Юмор и средства комического-разработка урока по развитию речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ламатханова Лариса Сергеевна

Урок по развитию речи, направленный ра раскрытие творческих способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала и составила Ламатханова Лариса Сергеевна,

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№8 г.Улан-Удэ

Урок развития речи в 5 классе.

Тема: Юмор и средства комического.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся со средствами комического, обучать распознавать средства комического, обобщить и расширить представление о приемах юмористического, подготовить к написанию юмористического рассказа.

Развивающая: развитие творческого воображения учащихся, развитие коммуникативных навыков, развитие речи учащихся.

Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся.

Оформление урока: раздаточный материал, наглядный материал, проектор, доска.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы .

2. Тема и цели урока.

Вначале урока учащиеся просматривают видеоролик с обращением барона Мюнхгаузена, которое служит эпиграфом к уроку:

«Знаете, в чем ваша беда?

Вы слишком серьезны.

Серьезное лицо еще не есть признак ума.

Половина глупостей на Земле совершается с этим выражением лица.

Улыбайтесь, господа!

Улыбайтесь!»

Как вы думаете, ребята, какая сегодня тема урока?

Ребята определяют тему и цели урока.

2 этап. Определение понятия юмор.

-Вы знаете, что такое юмор? Дайте мне определение.

Учащиеся отвечают, что юмор-это безобидная шутка.

Учитель дает им выражение Джоэла Гудмэна: «Юмор-это когда боль обращают в смех, а не когда смех причиняет боль».

В словаре: Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны

3 этап. Работа с комическими средствами, помогающими создать смешное.

Определяем средства комического.

Сейчас вы будете определят, каким образом создается комическое. Для начала я прочитаю вам два текста и вы скажете, комические ли они.

1 текст из криминальной хроники: 22 октября выпал из окна своей квартиры 30-летний мужчина. Подробности произошедшего расследуются.

Учитель:Это смешно?

Учащиеся: нет

Учитель: Почему?

Учащиеся: потому что это трагедия.

Учитель: Правильно.

2 текст «Любопытные старухи» Даниила Хармса:

Одна старушка от чрезмерного любопытства высунулась в окно и упала. За ней выглянула вторая старуха и тоже упала. Затем выглянула третья и упала, затем четвертая, пятая и шестая. Тогда мне надоело смотреть на них и я пошел на Мартовский рынок.

Учащиеся: Да,это смешно.

Учитель: Сейчас мы будем создавать кластер, который поможет понять, каким образом создается смешное.

На доске рисуем улыбающееся солнышко, от него идут лучи. Учащиеся готовят  схему кластера в тетради. Заполнять его будем в ходе урока.

На партах лежат карточки с комическими текстами. По очереди дети зачитывают их и определяют средство комического.

  1. -Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!

- Мама, я такая распутница! –и показала веревочку, которую удалось ей распутать.

- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!  (К.Чуковский «От двух до пяти»)

Учитель: Какое средство комического здесь?

Учащиеся: Необычные сравнения

  1. Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа)

-Любит жаловаться больным на свое здоровье и прядки в поликлинике (Г.Горин)

Учитель: А здесь какое средство используют авторы?

Учащиеся дают варианты ответов.

Учитель: Все это называется каламбур. Запишите определение.

Каламбу́р — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, или словосочетаний, сходных по звучанию.

  1. –Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни  кем,

Слов «Пожалуйста», «Спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун. (Г.Остер)

Учитель: Здесь какое средство вы видите?

Ученики дают версии.

Учитель: Суждения, противоречащие здравому смыслу.

  1. –Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона. (К.Чуковский)

- Ого, кто пришел!- сказал папа. Сам Павля. Сам Павля-Бородавля. (В.Драгунский )

Учитель: А какое средство вы здесь видите?

Ученики: Смешные имена.

Учитель: Молодцы.

  1. –Ветрянка, например, очень хорошая болезнь. Я когда болел, мне все тело, каждую болячку отдельно зеленкой мазали. Я был похож на леопарда.

Аленка сказала: «Ну да?»- и глаза у нее стали как белые пуговицы. (В.Драгунский)

Учитель: Здесь какое средство видите?

Ученики: необычные сравнения

Учитель: Правильно, молодцы!

  1. Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа)

– Мама, я видел автомобиль с поднимающимся пузовом.

- Все семейство поджидало почтальона, он появился у самой калитки. Варя первая заметила его: «Почтаник, почтаник идет»-радостно возвестила она. (К.Чуковский)

Учитель: Какое средство здесь используется?

Ученики дают варианты ответов.

Учитель: Это средство называется звуковое совпадение- омонимия.

  1. –Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала из буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам. А Михайлов перестал причесываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом в руках и сошел с ума. А Перекрестов получил телеграфом 400 рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы. (Д.Хармс)

Учитель:Какое средство здесь использовано автором?

Ученики: Смешной сюжет.

Учитель: Молодцы.

Итак, вы познакомились со средствами комического, составили кластер.

Физминутка

«Отдых наш-физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой- встанькой словно стали

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

4 этап. Применение новых знаний. Конкурс рассказов. Работа в группах. Два ученика в жюри.

Каждая группа получает юмористическую картинку.

Задание: Составить по картинке юмористический рассказ «Как папа принес домой свой портрет».

Условия конкурса: Лучший юмористический рассказ с использованием всех средств комического. Побеждает та команда, которая составит наиболее смешной рассказ и качественно использует наибольшее количество средств комического.

5 этап. Выступление команд.

Каждая команда выразительно читает написанный ими рассказ по картинке с использованием средств комического. Жюри оценивает работу команд.

Победители награждаются.

6 этап.Закрепление изученного.

Учитель читает отрывок из повести «Трое в лодке, не считая собаки» Д.К.Джерома., аналогичный случай, когда почтенный глава семейства приносит домой картину и пытается водрузить ее на стену. Ученики слушают, как обрисовывает этот случай мастер комического. После прочтения ученики должны сказать, какие средства комического использовал автор.

7 этап.Рефлексия.

Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке?

_Чему научились?

Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень

8 этап. Домашнее задание

Составить юмористический рассказ « Как я однажды…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Консультация для родителей «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста»

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно ...