Русский язык. 6 класс.Конспект урока "Cобирательные числительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

                      Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия- это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся  в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx52.54 КБ
Office presentation icon sobiratelnye_chislitelnye.ppt534 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Тема: Количественные собирательные числительные.

Склонение и употребление (с презентацией)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

- извлекать информацию из словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план,

таблицу, схему, ключевые слова).

Предметные:

анализировать и склонять собирательные числительные, в том числе оба, обе, избирательно сочетать их с именами

существительными.

-грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи.

1.Орг. момент

 -Добрый день, ребята! 

-Давайте улыбнемся друг другу, ведь добрая улыбка поднимает настроение и располагает к дружескому общению. А общение на сегодняшнем уроке, надеюсь, будет интересным.

2. Проверка дом. задания

-А сейчас мы проверим домашнее задание. Вы должны были подготовить юмористический рассказ или отдельные предложения о состязании человека и животных по прыжкам в длину  в упражнении 419. (заслушивается 1 ученик Маркашов Даниил)

Ответ: (вариант рассказа).

«Кто дальше всех прыгнет».

Однажды, много веков назад, встретились на горе Олимп Человек и звери. Человек стал говорить, что он царь всех зверей, он сильнее всех, его никому не победить и все ему должны подчиняться. Тогда звери предложили человеку состязание «Кто дальше всех прыгнет» и поставили человеку условие: если он проиграет, то будет жить с природой в согласии и мире.

Первой прыгнула лягушка. Её прыжок составил три метра девяноста пять сантиметров. За нею совершила прыжок собака. Она прыгнула на семь метров шестьдесят сантиметров. Следующим должен был прыгать Человек. Он разбежался и-и-и  прыгнул на  восемь метров девяноста сантиметров. Много зверей ещё прыгало. Но вот к спорящим подошёл кенгуру. Он тоже решил принять участие в состязании и оказался победителем. Прыгнул кенгуру на  двенадцать метров восемьдесят сантиметров. Так человек проиграл животным и обязался жить с ними в мире и согласии. А звери чествовали победителя лавровым венком.

Учитель:

-Скажите, пожалуйста, о каком разряде мы говорили на предшествующем уроке? (дробные числительные)

-Как они склоняются? (при склонении дробных числительных склоняются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе.Например: к трём пятым)

3. Актуализация знаний

-Предлагаю повторить изученный ранее материал.

-Посмотрите на доску и прочитайте то, что здесь написано

Около 3800  рублей;

11 классами;

8 7/9  площади; 

 в 2018 году; 

  о 900 слушателях;

к 2/3стакана

-А теперь устно разделите все числительные, которые здесь есть, на группы. Какие группы у вас получились?

-По каким признакам вы их так разделили? (Простые и составные)

-На какие еще группы их можно разделить? (Порядковые и количественные)

- Назовите разряды количественных числительных.(Целые и дробные)

- Почему их объединили в одну группу?

(-Они все отвечают на один и тот же вопрос (сколько?) и обозначают число, количество предметов)

-Думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Собирательные числительные)

-Кто может объяснить значение слова «собирательные»? Что они обозначают?  (Совокупность предметов как одно целое, они обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое объединяются, группируются)

4. Самоопределение к деятельности

- Давайте подумаем, какие новые знания вы получите сегодня на уроке. Сформулируйте цели нашего урока, опираясь на опорные фразы на слайде:


Слайд 3

1) Познакомиться с ….;

2) Выяснить, что они…и чем…

2) Научиться правильно...

Слайд 4

Формулируют цели урока: 

1.Познакомиться с собирательными числительными.

 2. Выяснить, что они обозначают и чем отличаются от других числительных. 3.Научиться правильно склонять их.

-Но для того чтобы достичь цели, нам нужны определённые знания.

-Итак, на какие вопросы мы должны с вами ответить?

Слайд 5

1)На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные?

