02.10.2019 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"
учебно-методический материал по русскому языку

Бикбаева Линара Касимовна

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессиям 23.01.09 Машинист локомотива, 19.01.24 Оператор электронного набора и верстки, 13.01. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr-ma_kul-ra_rechi_monter.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение

профессионального образования Республики Мордовия

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУ ПО РМ

«РЖПТ им. А.П. Байкузова»

______________    / О.Н. Хрульков /

«____»__________2019__ г.

Номер регистрации _____________

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

23.01.09  Машинист локомотива

                                           

   

                                 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессиям 23.01.09 Машинист локомотива, 19.01.24 Оператор электронного набора и верстки, 13.01. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в гуманитарный   цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;

- практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;

- правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;

- разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;

- ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;

- составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;

- вести телефонный разговор;

- осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;

- не допускать обезличенности своей речи;

- противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;

-развивать навыки грамотной устной и письменной речи;

- совершенствовать свою культуру общения;

- пользоваться словарями русского языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;

- различия между языком и речью;

- связь культуры речи с литературным языком;

- специфику устной и письменной речи;

- составляющие компоненты и культуры речи;

- литературные нормы на разных языках;

- литературные нормы по степени обязательности;

- изобразительно-выразительные средства речи;

- особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);

- типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;

- причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;

- правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;

- соответствующие речевые формы и ключевые слова;

- об основных нормативных словарях и справочниках;

- пути совершенствования речевого общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 45 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 14 часов.

Зачетов, к-р   3ч.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

13

контрольные работы

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

Итоговая аттестация в форме зачета      

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Русский язык в современном мире. Язык и культура.

6

Введение

Основные понятия курса. Роль и место русского языка и культуры речи в современном мире, в сфере профессиональной деятельности.

1

1

Русский язык и его составляющие. Литературный язык как высшая форма национального русского языка. Формы существования национального языка и их особенности. Основные особенности литературного языка: нормированность, обработанность, полифункциональность, общеобязательность, наличие  функциональных стилей.

1

1

Формы существования литературного языка; устная и письменная: Параметры различения их; происхождение, форма реализации, отношение к адресату, порождение формы (спонтанность не спонтанность и. т. д.), стилевые различия, лексические и грамматические особенности. Разновидности устной речи. Телефонный этикет.

2

Понятие культуры речи. Значение термина "культура речи";

- раздел науки о языке, изучающий коммуникативные качества речи (правильностъ, точность логичность, богатство, выразительность, уместность)

- практическая реализация в; устной и письменной форме норм литературного языка в условиях общения соответственно целям речи.

Составляющие компоненты культуры речи: нормативные, коммуникативный, этический.

2

Норма, её динамика и вариативность. Понятие о нормах русского литературного языка.

Наличие норм - важнейший признак литературного языка. Определяющий признак культуры речи - ее правильность, т. е. соблюдение норм, свойственных литературному языку. Норма как единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка (фонем, слов, словосочетаний, предложений), соблюдение правил устной и письменной речи. Ортология как наука о нормах современного русско-литературного языка.

Стабильность и динамичность нормы. Социальные и собственно языковые причины языковых изменений.

Виды норм. Формирование норм литературного языка.

2

Невербальные средства коммуникации. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи.

2

Практические занятия

1

выступление с устным сообщением (докладом),

редактирование предложенных текстов,

анализ и оценка речевого поведения одногруппников,

участие в заданных коммуникативных ситуациях.

Контрольная работа по разделу «Русский язык в современном мире. Язык и культура.»

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение типа речевых  ошибок

наблюдение за устной речью окружающих с целью обнаружения и классификации нарушений собственно языковых, коммуникативных и этических норм.

2

Раздел 2. Стилистика и культура речи

7

Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

2

2

Оформление документации. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет документа.

2

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности

2

Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

2

Практические занятия

2

анализ предложенных текстов

выполнение теста

создание и редактирование текстов официально-делового стиля

Оформление официально- деловых  бумаг, создание текстов официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, резюме и т.д.)

Контрольная работа по разделу «Стилистика и культура речи»

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

работа по составлению заявления, автобиографии.

