Конспект урока "Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Ооржак Амалия (Чодураа) Сергеевна

Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»).

Цель:         на примере рассказа Л.Е.Улицкой «Народ избранный» доказать, что тема маленького человека, столь актуальная в классической литературе, нашла свое продолжение и в современной литературе.   

Задачи:

 Образовательные:

  • создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений современных писателей, для рождения вопросов о смысле жизни;
  • обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;

Развивающие:

  • формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
  • использовать теоретико-литературные понятия.

Воспитывающие:

  • воспитывать у учащихся доброту, благородство, любовь к человеку
  • развивать чувство милосердия.    

Планируемые результаты:

Личностные -  продолжить приобщение к общечеловеческим нравственным  ценностям;

Предметные- научить приемам анализа литературного произведения.

Метапредметные:

Познавательные-искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, развивать навыки смыслового чтения.

Коммуникативные - уметь работать в малых группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации , осознанно и произвольно стоить речевое высказывание в устной  и письменной форме.

Регулятивные - развивать навыки целеполагания, планирования, контроля, коррекции и оценки своей деятельности.

 Методические приёмы и формы работы:

Работа в малых группах, индивидуальная работа с цитатами, фронтальная (опрос) выразительное чтение отрывков, составление сравнительной таблицы характеристики героев , краткое конспектирование отдельных моментов, прогнозирование по названию, чтение с остановками, составление кластера, микроисследование, «идеальное домашнее задание».

Оборудование :  тексты рассказа, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групп, презентация к уроку, тексты песни Б.Окуджавы «Молитва», фонохрестоматия.

Планете не нужно большое количество

«успешных людей».

Планета отчаянно нуждается в миротворцах,

целителях, реставраторах, сказочниках

 и любящих всех видов. Она нуждается в людях,

рядом с которыми хорошо жить.

Планета нуждается в людях с моралью

 и любовью, которые сделают мир живым

и гуманным. А эти качества имеют мало

общего с «успехом», как он определяется

в нашем обществе.

Далай-лама ХΙV

Ход  урока

I. Организационный момент. Установочная беседа.

   * Сегодня на уроке мы поведём разговор о рассказе известной современной писательницы Л. Улицкой «Народ избранный».

Запишем тему урока, эпиграф.

II. Актуализация имеющихся знаний.

1. Беседа с классом. Повторение основных литературных понятий – рассказ, притча, жанровые характеристики рассказа, инверсия.

2.Сообщение ученика о Л. Улицкой (индивидуальное задание).

Послушаем сообщение об авторе Людмиле Улицкой – прозаике, сценаристе, чьи книги переведены на многие языки мира.

III. Словарная работа.

Притча - небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.

Избранный – выбранный, отборный, лучший, отличный.

Балюстрадка — перила из фигурных столбиков.

Блаженный – 1. Счастливый, невозмутимо радостный.

                                     2. Глуповатый, чудаковатый.

                                     3.Получивший одобрение Божие, духовное благо и таким образом счастливое будущее.

        Мораль –  1. Правила нравственности, а также сама нравственность.

                   2.Логический ,поучительный вывод из чего-нибудь.

                  3.Нравоучение,наставление.

(С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

IV. Введение в тему урока. Анализ рассказа «Народ избранный».

      1. О сборнике «Бедные родственники».

Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», содержание которого составляют кроме того рассказы (запишите в тетрадь):

  • «Счастливые»
  • «Бедные родственники»
  • «Бронька»
  • «Генеле-сумочница»
  • «Дочь Бухары»
  • «Лялин дом»
  • «Гуля»
  • «Народ избранный»

Обратите внимание, какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаруживаете уже в названиях рассказов: счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.

      2. Заглавие рассказа «Народ избранный».

 Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.( прием прогнозирования по названию).

 Рассказ «Народ избранный» — с открытием.

* Допишем тему урока. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня сделает для себя какое-то открытие.

       3. Беседа по содержанию рассказа.

   -  Вспомните, как вы ответили на вопрос «О чём рассказ «Народ избранный», когда я попросила вас его прочитать?

   - О чём рассказ? Кто герои этого произведения?

   - Какой предстаёт перед нами Зина? Катя Рыжая? Нищие?

  4. Характеристика героев рассказа (работа в группах).

* Прозу Улицкой некоторые критики сравнивают с прозой А.П. Чехова. И это неслучайно. У того и другого писателя важную роль в раскрытии характера героя играет внешность.

Задание:

найдите в тексте и подчеркните детали, характеризующие героев:

- 1 группа – Зинаида,

- 2 группа – Катя Рыжая,

- 3 группа – «ненастоящие» нищие, нищие-попрошайки.

Выступления от группы (1 человек).