2)Как образуются собирательные числительные?

3)С какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные?

4) Как склоняются? (Какие окончания  в косвенных падежах имеют собирательные числительные?)

-Есть еще один вопрос, на который мы должны будем сегодня с вами ответить, но его я сформулирую для вас сама.

5)В чём особенность употребления числительных оба и обе?

6. Работа по теме урока


-Записываем сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.

 (число, классная работа, собирательные числительные)

 - На какой из этих вопросов вы уже можете сейчас ответить?

( Отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов как одно целое).

-Не все числительные могут быть собирательные, а только от двух до десяти. Например: двое, трое…десятеро.

 -Давайте посмотрим, на какой вопрос мы должны сейчас ответить? (Как образуются собирательные числительные)

-Внимание на доску:

   Два мальчика                     дв-о[й,]-е  мальчиков

Пять мальчиков                 пят-ер-о мальчиков

-Определите способ   словообразования.

-Назовите суффиксы, которые вы видите у собирательных числительных?

-Образуйте по образцу от числительных 3,4собирательные числительные и запишите их в тетрадь, выделяя суффиксы.

Сейчас мы поработаем в парах.

Перед вами лежит карточка № 1 с пословицами. Посовещайтесь и найдите ту пословицу, в которой  есть собирательные числительные. Выпишите эту пословицу и устно объясните её.


1 ряд.

   1.Один в поле не воин. 

   2.Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости

  3.Один раз солгал - навек лгуном стал. 

2 ряд.

  1.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

   2.Одна мудрая голова ста голов стоит. 
   3.Двое пашут, а семеро руками машут.

3ряд.

  1. Кто храбр да стоек, тот  десятерых стоит.

   2.Семь раз отмерь, а один - отрежь

   3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей

-Давайте проверим, какую пословицу выписали ребята первого ряда? У кого другой ответ? Проверим свой ответ с ответом на слайде.

Объясните свою пословицу. (Один человек из каждого ряда объясняет пословицу)

-Было ли трудно выполнять это задание? В чем испытывали затруднение? (Давайте тогда еще раз вернемся к образованию собирательных числительных. Как они образуются?)

-Итак, мы ответили с вами на второй вопрос и немного приблизились к цели.

-Дело в том, что в отличие от обычных количественных числительных собирательные сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми.

- Где можно найти эту информацию? (Учебник, справочник)

-Я вам предлагаю самим, не используя учебники, определить, с какими существительными сочетаются собирательные числительные, и сделать вывод.

- Для этого проведем мини-исследование.

-Работать и обсуждать результаты будете в парах.

Работа с иллюстрациями

-У вас на партах лежат карточки.

-Ваша задача – объединить все рисунки в группы. А вот какие группы у вас получатся, вы должны определить сами. (Даю время сгруппировать)

-Кто на них изображен?

-Правильно, изображены дети и детёныши животных, лица мужского пола и предметы, которые употребляются только во множественном числе.

-Существительные какого рода отсутствуют на картинках?

-Значит, какой вывод сделаем, судя по картинкам? Работу обсудите в парах.

-Что у вас получилось?

-Сколько групп существительных, с которыми могут сочетаться собирательные числительные, получилось?

Слайд 6 (с ответом)

(4 группы существительных)

-Теперь сформулируйте правило о сочетании собирательных числительных с существительными.

  -Откройте учебники и сопоставьте свои выводы с теоретическим материалом §74.

-Совпадают ваши выводы с правилом в учебнике?

Формулируют

Слайд  с картинками 7

- Почему под некоторыми картинками имеются прочерки? (объясняют)

Мы выяснили, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.

Вывод: соб. числит. не сочетаются с существительными женского и среднего рода.


-Переходим к следующему вопросу: «Какие окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах».

-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Будем изменять по падежам собирательные числительные)

-Возьмите таблички. Придумайте словосочетание «собирательное  числительное +прилагательное + существительное». Впишите его в первую строчку таблицы. А теперь изменяйте по падежам. (можете составлять словосочетания по картинкам).

