Рабочая программа по русскому языку для школ с родным языком обучения 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Хайбуллина Гульшат Асгатовна

Рабочая программа по русскому языку для школ с родным языком обучения 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_5_klass.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                        «Согласовано»                                                                                              «Утверждаю»

 Руководитель МО                                            Заместитель директора по УВР                                                         Директор МБОУ  «СОШ с.Урманаево»

________/Г.Т.Асхапова/                                            ________/ Э.Т. Ихсанова/                                                                ________/Г.А. Хайбуллина/                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  « ___ » _________201___ г.                                « ___ » ________ 201___г.                                                                      « ___» ________ 201__г.

                                                                                                                                                                                           Приказ №____ от__________201___г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД    

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  ДЛЯ 5 КЛАССА

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

 УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА УРМАНАЕВО»                                                                                 АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН                                                                  ХАЙБУЛЛИНОЙ ГУЛЬШАТ АСГАТОВНЫ

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

        протокол № ___от « ___ » _________ 201__ г.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧАЩИМИСЯ 5 КЛАССА

Личностные.

1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;

3) потребность в самовыражении через слово;

4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

5) ориентация  в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

6) стремление к развитию и  совершенствованию собственной речи

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  2. самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  4. использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
  5. организовывать  исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;
  6. контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать

Познавательные УУД:

  1. самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;
  2. искать и выделять необходимую информацию;
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  4. моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  5. излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  6. пользоваться словарями, справочниками;
  7. осуществлять анализ и синтез;
  8. устанавливать причинно-следственные связи;
  9. строить логическую  цепочку;
  10. осваивать формы  познавательной и личностной рефлексии

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  2. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  3. совершенствовать орфоэпические навыки;
  4. количественно и качественно обогащать словарный запас;
  5. оперировать стилистическими ресурсами языка;
  6. развивать связную устную и письменную речь;
  7. правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
  8. участвовать  в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи  в соответствии с нормами родного языка

Предметные.

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 5 КЛАСС

 

Язык и общение (3ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (26ч.)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27ч.)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (18ч.)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (16ч.)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (23ч.)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.

Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения

Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.

Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.

Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов

Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов

Чередование звуков. Варианты морфем

Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту

Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов

Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения

Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.

Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч)

Имя существительное (21ч.)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (11ч.)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (19ч.)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного материала  в 5 классе (11ч.)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Учебник по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы авторов  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.: М.: «Просвещение», 2015.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

план

факт

РАЗДЕЛ 1.    ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2+1 ч. Рр)

1.

Язык и человек. Язык и речь.

1

1.09

2.

Язык и его единицы.

1

4.09

3.

Рр Стили речи. Композиционные и языковые признаки.

1

5.09

РАЗДЕЛ 2. ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (20ч. +6 ч.Рр)

4.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

6.09

5.

Орфограмма.

1

7.09

6.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова.

1

8.09

7.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1

11.09

8.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

12.09

9.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

13.09

10.

Буквы и,у,а после шипящих.

1

14.09

11.

Разделительные Ъ и Ь.

1

15.09

12.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

18.09

13.

Рр Текст.

1

19.09

14

Повторение.Текст

1

20.09

15-16.

Рр обучающее изложение и работа над ошибками

2

21,22.09

17.

Части речи.

1

25.09

18.

Глагол.

1

26.09

19.

Правописание –тся и –ться в глаголах.

1

27.09

20.

Личные окончания глаголов.

1

28.09

21.

Рр Тема текста.

1

29.09

22.

Имя существительное как часть речи.

1

2.10

23.

Падежные окончания существительных.

1

3.10

24.

Имя прилагательное как часть речи.

1

4.10

25.

Местоимение как часть речи.

1

5.10

26.

Рр Основная мысль текста.

1

6.10

27.

Рр Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».

1

9.10

28.

Повторение изученного в начальных классах.

1

10.10

29.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

1

11.10

30.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

12.10

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23+4ч. Рр)

31.

Синтаксис. Пунктуация.

1

13.10

32.

Словосочетание.

1

16.10

33.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Разбор словосочетания.

1.

17.10

34-35.

Рр Сжатое изложение «Глупый пень»

2

18-19.10

36.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

1

20.10

37.

Восклицательные предложения.

1

23.10

38.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

24.10

39.

Сказуемое.

1

25.10

40.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

26.10

41.

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

27.10

42.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

30.10

43.

Определение.

1

7.11

44.

Обстоятельство.

