курс по выбору в 9 классе «Анализ текста»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Настоящая программа курса по выбору рассчитана на обучающихся 9 класса. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Программа включает три основных раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся.

Общая характеристика курса по выбору

Программа курса по выбору «Анализ текста» предназначена для подготовки учащихся 9 класса к изложению и сочинению-рассуждению, предусмотренным формой итоговой аттестации. Она основывается на тех же принципах, что и обязательная программа по русскому языку.

Курс по выбору направлен на повышение уровня языкового (речевого) развития учащихся. Поэтому в курсе усилено внимание к сведениям, относящимся к построению связного целого текста, включены вопросы, предполагающие рассмотрение материала, способствующего расширению и углублению знаний учащихся, а также вопросы, связанные с формированием у учащихся определённых умений в области развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_tekst.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Черемисиновского района Курской области

Рассмотрено на

заседании МО

от _____________

протокол №_____

Руководитель МО

________________

/ В. В. Руднева/

Согласовано

зам. директора

по УВР

________________

/ М. А.  Бурдастых/

Принято заседанием

педсовета

от _________________

Протокол №_________

УТВЕРЖДЕНО

№____________

от ____________

Директор школы:_________

/Р. М. Чаплыгина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Горлатых Оксаны Ивановны

по курсу по выбору в 9 классе

«Анализ текста»

9 класс

Срок реализации ________________

2016-2017 уч.

Пояснительная записка

Настоящая программа курса по выбору рассчитана на обучающихся 9 класса. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Программа включает три основных раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся.

Общая характеристика курса по выбору

Программа курса по выбору «Анализ текста» предназначена для подготовки учащихся 9 класса к изложению и сочинению-рассуждению, предусмотренным формой итоговой аттестации. Она основывается на тех же принципах, что и обязательная программа по русскому языку.

Курс по выбору направлен на повышение уровня языкового (речевого) развития учащихся. Поэтому в курсе усилено внимание к сведениям, относящимся к построению связного целого текста, включены вопросы, предполагающие рассмотрение материала, способствующего расширению и углублению знаний учащихся, а также вопросы, связанные с формированием у учащихся определённых умений в области развития речи.

Все вопросы курса по выбору имеют практическую направленность. И хотя некоторые вопросы курса в какой-то мере совпадают с вопросами обязательной программы, включение их в программу оправдано (например, собирание и систематизирование материала, редактирование написанного). Программа курса  по выбору поможет учащимся успешно подготовиться к обязательному экзамену по русскому языку за курс основной школы, одним из вопросов которого является «Анализ текста».

Цели и задачи курса по выбору:

Теоретические:

          освоение знаний о языке и речи: языковых средствах, видах речевой деятельности, функциональных стилях, типах русской речи.

Развивающие:

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Практические:

  совершенствование коммуникативных умений:

  отработка навыков написания сжатого и подробного изложений;

  овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание.

Воспитательные:

 воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Ожидаемые результаты:

 умение писать разные виды изложений, сочинение-рассуждение;

 умение анализировать тексты разных стилей и жанров;

 обогащение новыми знаниями в области лингвистики.

        Основное содержание курса по выбору составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, написания изложения, сочинения-рассуждения.

        Программа включает в себя теоретические сведения, практические задания по анализу содержания и языкового оформления текста. Программный материал рассчитан на 14 часов.

Учебно-тематический план

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Комплексный анализ текста

1

2

Тема и основная мысль текста

1

3

Микротема. План текста

1

4

Типы  речи

1

5

Стили речи

1

6

Средства выразительности

1

7

Приемы сжатия изложения

2

8

Морфемный и морфологический анализ текста

1

9

Лексический анализ текста

1

10

Синтаксический анализ текста

1

11

Создание сочинения рассуждения

2

12

Тестирование

1

Содержание программы

Введение. Комплексный анализ текста (1ч)

Слово как основная единица языка. Понятие «Комплексный анализ текста».

Тема и основная мысль текста(1ч)

Повторение изученного о теме и основной мысли. Учиться определять главную мысль текста и находить ее в самом тексте; выделять узкие и широкие темы; подбирать рабочие материалы по данной теме.

Микротема. План текста(1ч)

Расширение представления о микротемах и абзаце; составление плана текста путем определения микротем; составление сложного плана готового текста и своего высказывания; 

Типы  речи.(1ч) 

Систематизация сведений о типах речи; расширение представления о строении различных видов рассуждений: доказательств, размышлений, объяснений; в тексте художественного произведения находить различные типы речи и строить типологический план текста.

