Тема: «Собирательные числительные» 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Екатерина Алексеевна Наумова

В данном файле конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sobiratelnye_chislitelnye_18.02.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КОСТРОМСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.А. НЕКРАСОВА»

Конспект урока объяснения нового материала

Тема: «Собирательные числительные»

6 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений

Автор В.В. Бабайцева

 

Выполнила: Наумова Екатерина

студентка 3 курса филологического факультета

Методист: Колобова Е.А.

2016

Обзор методической литературы

1. Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С. 137-159. Раздел «Методика морфологии».

Существуют различные взгляды  относительно состава числительных. В.В. Виноградов относит к числительным счётные (один, два, три и т.д.), количественно-собирательные (оба, обе и т.п.)  и неопределённо-количественные (сколько, столько и т.п.) слова на том основании , что они объединены не только семантикой, но и совокупностью  морфологических и синтаксических примет: 1)отсутствием форм числа; 2) противопоставление прямого и косвенных падежей в склонении. При этом так называемые порядковые числительные включаются в разряд относительных прилагательных, поскольку в порядковых числительных « рельефно выступают все типические черты имени прилагательного: его словообразовательные формы, система склонения, синтаксические функции».

В том случае, когда учитывается только семантическая и словообразовательная связь количественных и так называемых порядковых числительных (без учёта системы склонения числительных, наличия у них, как и у прилагательных, категорий рода и числа, согласования их с существительным в роде, числе, падеже, а также их употребления в предложении в роли определения), слова, обозначающие порядок предметов при счёте, включаются в категорию числительных. Учащиеся безошибочно выделяют числительные, учитывая их  семантику. Поэтому школьная морфология традиционно рассматривает и количественные, и порядковые числительные как одну часть речи.

2. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: М., 1986 г.

    Б.Т. Панов даёт подробную структуру, методические рекомендации и пример проведения  урока объяснения нового материала:

1. Сообщение темы, цели урока.

2. Проверка ДЗ + повторение ранее изученного материала как средство подготовки к усвоению новых знаний.

3. Психологическая подготовка учащихся.

4. Изучение нового материала с помощью методов, приёмов, форм работы.

5. Закрепление изученного материала на практике.

6. Подведение итогов: краткая характреристика результатов проведённой работы, объявление и аргументация оценок, выставленных учащимся.

7. Домашнее задание.

3. Р.Б. Сабаткоев «Теория и практика обучения русскому языку»  раздел  «Современный  урок как основная форма обучения»    С. 67-79.

Современный урок приобретает коммуникативную направленность. Это отражается на структуре, содержании, основных этапах и формах учебной деятельности школьников.

Урок сообщения нового материала

Элементы: оргмомент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, подведение итогов урока, задание на дом.

Время:

Проверка домашнего задания – 9-10 мин.

Объяснение нового материала – 15 мин.

Остальные структурные элементы – 2-3 мин.

Оргмомент – быстрое включение учащихся в учебную деятельность, создание в классе рабочей обстановки.

Проверка домашнего задания – выяснение степени усвоения теоретических знаний, полученных учащимися  на предыдущем уроке.

Объяснение нового материала – центр урока.


Анализ § 105 Собирательные числительные.

1. Анализ  параграфа содержащего только теорию.

Теория находится в отдельном учебнике с аналогичным названием.  Русский язык. Теория. 5-9 класс. Углублённое  изучение. В.В.Бабайцева.

 В параграфе представлены знания в области следующих  компетенций:

Лингвистическая: знания  употребления собирательных числительных с существительными. Словообразовательный аспект: « Для собирательных числительных характерен суффикс  -ер- (четверо, пятеро и др.) и суффикс  -ой- в словах ( двоj+е), трое (троj+е).»

Языковая: знания норм устной и письменной речи: « В предложении сочетание собирательного числительного (в именительном или винительном падеже) выступает одним членом предложения: Трое друзей приняли участие в математической олимпиаде.».

Коммуникативная: речеведческие знания,  картинка про щенят «Двое щенят играют, а два щенка смотрят».

 Таким образом, параграф, содержащий теорию, имеет достаточный объём информации о значении, употреблении, сочетании собирательных числительных.


2. Анализ  параграфа содержащего практику §113.

( Практика. Русский язык. 6 класс. Лидман-Орлова, Дрофа, 2010.)

По теме урока  в области лингвистической компетенции формируются следующие учебно-языковые умения и навыки :

  • Аналитические: упражнение № 489 «О каких числительных говорится в тексте? Что они обозначают?», №490 «Какой ещё случай употребления собирательных числительных приведён здесь, кроме тех, которые указаны в §113 «Теории»?».

Языковая компетенция.

Частно-речевые умения и навыки:

  • Лексические: упражнение №490 «Составьте и запишите четыре словосочетания с данными числительными и существительными.» , №491 «По рисункам составьте и запишите словосочетания по схеме «собир. числ.+сущ.», №492 «Составьте словосочетания по схеме «числ.+сущ.».
  • Грамматические: упражнение № 494 «Спишите, заменяя числительные словами. Следите за нормами изменения числительных!», № 495 «Подберите к числительным существительные и просклоняйте словосочетания.», № 496 «Запишите 2-3 словосочетания, употребив числительные оба, обе в родительном, дательном и предложном падежах».
  • Стилистические: упражнение №500 «Прочитайте текст. К какому стилю речи его можно отнести.»
  • Правописные: упражнение №497 «Расставьте  недостающие знаки препинания»

Коммуникативная компетенция.

Речевые навыки, умения. Продуктивные:

  • Говорение: упражнение №493 «Объясните свои действия», №499 «Прочитайте, вставляя вместо точек  числительное 748, чётко его проговаривая.»
  • Письмо: упражнение №494 «Спишите, заменяя цифры словами.»,  №496 «Запишите 2-3 словосочетания …»

Рецептивные:

  • Чтение:  упражнение №489 «Прочитайте текст».

Практическая часть - изобилует упражнениями в области различных компетенций.

Тип урока: урок  объяснения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные, научить правильно употреблять собирательные числительные в речи.

Задачи:

Образовательные:

1)сформировать умение правильно  определять разряд числительных

2)знать морфемный признак, суффиксы ер и оj

3) совершенствовать орфографическую зоркость

Развивающие:

1)учебно-языковая: развивать умение правильно согласовывать собирательные числительные и существительные.

2)задачи на развитие речи – сформировать умение отличать литературное употребление собирательных числительных и разговорные формы.

3)задачи на развитие логики

Воспитательные:

1)Формировать положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и активность учащихся, через слово учителя, теорию учебника.

2)Воспитывать сознательное отношение к организации собственной деятельности по русскому языку, через положительную  оценку.

3)Воспитывать интерес к изучению русского языку, через разнообразные упражнения.

4)Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу.

5) Воспитывать нравственный потенциал учащихся, через самостоятельную работу.


Методическое обоснование

Данный урок, как урок объяснение нового материала базируется на новой теории, ещё практически незнакомой учащимся. Так, на данном уроке ученики знакомятся с собирательными числительными, с их правописанием, склонением. Цель данного урока – познакомиться с разрядом собирательные числительные и совершенствовать умения их употребления в конкретной речевой ситуации. Задачи для данного урока заключаются в формировании умений правильно определять форму собирательного числительного и находить их в тексте. Цель и задачи урока определяют его компонентный состав.

В начале урока происходит целеполагание, которое должно активизировать учебно-познавательную деятельность класса. Методы и приемы данного урока обусловлены его типом. Чтобы проанализировать степень усвоения нового материала всеми учениками, используется прием репродуктивного метода самостоятельная работа. Для того чтобы стимулировать познавательную деятельность учеников, используется частично-поисковый метод, позволяющий пробудить интерес к изучению нового материала на данном уроке и способствующий успешному его усвоению.

Урок объяснения нового материала будет состоять из следующих этапов:

   1. Сообщение темы, цели урока. Для целеполагания учащихся. Чтобы имели представление, зачем нам данный урок, с данной темой.

   2. Проверка ДЗ + повторение ранее изученного материала как средство подготовки к усвоению новых знаний. Использую задание на проверку изученного накануне материала, склонение количественного целого числительного. Так как есть связь разрядов по строению. Затем, чтобы понять, как усвоен материал предыдущей темы. Именно в таком формате, так как учениками он часто используется, будет легко с ним работать.  

   3. Психологическая подготовка учащихся. Затем, чтобы учащиеся были морально готовы воспринимать новый материал.

   4. Изучение нового материала с помощью методов, приёмов, форм работы. Используем теорию учебника, обращаем внимание на словообразовательный аспект. Затем, чтобы знать теоретический материал, спокойно применять его на практике.

   5. Подведение итогов: краткая характеристика результатов проведённой работы, объявление и аргументация оценок, выставленных учащимся.

   6. Домашнее задание. Упражнение на отработку практических умений правильно употреблять собирательные числительные с существительными. Затем, чтобы дома отработать некоторые  учебно-языковые умения.

Система изучения теоретических знаний построена таким образом, чтобы уровень сложности постепенно повышался, а вместе с тем и уровень самостоятельности.

В конце урока подводится итог проведенной работы и задается домашнее задание, способствующее формированию  языковой компетенции, так как отрабатывается умение исправлять ошибки в употреблении собирательных числительных.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

1. Сообщение темы, постановка цели.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, «классная работа», и тему спишите с доски. Тема нашего сегодняшнего занятия «Собирательные числительные». Я надеюсь, вы помните, что вскользь мы говорили о них, когда изучали разряды числительных по значению. А цели нашего урока – узнать, подробно, о значении собирательных числительных,  их образовании, особенностях сочетания с существительными.  

Ученики слушают, записывают число, «классную работу» и тему в тетрадь.

Слово учителя, критическое слушание.

2.Проверка домашнего задания.

-Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Итак, для того чтобы понять как вы поняли тему предыдущего урока, вы выполните задание на склонение количественных числительных. Просклоняйте числительное 72. Прежде чем записывать склонение числительного вспоминаем, как склоняются составные количественные числительные? Работаем в тетрадях самостоятельно, а к доске я вызываю Даню Подольского, Он просклоняет и выделит все морфемы  числительного на доске, затем мы обсудим, проверим, а потом Даниил перепишет себе в тетрадь правильный вариант склонения.

 - Даша Тихомирова выйди, пожалуйста, к доске, проверь орфографию в Даниной работе, посчитай количество ошибок.

Итак, мы с вами  убедились, что вы помните тему предыдущего занятия, имеете представление о склонении составного количественного числительного.

Отвечают на вопрос, у каких сложных  числительных склоняются обе части. Затем пишут в своих тетрадях, Даниил работает у доски:

И.п.(что?) семьдесят два

Р.п. (чего?) семидесяти двух

Д.п. (чему?) семидесяти двум

В.п. (что?) семьдесят два

Т.п. (чем?)

семьюдесятью двумя

П.п. (о чём?) семидесяти двух.

-У нас так же.

Приём -самостоятельная работа. Метод-репродуктивный.

3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

-Ребята, сейчас мы с вами продолжим говорить о собирательных числительных, вы с ними, конечно, уже знакомы. Мы постараемся углубить и расширить знания в этой области. Нам необходимо это для того, чтобы речь стала более выразительной, тем самым – обогатить словарный запас. Не будем отвлекаться, сконцентрируемся, попробуем сформулировать – что обозначают собирательные числительные, и на какую часть речи этим похожи, проверим по учебнику, прочтём в «Теории» на стр.196 и последуем дальше.

Учащиеся сначала слушают речь учителя, затем, пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос. «Собирательные числительные обозначают несколько предметов как одно целое, в этом они похожи на собирательные существительные» Примеры: листва, учительство, студенчество.

 Открывают учебник теории, Женя Голубенко начинает сначала параграфа читать ответ на вопрос учителя.

-Мы всё верно сформулировали. (Если что - то неправильно, поправляем).

Слово учителя, критическое слушание.

4. Изучение нового материала.

-Сейчас я каждому раздам карточки, в которых мы сегодня будем работать в 2 этапа, I часть карточки мы заполним  сейчас, ко 2-вернёмся позднее. Итак, в первой части во втором столбике  нужно образовать собирательные числительные и обозначить морфемы, отличающие их от других разрядов.

-Какой вывод из этого задания следует?

-Справились? Хорошо. Вернёмся к параграфу учебника. На странице 197 мы видим картинку со щенками, и запись под ней «Двое щенят играют, а два щенка на них смотрят». Подумайте, почему автор так употребил числительные. На занятии, когда изучали разряды числительных по значению, об этом сказали. В чём здесь особенность?

