Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Зарембо Юлия Сергеевна

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobiratelnye_chislitelnye.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные в речи.

Воспитательный аспект: воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу; воспитывать нравственный потенциал учащихся

Развивающий аспект: развивать орфографическую зоркость; развивать умение правильно определять разряд числительных

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», закрепить знания по теме «Имя числительное», сформировать умение употреблять и склонять собирательные числительные.

Личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением.

Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме, умение вести самостоятельный поиск информации.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование урока: 

учебник «Русский язык. 6 класс» п/ред. М.М.Разумовской, ПК, проектор, экран, презентация к уроку. 

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Проверка домашнего задания

Среди пословиц и поговорок найдите те, в которых есть числительные. Объясните смысл этих пословиц и поговорок.

- Ребята, вы нашли числительные в пословицах и поговорках? (несколько учеников зачитывают числительные)

Двое пашут, а семеро руками машут.

Во всем деле надо трижды подумать.

Ему семерых посади – всех до смерти заврет.

Хорош продавец: копейку в ящик, да пятак за сапог.

Семеро по зайцам, а шкурки нет.

Семеро одного не ждут.

Семь без четырех да три улетало.

 Кто в лес, кто по дрова; кто рубль, кто полтора

III. Актуализация знаний

              - Расскажите, что вы знаете о этих числительных?

- Что мы уже знаем о собирательных числительных, исходя из того, что уже изучено на предыдущих уроках?

- Хорошо ребята, давайте сформулируем тему урока.  (Собирательные числительные)

 VI. Изучение темы “Собирательные числительные”.

 Записываем число и тему урока в тетрадь.

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

1. Что обозначают собирательные числительные?
2. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

3. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
4. В чем особенность употребления числительных 
обе-оба?

Работа по вариантам. (Два человека у доски)

Просклоняйте числительные.

1 вариант

три

2 вариант                  

трое

- Ребята, различается ли склонение собирательных числительных от целых и дробных числительных?  (да)

Вывод: Собирательные числительные склоняются по особенному.

- Ответьте на 3 вопрос с помощью таблицы.

Исследовательская работа

Задание по таблице

– Итак, перед нами таблица.  Заполните первую свободную колонку.

Таким образом, вы образовали собирательные числительные. А теперь задание по рядам: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч. (задание выполняется в таблице), образцом для вас будет верхняя строка.

(На экране таблица и на столах)

1

2

Образуются

Сочетаются

Два

Двое

Мужчин

?Телят

?Ворот

Три

?

?Воин(

? Котенок

? Ножницы

Четыр

?

? Студент(

?Медвежонок

? Брюки

Пять

?

? Товарищ

? Мышонок

7 Очки

Шесть

?

?Друг

?Волчонок

?Сани

Семь

?

?Одноклассник

?Лисенок

?Сутки

Восемь

?

? Спортсмен

?Крольчонок

?Коньки

Девять

?

?Победитель

?Бельчонок

?Перила

Десять

?

?Богатырь

?Слоненок

?Плоскогубцы

Проверка по рядам (по цепочке)

– Какой же вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных и существительными, употребляемыми только во множественном числе)

Рассмотрим схему

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро

товарищей,         котят,     ножниц,     нас,

школьников         щенят      саней           их

– Давайте откроем учебники и сверим правильные ли ответы мы дали .(стр. 274 Пар. 51)

– Какие еще собирательные числительные есть в русском языке?

 (Оба, обе) на экране.

Работа  по вариантам

Просклоняйте собирательные числительные оба, обе.

И.п. оба                                                                  И.п. обе

Р.п. обоих                                                              Р.п. обеих

Д.п. обоим                                                             Д. п. обеим

В.п. оба (обоих)                                                    В.п. обе (обеих)

Т.п. обоими                                                          Т. п. обеими

П.п. об обоих                                                        П. п. об обеих

Найдите информацию в учебнике и ответьте на вопрос:

– С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе. (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)

V. Закрепление

Задание 1 (Самостоятельная работа.)

Вставьте числительные оба или обе.

1)По______ сторонам дороги тянулся густой

лес.

2) Малышка крепко держала куклу______

руками.

3)______ братьев приняли в спортивную

школу.

4)Склоны______оврагов размыты дождями.

5)В_______случаях ответ был неверным.

Теперь попытаемся использовать схему при выполнении задания.

Задание 2

Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться

с собирательным числительным.

Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).

Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).

Четверо (лисята, очки, подруга, малыш)

Задание 3

стр. 274 упр. 605

  1. Рефлексия

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут…

  1. Домашнее задание.

§51 стр. 274-275,  упр. 606

Литература:

  1. Русский языке 6кл: учебник общеобразов. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
  2. Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы (по программе М. М. Разумовской)

Интернет источники

  1. http://festival.1september.ru/articles/628557/ 
  2. http://festival.1september.ru/articles/573006/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"

Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....

Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»

Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место...

Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС

Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...


 

Комментарии

Лесная Дина Сергеевна

Юлия Сергеевна, очень помогла Ваша разработка. Спасибо.