Урок повторения в 6 классе "Части речи"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Еремина Галина Анатольевна

Урок повторения  частей речи  в начале учебного года в 6 классе позволяет быстро, в интересной форме вспомнить изученное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Части речи»

(урок  русского языка  в 6 классе - повторение в начале учебного года)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе о частях речи, способствовать развитию у обучающихся познавательных процессов, содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные:

имеют представление о русском языке как языке русского народа и государственном языке РФ; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; владеют видами речевой деятельности(аудирование, чтение, говорение, письмо)

Метапредметные:

-познавательные (владеют всеми видами речевой деятельности: понимают устную информацию, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала, поисками материала в различных источниках);

- регулятивные (принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме);

-коммуникативные (владеют коммуникативными способностями в процессе совместного выполнения учебной задачи,  национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения, правильно излагать свои мысли в усной и письменной форме

Личностные:

понимают роль русского языка как национально-культурной ценности русского народа, понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих  способностей и  моральных качеств  личности,  его  значение в процессе получения школьного образования; стремятся к речевому самосовершенствованию, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматическихсредств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Образовательные ресурсы: сигнальные флажки красного и зеленого  цвета

                                                        Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика (действия)

Формируемые способы деятельности

  1. Постановка учебной задачи

Части речи - что это такое? Какие части речи вам знакомы? По каким признакам мы их опознаем?- Все это  и еще многое другое о частях речи мы вспомним сегодня на уроке!

Учащиеся внимательно слушают учителя

Принимают и сохраняют учебные задачи

  1. Работа по теме урока

а) Работа с предложением

На доске открывается предварительно сделанная  запись предложения:

Глокая куздра  штеко будланула бокра и кудрячит бокренка

- Понятен ли смысл данного предложения?

- А можно ли  его разобрать по членам предложения?

- Прокомментируйте, какими частями речи они выражены?

- Какие  морфемы в этих странных словах помогли вам определить части речи?

- Сделайте вывод о роли морфем в распознавании частей речи.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы

Формулируют ответы на поставленные вопросы

Владеют способами конструктивного взаимодействия

б) Обобщение и систематизация знаний о частях речи

Знакомство с грамматической сказкой (В.Волина. "Весёлая грамматика",

М., 1995, стр.168-169).  Сказка проецируется на экране.

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была

 настоящая неразбериха – никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться.

Становились и так, и эдак, всё плохо получается.

 " Без командира нам не обойтись, - решили

слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию.

 - Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и

дополнением.

- Становитесь под знамя ...  какой части речи?- спросила Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем

быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя … чего? - вновь спросила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения,

грамматической и синтаксической функций, объединились под своими

знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика. У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

 Фронтальная беседа:

1. О каком разделе грамматики идет речь в сказке?

2. Что изучает раздел «Морфология»?

3. Что позволило Морфологии навести порядок в своём королевстве? Какие критерии? Выпишите из последнего предложения части речи в столбик.

4. Справа допишите по одному примеру на  каждую часть речи из стихотворения,  проецируемого на экране:

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем части речи.

Внимательно слушают

Выполняют задание.  Учащиеся подсказывают : «Имени существительного»

- Глагола!

Выполняют пиьменное задание.

Умеют внимательно слушать.

Выполняют задания согласно инструкциию

 Осуществляют контроль учебных действий.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на решаемую проблему.

Владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и одноклассниками

в) Выполнение упр.31(коментированное письмо)

Предлагается для выполнения в тетрадях комментированное письмо

Выполняют упр.31

Осуществляют планирование, контроль, оценку учебных действий

г) Выполнение упр.32

Предлагается  выполнить упр.3  по вариантам:

1 вар.-сущ., 2 вар. – прилаг. и  глаг.

Выполняют упр.32 по заданию, данному учителем

Осуществляют контроль и оценку

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Каждый ученик имеет 2 флажка разного цвета: зеленый и красный. Учитель произносит тезисы определяющие знание учащимися «Морфологии». Если тезис правильный,  ученики поднимают зеленый флажок, если неправильный- красный и обосновывают свой ответ.

Тезисы:

  1. Предлог служит для связи слов в предложении.
  2. Глагол изменяется по падежам.
  3. Прилагательное обозначает предмет.
  4. Прилагательные и существительные имеют такие непостоянные признаки, как род, число, падеж.
  5. Глагол обозначает действие предмета.
  6. Существительное может быть в предложении только подлежащим.

Домашнее задание: повторить определения  сущ., прилаг., глаг., упр.33

Пользуются цветными флажками для обобщения и систематизации знаний о частях речи

Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы

Проводят саиоанализ и самооценку учебной деятельности

Принимают и сохраняют учебную задачу ,  ищут средства для её решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...

Открытый урок письма и развития речи в 9 классе. Тема : « Наречие. Повторение и обобщение.»

Тема : « Наречие. Повторение и обобщение.» Цель урока:1.Обобщение знаний о наречии.2. Закрепление знаний о значениях наречий, способах образования.3. Формировать умение выделять наречия в тексте....

Темы уроков: ПОВТОРЕНИЕ СТИЛИ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ

Планируемые результаты:предметные: владеют навыками стилистического и типологического анализа текста;личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивост...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...