Рабочая программа по русскому языку для школ с родным языком обучения 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Хайбуллина Гульшат Асгатовна

Рабочая программа по русскому языку для школ с родным языком обучения 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_6_klass_.doc423 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                        «Согласовано»                                                                                              «Утверждаю»

 Руководитель МО                                            Заместитель директора по УВР                                                                 Директор МБОУ  «СОШ с.Урманаево»

________/Г.Т.Асхапова/                                            ________/ Э.Т. Ихсанова/                                                                ________/Г.А. Хайбуллина/                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  « ___ » _________201___ г.                                « ___ » ________ 201___г.                                                                      « ___» ________ 201__г.

                                                                                                                                                                                                Приказ №____ от__________201___г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД    

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  ДЛЯ 6 КЛАССА

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

 УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА УРМАНАЕВО»                                                                                 АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН                                                                  ХАЙБУЛЛИНОЙ ГУЛЬШАТ АСГАТОВНЫ

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

        протокол № ___от « ___ » _________ 201__ г.  

                                                  Планируемые результаты изучения русского языка в 6 классе

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Речь. Речевая деятельность

Аудирование

• различным видам аудирования;

• понимать и формулировать в устной форме тему,  основную мысль художественного аудиотекста;

• передавать содержание аудиотекстов в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Чтение

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов;

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной задачей;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему.

Говорение

• создавать устные монологические и диалогические высказывания разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Письмо

• излагать содержание прослушанного (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Текст

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного),  схемы;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи.

Функциональные разновидности языка

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,  художественной литературы;

• создавать устные и письменные высказывания разных типов речи;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Речь и речевое общение

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в различных ситуациях общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

Аудирование

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста,анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме;

  • высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы;

Письмо

• писать сообщения;

Текст

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты.

Функциональные разновидности языка

• различать и анализировать тексты разговорного характера, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

•  готовить выступление, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой развлекательной речью.

Речь и речевое общение

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

• целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

•самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

•планировать пути достижения целей;        

•устанавливать целевые приоритеты;

•уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

•принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

•при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

•выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

•осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

•освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

•ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;

•гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

•уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

•потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

•позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

•готовности к самообразованию и самовоспитанию;

•адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

•устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

•эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Морфемика и словообразование

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных.

КОММУНИКАТИВНЫЕ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• работать в группе;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Лексикология и фразеология

• проводить лексический анализ слова;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• пользоваться различными видами лексических словарей.

• опознавать омонимы;

• опознавать основные выразительные средства лексики;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) основам реализации исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Морфология

опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Правописание: орфография и пунктуация

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Культура речи

анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Кол-во часов

Общие сведения о языке.

Русский язык в жизни России. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

3

Повторение изученного в 5 классе.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста.Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Фонетический анализ слова. Выразительные средства фонетики. Морфемный анализ слова. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.  Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного и имени прилагательного.Применение знаний по морфологии в практике правописания: орфограммы в окончаниях существительных и прилагательных Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола. Применение знаний по морфологии в практике правописания: орфограммы окончаниях глаголов Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы.Предложения простые и сложные. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.  Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог

15

Речь. Речевая деятельность

         Язык и речь. Основные особенности разговорной речи, языка художественной литературы.

Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Структура текста. Заглавие текста. План текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста .

Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.  Изложение содержания прочитанного текста (подробное, сжатое).  Написание сочинений, писем. Защита проектов.

10

Лексикология. Фразеология. Культура речи.

Лексическое и грамматическое значение слова.  Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Активный и пассивный словарный запас.  Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Сферы употребления русской лексики. Общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный).  

Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Фразеологизмы и их признаки. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные

и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Фразеологизмы как средства выразительности речи.

      Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Понятие об этимологии. Этимология как раздел языкознания.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

20

Морфемика и словообразование. Орфография.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Правописание корней слов: чередование гласных в корне слова. Словообразование как раздел лингвистики. Производящая и производная основы. Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы). Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Слитные и дефисные написания. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сложносокращенные слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Морфемный анализ слова. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

30

Морфология

Морфология как раздел грамматики. Традиционная классификация частей речи.

1

Имя существительное. Орфография.

  Имя существительное как часть речи. Общекатегориальное значение предметности, морфологические и синтаксические свойства  имени существительного. Род, число, падеж имени существительного. Разносклоняемые имена существительные. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а),-щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-). Гласные О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных Употребление существительных в речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных). Морфологический анализ слова.Применение знаний по морфологии в практике правописания

24

Имя прилагательное Орфография.

