Развитие речевой компетентности учащихся: проблемы и практические достижения
методическая разработка по русскому языку

Шарнина Наталья Александровна

методическая разработка из опыта учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

                   Развитие речевой компетентности учащихся:

                      проблемы и практические достижения

(из опыта работы Шарниной Натальи Александровны, учителя русского языка и литературы  МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Йошкар-Олы»)

"Мы почти не учим говорить", - еще в начале ХХ века высказал своё отношение к состоянию обучения века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Кстати, эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

На сегодняшний день учителя-практики ощущают неудовлетворительность состояния преподавания русского языка в школе. Причины этого видятся в преимущественном внимании к языку в ущерб речи, слабой связи учебных занятий с реальной речевой ситуацией, речевым опытом школьников, преобладании задач на опознание языковых фактов и их разбор над задачами рождения текстов и языковых наблюдений.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании и это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, а воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:

 А. Адамского (раскрепощение личности ученика);

 В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя);

 А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития);

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

  • соответствие концепции гуманизации образования;
  • преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
  • использование личностно ориентированного обучения;
  • поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

Основными принципами инновационного обучения являются:

  • принцип приоритета речи, коммуникативная направленность означает включение в работу всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания, а не только анализ извлеченных из речи или искусственных примеров (без ущерба для грамотности школьников)
  • креативность (ориентация на творчество);
  • усвоение знаний в системе;
  • нетрадиционные формы уроков;
  • использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мною успешно применяются следующие приемы:

  • групповая дискуссия;
  • эссе;
  • работа с тестами;
  • ситуативный диалог
  • нетрадиционные формы домашнего задания.

Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

  • обмен первичной информацией;
  • выявление противоречий;
  • переосмысления полученных сведений;

сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

  • уважение к различным точкам зрения ее участников;
  • совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.

Составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

 посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или¬ предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

 вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,¬ подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

 по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым¬ понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • не бояться записывать все, что приходит на ум;
  • дать волю воображению и интуиции;
  • продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
  • постараться построить как можно больше связей;
  • не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы).

Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны. Состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят, интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику (ЖАRА), бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой, запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты) - все это интересно ученикам 5-6 классов.

Нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов

  • Урок - семинар
  • Урок - лекция
  • Урок – беседа
  • Урок - практикум
  • Урок – игра
  • Урок - защита проекта
  • Урок - зачет

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес

В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока:  викторина, семинар, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

  • ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до
  • проведения);
  • осмысление и выбор микротем;
  • создание творческих групп;
  • подбор материала к семинару;
  • консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);
  • систематизация и обобщение материала;
  • выступление творческих групп на семинаре;
  • выполнение практического задания;
  • обсуждение выступлений творческих групп;
  • подведение итогов;
  • оценивание работы;

Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и кроссворды, и комментированное письмо, и задания по типу «найди лишнего», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков,

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

  • творческая работа;
  • подготовка иллюстраций к литературным произведениям с последующей их защитой
  • рисование обложек к литературным произведениям;
  • инсценировка художественного произведения;
  • создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
  • продолжение произведений;
  • наблюдение за природой;
  • составление вопросника к зачету по теме;
  • составление конспекта, опорных таблиц;

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Деятельность педагога-словесника связана с развитием речевых и коммуникативных компетенций, но имеет высшей целью развитие компетенций мыслительных, ценностно-смысловых и общекультурных. В настоящее время велика потребность в творческих, нестандартно мыслящих людях. Воспитать таких людей могут учителя, педагогическую деятельность которых можно назвать творческой. Хотя труд учителя нетворческим быть и не может, оно проявляется на уроке, начиная с его планирования, и состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании известных учителю форм и методов обучения. Но если учитель обладает высокими творческими возможностями, то и способные ученики добиваются блистательных успехов.

Говорить мы учим на образцах, поэтому речь учителя, безусловно, должна быть образцом ораторского мастерства, которым учитель должен владеть в совершенстве. Слово учителя играет огромную обучающую развивающую и воспитательную роль. Нельзя обходить вниманием и выразительное декламирование учителем на уроках. Чтение стихотворений наизусть учениками должно начинаться только после исполнения их педагогом.

Если мы хотим научить ребенка творить, мы должны сами заниматься литературным творчеством. Я сама пишу, сочиняю рассказы, которые в откликах моих маленьких и взрослых читателей получили название «маленьких исповедей». Собственное литературное творчество, на мой взгляд, дает право мне оценивать творчество моих детей, а также творчество молодых авторов, работы которых я рецензирую на литературных интернет-форумах.

Своим «коньком» я считаю подготовку интегрированных уроков. Интегрированные уроки способствуют пробуждению в учениках творческого начала, развитию интеллектуальной деятельности. А для учителя – возможность для самореализации, самовыражения, творчества. А подготовка литературно-музыкальных композиций, литературных гостиных, некоторых общешкольных мероприятий уже несколько раз получала высокую оценку на республиканском уровне.

Учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный внутренний мир, выражает сам себя. 

                                     В.А.  Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетентности учащихся

Развитие коммуникативной компетентности учащихся....

Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся.

Яцкина Галина Васильевна  Выступление на семинаре заместителей директоров школ по УВР23.12.2010г....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».

ДОКЛАД  на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».  Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...

Обобщение педагогического опыта "Уроки риторики как средство формирования речевой компетентности учащихся"

В данной работе отражены условия возникновения и становления опыта, показана актуальность и перспективность, выявлена ведущая педагогическая идея, подчеркнута его новизна, помещено приложение, включаю...

Формирование речевой компетентности учащихся

В статье рассматривается вопрос о речевой компетентности учащихся. Эта проблема, на мой взгляд, актуальна, потому что снижается уровень культуры общения. Несомненно, перед каждым учителем встает ...

образовательный проект "Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку ооп ооо"

Образовательный проект - план развития речевого мышления учащихся 6-9 классов. В проекте систематизированы техники и приемы, которые способствуют развитию речевого мышления учащихся, что, несомненно, ...