Главные вкладки

    Тексты контрольных диктантов по русскому языку для 8 класса
    методическая разработка по русскому языку (8 класс)

    Тексты  диктантов  и  задания к ним

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kontrolnye_diktanty_dlya_8_klassa.docx30.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Контрольный  диктант за  1  четверть.

    Цель: проверить  знаний учащихся по разделам «Словосочетание». 

      Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

      -  проверяемые  безударные  гласные;

      -  непроверяемые  безударные  гласные;

      -  правописание окончаний  имён  существительных;

      -  написание  непроизносимых  согласных:

      -  правописание  корней  с  чередованием;

      -  н-нн  в  прилагательнх;

      -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

      -  написание   производных  предлогов;

     Постановки  знаков  препинания:

      -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

      -  запятая  в  сложном  предложении;

      -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

    Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

    - синтаксического  разбора  предложения;

    - разбора  по  составу  слова;

    - умения  подбирать  проверочные  слова.

    Диктант

            Однажды  нам  в  подарок принесли  берёзку, выкопанную  с  корнем.  Мы  посадили  её  в  ящик  с  землёй и  поставили  в  комнате  у  окна.  Скоро  ветки  берёзы  поднялись,  и  вся  она  повеселела.

           В  саду  поселилась  осень.  Горели  пурпуром  клёны,  порозовел  кустарник,  и  кое-где  на  берёзках  появились  жёлтые  пряди.  Но  у  нашего  деревца  мы  не  замечали  никаких  признаков  увядания.

          Ночью  пришёл  первый  заморозок.  Я  проснулся  рано,  оделся  и  вышел  в  сад.  Разгорался  рассвет,  синева  на  востоке  сменилась  багровой  мглой.  Берёзы  за  одну  ночь  пожелтели  до  самых  верхушек,  и  листья  осыпались  с  них   частым  печальным  дождём.

          В  комнате  при  бледном  свете  зари  я  увидел,  что  и наша  берёзка  стала  лимонной.  Комнатная  теплота  не  спасла  её.

          Через  день  она  облетела  вся,  как  будто  не  хотела  отставать  от  своих  подруг.

          Последняя  память  о  лете  исчезла.

         (127  слов)                                                    (По  К. Паустовскому)

     

    Грамматические  задания

    1. Озаглавить текст.

    2. Выполнить фонетический разбор слова:

     1-й вариант: берёзка                          2-й вариант: деревце

    3. Разобрать  слова  по  составу:

    Выкопанную,  горели  -  1-й  вариант                  лимонной,  посадили  -  2-й  вариант

     4. Объяснить значение:

    1-й вариант: желтые пряди                      2-й вариант:  лимонная берёзка

    5. Сделайте  синтаксический  разбор  предложения:

    Мы  посадили  её  в  ящик  с  землёй и  поставили  в  комнате  у  окна.  -  1-й  вариант

    Но  у  нашего  деревца  мы  не  замечали  никаких  признаков  увядания.  -  2-й  вариант

    6. Составить предложение с прямой речью  на тему диктанта.

    Контрольный диктант  за 2 четверть.

    Цель: проверить  знаний по  теме «Второстепенные  члены  предложения».

    Задачи: применение полученных  знаний и  умений  в  собственной речевой практике;

    повышение уровня речевой культуры, орфографической  и пунктуационной грамотности

    Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

      -  проверяемые  безударные  гласные;

      -  непроверяемые  безударные  гласные;

      -  правописание окончаний  имён  существительных;

      -  написание  непроизносимых  согласных:

      -  правописание  приставок  на –з,-с;

      -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

      -  написание   производных  предлогов;

     Постановки  знаков  препинания:

      -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

      -  запятая  в  сложном  предложении;

      -  знаки препинания  при  прямой речи

    Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

    - синтаксического  разбора  предложения;

    - определения видов сказуемого;

    - умения  находить предложения с приложениями.

    В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.
    «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
    Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров.
    Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет поди мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя…(
    В.Астафьев. Васюткино озеро)(143 слова)

    Задания

    1. Выполните синтаксический разбор предложения:

    1-й вариант: Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег;
    2-й вариант: 
    Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.