составление аннотации и реферата.

2

Раздел 3. Ораторское мастерство

6

Ораторское мастерство. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов.

2

1

Публичное выступление. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

2

Практические занятия

2

анализ предложенных текстов

выступление с устным сообщением по теме

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление и написание реферата, аннотации

Отбор в СМИ статей определенного жанра

2

Раздел 4. Лексические нормы.

5

Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность и недостаточность. Ошибки, связанные с нарушением фразеологизмов.

1

1

Причины речевых ошибок, связанных с лексикой: непонимание значения слов, паронимы, нарушение лексической сочетаемости слов, многословие, тавтология, просторечие, жаргонизмы, штампы, лексическая неполнота высказывания.

1

Русская фразеология.

Крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Происхождение фразеологизмов.

2

Основные типы словарей. Значение словарей в жизни человека.

Лексикография как теория и практика составления словарей. Типы лингвистических словарей: этимологические, толковые, синонимические (словари синонимов, антонимов, омонимов), фразеологические. Принципы работы со словарем. Роль нормативной общеобязательной справочной литературы в совершенствовании культуры речи.

2

Практические занятия

1

анализ предложенных текстов

выполнение теста

определение типа речевых ошибок

анализ литературного текста, работа с использованием фразеологических словарей

Контрольная работа по разделу «Лексические нормы»

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление словаря - справочника по своей специальности

Определение вида лексических ошибок

анализ литературного текста, работа с использованием фразеологических словарей.

2

Раздел 5. Понятие об орфоэпии.

Нормы произношения.

7

Понятие об орфоэпии. Нормы произношения.

Произносительные нормы (произношение гласных, согласных, заимствованных слов)

Орфоэпические нормы.

Вариативность ударения. Система нормативных помет. Акцентологические (нормы ударения) как раздел орфоэпических норм.

2

2

Практические занятия

2

редактирование предложенных текстов

определение типа речевых ошибок

Выполнение тестовых заданий

Контрольная работа по разделу «Понятие об орфоэпии. Нормы произношения»

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

определение типа речевых ошибок.

Составление орфоэпического словаря

2

Раздел 6. Морфологические нормы.

5

Связь морфологической нормы с правилами слова изменения различных частей речи.

Причины нарушения морфологических норм: ошибки в употреблении форм рода, числа, падежа имен существительных; неправильное использование полной и краткой форм, степени сравнения имен прилагательных, собирательных числительных, синонимических притяжательных местоимений (мой - свой, твой - свой).

Употребление нормативных местоимений. Вариативные окончания существительных, вариативные глагольные формы.

2

1

Практические занятия

выступление с устным сообщением (докладом),

редактирование предложенных текстов,

определение типа речевых ошибок.

анализ трудных случаев употребления частей речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 6.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение вида ошибок

определение вида ошибок и их исправление.

анализ трудных случаев употребления частей речи.

1

Раздел 7. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические нормы.

6

Синтаксическая норма и правила построения словосочетания и предложения.

Причины синтаксических ошибок: нарушение порядка слов в предложении, согласования сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словам, норм управления; неправильное "нанизывание" падежей, "нанизывание" придаточных предложений с одинаковыми союзами, недочеты в преобразовании прямой речи в косвенную, неверное употребление деепричастных оборотов.

1

1

Порядок слов в предложении. Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений.

2

Практические занятия

2

редактирование предложенных текстов

определение типа речевых ошибок

анализ и исправление синтаксических ошибок

Контрольная работа по разделу «Основные единицы синтаксиса. Синтаксические нормы»

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 7.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

анализ и исправление синтаксических ошибок.

грамматический анализ  разных типов простых и сложных предложений, связанный с расстановкой в них знаков препинания.

выявление, объяснение и исправление разного рода синтаксических ошибок в тексте.

1

Раздел 8. Понятие о пунктуации. Основные правила русской пунктуации.

5

Понятие о лингвистике текста. Средства, обеспечивающие смысловые установки: лексические, синтаксические, графические.

Основные лингвистические свойства текста: целостность, проявляющаяся в его связности и обособленность; стилевое единство; наличие сверхфразовых единств; внутри текстовые связи, достигающиеся за счет лексических и грамматических средств.

