Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Тухбатуллина Ляйсан Хурматулловна

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Основные лингвистические словари.  Работа со словарной статьей.

Речь. Речевая деятельность.

Язык и речь. Что такое общение.

Какой бывает наша речь. Речь разговорная и речь книжная. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности .Диалоги разного характера. Монолог ,  диалог. Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

  Текст как продукт речевой деятельности. Понятие  текста. Основные признаки текста.   

Функционально – смысловые  типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение.

Тексты смешанного типа.

 Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

 Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

 Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи.

          Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

 Что такое речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

      Синтаксис и пунктуация

Что такое синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса русского языка.

Знаки препинания и их функции.

Словосочетание. Разбор словосочетания.

Предложение. Знаки  препинания  в  конце  предложения. Интонация. Логическое ударение.

Какие бывают предложения по цели высказывания

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

Определение. Дополнение.

Обстоятельство.

Предложения с однородными членами.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Предложения с обращениями.

Предложения с вводными словами.

Предложения с прямой речью. Знаки  препинания при  прямой  речи.

Синтаксический анализ простого предложения

Простое и сложное предложение. Знаки  препинания  в  простом  и сложном  предложениях. Синтаксический анализ сложного предложения.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Зачем нужно изучать фонетику. Изменение звуков в речевом потоке.

Звуки речи и буквы. Соотношение звука и буквы. Что такое фонетическая транскрипция.

Система гласных и согласных  звуков. Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие.

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Позиционные чередования гласных и согласных звуков. Фонетический анализ слова.

Слог. Перенос слов по слогам. Ударение, его разноместность, подвижность при формо – и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Произношение гласных и согласных звуков.

Выразительные средства фонетики. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Графика. Алфавит. Состав русского алфавита, названия букв.

 Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных в составе морфем и на стыке морфем.

Правописание непроверяемых гласных в корне слова.  Буквы О-Ё после шипящих.

Правописание согласных в составе морфем и на стыке морфем. Проверяемые согласные. Непроизносимые согласные.

Правописание удвоенных согласных. Правописание Ъ и Ь.

Соблюдение основных орфографических норм.

Лексика.

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.

Словари – наши друзья и помощники. Слово в словаре. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость.

Омонимы. Синонимы.

Антонимы.

Слова – средства художественной выразительности.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание и основа слова.

Корень слова

Суффикс.

Приставка

 Правописание корней. Чередование звуков в морфемах. Чередование согласных.

Чередование гласных.

Правописание приставок.

Буквы ы-и в корне после приставок

Приставки пре- и при-

Буквы И и Ы после Ц

Способы образования слов. Производящая и производная основы.

Морфемный разбор слова.

Морфология. Орфография.

Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное

Что обозначает имя существительное.

Правописание суффиксов 

-чик-, -щик-, -чиц(а),-щиц(а).

Правописание суффиксов –ек,-ик, (-чик-)

Правописание НЕ с именами существительными

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная и строчная буквы.

Род имен существительных.

Имена существительные общего рода

Род несклоняемых имен существительных

Склонение имен существительных.

Число имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Имя прилагательное

Что обозначает имя прилагательное.

Развитие речи. Сочинение описание внешности человека.

Имена прилагательные качественные, относительные и притяжательные

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Имена прилагательные полные и краткие.

Степени сравнения имен прилагательных.

Словообразование и правописание имен прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

 «Имя прилагательное как часть речи»

Глагол.

Глагол. Что обозначает глагол. Правописание Не с глаголами.

Инфинитив (неопределенная форма глагола). Правописание – тся и –ться в глаголах

Вид глагола.

Переходные и непереходные глаголы.

Возвратные глаголы.

Наклонения глагола.

Времена глагола.

Спряжение глагола

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

   Проблема приобщения школьников к национальным традициям, культуре, литературе татарского народа  имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.  Исходя из этого, на уроках русского языка используется этно – культурный  компонент.  

  Составляющие содержания этно – культурного  компонента курса русского языка:

  • во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, науку Казани и Татарстана, на современные проблемы города и республики
  • во-вторых,  литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.  

 

  Отобранные тексты и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений татарских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_v_5_klasse.doc438.5 КБ

Предварительный просмотр:

     «Рассмотрено»

     Руководитель МО

  _______/Г.К.Шакирова/

    Протокол № 1

    от «24» августа 2019 г

     «Согласовано»  

  Заместитель директора по УР

_______ /З.Ш.Гибадуллина/

   «26» августа 2019 г.                            

      «Утверждаю»

  Директор школы

        _____/З.М.Давлетбаев/

    Приказ №  163                                                                                                                                                                                                                                          

    от «26» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Тухбатуллиной  Ляйсан  Хурматулловны

учителя  первой  квалификационной  категории

по русскому языку для  5 класса

                   

           

                                   

                                                                                         Принято на заседании  

                                                                                          педагогического совета

                                                                                         ( Протокол № 1

                                                                                          от «26» августа  2019 года)

2019-2020 учебный год

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» 5 класс

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты.

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных  и их морфологических признаков,

распознавание глаголов и его морфологических признаков;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения,

проведение фонетического, морфемного, лексического, морфологического анализа слова,

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений неосложнённой структуры,

распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обращений; вводных слов ;

опознавание сложного предложения,

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте.

Требования  к уровню подготовки учащихся 5 класса.

   Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей,

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Основные лингвистические словари.  Работа со словарной статьей.

Речь. Речевая деятельность.

Язык и речь. Что такое общение.

Какой бывает наша речь. Речь разговорная и речь книжная. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности .Диалоги разного характера. Монолог ,  диалог. Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

  Текст как продукт речевой деятельности. Понятие  текста. Основные признаки текста.        

Функционально – смысловые  типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение.

Тексты смешанного типа.

 Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

 Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

 Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи. 

          Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

 Что такое речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

      Синтаксис и пунктуация

Что такое синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса русского языка.

Знаки препинания и их функции.

Словосочетание. Разбор словосочетания.

Предложение. Знаки  препинания  в  конце  предложения. Интонация. Логическое ударение.

Какие бывают предложения по цели высказывания

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

Определение. Дополнение.

Обстоятельство.

Предложения с однородными членами.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Предложения с обращениями.

Предложения с вводными словами.

Предложения с прямой речью. Знаки  препинания при  прямой  речи.

Синтаксический анализ простого предложения

Простое и сложное предложение. Знаки  препинания  в  простом  и сложном  предложениях. Синтаксический анализ сложного предложения.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Зачем нужно изучать фонетику. Изменение звуков в речевом потоке.

Звуки речи и буквы. Соотношение звука и буквы. Что такое фонетическая транскрипция.

Система гласных и согласных  звуков. Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие.

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Позиционные чередования гласных и согласных звуков. Фонетический анализ слова.

Слог. Перенос слов по слогам. Ударение, его разноместность, подвижность при формо – и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Произношение гласных и согласных звуков.

Выразительные средства фонетики. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Графика. Алфавит. Состав русского алфавита, названия букв.

 Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных в составе морфем и на стыке морфем.

Правописание непроверяемых гласных в корне слова.  Буквы О-Ё после шипящих.

Правописание согласных в составе морфем и на стыке морфем. Проверяемые согласные. Непроизносимые согласные.

Правописание удвоенных согласных. Правописание Ъ и Ь.

Соблюдение основных орфографических норм.

Лексика.

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.

Словари – наши друзья и помощники. Слово в словаре. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость.

Омонимы. Синонимы.

Антонимы.

Слова – средства художественной выразительности.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание и основа слова.

Корень слова        

Суффикс.

Приставка

 Правописание корней. Чередование звуков в морфемах. Чередование согласных.

Чередование гласных.

Правописание приставок.

Буквы ы-и в корне после приставок

Приставки пре- и при-

Буквы И и Ы после Ц

Способы образования слов. Производящая и производная основы.

Морфемный разбор слова.

Морфология. Орфография.

Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное

Что обозначает имя существительное.

Правописание суффиксов  

-чик-, -щик-, -чиц(а),-щиц(а).

Правописание суффиксов –ек,-ик, (-чик-)

Правописание НЕ с именами существительными

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная и строчная буквы.

Род имен существительных.

Имена существительные общего рода

Род несклоняемых имен существительных

Склонение имен существительных.

Число имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Имя прилагательное

Что обозначает имя прилагательное.

Развитие речи. Сочинение описание внешности человека.

Имена прилагательные качественные, относительные и притяжательные

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Имена прилагательные полные и краткие.

Степени сравнения имен прилагательных.

Словообразование и правописание имен прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

 «Имя прилагательное как часть речи»

Глагол.

Глагол. Что обозначает глагол. Правописание Не с глаголами.

Инфинитив (неопределенная форма глагола). Правописание – тся и –ться в глаголах

Вид глагола.

Переходные и непереходные глаголы.

Возвратные глаголы.

Наклонения глагола.

Времена глагола.

Спряжение глагола

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

   Проблема приобщения школьников к национальным традициям, культуре, литературе татарского народа  имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.  Исходя из этого, на уроках русского языка используется этно – культурный  компонент.  

  Составляющие содержания этно – культурного  компонента курса русского языка:

  • во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, науку Казани и Татарстана, на современные проблемы города и республики
  • во-вторых,  литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.  

  Отобранные тексты и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений татарских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний.

Календарно-тематическое планирование

  Учебник : Е.А. Быстрова. Л.В.Кибирева,  Ю.Н.Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С.Юрьева – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Изучаемый раздел,

тема урока

Количество

часов

Календарные сроки

Примеча-ние

Планиру-емые

сроки

Факти-ческие

сроки

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

1

Речь. Речевая деятельность.

11

Язык и речь. Что такое общение. Культура речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка .Вариативность  нормы.

1

Какой бывает наша речь. Речь разговорная и речь книжная. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

1

Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности .Диалоги разного характера. Монолог ,  диалог. Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Культура речи. Что такое речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.

1

Текст как продукт речевой деятельности. Понятие  текста.

1

Основные признаки текста. Входная  контрольная  работа (срез).

1

Анализ контрольной работы.

Развитие речи.

Сочинение «Мой четвероногий друг».

1

Функционально – смысловые  типы текста. Повествование.

1

Описание.

Рассуждение.

Тексты смешанного типа.         

1

Развитие речи. Подробное изложение по тексту упр. 75      «Ю-ю».

1

Синтаксис и пунктуация

27

Что такое синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса русского языка.

Знаки препинания и их функции.

1

Словосочетание.

1

Разбор словосочетания.

Развитие речи. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья» (задание 2 упр.93).

1

Предложение. Знаки  препинания  в  конце  предложения. Интонация. Логическое ударение.

1

Какие бывают предложения по цели высказывания

1

Невосклицательные и восклицательные предложения

1

Развитие речи.  Сжатое изложение «Тетрадки под дождем» (по тексту на с.94-95)

1

Грамматическая основа предложения.

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1

Определение. Дополнение.

1

Развитие речи.  Подготовка к сочинению  по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н.Бакшеевой «Иней» (упр. 132).

1

Обстоятельство.

1

Предложения с однородными членами. Нормы употребления однородных членов в составе простого предложения.

1

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Синтаксис и пунктуация». «Заячьи лапы».

1

 Анализ  контрольной работы.  Предложения с обращениями.

1

Предложения с вводными словами.

1

32

Предложения с прямой речью. Знаки  препинания при  прямой  речи. 

1

33

Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью.

1

34

Синтаксический анализ простого предложения

1

35

Практикум. Проверяем себя.

1

36

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Синтаксис и пунктуация». «Заячьи лапы».        

1

37

Работа над ошибками диктанта. Простое и сложное предложение.

1

38

Знаки  препинания  в  простом  и сложном  предложениях.  

1

39

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

32

40

Зачем нужно изучать фонетику. Изменение звуков в речевом потоке.

1

41

Звуки речи и буквы. Соотношение звука и буквы.

1

42

Что такое фонетическая транскрипция.

1

43

Система гласных и согласных  звуков.

1

44

Согласные звонкие и глухие.

1

45

Согласные твёрдые и мягкие.

1

46

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

1

47

Практикум. Проверяем себя.

1

48

Позиционные чередования гласных и согласных звуков.

1

49

Фонетический анализ слова.

1

50

Развитие речи. Подготовка к написанию контрольного изложения. "Хитрый  заяц".

1

51

Развитие речи. Написание  контрольного изложения."Хитрый  заяц".

1

52

Слог. Перенос слов по слогам.

1

53

Ударение, его разноместность, подвижность при формо – и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.

1

54

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

1

55

Произношение гласных звуков.

1

56

Произношение согласных звуков.

1

57

Выразительные средства фонетики. Связь фонетики с графикой и орфографией.

1

58

Практикум. Проверяем себя.

1

59

Административная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

1

60

Анализ  контрольной работы. Графика.

1

61

Алфавит. Состав русского алфавита, названия букв.

1

62

 Орфография. Понятие орфограммы.

1

63

Правописание гласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

64

Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Буквы О-Ё после шипящих.

1

65

Правописание согласных в составе морфем и на стыке морфем. Проверяемые согласные. Непроизносимые согласные.

1

66

Правописание удвоенных согласных. Правописание Ъ и Ь.

1

67

Практикум. Проверяем себя.

1

68

Проверочная работа по теме «Графика. Орфография»

1

69

Соблюдение основных орфографических норм.

1

70

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А.Н.Семенова «Как прекрасен этот мир» (упр.305).

1

71

Развитие речи. Написание сочинения по картине А.Н.Семенова «Как прекрасен этот мир» (упр.305).

1

Лексика.

15

72

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.

1

73

Словари – наши друзья и помощники. Основные лингвистические словари.

1

74

Слово в словаре. Виды  лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

1

     75

Практикум. Работа со словарной статьей.

1

76

Однозначные и многозначные слова.

1

77

Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость.

1

78

Омонимы.  

1

79

Синонимы.