Стили речи.(1ч) 

Стили речи: (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для разных стилей речи. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических и художественных высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).

Средства выразительности.(1ч)

Расширение понятий о тропах и фигурах речи. Умение находить их и определять роль средств выразительности в художественном и публицистическом текстах. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.

Приемы сжатия изложения(2ч)

Знакомство с содержательными приёмами компрессии текста (разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) и основными языковыми приёмами компрессии исходного текста(замены однородных членов обобщающим наименованием; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчинённого предложения простым; исключения повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких из синонимов; слияния нескольких предложений в одно).Формирование навыка сжатия текста.


         Морфемный и морфологический анализ текста(1ч) 

Выделение морфем в изменяемых и неизменяемых словах. Правописание трудных орфограмм в разных частях слова. Самостоятельные и служебные части речи: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

            

  Лексический анализ текста.(1ч)

Определение лексического и грамматического значений слова, прямое и переносное значение, синонимы , антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Синтаксический анализ текста(1ч) 

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.
Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и  простых предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи

Создание сочинения рассуждения.(2ч)

Построение собственного высказывания в соответствии с типом речи рассуждение. Аргументация положений творческой работы. Самостоятельная интерпретация одного из ключевых фрагментов текста.

Тестирование (1ч)

 

Курс по выбору в 9 классе «Работа с текстом»

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

дата

№ урока по теме

Кол-во часов

Тема

Формы работы

Виды контроля

1

1

1

Комплексный анализ текста

Анализ текста

2

1

1

Тема и основная мысль текста

Анализ текста

3

1

1

Микротема. План текста

Анализ текста

4

1

1

Типы  речи

Анализ текста

Тест

5

1

1

Стили речи

Анализ текста, практическая работа

Контрольная работа

6

1-2

2

Средства выразительности

Анализ текста

7-8

1-2

2

Приемы сжатия изложения

Практическая работа

Сжатое изложение

9

1

1

Морфемный и морфологический анализ текста

Анализ текста

10

1

1

Лексический анализ текста

Анализ текста

11

1

1

Синтаксический анализ текста

Анализ текста

12-13

1-2

2

Создание сочинения-рассуждения

Практическая работа

Сочинение

14

1-2

2

Тестирование

Практическая работа

Тестирование

Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе занятий обучающиеся должны научиться:

знать/понимать

- общие сведения о тексте, его отличительных особенностях;

- типы и стили речи;

- средства художественной выразительности.

уметь

- понимать текст;

- находить ключевые слова текста;

- работать с текстами-миниатюрами;

- самостоятельно формулировать тему текста;

- составлять план, подбирать эпиграф, отбирать цитаты;

- анализировать стихотворный текст;

- владеть приёмами редактирования текста;

- производить лексический разбор слова;

- анализировать лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте;

- анализировать текст с точки зрения стилевых особенностей и использования

изобразительно-выразительных средств.

Литература

1. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе. Программы. Содержание работы по классам. 9-11классы. М, 2008.

2. Рыбченкова Л.М. и Склярова В.Л. Сборник текстов для проведения письменного

экзамена по русском) языку за курс основной школы. 9 класс.

3. Тихонов А.Н., Тихонов Е.Н.. Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому

языку. М., 2005.

4. Новиков Л.А. Искусство слова. М. 2011.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

6. Солганик Г.Я. Стилистика текста. M. 2007.

7. Баранова М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. М. 2006.

8. Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. М. 2001.

9. ЭОР: Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»

http://rus.1september.ru

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramota.edu.ru

Культура письменной речи

http://yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".

Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....

Элективный курс по русскому языку "Лингвостилистический анализ текста" для 9 класса

Курс рассчитан на 17 часов и знакомит девятиклассников с приёмами анализа текста....

Платный учебный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста» для 10 класса

Данная Рабочая программа составлена на основе авторской программы, составленной учителем русского языка и литературы Молодых Т.А. и утверждённой управлением образования и науки администрации Губкинско...

Элективный курс по русскому языку в 11 классе "Анализ текста: теория и практика"

Рабочая программа предназначена  для проведения элективного курса «Анализ текста: теория и практика»  Л. Д. Беднарской в 11- классе и рассчитана на 34 часа....

Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

       Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ, комплексный анализ текста»    по  русскому  языку  для  11  класса...

РП (элективный курс в 11-м классе) "Анализ текста и написание рецензии"

РП (элективный курс в 11-м классе) "Анализ текста и написание рецензии"...