1

1

Практические занятия

1

редактирование предложенных текстов

определение типа речевых ошибок

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 8.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

орфографический  и пунктуационный анализ сложных предложений.

2

Всего:

32

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку и культуре речи (словари школьного типа, адресованные обучающимся - орфографические, толковые, фразеологические, словообразовательные, иностранных слов и др., для занятий по литературе, краткий словарь литературоведческих терминов, справочники, пособия для обучающихся серии "Литература. Справочные материал.", комплект научно-методических книг, программы, методические рекомендации к учебникам, хрестоматиям, сборники дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы)

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • экран;
  • мультимедиапроектор;
  • Моноблок


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература.

  1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 219 с. Гриф Минобр.
  2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2007. – 323с. Гриф Минобр.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-н/Д, 2008. – 363с. Гриф Минобр.
  4. Голуб И. Стилистика русского языка. – М., 2009. – 358с.Гриф Минобр.
  5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. – М., 2008. - 254с. Гриф Минобр.
  6. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2009. – 323с. Гриф Минобр.
  7. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие. – М., 2008. – 275с.  Гриф Минобр.
  8. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.- 353с.  Гриф Минобр.
  9. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. – Волгоград, 2008.- 362с.  Гриф Минобр.
  10.  Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2007. -375с. Гриф Минобр.
  11.  Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Ч. 1,2. – Саратов, 2006. – 384с. Гриф Минобр.

Дополнительная литература.

  1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1988.
  2. Скорикова Т.П. Основы культуры научной речи. М., 1999.
  3. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. – М., 2000.
  4. Щукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты, образные выражения  – М.: Изд-во “Правда”, 1986.
  5. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994.
  6. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2001.
  7. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.– 3-е изд., стереотип. – М., 1997.
  8. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий . Учебное пособие / Под. ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2005.

OC Windows, XP – сервисная программа.

MS Office, XP – сервисная программа


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;

Практические занятия

практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;

Практические занятия

правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;

Практические занятия

Тестирование

разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;

Практические занятия

Творческие работы;

Подготовка рефератов

ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;

Творческие работы;

составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;

Практическая работа

Тестирование

осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;

Тестирование

не допускать обезличенности своей речи;

Практическая работа

Подготовка рефератов

противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;

Подготовка рефератов

развивать навыки грамотной устной и письменной речи;

Практическая работа

совершенствовать свою культуру общения;

Тестирование

пользоваться словарями русского языка.

Практическая работа

Тестирование

Знания:

связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;

Тестирование

различия между языком и речью;

Контрольная работа

связь культуры речи с литературным языком;

Контрольные работы

специфику устной и письменной речи;

Практические занятия

составляющие компоненты и культуры речи;

Тестирование

литературные нормы на разных языках;

Подготовка рефератов

литературные нормы по степени обязательности;

Тестирование

изобразительно-выразительные средства речи;

особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);

Практическая работа

Творческие работы;

Подготовка рефератов

типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;

Тестирование

причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;

Подготовка рефератов

Тестирование

правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;

Практическая работа

соответствующие речевые формы и ключевые слова;

Творческие работы;

об основных нормативных словарях и справочниках;

Практическая работа

пути совершенствования речевого общения.

Творческие работы;

5. Формы контроля

Примерные темы рефератов

1. Словари и справочники - наши помощники. Литература:

- Богачев Ю.П. Языковая норма и современные словари // Русский язык в национальной школе. 1986. .№ 8.

- Будагов Р.И. Толковые словари в национальной культуре народов. - М., 1989.

- Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. -М., 1978. С. 129-143.

- Сергеев Β.Η. Словари советской эпохи.// Русская речь. 1987. № 5.

- Сергеев Β.Η. Культура речи и словари -справочники Советской эпохи. // Русская речь, 1977. № 3.

- Скворцов Л.И. Верные помощники и друзья. (Словари и справочники) // О культуре речи. Сб. статей. - М.,1981.

- Потиха ЗА., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. - М., 1987.