-Выделите окончания в прилагательном и числительном в косвенных падежах. Какой вывод вы можете сделать? (Окончания собирательных числительных и прилагательных во мн.числе одинаковые)

Слайд 8

-Обменяйтесь тетрадками и проверьте работу одноклассника.

-На какой очередной вопрос мы с вами ответили?


(-Как склоняются собирательные числительные? (Как имена прилагательные )

* Составьте предложение с однородными членами с любым из записанных словосочетаний.

На все вопросы, поставленные на урок, мы с вами нашли ответ?

- Да, действительно, кроме собирательных числительных, о которых мы сегодня говорили с вами на уроке, в русском языке есть ещё два: ОБА и ОБЕ. Лексическое значение этих слов таково:

ОБА – и тот, и другой.

ОБЕ – и та, и другая.

Все известен фразеологизм «смотреть в оба», т.е. смотреть в оба глаза.

-Как вы думаете, с существительными какого рода сочетается числительное ОБА? А числительное ОБЕ?

-Посмотрите на доску:

 Слайд 9

ОБА ОБЕ

Дом Кукла Озеро

Найдите информацию в учебнике (стр. 58) и ответьте на вопрос:

– С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе. (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)

Упр. 424 (письменно на доске и в тетрадях, резерв или устно)

Физ. минутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Физ.минутку проведем

Спинки наши разомнем

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

Покрутились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

6. Закрепление

На слайде представлены слова: друг, окно, президент, школа, книга, волонтер.

– Употребите эти существительные с собирательными числительными оба, обе или двое. Запишите полученные словосочетания в тетрадь. 

Слайд

Оба друга, оба окна, оба президента, обе школы, обе книги, оба волонтера.

 Двое друзей, двое волонтеров.

-Если речь идет о людях, занимающих относительно высокое положение, то собирательное числительное не употребляется с такими существительными. (Два профессора, два президента).

  Словарно-орфографическая работа.

Волонтер (слайд ) сообщение М. Зимениной

*Задание: Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе.

  • За партой обычно сидят по …. (двое)
  • Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. (трое)
  • Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. (обе)
  • … сына были похожи на папу. (оба)

7. Этап применения новых знаний

-Теперь мы нашли ответы на все вопросы, которые стояли перед нами?  Мы достигли цели.

-А сейчас проверим, как вы усвоили весь сегодняшний материал.

-Используя добытые знания, выполните самостоятельно тестовое задание с выбором ответа.

-Посмотрите на задания. Какие умения вам понадобятся, чтобы справиться с заданием?           

( Нам необходимо умение правильно сочетать собирательные числительные с существительными и правильно склонять  эти собирательные числительные)

Тест

  1.Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а)пятнадцать, три вторых, семеро;

б)двое, три, четверо

в)трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

     а) семеро козлят;

     б) пятеро девчат;

     в) четверо друзей.

3.Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

          а) двое подруг;

          б) двое котят;

          в) двое манекенщиц.

4) Найди ошибку в употреблении числительных оба/обе:

       а) на обоих журналах;

       б) на обоих берегах;

       в) обоим подругам


-Проверьте, сверяясь с ответами на слайде.


Слайд

  1. В – трое, шестеро, семеро
  2. Б – пятеро девчат
  3. Б – двое котят
  4. В – обоим подругам


8. Рефлексия

Подведем итог урока. Продолжите, пожалуйста, предложения, которые видите на слайде.

Слайд

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут….


 А теперь выберите для себя кружок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения на данный момент.

розовый - доволен уроком и своими результатами, зеленый - было не всё понятно, синий – не освоил тему).

9. Домашнее задание

П. 74, упр. 425 (или составить 5 – 7 предложений на тему «Дружба», используя собирательные числительные)

10. Выставление оценок за урок




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Около 3800 рублей; 11 классами; 8 7/9 площади; с 357 граммами; в 2018 году; о 900 слушателях; к 2/3 стакана.