Имя прилагательное как часть речи.  Общекатегориальное значение признака предмета, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.  Разряды прилагательных по значению. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Характерные признаки качественных имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Чередование согласных звуков при образовании сравнительной степени прилагательных с суффиксом -е и превосходной степени с суффиксом -айш-. Словообразование и правописание имен прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц.  Слитные, дефисные и раздельные написания сложных прилагательных.. Правописание не с прилагательными. Различение на письме суффиксов прилагательных

 –К- и –СК-. Правописание сложных прилагательных. Употребление прилагательных в речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен прилагательных). Морфологический анализ слова. Применение знаний по морфологии в практике правописания.

32

Имя числительное. Орфография.

Имя числительное как часть речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени числительного. Разряды числительных по значению и строению. Имена числительные простые, сложные и составные. Количественные числительные и их разряды. Склонение числительных разных разрядов.  Склонение числительных, обозначающих целые числа. Склонение дробных числительных. Склонение собирательных числительных. Порядковые имена числительные. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Морфологический анализ слова.  Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен числительных). Употребление числительных в речи.

24

Местоимение. Орфография.

Местоимение как часть речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства   местоимения. Морфологический анализ слова. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Склонение местоимений. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм местоимений).  Употребление местоимений в речи.

13

Глагол. Орфография.

Глагол как часть речи. Общекатегориальное значение действия предмета, морфологические и синтаксические свойства глагола. Переходные и непереходные глаголы. Винительный падеж существительных без предлога при переходных глаголах. Косвенные падежи существительных с предлогами и без предлогов при переходных глаголах. Возвратные глаголы. Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Безличные глаголы. Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм глаголов). Употребление глаголов в речи.

24

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография.  Орфограммы в приставках , в корне слова, в суффиксах и окончаниях. Синтаксис . Словосочетание. Простое предложение Члены  предложения

Пунктуация. Осложненное простое предложение. Однородные члены предложения.

Обобщающие слова однородных  членах предложения.Осложненное простое предложение. Обращение. Знаки препинания при прямой речи . Знаки препинания при диалоге

Лексика и фразеология. Фразеологический оборот. Синтаксическая роль фразеологизма

Морфемика.  Морфемный анализ слова. Словообразование. Способы образования слов  Словообразовательный анализ слова. Морфология. Имя существительное.  Имя прилагательное. Местоимение.  Имя числительное.  Глагол

14

ИТОГО

210

Календарно-тематическое планированиепо русскому языку для 6 класса  УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, русский язык, 6 класс, М.: Просвещение, 2016

п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

план

факт

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2 ч.)

1

 Русский язык – один из развитых языков мира.

1ч.

01.09

2

Р.Р. Язык, речь, общение.  Ситуация общения.

1ч.

03.09

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ  (13 ч.)

3

Фонетика. Орфоэпия. Фонетический разбор слова.

1ч.

04.09

4

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

1ч.

05.09

5

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1ч.

06.09

6

Части речи. Морфологический разбор слова.

1ч.

07.09

7

Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов.

1ч.

08.09

8

Проверочная работа по теме «Части речи»

1ч.

10.09

9

Словосочетание.

1ч.

11.09

10

Простое предложение. Знаки препинания.

1ч.

12.09

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1ч.

13.09

12

Прямая речь. Диалог.

1ч.

14.09

13

Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение»

1ч.

15.09

14

Повторение и закрепление.

1ч.

15

Повторение и закрепление . Подготовка к контрольной работе

1ч.

16-17

Входной контроль (контрольный диктант). Работа над ошибками

2 ч.

17.09, 18.09

ТЕКСТ (7ч.)

18

Р/Р Текст, его особенности.

1ч.

19.09

19

Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1ч.

20.09

20

Р/Р Начальные и конечные предложения текста.

1ч.

21.09

21

Р/Р Ключевые слова.

1ч.

22.09

22

Р/Р Основные признаки текста.

1ч.

24.09

23

Текст и стили речи.

1ч.

25.09

24

Официально-деловой стиль речи.

1ч.

26.09

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч.)

25-26

Слово и его лексическое значение.

2ч.

27-28.09

27

Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»

1ч.

29.09

28

Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

1ч.

01.09

29

Общеупотребительные слова.

1ч.

02.10

30

Профессионализмы.

1ч.

03.10

31

Диалектизмы.

1ч.

04.10

32-33

Р/Р Сжатое изложение

2ч.

05-06.10

34-35

Исконно русские и заимствованные слова.

2ч.

06-08.10

36

Новые слова (неологизмы)

1ч.

09.10

37

Устаревшие слова.

1ч.

10.10

38

Р/Р Словари.

1ч.

11.10

39

Р/Р Семинар «Как это по-русски?»

1ч.

12-13.10

40

Обобщающие уроки по теме «Лексика»

1ч.

15-16.10

41

Контрольная работа по теме «Лексика»

1ч.

18.10

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч.)

42-43

Фразеологизмы.

2ч.