2. Почему мы так говорим (из истории слов и выражений). Литература:

- Будагов Ρ.Α. История слов в истории общества. - М., 1971.

- Костомаров В.Г. Жизнь языка. - М., 1994.

- Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. В мире слов. - М., 1975.

- Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. - Лениздат, 1962.

- Чуковский К.И. Живой как жизнь. О русском языке. - М., 1963.

- Шанский Н.М., Боброва Τ.Α. Снова в мире слова. - М-, 2001

3. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Литература:

- Акишина Α.Α., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1986.

- Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М-, 19 83.

- Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. - Л., 1983.

- Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб, 1998.

- Правила хорошего тона. - М., 1991.

- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

- Шмелева Т.В. Кодекс речевого поведения.// Русский язык за рубежом. 1983. № 1.

- Этикет и мы. - М., 1983

4. Московское и ленинградское (петербургское) произношение. Литература:

- Аванесов Р.И. О русском сценическом произношении.// Русская речь. 1983. №5,6.

- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.-М., 1981.

- Ушаков Д.Н. Московское произношение.// Русская речь. 1968. № 2.

- Чернышев В.И. Как говорят в Петербурге // Избранные труды. -М.1970.-Т.2.

5. Язык и культура общения сегодня. Литература:

- Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.

- Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте !»(Речевой этикет в нашем общении). -М., 1989.

- Этикет и мы. - М., 1993.

6. Как мы обращаемся друг к другу. Литература:

- Богачев Ю.П. Культура речи. Ораторское искусство. Афоризмы. -М.,1995.

- Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. -М.,1982.

- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Этикет в нашем общении).-М., 1989.

7. Образно - эмоциональная выразительность речи. Литература:

- Богачев Ю.П. Культура речи. Ораторское искусство. Афоризмы. -М.,1995.

- Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. - М., 1995.

- Кохтев Η.Η. Риторика. - М., 1994.

- Михайлов М.М. Стилистика русской речи. - М., 1968.

- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. -М., 1998.

- Шкатова Л.А. Средства и приемы выразительной речи. - М,, 1985.

8. История языка и культура речи. Литература:

- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988.

- Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. В мире слов. - М., 1975/

- Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

9. Иноязычные слова: обогащение или оскудение? Литература:

- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1997.

- Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. В мире слов. - М.,1975.

- Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

- Чуковский К.И. Живой как жизнь. О русском языке. - М., 1963.

10. О «черных» словах и жаргонизмах.

Литература:

- Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. - Л.,1988.

- Калинин А.В. Культура русского слова. - М-, 1984.

- Мандельштам О. Слово и культура. - М., 1987.

- Успенский Л.В. Слово о словах. - М., 1960.

- Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

11 .Канцеляризмы и штампы в русском языке. Литература:

- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1997.

- Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

- Солганник Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.

- Практическая стилистика русского языка. -Киев, 1975. 


12. Невербальные средства коммуникации. Литература:

- Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991

- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. -М.,1998.

- Мурашов Α.Α. Основы педагогической риторики. - М.,1996.

- Николаева Т.Н. Жест и мимика в лекции. - М., 1973.

- Низ А. Язык телодвижений. - М., 1992.

- Петрова Ε.Α. Жесты в педагогическом процессе. - М.,1998.

- Стернин И.А. Практическая риторика. -Воронеж, 1993.

- Степанов Н. Голос и жесты оратора // Наука и религия. 1965. № 16.

- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.

13.Алфавит. Графика и принципы орфографии. Литература:

- Дирингер А. Алфавит. - М., 1963.

- Пронштейн А.П., Овчинникова B.C. Развитие графики кирилловского письма. - Ростов-на-Дону, 1987.

14. История письма. Литература:

- Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. -Ростов-на-Дону, 1987.

- Истрин Β.Α. Возникновение и развитие письма. - М., 1965.

- Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М-,1975.

- Панов Ε.Η. Знаки, символы, языки. - М., 1983.


Вопросы к зачету


1. Культура речи как научная дисциплина: предмет, задачи курса, основные аспекты, уровни.

2. Учение о качествах "хорошей речи" (правильность, чистота, богатство, точность, логичность, уместность, выразительность).

3. Язык, речь, общение. Основные функции общения.