Слайд 2

Познакомиться с… Выяснить, что они… и чем… Научиться правильно… Собирательные числительные

Слайд 3

Цели урока: Познакомиться с собирательными числительными. Выяснить , что они обозначают и чем отличаются от других числительных. Научиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.

Слайд 4

На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные? Как образуются собирательные числительные? Как склоняются? С какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? В чем особенность употребления числительных оба и обе?

Слайд 5

1 ряд Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости. 2 ряд Двое пашут, а семеро руками машут. 3 ряд Кто храбр да смел, тот десятерых стоит.

Слайд 6

Собирательные числительные Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков пятеро медвежат с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней трое ножниц

Слайд 7

Объясните подписи под рисунками! Два лисёнка Двое лисят Три девочки ________ Три книги _______ Восемь дельфинов _______ Два ребёнка Двое детей

Слайд 8

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе: пятер ых забавн ых зайчат

Слайд 9

КУКЛА ДОМ ОЗЕРО ОБА ОБЕ

Слайд 10

Собирательные числительные оба (обе) Собирательные числительные оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу обо- , а в женском роде – обе- . Оба озера (ср. р.) - обоими озерами (тв. п.), оба дома (м. р.) - обоими домами (тв. п.) Обе куклы (ж. р.) – обеими куклами (тв. п.)

Слайд 11

Друг, окно, президент, школа, книга, волонтер. Употребите эти существительные с собирательными числительными оба, обе или двое . Запишите полученные словосочетания в тетрадь.

Слайд 12

Оба друга, оба окна, оба президента, обе школы, обе книги, оба волонтера. Двое друзей, двое волонтеров. Два президента.

Слайд 13

ВОЛОНТЁР ( фр. volontaire - доброволец )

Слайд 14

Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе . За партой обычно сидят по …. Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. … сына были похожи на папу.

Слайд 15

1.В – трое, шестеро, семеро 2.Б 3.Б – двое котят 4.В

Слайд 16

Итоги урока Сегодня мы изучали… Мы теперь знаем, как…. Мы умеем правильно…. Полученные знания нам помогут… ….

Слайд 17

Домашнее задание П. 74, упр. 425. Составить предложения на тему «Дружба», используя собирательные числительные.

Слайд 18

Список литературы Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык: Учебник 6 кл. общеобр. учрежд./ М.Т..- 24-е изд.- М.: Просвещение, 2002. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку 6 класс./ - М.: - ВАКО, 2008. Дидактический материал. Пособие для учителя/ Сост. Григорян Л.Т.-3-е изд.испр. - М.:Просвещние, 1989. Intel Обучение для будущего: Учеб. Пособие.- 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005. C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\2009-01-27, фауна http :// images . yandex . ru / yandsearch ? p =2& manual =1& text =% D 0% BF % D 0% BE % D 0% BB % D 0% B 5% D 0% B 2% D 1%8 B % D 0% B 5%20% D 1%86% D 0% B 2% D 0% B 5% D 1%82% D 1%8 B & isize = wallpaper & rpt = image3. Microsoft PowerPoint – [ m01-diskussions-presentation-pedtech] http://fotki.yandex.ru/tag/ дети /users/mil5830/view/196340/?page=0&how=week


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя числительное"

В уроке показана коррекционная работа с обучающимися, использование числительного в деловом письме....

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

Проверочная работа по русскому языку "Повторение по теме "Числительное"(6 класс)

Данная проверочная работа предназначена для проверки усвоения учащимися знаний по теме "Числительное". ...

Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"

Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...

Урок по русскому языку на тему:"Имя числительное как часть роечи"

Урок русского языка на тему: "Имя числительное как часть речи" разработан по технологии развития критического мышления с использованием различных приёмов. В презентации дыно подробное описание каждого...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"

Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...