательные причастия

ФГОС технологическая карта урока за 7 класс "Действительные и страдательные причастия"...