4. Устная и письменная формы речи, их особенности. Монолог и диалог.

5. Природа норм современного русского языка.

6. Орфоэпические и акцентологические нормы современного русского языка.

7.Лексические ресурсы лексики. Употребление в речи синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и многозначных слов.

8. Архаизмы, историзмы, фразеологизмы, неологизмы, окказионализмы, слова иноязычного происхождения: основные функции и их роль в речи.

9. Грамматические нормы русского языка, причины отступления от них.

10. Главные критерии мастерства оратора. Кодекс оратора.

11. Основные виды публичных выступлений и их особенности.

12. Подготовка и произнесение речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

13.Мимика, поза, жест как дополнительные средства выразительности публичной речи.

13. Речевой этикет: ситуации, функции, формулы.

14.Изобразительно-выразительные средства языка: основные разновидности и функции.

15. Тропы: виды и их особенности.

16. Риторические фигуры; разновидности и их назначение.

17. Понятие "стиля". Стили русского литературного языка.

18. Научный стиль, его подстили и жанры. Язык науки.

19. Текстовые и языковые нормы официально-делового стиля.

20 .Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в

публицистическом стиле.

21.Разговорная речь в системе функциональных разновидностей

русского литературного языка: условия функционирования и

особенности.


Акцентологический минимум


1. Агентство, алкоголь, алфавит, агрономия, апартаменты, апокалипсис, асбест, асбестовый, аналог, анатом, аристократия, асимметрия, аэропорты – в аэропорту.

2. Блага, баловать, балованный, бармен, баржа, бравурный, банты – бантов, безудержный, бронированная дверь, боязнь, бархотка, бряцание, бюрократия, блудишь в лесу.

3. Валовой, выборы – выборов – на выборах, ворота, вечеря, ветеринария, вероисповедание, воспринял, взбалмошный, верба, военруки, взяла, включить – включишь – включит – включат, включишься, втридорога, вручить – вручишь – вручит – вручат.

4. Газопровод, гербовый, генезис, глашатай, гражданство, грошовый, гусеница, гусеничный, гравировать; еретик, жалюзи.

5. Диспансер, договор – договоры – договоров, догмат, досуг, диптих, добыча, донельзя, договорный, дремота, дочиста, дотемна, допьяна, добела, доску – досок; джинсовый.

6. Завидно, засуха, завсегдатай, задолго, заимообразно, зевота, задать – задал – задала – задали; звонить – звонишь – звонит, знахарь, знамение, заусеница, заиндеветь, заиндевевший, закупорить, заплесневеть, заплесневевший.

7. Издавна, издалека, иначе, иконопись, индустрия, исподволь, искра, исчерпать, изыск, искони.

8. Километр, квартал, каталог, кладовая, каучук, кремень, колледж, кожанка, кладбище, кожух, краны, кулинария, красивее.

9. Лацкан, ломоть, легкоатлет, лифты – в лифте, медикаменты, мышление, мусоропровод, мизерный. 

10. Надолго, немота, некролог, нефтепровод, недвижимость, начать – начал – начала – начали – начат – начата; намерение, недюжинный, назвался – назвалась – назвались, недуг, недоимка.

11. Обеспечение, ободрить, оптовый, облегчить, опошлить, опрометью, очистные (сооружения), одновременно, осведомиться, острота, одолжить, одолженный, община, отзыв, откупорить.

12. Приговор, призыв, пасквиль, партер, памятовать – памятуя, прирост, пуловер, предложить, пережитое, перипетии, приданое, пломбированный, положить – положил, предвосхитить, противень, понять – понял – поняла – поняли; похороны – на похоронах; премировать, принудить, путепровод, пролил – пролила – пролили, продал – продала – продали; послал – послала – послали; подростковый, пеня, простыня (во всех падежных формах).

13. Ремень, рудник, рудничный, ракушка, рассредоточение, родился – родилась – родились, разложить – разложил, распродав, разбаловать.

14. Созыв, силос, средства, соглядатай, соболезнование, сливовый, совестливый, сирота – сироты – сирот; стюард, столяр, сажень, статуя, статут, создан – создана – создано – созданы.