19-20.10

44

Р/Р Источники фразеологизмов.

1ч.

22.10

45

Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи».

1ч.

23.10

46

Контрольная диктант по теме «Фразеология. Культура речи»

1ч.

25.10

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28 ч.)

47-48

Морфемика и словообразование.

2ч.

24,26.10

49

Р/Р Описание помещения.

1ч.

27.10

50-51

Основные способы образования слов в русском языке.

2ч.

29,30.10

52

Практикум по словообразованию

1ч.

7.11

53-54

Р/Р Этимология слов.

2ч.

8,8 11

55

Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование»

1ч.

9.11

56-57

Р/Р Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

2ч.

10.11,13.11

58

Буквы а и о в корнях -кос- -

- кас-.

1ч.

14.11

59

Буквы а и о в корнях -гор- -

- гар-.

1ч.

15.11

60

Буквы а и о в корнях -зор- -

- зар-.

1ч.

15.11

61

Буквы ы и и после приставок.

1ч.

16.11

62-63-64

Гласные в приставках пре- и при-.

3ч.

17,20,21.11

65

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

1ч.

22.11

66

Сложносокращённые слова.

1ч.

22.11

67-68

Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

2ч.

23,24.11

69

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Контрольный словарный диктант.

1ч.

27.11

70-71-72

Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

3ч.

28,29,29.11

73

Контрольный диктант по теме «Словобразование»

1 ч.

30.11

74

Контрольный  тест

1 ч.

1.12

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (122 ч.)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (25 ч.)

75-76-77

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

3ч.

4,5,6.12

78

Разносклоняемые имена существительные.

1ч.

6.12

79

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

1ч.

7.12

80

Р/Р Русские имена

1ч.

8.12

81-82

Несклоняемые имена существительные.

2ч.

11,12.12

83

Род несклоняемых имён существительных.

1ч.

13.12

84

Имена существительные общего рода.

1ч.

13.12

85

Морфологический разбор имени существительного.

1ч.

14.12.

86

Р/Р Сочинение-описание впечатлений.

1ч.

15.12

87

Проверочная работа по теме

1ч.

18.12

88-89

Не с именами существительными.

2ч.

19,20.12

90-91

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

2ч.

20,2112

92

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

1ч.

22.12

93-94

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

2ч.

25.12

95

Проверочная работа по теме

1ч.

9.01

96-97-98

Обобщающие уроки по теме «Имя существительное»

3ч.

10,10,11.01

99

Контрольная работа по теме

1 ч.

12.01

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (29 ч.)

100-101

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

1ч.

15,16.01

102-103

Р/Р Описание природы.

2ч.

17,17.01

104-105-106

Степени сравнения имён прилагательных.

3ч.

18,19.01

107

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1ч.

22.01

108

Р/Р Сочинение-описание местности

1ч.

23.01

109

Относительные прилагательные.

2ч.

24.01

110

Р.Р. Выборочное изложение 

1ч.

24.01

111

Притяжательные прилагательные.

1ч.

25.01

112

Морфологический разбор имени прилагательного.

1ч.

26.01

113

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

1ч.

29.01

114-115

Не с прилагательными.

2ч.

30.01,31.01

116

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

1ч.

31.01

117

Повторение по теме «Правописание прилагательных»

1ч.

1.02,2.02

118-119

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Словарный диктант.

2ч.

5.02,6.02

120

Р/Р Описание игрушки

1ч.

7.02

121

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

1ч.

7.02

122-123

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2ч.

8.02,9.02

124

Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных»

1ч.

12.02

125-126

Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное».

Контрольный тест

2ч.

13.02,14.02

127

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

.

1ч.

14.02

128

Р/Р Публичное выступление на тему «Народные промыслы».

1ч.

15.02

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (15 ч.)

129

Имя числительное как часть речи.

2ч.

16.02

130

Простые и составные числительные.

1ч.

19.02

131

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1ч.

20.02

132

Порядковые числительные.

1ч.

21.02

133

Разряды количественных числительных.

1ч.

21.02

134-135

Числительные, обозначающие целые числа.

2ч.

22.23.02

136

Дробные числительные.

1ч.

26.02

137

Собирательные числительные.

1ч.

27.02

138

Р/Р Употребление числительных в речи

1ч.

28.02

139

Проверочная работа по теме «Имя числительное»

1ч.

28.02

140

Морфологический разбор имени числительного.

1ч.

1.03

141

Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

1ч.

2.03

142

Контрольная работа по теме «Имя числительное» .

1ч.

5.03

143

Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!»

1ч.

6.03

МЕСТОИМЕНИЕ (23 ч.)

144

Местоимение как часть речи.

1ч.

7.03

145-146

Личные местоимения.

2ч.

7,8.03

147

Возвратное местоимение себя.

1ч.