Герои

Детали внешности и поведения

Авторская оценка и оценка героев

Зинаида

“…Приволокла к церкви своё жидкое, стекающее книзу волнами, скорбное тело”. “…Была такой ширины, что в трамвай не влезала”. “Обута была Зинаида мягко, в разрезанные впереди войлочные тапочки, к которым у неё дома были и галоши на мокрое время… и тренировочные штаны носила Зина, потому что никакие чулки на её складчатые ноги не налезали. Поверх надет был новый огненно-ржавый халат фланелевый и хорошая кофта, — по своей неразумности надела она на себя всё самое лучшее, как в поликлинику, потому что шла на люди”. “Не дотумкала одеться победнее… заколыхала через проспект”. “Поковыляла к выходу”. “Она осела на самой дороге, как огромная растрёпанная курица, укрывая голову белыми и пухлыми руками”.

“Мысли были большие, одутловатые, неповоротливые”.

“Добрые люди помогут твоему убожеству за-ради Божьей матери” (мать).

“Убогому человеку уже и притулиться негде!” (Катя).

“…Квашня… прорва” (мать).

“Ничего она не умела” (автор).

“Слониха” (нищие).

Катя Рыжая

“Раздался свирепый и хриплый голос... железная рука легла ей на плечо”.

“Перед ней стоял маленький, широкоплечий — сначала показалось — мальчишка, нет, не мальчишка, мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми бровями и разбойным лицом. Жёлто-чёрная чёлка торчала из-под белого ханжеского платка. Растопыренные ноздри подрагивали”.

“Катя Рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля”. “Маленькая, как кривое высохшее дерево, Катя”.

“Совсем без подпорки Катя вообще ходить не могла, сразу валилась”.

“Орала эта странная женщина” (автор).

Нищие

“…Старуха, в клетчатом платке, с жирной родинкой под глазом, из тех, что стояли на самом давальном месте, перед ступенями, набросилась на неё, вывернула ладонь так, что посыпались на землю набранные монеты… и стала толкать её в спину корявой сумкой”.

“Хромой старик поднялся с земли, зашёл с другого бока и, чёрным словом обругав её, замахнулся”.

“Гнала её совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке”.

“Шакалья стая, рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда, старый хрен, лезешь, прислуга фашистская!”. “Банда попрошайская!”

“Ишь, мафию развели, как в Сицилии… Хуже милиции!”.

“Они… тёмные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты прижимают. Всё больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет”.

“У них одна забота — денег набрать” (Катя).

5. Составление кластера «Народ избранный» (элемент технологии критического мышления).

Вывод:

        Писательница уделяет большое внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не могут быть привлекательны убожество, нищета, безобразие.

 В этом герои схожи: нелепое одеяние и неприятная внешность характеризуют и Зинаиду, и Катю, и нищих. И всё же эти люди, стоящие у храма, не одинаковы.

Одни  — жадные, гнусные, ничтожные, — это попрошайки. Они злые, тёмные, у них одна забота — денег набрать.

Другие — “настоящие нищие”. Они больные, убогие, но они не ропщут — они блаженные. Не о них ли сказано в Евангелии: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное”.

* А теперь обратимся к эпизоду, над которым я просила вас дома поработать. Эпизод, когда Катя Рыжая приходит в гости к Зинаиде.

 6. Анализ эпизода рассказа «Катя Рыжая в гостях у Зинаиды». Прием «чтения с остановками». Прослушивание онлайн-версии рассказа. 

  https://book-audio.com/15744:ulitskaia-liudmila-rasskazy

        План анализа.

        1.Можно ли этот эпизод назвать главным в рассказе?

 (Да. Простая женщина, убогая, нищая, обделённая благами жизни приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на земле).

2. Какое место в эпизоде занимает рассказ о двух монахинях?

(Через него к Кате пришло понимание своего места в жизни: увиденное подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей)

3. Настоящий нищий, какой он?

(«Он избранный народ»)

4. Кем избранный?

(Господом)

5. Для чего избранный?

(Чтобы стать своеобразным связующим звеном между Богом и людьми).

6. В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?

    (Нет на земле лишних людей: «Господь поставил, там и стой».)

7. О чём эти слова?   (О месте человека в жизни)

8. В чём видит Катя своё предназначение? 

(Ежедневно являть окружающим своё обнажённое страдание, тем самым как бы беря на себя и их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества. И поэтому именно им дано быть по-настоящему счастливым).

9. Какой предстаёт перед нами Катя в этой сцене?

(Катя предстаёт перед нами как человек глубоко чувствующий, способный к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи).

10. Как действует рассказ Кати на Зину?

(Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и упругость под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива).

7. Мнения учеников о рассказе (работа в группах).

* Отношение к творчеству Л. Улицкой со стороны критиков и читателей далеко неоднозначно. Но одно их объединяет: творчество писательницы никого не оставляет равнодушным.