15. Табу, танцовщица, таможня, тотчас, торты – тортом, толика, триптих, туфля – туфли – туфель, тигровый, туника.

16. Убранство, уведомить, удобнее, умерший, углубить, усугубить, украинский, убыстрить, удилище, умно. 

17. Феномен, фетиш, фортель, факсимиле, фильмовый; хаос, характерный, хозяева, ходатайство, ходатайствовать, христианин, хвоя, ханжество.

18. Цемент, центнер, цыган, цензор, черстветь, шасси, шарфы – шарфов, шофер, штрафы – штрафов, шприцы – шприцев, щавель, щиколотка, щебень, щепоть.

19. Экскурс, экспорт, эксперт, экспертный, экипировать, экипированный, эскорт, экзальтированный.

20. Юродивый, юрисконсульт, ягодицы, языковая норма, языковая колбаса, ясли – из яслей.


Орфоэпический минимум


Атлет, афера, блеклый, бытие, безнадежный, белесый, блеф, бесхребетный, внесенный, гололед, гололедица, гравер, гренадер, груженый, головешка, донесший, двоеженец, двоеженство, дареный, желчный, желоб, заем, завороженный, замороженный, заторможенный, запечатленный, зев, заряженный, иноплеменный, истекший срок, издалека, крестный ход, крестный отец, комбайнер, ксендз, коленопреклоненный, маневры, новорожденный, наем, никчемный, недоуменный, одноименный, одновременно, околесица, опека, острие, оседлый, отекший, одноплеменный, поблеклый, планер, побасенка, переведенный, перекрестный, современный, совершенный, свекла, хребет, шофер, шоферы, шерстка, разношерстный, филер, филенка, филистер.

Булочная, беспечный, беспорядочный, будничный, булавочный, взяточник, войлочный, горчичный, горчичник, горячечный, девичник, двоечник, конечно, копеечный, ключница, калачный ряд, лоточный, лавочник, мелочный, молочный, молочница, нарочно, порядочный, подсвечник, прачечная, полуночник, пустячный, сердечная встреча, сердечный друг, сливочный, скворечник, скучно, спичечный, троечный, тряпичник, очечник, шуточный, шапочная, шапочное знакомство, к шапочному разбору, яичный, яичница, яблочный.

Академия, антитеза, агрессия, бизнес, бижутерия, бактерия, дефис, декан, дезинфекция, декларация, дебош, дегенерат, кларнет, кодекс, кредо, крем, конгресс, лотерея, отель, пресса, патетика, протеже, протекция, рельс, реноме, сессия, сервис, сепсис, термин, секс, тест, темп, терапевт, тенденция, фанера, шинель, штемпель.


Контрольные работы


Контрольная работа №1


Вариант №1

Задание 1: определите к какому функциональному стилю относится каждый текст, аргументируйте свой ответ.

Текст 1.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня (иногда с градом) и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

Текст 2. 

До ближайшей деревни осталось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся Бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мраморную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон… Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. 

Текст 3.

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.

Текст 4.

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие в следствие удара молнии…

Текст 5.

Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал…


Задание 2: определите к какому функциональному стилю относится текст, дайте общую характеристику приводимого текста, проанализируйте его стилистику, указав черты: 1) инвариантные и 2) обусловленные жанрово-ситуативной принадлежностью текста, выделите языковые особенности данного стиля.

«Целью работы является обоснование нового интегрирующего подхода к проблемам эпистемологии (термин “эпистемология” принят в современной философии для обозначения теории научного познания, дословно – “учение о знании”). Основу интегральной эпистемологии составила мысль, что понимание сущности научного познания и науки в целом невозможно в рамках какой-либо одной философской теории, отдельного философского направления (течения, школы, системы), и что максимальное понимание достижимо лишь при рассмотрении всех имеющихся подходов и концепций как взаимодополняющих, логически и исторически необходимых.»


Задание 3: дайте развернутое описание официально-делового стиля: условия функционирования, подстили, жанры официально-делового стиля, стилевые характеристики официально-деловой речи, текстовые нормы делового стиля, основные языковые нормы деловой речи: лексические, морфологические, синтаксические, вопрос о канцеляризмах и штампах.


Задание 4: дайте определение следующим словам 

Аккредитив, аттестат.


Задание 5:придумайте социальную рекламу, призывающую вести здоровый образ жизни/не мусорить на улице/уступать место пожилым людям в общественном транспорте… 


Контрольная работа № 2


1. Нормы произношения и ударения

1) От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Пример: Броня — бронировать — бронированный; 

броня — ; копия —;

2) Четвертый лишний.

Некролог, неприязнь, мытарство, духовник.

3) Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение, выпишите слова в 3 столбика соответственно.

Ассамблея, ассорти, ассоциация, ассистент, грамм, диссонанс, анналы, ванна,, группировать, гамма.

4) В каких словах иноязычного происхождения и именах собственных сохраняется безударный звук [о]?

Концерт, роман, соната, хаос, Вольтер.

5) Перепишите следующие слова, объясняя их произношение. Возможны ли варианты произношения? 

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, перечница, пустячный, сливочный, спичечный, яичница, прачечная, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный.

6) Укажите случаи ненормативного ударения. Отметьте, какой речевой ситуацией объясняются различные ударения в следующих словах: кОмпас -компАс, дОбыча - добЫча, Алкоголь - алкогОль, прИкус - прикУс, Гусеничные -гусенИчные, улОжили - уложИли, мокрОта - мокротА.

7) Данные глаголы поставьте в форме прошедшего времени всех родов и обоих чисел. Рапомните ударение.

Образец: ткать - ткал, ткалА, ткАло, ткАли.

Плыть, рвать, взять, гнить.

8) Образуйте краткие формы прилагательных (мужской, женский, средний род единственного числа и множественное число). Укажите в них ударение. Отметьте случаи допустимого колебания ударения.

Густой, грустный, мягкий, глупый, добрый.


2. Морфологическая норма

9) Определите, какие из приведенных слов соответствуют морфологической норме литературного языка, а какие являются ненормированными:

браслет - браслетка, клавиш – клавиша

10) Подберите определения к словам: 

рояль, фамилия, бра, кофе.

11) Слова, данные в скобках, поставьте в нужной форме.

1. На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман). 2. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 3. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 4. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 5. Мария и Рейнгольд (Эстрем) в период Великой Отечественной войны спасли группу советских военнопленных. 6. В Москву приехали индийские врачи супруги (Найк).

12) Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных 

Крупный, ловкий.

13) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, апельсины, баклажаны.

14) Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

Безнравственный — ...

15) Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

Столичные шофера гудели на свадьбе. Давайте сначала установим причину полноты, а затем подберем гомеопатические или другие средства лечений. 


3. Нормы словоупотребления

16)Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости и выбором слова. Исправьте предложения: 1). Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 2). Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу. 3). На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 4). Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе. 5) Большая половина игры проходила у ворот команды "Заря". 6). Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 7).Первая трудность произошла со стройматериалами. 8). Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

17)Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы: 1). По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание "Соглашения о национальном согласии". 2). Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3). В отличии от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 столетия являет более пестру4ю картину. 4). Риск пошива швейных изделий в Иванове для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 5). Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

18) Объясните разницу в значении словосочетаний: опасный человек - опасливый человек, освоить прочитанное - усвоить прочитанное, осудить действия - обсудить действия, представить возможность - предоставить возможность, техническое исполнение - техничное исполнение, фактический материал - фактичный материал.


4. Синтаксическая норма

19. Найти и исправить ошибки, связанные с порядком слов.

1.Не только надо относиться к друг другу с добротой. Так же надо относиться и к природе.2.Он поступил в больницу после вызова скорой помощи в тяжелом состоянии.3.Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.4.Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.5.Художник изобразил, как Петр 1-ый ведет войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова.6.Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.7.Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман.8.На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»....

Проект на тему: "Применение электронного учебно-методического комплекса в процессе преподавания русского языка и культуры речи в условиях дистанционного обучения"

Индивидуальный проект повнедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях...

УМК по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи" для СПО

УМК - Русский язык  и культура речи  для студентов дневного отделения по специальности «Механизация сельского хозяйства».Автор – составитель: Шевченко В.А., преподаватель русского язык...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...