-Даша Тихомирова, как ты думаешь?

-Кто ещё, что думает?

-Если варианты ответа исчерпались, то давайте прочтём, а что же автор учебника об этой ситуации пишет. Паша Лебедев, читай, со страницы 196, со слов «Собирательные числительные двое-десятеро употребляются…»

- Хорошо, мы познакомились с употреблением  существительных с собирательными числительными, прочитали о склонении собирательных числительных в косвенных падежах. Теперь вы готовы выполнить II часть задания. Сначала посмотрите, какие существительные даны в 3-х колонках, напишите сверху название каждой  колонки, у вас есть для этого пустая строчка. Затем подумайте, какую колонку я сюда не включила, какие бы существительные могли в ней быть? Вы пишите всё в  таблице. Когда закончили выполнять, подняли глаза на меня. Я пойму, что можно каждого спросить по одному получившемуся словосочетанию. Задание на употребление собирательного числительного с различными существительными, напишите получившуюся форму слова.

-А теперь выполним упр. №492 устно. По очереди спрашиваю по одному словосочетанию.

Работают с I частью таблицы. Вывод I:собирательные числительные имеют в своём составе суффиксы -ер- и –ой-, что отличает их от других разрядов числительных.

Затем ребята наблюдают за картинкой в учебнике, пытаются сами сформулировать ответ и запомнить его.

-Щенок – существительное мужского рода, может употребляться как с количественным целым числительным, так и с количественным собирательным.

Читают теорию учебника на стр196-197.

Выполняют данное учителем задание. По окончании выполнения озвучивают получившееся, при этом поясняя свой выбор. Вывод II : собирательные числительные могут сочетаться не со всеми существительными, а с существительными м.р., названиями детёнышей животных, сущ., имеющими форму только мн.ч., с сущ. дети, ребята, люди, лица.

-Выполняют упр. № 492 устно, по очереди.

Частично-поисковый метод+репродуктивный методы, приёмы беседы и изучающего чтения.

5. Домашнее задание.

-Наше занятие подходит к концу, на дом я задаю вам упражнение из учебника «Практика» № 493. Прочитайте задание, понятно ли оно вам? Прочитаю для всех слух. Нужно прочитать, используя, где можно, собирательные числительные. Вы всё пишите в тетрадях, там и объяснения. Если есть вопросы, спросите, отвечу. Но этим мы на уроке сегодня занимались, дома не должно возникнуть трудностей. Если же они возникли, откройте учебник теории и ещё раз прочитайте параграф № 105. Надеюсь, все меня услышали. Параграф прочитайте все!

Записали домашнее задание в дневник. Читают задание к упражнению, про себя, затем учитель вслух. Если есть вопросы по выполнению спрашивают.

Слово учителя, метод -репродуктивный, приём - беседа.

6. Подведение итогов урока.

-Домашнее задание вы записали. Молодцы. Давайте ещё раз повторим, что обозначает собирательное числительное, какие числительные относятся к собирательным, с какими существительными сочетаются? Для чего нужно уметь  правильно употреблять собирательные числительные? Кто мне может ответить?

-Молодцы, очень хорошо поработали. До свидания!

Ребята отвечают на вопросы учителя.

-Собирательные числительные обозначают несколько предметов как одно целое, в этом они похожи на собирательные существительные.

-К собирательным числительным относятся двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

- Собирательные числительные нужно уметь правильно употреблять и знать, чтобы речь и письмо были грамотные.

Слово учителя, репродуктивный метод,  приём пороса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Собирательные числительные"

Аннотация к уроку русского языка по теме: «Собирательные числительные.»Сафина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бураковская СОШ».Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова...

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6 класс

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" 6 класс...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Собирательные числительные»

Тип урока: интегрированный - изучение и первичное закрепление новых знаний Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  учащихся в  зоне их  б...

Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".

Цель урока:  - дать понятие о собирательных числительных;   - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....

Тема: «Собирательные числительные». Русский язык. 6 класс.

Технологическая карта  урока русского языка по теме  «Собирательные числительные». 6 класс.  Цели:  1.Личностные: формировать способность к самооценке....

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" (6 класс, ФГОС)

Предмет русский язык. Класс 6. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урок: урок смешанного типа. Тема: Собирательные числительные. Цель: Изучить разряд количественных числит...