Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Подготовка к сжатому изложению»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс)

Киселева Наталья Михайловна

Рекомендовано к использованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon szhatoe_izlozhenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по русскому языку в 8 классе

«Подготовка к сжатому изложению»

Киселева Наталья Михайловна,

учитель  русского языка и литературы

МБОУ «СШ№25» города Смоленска

Предмет, класс

Русский язык, 8 класс

УМК

«Русский язык 8 кл», Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская

Тема урока

Подготовка к сжатому изложению

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Оборудование

Аудиозапись текста изложения, текст изложения, карточки с текстами, учебник

Технология

технология личностно-ориентированного обучения,  элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обучения

Формы работы

групповая, индивидуальная

Методы

проблемно-развивающий, поисково – исследовательский

Цели урока:

научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.

Задачи:

Образовательная:

формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста; отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая: 

способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

УУД:
предметные:
-  умение  отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
-  умение анализировать,  делать обобщающие выводы;
личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою  работу на уроке и воспринимать  оценку учителя и одноклассников;
к
оммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку.

Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

Подготовка к занятию.

Актуализация субъектного опыта учащихся, определение темы урока

Организует работу с дидактическим материалом.

Прослушивание аудиозаписи данного в карточках текста.

Побуждает учащихся к диалогу, предлагает определить тему урока.

Перед ребятами карточки с текстами.

Чтение текста.

Мотивация и целеполагание на изучение нового материала

Организует фронтальную работу.

- Давайте вспомним, что такое изложение?

- Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)

- Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его  композиционной и языковой особенностей)

- Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.

 (Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

  - Давайте вспомним, какие способы  и приемы сжатия текста мы знаем? (замена, исключение, обобщение)

Подводит учащихся к определению цели.

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста

Отвечают на вопросы учителя.

Коллективно определяют цель урока – сжать текст разными способами

Освоение новых знаний и способов действий

Организует работу с текстом, упражнение на восстановление логических связей в тексте, предлагает разбить текст на абзацы.

Учащиеся разбивают текст на абзацы, зачитывают свои варианты.

Закрепление новых знаний и способов действий

Организует работу в группах, дает задания.

1 группа. Выделить основную мысль каждой микротемы

2 группа. Сократить первый абзац способом исключения

3 группа.  Сократить первый абзац способом замены

4 группа. Сократить первый абзац способом обобщения

Контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку, организует беседу по уточнению и конкретизации знаний.

Работают в группах. Выполняют задания, оформляют их на листах.

Проверка работы. От каждой группы выступает ученик и зачитывает свой ответ.

Контроль знаний

Организует самостоятельную работу учащихся.

Предлагается проанализировать сжатый текст (по карточке, выданной учителем), дать свою оценку написанному, исправить ошибки, прочитать полученный текст.

Выполняется работа над сжатым текстом.

Рефлексия

Организует степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Предлагает выбрать лучшие работы, а также объяснить, что необходимо исправить.

Ребята комментируют работы друг друга.

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Текст 1.

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Текст 2.

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своём сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Текст 2 (сжатый)

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Урок русского языка в 9-х классах "Сжатое изложение"

Методическая разработка посвящена подготовке к сжатому изложению учащихся 9-х классов в рамках подготовки к ГИА по русскому языку. Работа посвящена изучению приемов сжатия текста....

Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Обучение сжатому изложению».

Презентация отражает последовательность работы с текстом художественного произведения по обучению написанию сжатого изложения....

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Сжатое изложение «Разные братья».

Цель: формирование умения находить микротемы в тексте, «сжимать» текст;продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков;продолжить работу по обогащению словарн...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"

Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"

Урок развития речи в 9 классе.Тема: Подготовка к написанию сжатого изложенияОсновная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.Образовательная:формироват...