9.03

148

Р/Р Рассказ по рисункам

1ч.

12.03

149

Вопросительные местоимения.

1ч.

13.03

150

Относительные местоимения

1ч.

14.03

151

Неопределенные местоимения.

1ч.

14.03

152-153-154

Отрицательные местоимения.

3ч.

15,16.03

155

Притяжательные местоимения.

1ч.

19.03

156-157

Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

2ч.

20,21.03

158

Указательные местоимения.

1ч.

21.03

159

Р/Р Текст и план текста

1ч.

22.03

160

Определительные местоимения.

1ч.

2.04

161

Местоимения и другие части речи.

1ч.

3.04

162

Морфологический разбор местоимения.

1ч.

4.04

163

Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

1ч.

4.04

164-165

Обобщающие уроки по теме «Местоимение».

2ч.

5,6.04

166

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1ч.

9.04

ГЛАГОЛ (30 ч.)

167-168-169

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

3ч.

10,11,11.04

170

Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу

1ч.

12.04

171

Повторение: способы образования глаголов

1ч.

13.04

172

Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

1ч.

16.04

173

Разноспрягаемые глаголы.

1ч.

17.04

174-175-176

Глаголы переходные и непереходные

3ч.

18,18,19.04

177

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

1ч.

20.04

178

Р/Р Изложение.

1ч.

23.04

179-180

Условное наклонение.

2ч.

24,25.04

181-182-183

Повелительное наклонение.

3ч.

25,26,27.04

184

Р/Р Сочинение по рисункам.

1ч.

30.04

185-186

Употребление наклонений.

Контрольный словарный диктант.

2ч.

2.05,2.05

187

Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов»

1ч.

3.05

188-189

Безличные глаголы.

2ч.

4,7.05

190

Морфологический разбор глагола.

1ч.

8.05

191

Р/Р Рассказ на основе услышанного.

1ч.

9.05

192

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1ч.

10.05

193

Проверочная работа по теме

1ч.

11.05

194-195

Обобщающие уроки по теме «Глагол»

2ч.

14,15.05

196

Контрольная  работа по теме «Глагол»

1 ч.

16.05

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ (14 ч.)

197-198

Разделы науки о языке.  Орфография.

2ч.

16,17.05

199-200

Пунктуация.

2ч.

18,21.05

201-202

Лексика и фразеология.

2ч.

22,23.05

203-204

Словообразование.

2ч.

23,24.05

205-206

Морфология. Синтаксис

2ч.

25,28.05

207-208

Итоговый контроль)

2ч.

29,30.05

209-210

Подведение итогов года

2ч.

30.05,31.05

Входная диагностика

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(96 слов)

(А.Волков.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Девочка спрыгнула с постели.

2 вариант - Солнце ярко светило в окно.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный анализ слов:

1 вариант – спрыгнула;

2 вариант – расстилался.

4) Объясните постановку знаков препинания в 7 (1 вариант) и в 8 (2 вариант) предложениях.

Контрольный диктант по теме "Словообразование"

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме "Лексика. Фразеология"

Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Задания.

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант – ему.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

 Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

      (По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – весенний;

2 вариант – лесных.

Контрольный диктант по теме "Словообразование. Орфография"

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(100 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – росистый, прохладная;

2 вариант – алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой "Безударная гласная, проверяемая ударением". Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

      (По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – речонка;

2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

 Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
      Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(119 слов)

      (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – на улей, подсолнух;

2 вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – лучик;

2 вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

Итоговый диктант за 2 четверть по теме "Имя прилагательное"

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(110 слов)

(По Е.Носову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – озеру;

2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – серебряные.

Контрольный диктант по теме "Имя числительное"

      Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Итоговый диктант за 3 четверть по теме "Местоимение"

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

      Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

Диктант по теме "Глагол"

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – услышите;

2 вариант – доносились.

4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме "Глагол"

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
      Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(110 слов)

(По Л. Толстому)

     

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – поймали бы, светлеет;

2 вариант – ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.

Итоговый диктант за курс 6 класса

 В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – елей;

2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре основной школы ФГОС для 5-го класса

Планирование составлено на основе программы: Физическая культура.     Рабочие программы.    Предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И.Ляха,...

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир программирования. Объектно-ориентированные языки» 14 -15 лет 1 год обучения

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир. Программироваиня. Объектно-ориентированные языки". Включает в себя:Пояснительная записку.Учебно-тематический план.Содержание программы...

Рабочая программа по русскому языку для школ с родным языком обучения 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для школ с родным языком обучения 5 класс...

Рабочая программа по общеобразовательной учебной дисциплине ДВОПО.01 «Родной язык (русский)» для технологического профиля профессионального образования

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ДВОПО.01 «Родной язык (русский)» предметной области «Русский язык и литература» является частью основной профессиональн...