    2. Подчеркните в тексте:

    1-й вариант: составное именное сказуемое;
    2-й вариант: составное глагольное сказуемое.

    3. Выпишите из текста

    1  вариант : предложение с приложением

    2 вариант : предложение с  несогласованным  определением

    Контрольный диктант  за  3четверть.

    Цель: проверить  знаний по  теме «Односоставные  предложения».

    Задачи: применение полученных  знаний и  умений  в  собственной речевой практике;

    повышение уровня речевой культуры, орфографической  и пунктуационной грамотности

    Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

      -  проверяемые  безударные  гласные;

      -  непроверяемые  безударные  гласные;

      -  правописание окончаний  имён  существительных;

      -  написание  непроизносимых  согласных:

      -  н , нн  в наречиях, причастиях;

      -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

      -  правописание неопределённых  местоимений.

     Постановки  знаков  препинания:

      -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

      -  запятая  в  сложном  предложении;

      -  запятая при  сравнениях

    Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

    - синтаксического  разбора простого  осложнённого  предложения;

    - определения  типов односоставных предложений.

    Вечер в лесу

    Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу посмотреть. Это распустился цветок медуницы. На толстом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние  лиловые.

    Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё толпятся молодые берёзки. Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

    Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здороваясь со мной, издают какие-то урчащие приветственные звуки.

    Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое огромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз положили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

    (154 слова.)

    Грамматическое задание

    1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант.

     2. Произведите синтаксический разбор предложения:

    1 вариант – Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

    2 вариант – Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа.в

    3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

    Контрольный диктант  за  4 четверть в 8  классе

    Цель: проверить  знаний по  теме «Односоставные  предложения».

    Задачи: применение полученных  знаний и  умений  в  собственной речевой практике;

    повышение уровня речевой культуры, орфографической  и пунктуационной грамотности

    Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

      -  проверяемые  безударные  гласные;

      -  непроверяемые  безударные  гласные;

      -  правописание окончаний  имён  существительных;

      -  написание  непроизносимых  согласных:

      -  н , нн  в наречиях, причастиях;

      -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

      -  правописание неопределённых  местоимений.

     Постановки  знаков  препинания:

      -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

      -  запятая  в  сложном  предложении;

      -  запятая при  сравнениях

    Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

    - синтаксического  разбора простого  осложнённого  предложения;

    - определения  типов односоставных предложений.

    Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова»

    I

    Глазами художника.

    Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.*

    Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.**

    Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные посетители галереи вышли на улицу, они оторопели.* Действительно, туман был розовым.

    Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали.** С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

    Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (141 слово.)

    Грамматическое задание.

    1. Найти вводные слова и определить их значение.

    I вариант – в 1,2 абзаце.                II вариант- в 3,4 абзаце

    1. Синтаксический разбор предложения.

    I вариант – *                II вариант- **

    Итоговый контрольный диктант по русскому  языку в 8 классе

    Цель: проверить  знаний учащихся к  концу  учебного года. 

      Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

      -  проверяемые  безударные  гласные;

      -  непроверяемые  безударные  гласные;

      -  правописание окончаний  имён  существительных;

      -  написание  непроизносимых  согласных:

      -  правописание  корней  с  чередованием;

      -  н-нн  в  прилагательнх;

      -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

      -  написание   производных  предлогов;

     Постановки  знаков  препинания:

      -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

      -  запятая  в  сложном  предложении;

      -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

    Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

    - синтаксического  разбора  предложения;

    - разбора  по  составу  слова;

    - умения  подбирать  проверочные  слова.

    Лето

      Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

          И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный  веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

        Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву.)

     (143 слова.)

    Грамматическое задание

    1. Произведите синтаксический разбор предложения.

    1 вариант- Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор.

    2 вариант- А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу.

    2.  Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

    1 вариант – И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

    2 вариант – Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

    3. Произведите морфологический разбор слова:

    1 вариант – (внук) окончивший; 2 вариант – обтрёпанный (веник).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

    "Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

    Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

    Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

    Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

    Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

    Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

    Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

    Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...