Конспект открытого урока в 6 классе по теме "Относительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Мальцева Анастасия Ильинична

Урок русского языка в 6 классе. Тема: "Относительные местоимения". Открытие новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Относительные местоимения. 6 класс.

Цель:  познакомить обучающихся с относительными местоимениями; научить различать вопросительные и относительные местоимения; заложить основу для изучения синтаксиса сложноподчиненных предложений в 9-м классе.

Задачи

Обучающая:

- дать понятие относительных местоимений через проблемный вопрос;

- научить составлять сложноподчинённые предложения, связанные посредством относительных местоимений; 

Развивающая:

- расширять словарный запас,  развивать устную и письменную речь учащихся, воображение, креативное мышление;

- познакомить с деятелями мирового искусства.

Воспитывающая:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- воспитание ценностного отношения к искусству.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование с использованием активных форм работы.

Ход урока

Организационный момент

Взаимное приветствие.

Знакомство с партнерами по команде (партнеры по лицу, по плечу – рассадка по сингапурским технологиям).

- Мы сегодня отправимся в путь на красивом автобусе. На выходе я попрошу вас оставить на нем БИЛЕТИК с комментариями к уроку или возникшими вопросами.

  1. Повторение и закрепление полученных знаний 

Записываем в тетрадях и 1 ученик у доски: 12 марта 1832 года в балете впервые использовали платье под названием «пачка». (Записать числительные словами, указать разряд - порядковые)

- Что такое пачка? Какие еще атрибуты балерины вы знаете? (пуанты)

- Какую часть речи мы с вами повторили?

-Мы с вами повторили имя числительное. (эти две реплики на слайде)

- А после числительного мы начали изучать….(местоимение). Посмотрите на слайд и определите, в каком из предложений больше местоимений? Назовите их и определите разряды. (В первом: вопросительное, личное, личное) Какое это предложение  по цели высказывания? Какую роль выполняет здесь вопросительное местоимение? Какие еще вопросительные местоимения знаете? (фиксируем на доске)

(на слайде картина Э. Дега «Танцовщица отдыхает/Отдых балерина 1880»)

- Перед вами репродукция картины Эдгара Дега «отдых балерины» или «Балерина». Дега, известный импрессионист, любил изображать на своих полотнах балерин.

Работа в  группах: составьте как можно больше вопросительных предложений по этой репродукции, используя вопросительные местоимения, записанные на доске. Начинаем со вторых номеров (2 мин). Озвучиваем, не повторяя вопросы

  1. Постановка темы и цели урока

-Хорошо. (На доске реплики учителя): Теперь мы знаем, что такое пачка и пуанты. Еще мы узнали, кого любил изображать на своих полотнах Э.Дега. Мы знаем, в каком году в балете впервые использовали платье под названием «пачка».

- Что это за местоимения, выделенные в предложениях?(Вопросительные)

- А почему в конце предложения нет вопросительного знака? (???) А это мы узнаем сегодня на уроке – наша новая тема «Относительные местоимения» (записываем в тетради)

Прежде чем мы познакомимся с этими местоимениями, заполним в табличке свои ожидания (колонка ДО) ТАБЛИЦА №1

ДО +/-

Утверждение

ПОСЛЕ +/-

1) Относительные местоимения – это один из разрядов местоимений 

2) Вопросительные и относительные местоимения пишутся абсолютно одинаково

3)  Относительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях.

4) Относительные местоимения служат для связи простых предложений в сложном предложении

-Какие из пунктов у вас вызвали сомнение? Что мы должны сегодня выяснить?

- На протяжении урока мы постараемся устранить все сомнения. Приобрести новые ценные знания. А в конце урока вернемся к этой табличке и заполним вторую колонку.

  1.  Изучение нового материала (1 шаг исследования)

Переделайте предложения так, чтобы вопросительные местоимения употреблялись без вопроса и связывали 2 простых предложения в составе сложного.

«Кто написал картину «Балерина»?» - Я спросил, ___________ написал картину «Балерина».

«Сколько балерин на сцене?» - Посчитай, _____________ балерин на сцене.

«Где мои пуанты?» - Я не знаю, __________ мои пуанты.

«Чей это реквизит?» - Спроси, ____________это реквизит.

- мы с вами сейчас заменили вопросительные местоимения на относительные. Давайте сделаем вывод №1 и заполним табличку: как выглядят вопр. И относит. местоимения? (одинаково) За доской табличка+в тетрадь (заполнить пустые строки): ТАБЛИЦА №2

Относительные

Кто?

Что?

Какой?

Чей?

Который?

Где?