1

8.11

45.

Предложения с однородными членами.

1

9.11

46.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

10.11

47.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения.

1

13.11

48.

Предложения с обращениями.

1

14.11

49.

Рр Письмо.

1

15.11

50.

Рр Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».

1

16.11

51.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

1

17.11

52.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

1

20.11

53.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

21.11

54.

Прямая речь.

1

22.11

55.

Диалог.

1

23.11

56.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1

24.11

57.

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

27.11

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12ч. + 6ч. Рр)

58.

Фонетика. Гласные звуки.

1

28.11

59.

Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие.

1

29.11

60.

Изменение звуков в потоке речи.

1

30.11

61.

Рр Повествование.

1

1.12

62

Рр Обучающее изложение с элементами описания

2

4.12

63.

Согласные звонкие и глухие.

1

5.12

64.

Графика. Алфавит.

1

6.12

65.

Рр Описание предмета.

1

7.12

66.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

8.12

67.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1

11.12

68.

Орфоэпия

1

12.12

69.

Фонетический разбор слова.

1

13.12

70.

Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика»

1

14.12

71.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

15.12

72.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

18.12

73.

Рр Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

19.12

74.

Рр Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

20.12

Лексика. Культура речи. (12ч.+ 4ч. Рр)

75.

Слово и его лексическое значение.

1

21.12

76-77

Однозначные и многозначные слова.

2

22.12

78-79

Прямое и переносное значение слова.

2

25.12

80

Омонимы

1

9.01

81

Синонимы

1

10.01

82

Синонимы, их роль в речи.

1

11.01

83-84

Рр Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Контрольное сочинение-описание по  картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1

12.01,15.01

85-86

Рр Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег»). Написание подробного изложения ( К.Г. Паустовский «Первый снег»).

2

16-17.01

87

Антонимы

1

18.01

88

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

1

19.01

89

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

1

22.01

90.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1

23.01

Морфемика. Орфография. Культура речи. (19ч.+4ч.Рр)

91

Морфема. Изменение и образование слов.

1

24.01

92

Окончание

1

25.01

93

Основа слова.

1

26.01

94

Корень слова.

1

29.01

95

Рр Рассуждение. Сочинение-рассуждение «Секрет названия»

1

30.01

96

Суффикс.

1

31.01

97

Приставка

1

1.02

98-99-

Рр Выборочное изложение с изменением лица

2

2.02,5.02

100

Чередование звуков.

1

6.02

101

Беглые гласные.

1

7.02

102

Варианты морфем.

1

8.02

103

Морфемный разбор слова.

1

9.02

104

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

12.02

105

Буквы з -- с на конце приставок

1

13.02

106

Буквы а- о в корне -лаг –//-лож-

1

14.02

107

Буквы а- о в корне -раст-/-рос-

1

15.02

108

Буквы ё-о после шипящих в корне.

1

16.02

109

Буквы и-ы после ц.

1

19.02

110

Повторение по теме «Морфемика».

1

20.02

111

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

1

21.02

112

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

22.02

113

Рр Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы.

1

26.02

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (15ч.+ 6ч. Рр)

114

Имя существительное как часть речи.

1

27.02

115

Рр Доказательства в рассуждении.

1

28.02

116

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

1.03

117

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

2.03

118

Род имён существительных.

1

5.03

119-120-

Рр Элементы рассуждения. Сжатое изложение «Перо и чернильница»

2

6,7.03

121

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

9.03

122

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

12.03

123

Три склонения имён существительных.

1

13.03

124

Падеж имён существительных.

1

14.03

125

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

15.03

126-127

Рр Подробное изложение с элементами описания

2

16,19.03

128

Множественное число имён существительных.

1

20.03

129

Правописание  о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1

21.03

130

Повторение по теме «Имя существительное»

1

22.03

131

Морфологический разбор имени существительного.

1

2.04

132

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

1

3.04

133

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

5.04

134

Рр Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

6.04

Имя прилагательное ( 8ч.+3ч. Рр)

135

Имя прилагательное как часть речи.

1

9.04

136

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

10.04

137

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

11.04

138

Рр Описание животного

1

12.04

139

Рр Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»)

1

13.04

140

Прилагательные полные и краткие.

1

16.04

141

Рр Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

1

17.04

142

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

18.04

143

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

19.04

144

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1

20.04

145

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

23.04

Глагол (16ч.+3ч. Рр)

146

Глагол как часть речи.

1

24.04

147

Не с глаголами

1

25.04

148

Рр Рассказ

1

26.04

149

Неопределенная форма глагола.

1

27.04

150

Правописание –тся и –ться в глаголах

1

30.04

151

Виды глагола.

1

2.05

152

Буквы е-и в корнях с чередованием

1

3.05

153

Рр Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

1

4.05

154

Время глагола. Прошедшее время.

1

7.05

155

Настоящее время.

1

8.05

156

Будущее время.

1

10.05

157

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

11.05

158

Морфологический разбор глагола.

1

14.05

159-160

Рр Сжатое изложение с изменением формы лица.

2

15,16.05

161

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

1

17.05

162

Употребление времён в устных и письменных рассказах.

1

18.05

163

Повторение по теме «Глагол».

1

21.05

164

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1

22.05

Повторение и систематизация изученного. (11ч.)23.05

165-166

Разделы науки о языке.

2

28.05

167-169

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

3

29.05

170-171

Орфограммы в окончаниях слов.

2

30.05

172-173

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

2

31.05

174

Итоговый контрольный диктант.

1

18.05

175

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

21.05

Критерии оценивания достижений обучающихся.

              1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –  100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 –  120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).                                                                                      

К о н т р о л ь н ы й   с л о в а р н ы й   д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса  –  20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса  – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е  

 д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х   д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе  – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе  – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе  –  20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе  – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах  – не более 7 слов, в 8-9 классах  – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе  –  до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,  как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а   "5"   ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".

3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я и  и з л о ж е н и я  – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе–100-150 слов, в 6 классе  –  150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая–за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).

5 класс

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»

ЦЕЛЬ: проверить знания детей за курс 4 класса.

Время: 45 минут

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе», М.: Просвещение, 2008 г.)

«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

«4»- 2 орфограф. и 2 пунктуац.

1 орфограф. и 3 пунктуац.

0 орфограф. и 4 пунктуац.

«3»- 4 орфограф. и 4 пунктуац.

3 орфограф. и 5 пунктуац.

0 орфограф. и 7 пунктуац.

«2» - 5 орфограф. и 9 пунктуац.

6 орфограф. и 8 пунктуац.

7 орфограф. и 7 пунктуац.

8 орфограф. и 6 пунктуац.

ЛЕТНЯЯ ГРОЗА.

.

Потемнело, нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вот вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (83 слова)

(По Б. Тимофееву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. Затих старый бор, приготовился к бою.

2в. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

2. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

1в. Потемнело, сильный, полем.

2в. Набежали, летняя, лесом.

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 2

ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ».

ЦЕЛЬ: проверить, насколько усвоена учащимися данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе». М. : Просвещение. 2008г.)

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. ( По В. Астафьеву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. РАЗОБРАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1в. Далёкий горизонт, выглянуло из-за туч.

2в. В голубом просвете, громко закричал.

2. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2в. Редкие капли дождя падали на землю.

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 3

ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА».

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения данной темы.

( Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе». М.: Просвещение. 2008г.)

ЗИМНИЙ ЛЕС.

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.

Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Всё ещё зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.

Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьётся след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош снег в зимнем уборе! (94 слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.ПРОИЗВЕСТИ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – вьюга 2в.- листья

2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 СЛОВА, ГДЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА.

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 4 ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА».

ЦЕЛЬ: проверить знания детей по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе». М. : Просвещение . 2008г. )

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздаётся оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь её большие края виднеется ясная лазурь.(82 слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. ПОДОБРАТЬ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ

1 в. Метель, отважный.

2 в. Холод, большой.

2. ПОДОБРАТЬ АНТОНИМЫ К СЛОВАМ

1в. Рано, далёкий. 2в. Светло, длинный.

3. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй.

2в. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 5

ПО РАЗДЕЛУ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».

ЦЕЛЬ: проверить знания детей по данной теме.

( Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе». М.: Просвещение. 2008 г. )

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев. (98 слов.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ

1в. Утренний, пробежал, ветерок.

2в. Послышался, деревьев, хриплый.

2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Утренний ветерок пробежал по лесу.

2в. Вдруг послышался шорох гальки.

3. ВСТАВИТЬ В СЛОВА ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ВЫДЕЛИТЬ ОРФОГРАММУ

1в. Синиц..н, ц..кнуть, лекц..я, ш..рох, ш..лк, р..сти, р..сток, подр..сла, предл..гать, прил..жить.

2в. Ц..ркуль, на ц..почках, дикц..я, капюш..н, ш..пот, р..стение, отр..сль, зар..сли, сл..жение, прил..гать.

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ№ 6

ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».

ЦЕЛЬ: проверить, насколько усвоена учащимися данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе» М.: Просвещение. 2008 г.).

О МИХАИЛЕ ПРИШВИНЕ.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги? (92 слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. В Сибири 2в. К деревне

2. ЗАПИСАТЬ 3 ПРИМЕРА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ

1в. – только множественного числа

2в. - только единственного числа

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 7 ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения учащимися данной темы.

(Текст взят из «Сборника диктантов по орфографии и пунктуации». М.: Дрофа. 2008 г)

ЯГОДНЫЕ АДРЕСА.

Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника любит расти там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам.

Адрес черники и брусники узнай у лохматых и хмурых елей. Это обычная ягода для елового бора. Только в брусничном бору будет посуше, чем в черничном.

Малине нужна самая лучшая лесная земля. Поэтому она заселяет гари, забирается в овраги.

Адрес клюквы - болото, где хозяином зелёный мох - сфагнум.

Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время созревания ягод. Земляника - в июне, черника, голубика, костяника, малина - в июле, брусника - в августе. (89 слов.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. - у лесных (пней) 2в. - для елового (бора)

2в. НАЙТИ В ТЕКСТЕ 5 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ВЫДЕЛИТЬ У НИХ ОКОНЧАНИЕ И ОБОЗНАЧИТЬ ПАДЕЖ.

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ».

В ЛЕСУ.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорога. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы решаем углубиться в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветви осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зазеленел, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек! (98 слов.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. ВЫПИСАТЬ ИЗ ТЕКСТА 3 ГЛАГОЛА

1в. - несовершенного вида 2в. - совершенного вида

2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА

1в. - спускаются, зазеленел, пушистыми, дорожка

2в. - углубиться, посмотришь, горьковатой, тропка

3. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине.

2в. Среди деревьев идёт полная талой воды дорога.

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 9 ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ».

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения знаний по данному разделу.

( Текст взят методического пособия Г.А.Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе. » М.: Просвещение. 2008г)

День кончается. Солнце уже спускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины.

Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой. (93слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. - заблестели 2в. - опускается

2. ОПРЕДИЛИТЬ ВИД, ВРЕМЯ И ЧИСЛО ГЛАГОЛОВ

1в. - рисовал, напишут, буду читать, решаем

2в. - пела, увидят, будет лепить, учат


ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

ЗА КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС».

ЦЕЛЬ: проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся за курс 5 класса.

ВРЕМЯ: 45 минут.

(Текст взят из «Сборника диктантов по русскому языку» Г. А. Богдановой, М.: Просвещение.

2001 г.)

«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

«4»- 2 орфограф. и 2 пунктуац.

1 орфограф. и 3 пунктуац.

0 орфограф. и 4 пунктуац.

«3»- 4 орфограф. и 4 пунктуац.

3 орфограф. и 5 пунктуац.

0 орфограф. и 7 пунктуац.

«2» - 5 орфограф. и 9 пунктуац.

6 орфограф. и 8 пунктуац.

7 орфограф. и 7 пунктуац.

8 орфограф. и 6 пунктуац.

ДУБ.

Дуб - удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес стоит зелёный, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью.

Когда наступает мороз, листья на дубе свёртываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму.

Молния ударит в него, и всё равно весной распустятся на нём зелёные листочки.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живёт сыч, зимует летучая мышь.

Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли. (94 слова).

(По Г. Снегирёву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ

1в. – распускается, дубовой, листочки.

2в. – наступает, летучая, трубочки.

2.ПРОИЗВЕСТИ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – дуб 2в. – лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре основной школы ФГОС для 5-го класса

Планирование составлено на основе программы: Физическая культура.     Рабочие программы.    Предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И.Ляха,...

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир программирования. Объектно-ориентированные языки» 14 -15 лет 1 год обучения

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир. Программироваиня. Объектно-ориентированные языки". Включает в себя:Пояснительная записку.Учебно-тематический план.Содержание программы...

Рабочая программа по русскому языку для школ с родным языком обучения 6 класс

Рабочая программа по русскому языку для школ с родным языком обучения 6 класс...

Рабочая программа по общеобразовательной учебной дисциплине ДВОПО.01 «Родной язык (русский)» для технологического профиля профессионального образования

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ДВОПО.01 «Родной язык (русский)» предметной области «Русский язык и литература» является частью основной профессиональн...