1

80

Контекстуальные синонимы.

1

81

Антонимы.

1

82

Практикум . Проверяем себя.

1

83

Слова – средства художественной выразительности.

1

84

Комплексная работа по тексту Ю. Коваля «Недопёсок».

1

85

Развитие речи. Подготовка  к сочинению по картине  И.Шишкина «Перед грозой».

1

86

Развитие речи. Написание сочинения по картине  И.Шишкина «Перед грозой».

1

Морфемика. Словообразование. Орфография.

21

87

Морфема как минимальная значимая единица языка.

1

88

Виды морфем. Словообразующие и формообразующие морфемы.

1

89

Окончание слова.

1

90

Основа слова.

1

91

Корень слова

1

92

Практикум. Проверяем себя.

1

93

Суффикс.

1

94

Приставка

1

95

 Правописание корней. Чередование звуков в морфемах. Чередование согласных.

1

96

Чередование гласных.

1

97

Правописание приставок.

1

98

Буквы ы-и в корне после приставок

1

99

Приставки пре- и при-

1

   100

Буквы И и Ы после Ц

1

101

Способы образования слов.

1

  102

Производящая и производная основы.

1

103

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»

1

104

Развитие речи. Написание обучающего сочинения по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

1

105

Морфемный разбор слова.

1

106

Обобщение по теме «Морфемика».

1

107

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Морфемика». «Прогулка».

1

Морфология. Орфография.

68

108

Анализ  контрольной работы. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи.

1

109

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи.

1

Имя существительное

110

Что обозначает имя существительное.

1

111

Р.речи. Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».

1

112

Правописание суффиксов  

-чик-, -щик-, -чиц(а),-щиц(а).

1

113

Правописание суффиксов –ек,-ик, (-чик-)

1

114

Правописание НЕ с именами существительными

1

115

Практикум. Проверяем себя.

1

116

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

117

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

118

Прописная и строчная буквы.

1

119

Род имен существительных.

1

120

Имена существительные мужского рода.

1

121

Имена существительные среднего рода.

1

122

Имена существительные женского рода.

1

123

Имена существительные общего рода.

1

124

Род несклоняемых имен существительных

1

125

Развитие  речи. Комплексный анализ текста. «Кот–ворюга».

1

126

Склонение имен существительных.        

1

127

Разносклоняемые имена существительные.

1

128

Число имен существительных.

1

129

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

130

Практикум. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

131

Морфологический разбор имени существительного.

1

132

Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи».

1

133

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

1

Имя прилагательное

134

Что обозначает имя прилагательное.

1

135

Развитие речи. Сочинение - описание внешности человека.

1

136

Качественные имена прилагательные.

1

137

Относительные и притяжательные имена прилагательные.

1

138

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

1

139

Имена прилагательные полные и краткие.

1

140

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень.

1

141

Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень.

1

142

Практикум. Проверяем себя.

1

143

Словообразование имен прилагательных.

1

144

Правописание имен прилагательных.

1

145

Не с именами прилагательными.

1

146

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

147

Повторение изученного по теме

«Имя прилагательное как часть речи»

1

148

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

«Берег быстро темнел..»

1

Глагол.

149

Анализ  контрольной работы.  Глагол. Что обозначает глагол.

1

150

Правописание  Не с глаголами.

1

151

Инфинитив (неопределенная форма глагола).

1

152

Правописание – тся и –ться в глаголах.

1

153

Развитие речи. Сочинение – рассуждение

( задание 7, страница 215).

1

154

Вид глагола. Глаголы несовершенного вида.

1

155

Вид глагола. Глаголы совершенного вида.

1

156

Переходные и непереходные глаголы.

1

157

Возвратные глаголы.

1

158

Наклонения глагола. Условное наклонение.

1

159

Наклонения глагола. Повелительное, изъявительное наклонения.

1

160

Времена глагола.

1

161

Развитие речи. Подготовка к изложению  по тексту «Обыкновенный человек».

1

162

Развитие речи. Написание  изложения  по тексту «Обыкновенный человек».

1

163

Спряжение глагола. Глаголы 1 спряжения.

1

164

Спряжение глагола. Глаголы 2 спряжения.

1

165

Разноспрягаемые глаголы.

1

166

Безличные глаголы.

1

167

Практикум. Проверяем себя.

1

168

Морфологический разбор глагола.

1

169

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи».

1

170

Итоговая работа (промежуточная  аттестация. Диктант с грамматическим заданием.  «Журавли»).

1

171

 Анализ  контрольной работы.

1

172

Типы речи. Повторение изученного в 5 классе.

1

173

Самостоятельные части речи. Повторение изученного в 5 классе.

1

174

Защита проектной работы.

1

175

Заключительный урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...