-Так как такой таблички нет в учебнике, вы можете её вклеить в тетрадочку и пользоваться на следующих уроках по теме «Местоимение».

  1. Физминутка с заданиями на закрепление. Под звуки музыки (10 сек.) ученики перемещаются по кабинету, встают в пары. У каждого ученика карточка с вопросом. Первые задают вопрос, а вторые переделывают его в сложное предложение с относительным местоимением. (Так меняются 2 раза).

  1. 2 шаг исследования – функциональные особенности.

Записываем в тетрадях и на доске: 1) Кто написал картину «Балерина?» 2)Мы знаем, кто написал картину балерина.

-Чем отличаются эти предложения? (по цели высказывания, по количеству грамматических основ)

- Давайте подчеркнем основы.

-Сделаем Вывод №2: В вопросительных предложениях употребляются вопросительные местоимения, а относительные местоимения служат для связи предложений в составе сложного.

- Давайте теперь откроем учебник на стр.  74  и проверим, ничего мы не упустили. (Ученики зачитывают)

-Составим схему сложного предложения. В СПП 1 предложение главное, а второе – придаточное/зависимое (от главного можем задать вопрос). Умение составлять схему сложного предложения вам пригодится в 9 классе для сдачи ОГЭ.

  1. Закрепление второго результата. Работа с карточками. Советоваться можно только с соседом по плечу.  (Найти вопросительные и относительные местоимения, указать разряд)

Проверка – сосед по лицу. (Ответы на доске + критерии оценивания)

  1. Домашнее задание. Творческое задание. В группах подготовить плакат  - рекламу относительных местоимений (или по группам – вопросительные, относительные, легкий способ отличить вопр. мест. от относительных).

  1. Рефлексия. Вернемся к карточке ДО и ПОСЛЕ. Заполните колонку ПОСЛЕ. Изменился хоть один ответ? Почему?
  2. Билетик на выход – запишите комментарий к уроку или вопрос, который остался у вас после урока, и приклейте на наш замечательный автобус.

Приложение

ТАБЛИЦА №1

ДО +/-

Утверждение

ПОСЛЕ +/-

1) Относительные местоимения – это один из разрядов местоимений 

2) Вопросительные и относительные местоимения пишутся абсолютно одинаково

3) Относительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях

4) Относительные местоимения служат для связи простых предложений в сложном предложении

ТАБЛИЦА №2

Относительные

Кто?

Что?

Какой?

Чей?

Который?

Где?

Самостоятельная работа с карточками

Обведите в кружок и подпишите вопросительные и относительные местоимения.

1. Мы вышли на полянку и увидели, что уже распустились первые цветы.

2. Посмотрите, какие цветы растут на поляне!

3. Какие цветы ты любишь?

4.А кто это так красиво поёт?

5.Прислушайтесь и угадайте, какой птице принадлежит этот голос.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мальцева А.И. МАОУ «Полесская СОШ» 2019 год Материалы к открытому уроку по теме «Относительные местоимения»

Слайд 2

13 марта 1832 года в балете впервые использовали платье под названием «пачка ». т ысяч.. в осем (?)сот

Слайд 3

Где больше местоимений? Какую часть речи мы с вами повторили? Мы с вами повторили имя числительное.

Слайд 4

Где больше местоимений? Какую часть речи мы с вами повторили? Мы с вами повторили имя числительное.

Слайд 5

Эдгар Дега «Отдых балерины» Эдгар Дега «Балерина»

Слайд 6

что Относительные местоимения Теперь мы знаем, такое пачка и пуанты. Еще мы узнали, любил изображать на своих полотнах Э. Дега. Мы знаем, в году впервые в балете использовали платье по названием «пачка». кого каком

Слайд 7

1. Мы вышли на полянку и увидели, что уже распустились первые цветы. 2. Посмотрите, какие цветы растут на поляне! 3. Какие цветы ты любишь? 4.А кто это так красиво поёт? 5.Прислушайтесь и угадайте, какой птице принадлежит этот голос.

Слайд 8

Взаимопроверка Красные – относительные местоимения. Синие – вопросительные местоимения. 0 ошибок = «5» 1 ошибка = «4» 2 ошибки = «3» 3 и более 1 . Мы вышли на полянку и увидели, что уже распустились первые цветы. 2. Посмотрите, какие цветы растут на поляне! 3. Какие цветы ты любишь? 4.А кто это так красиво поёт? 5.Прислушайтесь и угадайте, какой птице принадлежит этот голос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"   ...

Конспект открытого урока 8 класс

Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»       Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne

5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА  Zukunftspläne...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...