Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Карайченцева Марина Владимировна

Разработка урока по теме "Причастный оборот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Причастный оборот»

Цель урока: формирование понятия о причастном обороте и правилах его обособления.

Задачи:

Образовательные:

-дать определение понятию "причастный оборот";

-сформировать умение видеть причастные обороты в тексте и правильно определять его границы;

-выявить особенности обособления причастного оборота.

Развивающие:

-создать условия для развития логического мышления, наблюдательности, памяти;

-формировать умение правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные:

-обеспечить условия для формирования познавательного интереса к предмету;

-формировать навыки контроля и самоконтроля;

-способствовать воспитанию культуры общения.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте! Рада приветствовать вас! Сегодня на уроке мы расширим знания о причастии, узнаем, что такое причастный оборот, научимся находить причастные обороты в тексте и правильно их обособлять. 

II. Актуализация знаний

Но сначала давайте повторим уже известный материал.

а) Фронтальный опрос

- Что такое причастие?

- В чём особенность этой части речи?

- С помощью каких суффиксов образуются причастия в русском языке?

- Что такое причастие?

- В чём особенность этой части речи?

- С помощью каких суффиксов образуются причастия в русском языке?​

б) Графический диктант

А теперь давайте проверим ваши знания на практике. Сейчас я буду зачитывать словосочетания. Ваша задача - на слух определить, есть ли в составе данного словосочетания причастие или его нет. Если есть - в тетради ставим плюс (+), если нет - минус (-).

Гибкая ветка, бегущий по стадиону, изящный прыжок, прочитанная книга, исправленная ошибка, смелый поступок, обаятельный человек, зеленеющие луга, опавшие листья.

III. Изучение новой темы.

- Итак, мы с вами вспомнили, какая часть речи называется причастием, и пришло время разобраться, что такое причастный оборот.

- Как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Чего мы должны добиться к его завершению? (обучающиеся формулируют цель урока)

Давайте запишем в тетрадях предложение:

Ночь, павшая на город, спрятала следы уставшего дня.

- Есть ли в этом предложении причастия? Назовите их. 

- Выпишите словосочетания, в состав которых входят причастия. Обозначьте главное и зависимое слово в каждом из них, определите, чем они выражены.

- Таким образом, мы видим, что причастие может быть как главным, как и зависимым словом в составе словосочетания. Словосочетания, которые состоят из причастия и зависимого от него слова (слов), называются причастными оборотами.

- Обратите внимание, что в предложении причастный оборот подчеркивается как один член предложения (определение), ведь к нему можно задать общий вопрос. 

Ночь (какая?) павшая на город

-Давайте подкрепим и расширим наши знания информацией в учебнике. Откройте стр.173, прочитайте правило.

-Что вы узнали из учебника? Как выделяется на письме причастный оборот? 

Давайте еще раз посмотрим на предложение, с которым мы работали, найдём определяемое слово и расставим знаки препинания. 

- Очень важно правильно определять границы причастного оборота, ведь от этого зависит правильность расстановки знаков препинания. Внимательно задавайте вопросы от причастия; все слова, к которым можно задать от него вопрос, будут входить в состав причастного оборота.

IV. Закрепление новой темы. 

а) Индивидуальная работа

- Записываем предложения, находим причастные обороты, расставляем знаки препинания и объясняем их постановку или отсутствие.

Растрёпанные на ветру волосы были непослушными и всё время падали на глаза.

Тучи, собравшиеся к вечеру, предвещали ночную грозу и прохладу.

б) Работа с упражнениями учебника

- Давайте попробуем выполнить упр.404 (стр.174 учебника). Вам необходимо выполнить следующее задание: заменить выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончить предложения. 

- Упражнение 406 (стр.175)

V. Контроль знаний (см. тест) 

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

Уровень А: самостоятельно подобрать и выписать из художественной литературы 10 предложений с причастными оборотами (в разных позициях), обозначить причастные обороты

Уровень В: упражнение 407

VII. Подведение итогов урока, рефлексия

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Что вызвало затруднения? На что следует обратить внимание?

- Как по пятибалльной шкале вы оцениваете свою степень освоения изученного на уроке материала?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...