Попрошу вас высказать своё мнение о рассказе «Народ избранный», опираясь на тот материал, который я вам предлагаю: мнения литературных критиков, читателей, священника.

Карточка 1 (для 1 группы).

В её рассказах-притчах всегда есть какой-то выход на философско-религиозный уровень, осмысление жизни, прорыв к вечному. Её персонажи, как правило, — “маленькие люди”, старики, больные и бедные, отверженные обществом, маргиналы… — руководствуются принципом: никогда не спрашивай “за что”, спрашивай “для чего”. По мнению Улицкой, такова логика истинного христианина, убеждённого в том, что всё происходящее, даже самое несправедливое, самое мучительное, если его правильно воспринять, непременно направлено на открытие в человеке нового видения. Эта мысль лежит в основе многих её рассказов, в том числе и в рассказе «Народ избранный».

Вопросы:

  • В чём, по мнению Улицкой, заключается логика истинного христианина?
  • Каким принципом руководствуются героиня рассказа Катя Рыжая?
  • Над чем заставляет задуматься рассказ «Народ избранный»?
  1. Карточка 2 (для 2 группы).

Рассказ «Народ избранный» из сборника Людмилы Улицкой как обычно отличает яркость,  выразительность, сила. Направлено всё это, стоит отметить, не в ту сторону: автор затрагивает тему неактуальную; тему, изжившую себя – тему нищих. На этом поприще всё изъезжено вдоль и поперёк классиками русской литературы. Ничего нового читателю Людмила Улицкая открыть не может.

Опора сюжета этого произведения – христианская вера. На мой взгляд, среди молодого поколения она теряет свою популярность. Это означает, что уже через пять- десять лет рассказ «Народ избранный» устареет, он попросту будет непонятен.

Да и сегодня читать его чрезвычайно скучно. Несмотря на небольшой объём, чтение утомляет, не принося никакой пользы. Подумать читателю не над чем: сюжет незапоминающийся, банальный. Считаю, разумнее потратить время на знакомство с другим произведением, более актуальным, более жизненным, написанным искусно. «Народ избранный» ничем подобным не отличается. Несомненно, на некую жалость он пробивает, но не более того. А так ли это нужно в современном мире? Думается, что нет.

  • Выскажите своё отношение  к данному мнению критика о рассказе Л. Улицкой.
  • Над чем заставляет задуматься рассказ «Народ избранный»

Карточка 3 (для 3 группы).

Священник Игорь Поляков: “Вспоминается рассказ Л.Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я читаю семинаристам в курсе Основного богословия. С моей точки зрения, это исключительно точное и ясное понимание искупления. Даже в святоотеческой литературе я не встречал такого простого и ясного объяснения того, что такое искупление. Это не догматическое богословие. Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что такое искупление, что совершает искупление в жизни человека, и я не нашёл лучшего иллюстративного материала, чем у Людмилы Улицкой”.

Выскажите свое отношение к высказыванию священника.

V. Подведение итогов.

    * Вернёмся к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова?

(Блаженный - в высшей степени счастливый; юродивый.
Милостивый - выражающий милость).

Учащиеся делают вывод: счастлив тот, кто способен на добрые, милосердные поступки.

Мало кто из вас согласится с последним выводом — о счастье “народа избранного”. Имеется в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

  • “избранным” дана безусловная вера, не отягощённая интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
  • они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
  • они не предаются греху гордыни;
  • они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
  • они могут довольствоваться малым — тем, что имеют: им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

    - О чём рассказ «Народ избранный»?

       (Этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать одиночество, болезни, страдания. Часто для того, чтобы жить, требуется огромное мужество. Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды).

У Булата Окуджавы есть замечательное стихотворение «Молитва».

Послушаем его. Прослушивание песни  Б. Окуджавы «Молитва».

VI.Рефлексия. Творческая работа с высказываниями Далай-ламы ХΙV (индивидуальная форма работы). Учащиеся выбирают для работы цитату, которая наиболее полно отражает мысль, тему урока.

VII. Дифференцированное домашнее задание (на выбор обучающихся).

  • Написать сочинение-рассуждение «Что такое доброта?», опираясь на слова Плутарха «Да не устанем мы, творя добро» (задание 15.3 ОГЭ).
  • Ответить на вопрос «Каким я представляю «маленького» человека XXI века?.
  • Подготовить проект «Образ «маленького» человека в русской литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва»

                                  Сценарий урока внеклассного чтения

по русской литературе по теме

«Образ «маленького» человека в современной литературе

(на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»

Подготовила: учитель русского языка

 и литературы Ооржак Амалия Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века

Тема «маленького человека» – одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков....

Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

         Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Реферат по литературе "Проблема маленького человека в художественной литературе"

Реферат по литературе "Проблема маленького человека в художественной литературе"...

Мастер-класс по рассказу Л.Улицкой "Народ избранный"

В помощь учителю русского языка и литературы...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...