Юмор и средства комического-разработка урока по развитию речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок по развитию речи, направленный ра раскрытие творческих способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала и составила Ламатханова Лариса Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№8 г.Улан-Удэ
Урок развития речи в 5 классе.
Тема: Юмор и средства комического.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся со средствами комического, обучать распознавать средства комического, обобщить и расширить представление о приемах юмористического, подготовить к написанию юмористического рассказа.
Развивающая: развитие творческого воображения учащихся, развитие коммуникативных навыков, развитие речи учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся.
Оформление урока: раздаточный материал, наглядный материал, проектор, доска.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы .
2. Тема и цели урока.
Вначале урока учащиеся просматривают видеоролик с обращением барона Мюнхгаузена, которое служит эпиграфом к уроку:
«Знаете, в чем ваша беда?
Вы слишком серьезны.
Серьезное лицо еще не есть признак ума.
Половина глупостей на Земле совершается с этим выражением лица.
Улыбайтесь, господа!
Улыбайтесь!»
Как вы думаете, ребята, какая сегодня тема урока?
Ребята определяют тему и цели урока.
2 этап. Определение понятия юмор.
-Вы знаете, что такое юмор? Дайте мне определение.
Учащиеся отвечают, что юмор-это безобидная шутка.
Учитель дает им выражение Джоэла Гудмэна: «Юмор-это когда боль обращают в смех, а не когда смех причиняет боль».
В словаре: Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны
3 этап. Работа с комическими средствами, помогающими создать смешное.
Определяем средства комического.
Сейчас вы будете определят, каким образом создается комическое. Для начала я прочитаю вам два текста и вы скажете, комические ли они.
1 текст из криминальной хроники: 22 октября выпал из окна своей квартиры 30-летний мужчина. Подробности произошедшего расследуются.
Учитель:Это смешно?
Учащиеся: нет
Учитель: Почему?
Учащиеся: потому что это трагедия.
Учитель: Правильно.
2 текст «Любопытные старухи» Даниила Хармса:
Одна старушка от чрезмерного любопытства высунулась в окно и упала. За ней выглянула вторая старуха и тоже упала. Затем выглянула третья и упала, затем четвертая, пятая и шестая. Тогда мне надоело смотреть на них и я пошел на Мартовский рынок.
Учащиеся: Да,это смешно.
Учитель: Сейчас мы будем создавать кластер, который поможет понять, каким образом создается смешное.
На доске рисуем улыбающееся солнышко, от него идут лучи. Учащиеся готовят схему кластера в тетради. Заполнять его будем в ходе урока.
На партах лежат карточки с комическими текстами. По очереди дети зачитывают их и определяют средство комического.
- -Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
- Мама, я такая распутница! –и показала веревочку, которую удалось ей распутать.
- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги! (К.Чуковский «От двух до пяти»)
Учитель: Какое средство комического здесь?
Учащиеся: Необычные сравнения
- Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа)
-Любит жаловаться больным на свое здоровье и прядки в поликлинике (Г.Горин)
Учитель: А здесь какое средство используют авторы?
Учащиеся дают варианты ответов.
Учитель: Все это называется каламбур. Запишите определение.
Каламбу́р — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, или словосочетаний, сходных по звучанию.
- –Если ты пришел к кому-то,
Не здоровайся ни кем,
Слов «Пожалуйста», «Спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун. (Г.Остер)
Учитель: Здесь какое средство вы видите?
Ученики дают версии.
Учитель: Суждения, противоречащие здравому смыслу.
- –Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона. (К.Чуковский)
- Ого, кто пришел!- сказал папа. Сам Павля. Сам Павля-Бородавля. (В.Драгунский )
Учитель: А какое средство вы здесь видите?
Ученики: Смешные имена.
Учитель: Молодцы.
- –Ветрянка, например, очень хорошая болезнь. Я когда болел, мне все тело, каждую болячку отдельно зеленкой мазали. Я был похож на леопарда.
Аленка сказала: «Ну да?»- и глаза у нее стали как белые пуговицы. (В.Драгунский)
Учитель: Здесь какое средство видите?
Ученики: необычные сравнения
Учитель: Правильно, молодцы!
- Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа)
– Мама, я видел автомобиль с поднимающимся пузовом.
- Все семейство поджидало почтальона, он появился у самой калитки. Варя первая заметила его: «Почтаник, почтаник идет»-радостно возвестила она. (К.Чуковский)
Учитель: Какое средство здесь используется?
Ученики дают варианты ответов.
Учитель: Это средство называется звуковое совпадение- омонимия.
- –Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала из буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам. А Михайлов перестал причесываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом в руках и сошел с ума. А Перекрестов получил телеграфом 400 рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы. (Д.Хармс)
Учитель:Какое средство здесь использовано автором?
Ученики: Смешной сюжет.
Учитель: Молодцы.
Итак, вы познакомились со средствами комического, составили кластер.
Физминутка
«Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
4 этап. Применение новых знаний. Конкурс рассказов. Работа в группах. Два ученика в жюри.
Каждая группа получает юмористическую картинку.
Задание: Составить по картинке юмористический рассказ «Как папа принес домой свой портрет».
Условия конкурса: Лучший юмористический рассказ с использованием всех средств комического. Побеждает та команда, которая составит наиболее смешной рассказ и качественно использует наибольшее количество средств комического.
5 этап. Выступление команд.
Каждая команда выразительно читает написанный ими рассказ по картинке с использованием средств комического. Жюри оценивает работу команд.
Победители награждаются.
6 этап.Закрепление изученного.
Учитель читает отрывок из повести «Трое в лодке, не считая собаки» Д.К.Джерома., аналогичный случай, когда почтенный глава семейства приносит домой картину и пытается водрузить ее на стену. Ученики слушают, как обрисовывает этот случай мастер комического. После прочтения ученики должны сказать, какие средства комического использовал автор.
7 этап.Рефлексия.
Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке?
_Чему научились?
Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень
8 этап. Домашнее задание
Составить юмористический рассказ « Как я однажды…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-212664-1362082614.jpg)
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-263453-1371526815.jpg)
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-286560-1377792413.jpg)
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-1004832-1517651628.jpg)
Консультация для родителей «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста»
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно ...