Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Халиева Ирина Анатольевна

Первый урок по теме "Однородные члены предложения" в 8 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока русского языка в 8б классе

Тема: Понятие об однородных членах.

Дата: 19 января 2017 года

Цель: закрепить ранее изученный материал об однородных членах предложения, расширить и углубить знания о них; познакомить учащихся с предложениями, содержащими несколько рядов однородных членов, а также с видами грамматических ошибок в предложениях с однородными членами.

                                    Задачи:        

– образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме.

–  развивающая:         формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания.

– воспитательная:    содействовать воспитанию рационального распределения        времени, формирование правильной, грамотной речи.

Ход урока:

I. Организационный этап.

1)Приветствие.  Здравствуйте, ребята, уважаемые гости нашего урока! Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающее занятие по теме «Однородные члены предложения». Ребята, нам с вами нужно закрепить ранее изученный материал по данной теме, расширить и углубить знания об однородных членах.

2) Повторение. Эмоциональный настрой.

-  Отгадайте загадки, определите, какая общая тема объединяет их,  найдите в загадках ОЧП, чем они выражены?

(слайды 1-4)

 По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран)

Мой исток не у ручья -

                                                    С ледника сбегаю я.

Очень-очень быстрая,

                 Свежая и чистая. (Горная речка)

Вот гора, она гола,

Как из темного стекла.

Не растет на ней, увы,

Ни кусточка, ни травы.

И к тому ж, она отвесна.

Назови мне это место. (Скала)

3) Проверка д/з – упр.224 – ответы на вопросы. Работа с таблицей «До и После»

Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 1,5 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

  1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.

  1. Однородные члены соединяются только союзами.

  1. В предложении может быть только один ряд однородных членов.

  1. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

  1. Однородные члены бывают только нераспространенными.

  1. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом.

  1. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, являются однородными членами

- Откройте учебники, прочитайте материал. В течение 2 минут поставьте + или – в графу после.

(далее сверяют с доской – слайд 5, коллективное обсуждение)

- Если у вас колонки «ДО» и «ПОСЛЕ» совпадают, то ответьте на вопрос «Какое из утверждений вы считаете самым важным и почему?»

- Что вызвало затруднения?

При проверке, обращаем внимание на примечания:

1* Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами. (В данном предложении среди однородных определений первое выражено именным словосочетанием в родительном падеже, второе – причастным оборотом, третье – сочетанием трех существительных в Т.п. с предлогом С с зависимым причастием)

3*Дождь накрапывал и тарабанил по мостовым, дорогам, крышам домов.

6* На скамейке старуха сидит,

     До полуночи пряжу прядет,

     Мне любимые сказки мои говорит,

     Колыбельные песни поет.

4) Закрепление

1. Работа с учебником – упр.229, самостоятельное выполнение. 1 учащийся строит  схемы ОЧП на доске.

2. Предупреждение грамматических ошибок.

Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Найдите и исправьте эти ошибки, правильные предложения запишите в тетрадь – 2 минута. (слайд 6)

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, современная мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).

  1. Важная информация.

(каждому учащемуся раздать памятку)

Не являются однородными членами предложения (слайд 7) :
1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т. д.
Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн) .
Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения ;
2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так:
верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;
3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный
: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т. п. ;
4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится :
ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

  1. Упр.232 (самостоятельно в оставшееся время; дома закончить)
  1. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок. Объяснение домашнего задания.

Д/з – П.40, упр. 231, 233.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

  1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.

  1. Однородные члены соединяются только союзами.

  1. В предложении может быть только один ряд однородных членов.

  1. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

  1. Однородные члены бывают только нераспространенными.

  1. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом.

  1. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, являются однородными членами

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

  1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.

  1. Однородные члены соединяются только союзами.

  1. В предложении может быть только один ряд однородных членов.

  1. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

  1. Однородные члены бывают только нераспространенными.

  1. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом.

  1. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, являются однородными членами

Памятка. «Что НЕ является однородными членами предложения»

1) Повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т. д.
Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад. (Куприн)
Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения.


2) Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей НЕ, ТАК:
верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать.


3) Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный
: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т. п.

 
4) Устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится :
ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

Памятка. «Что НЕ является однородными членами предложения»

1) Повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т. д.
Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад. (Куприн)
Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения.


2) Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей НЕ, ТАК:
верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать.


3) Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный
: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т. п.

4) Устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится : ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 8Б классе Тема: «Однородные члены предложения» Учитель Халиева Ирина Анатольевна

Слайд 2

По горам, по долам ходит шуба да кафтан .

Слайд 3

Мой исток не у ручья - С ледника сбегаю я. Очень-очень быстрая, Свежая и чистая.

Слайд 4

Вот гора, она гола, Как из темного стекла. Не растет на ней, увы, Ни кусточка, ни травы. И к тому ж, она отвесна. Назови мне это место.

Слайд 6

УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи. + Однородные члены соединяются только союзами. - В предложении может быть только один ряд однородных членов. - Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. + Однородные члены бывают только нераспространенными. - Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом. - Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, являются однородными членами +

Слайд 7

1. Герой умен, находчив, наблюдательный. 2. В комнате стояли столы, стулья, шкаф, современная мебель. 3. Я люблю сочинять стихи и чтение. 4. Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор.

Слайд 8

1.Герой умен, находчив, наблюдателен. 2. В комнате стояла современная мебель: столы, стулья, шкаф. 3. Я люблю читать книги и сочинять стихи. 4. Поэт знакомится с фольклором и внимательно изучает его.

Слайд 9

Не являются однородными членами предложения : 1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились ; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад. 2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так: верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ; 3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный : возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т. п. ; 4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится : ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы...