Открытый урок по русскому языку в 7 класс на тему "Деепричастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Шунькина Валентина Ивановна

Тип урока: урок - открытие новых знаний.

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки

Развивающие : создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание

Воспитательные : воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_7_kl._otkr._urok.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Жарынская средняя школа"

Открытый урок

по русскому языку в 7 класс

на тему "Деепричастие как часть речи"

Учитель: Шунькина В.И.

Ноябрь

2017

Тема «Деепричастие как часть речи»

Тип урока: урок - открытие новых знаний.

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки

Развивающие : создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание

Воспитательные : воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.

Планируемые УУД:

Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

 Оборудование: учебник, таблица, дидактический материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

2.  Подготовка к восприятию нового материала.

На доске вы видите предложение:

Деревья в парке раскачивались и шелестели листвой.

Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.

3.  Новая тема.

А) Беседа.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (раскачивались и шелестели)

Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод: в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

                                 Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой.

Задание: найдите его основу и подпишите части речи

 Какое действие стало основным? (шелестели)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)

Таким образом, слово  раскачиваясь обозначает добавочное действие.  Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.

Запишите тему урока «Деепричастие». Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. 

4. Составление кластера

Задание: Ребята, у нас сегодня будет не простой урок, а урок- открытие новых знаний.

Известный лингвист А.М. Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства».Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.

Каждый ученик  получает индивидуальное задание. Вы должны изучить предложенный вам материал, выбрать основное, записав его в тетради. После того, как вы будете готовы, поднимите руку.

Задание для учащихся.

1-  признаки глагола у деепричастия

2 -  признаки наречия у деепричастия

3 -  виды деепричастий

4 - вопросы деепричастий

5 - синтаксическая роль деепричастий

Учитель в это время прикрепляет центр доски напечатанное на листе слово «Деепричастие»

Отчет учащихся о проделанной работе.

Правило П.28, стр. 77

5. Отработка полученных знаний о деепричастии.

Перед вами отрывки из стихотворений разных поэтов.

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.

1.Немного лет тому назад, 
Там, где, сливаяся, шумят, 
Обнявшись, будто две сестры, 
Струи Арагвы и Куры, 
Был монастырь. 
Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»

2.Сижу за решеткой в темнице сырой. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюет под окном, 
Пушкин «Узник»

6. Работа с учебником.

Упр. 181.

7.Работа по составлению предложений

Конечно, интересно самому писать стихи, создавать предложения, используя деепричастные обороты, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Давайте попробуем исправить эти ошибки

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1.Возвращаясь домой, ….

а)... мне стало грустно.

б)...  уже совсем стемнело.

в)  ...я вспомнил о своем обещании позвонить маме.

2.Подъезжая к станции,....

а) ... у меня слетела шляпа.

б) ... необыкновенное чувство радости охватило меня

в) ... я немного взгрустнул.

3.Пользуясь калькулятором,...

а) ... мне удалось получить точный результат.

б)...   вы  пренебрегаете  устным  счетом,   тренирующим  память.

в) ... расчет производится быстро и легко.

4.Играя в шахматы,...

а) ... развиваются мыслительные способности.

б)  ...мне не было равных.

в) ... я должен быть предельно внимателен.

5.Решая задачу,..

а) ...используются справочники

б) ...может быть несколько ответов

в)...прочитайте внимательно условие

6.Сдав экзамены, ...

а) ...нас направили сразу же на практику.
б) ...нам сразу стало легко.
в) ...мы уехали отдыхать.

Ответы ребята записывают в виде сочетания цифр и букв, а затем проверяют по ключу, записанному на доске. После проверки зачитываются правильные варианты.

Вывод: Добавочное действие, выраженное деепричастие, и основное действие, выраженное глаголом, выполняет одно лицо. Учебник стр. 78

8. Дидактический материал.

а) скороговорка

Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.

б) фразеологизмы

Работать хорошо - засучив рукава.

Работать плохо - спустя рукава.

в) физкультминутка

Встаньте, весело улыбаясь друг другу.

Поднимите  руки вверх, повернув голову направо.

Опустите руки, повернув голову налево.

Похлопайте в ладоши, топая ногами.

Поставив руки на пояс, попрыгайте на месте.

Потерев ладоши, прикройте веки.

Тихо займите свои места, положив руки на стол перед собой.

9Подведение итогов урока

Вопросы:

С какой частью речи вы сегодня познакомились?

На какие части речи похоже деепричастие и чем?

Какие суффиксы бывают у деепричастий?

Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

10. Домашнее задание.

П. 28, материал тетради, записать 7 предложений с деепричастием из художественных произведений. (Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича ...")

11. Рефлексия.

1. Сегодня на уроке я узнал-(а) ...

2. Какие задания показались трудными?

3.  На каком этапе урока было интересно работать?

1.Немного лет тому назад, 
Там, где, сливаяся, шумят, 
Обнявшись, будто две сестры, 
Струи Арагвы и Куры, 
Был монастырь. 
Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»

2.Сижу за решеткой в темнице сырой. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюет под окном, 
Пушкин «Узник»

1.Немного лет тому назад, 
Там, где, сливаяся, шумят, 
Обнявшись, будто две сестры, 
Струи Арагвы и Куры, 
Был монастырь. 
Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»

2.Сижу за решеткой в темнице сырой. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюет под окном, 
Пушкин «Узник»

1.Немного лет тому назад, 
Там, где, сливаяся, шумят, 
Обнявшись, будто две сестры, 
Струи Арагвы и Куры, 
Был монастырь. 
Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»

2.Сижу за решеткой в темнице сырой. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюет под окном, 
Пушкин «Узник»

1.Немного лет тому назад, 
Там, где, сливаяся, шумят, 
Обнявшись, будто две сестры, 
Струи Арагвы и Куры, 
Был монастырь. 
Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»

2.Сижу за решеткой в темнице сырой. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюет под окном, 
Пушкин «Узник»

1.Немного лет тому назад, 
Там, где, сливаяся, шумят, 
Обнявшись, будто две сестры, 
Струи Арагвы и Куры, 
Был монастырь. 
Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»

2.Сижу за решеткой в темнице сырой. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюет под окном, 
Пушкин «Узник»

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1.Возвращаясь домой, ….

а)... мне стало грустно.

б)...  уже совсем стемнело.

в)  ...я вспомнил о своем обещании позвонить маме.

2.Подъезжая к станции,....

а) ... у меня слетела шляпа.

б) ... необыкновенное чувство радости охватило меня

в) ... я немного взгрустнул.

3.Пользуясь калькулятором,...

а) ... мне удалось получить точный результат.

б)...   вы  пренебрегаете  устным  счетом,   тренирующим  память.

в) ... расчет производится быстро и легко.

4.Играя в шахматы,...

а) ... развиваются мыслительные способности.

б)  ...мне не было равных.

в) ... я должен быть предельно внимателен.

5.Решая задачу,..

а) ...используются справочники

б) ...может быть несколько ответов

в)...прочитайте внимательно условие

6.Сдав экзамены, ...

а) ...нас направили сразу же на практику.
б) ...нам сразу стало легко.
в) ...мы уехали отдыхать.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1.Возвращаясь домой, ….

а)... мне стало грустно.

б)...  уже совсем стемнело.

в)  ...я вспомнил о своем обещании позвонить маме.

2.Подъезжая к станции,....

а) ... у меня слетела шляпа.

б) ... необыкновенное чувство радости охватило меня

в) ... я немного взгрустнул.

3.Пользуясь калькулятором,...

а) ... мне удалось получить точный результат.

б)...   вы  пренебрегаете  устным  счетом,   тренирующим  память.

в) ... расчет производится быстро и легко.

4.Играя в шахматы,...

а) ... развиваются мыслительные способности.

б)  ...мне не было равных.

в) ... я должен быть предельно внимателен.

5.Решая задачу,..

а) ...используются справочники

б) ...может быть несколько ответов

в)...прочитайте внимательно условие

6.Сдав экзамены, ...

а) ...нас направили сразу же на практику.
б) ...нам сразу стало легко.
в) ...мы уехали отдыхать.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1.Возвращаясь домой, ….

а)... мне стало грустно.

б)...  уже совсем стемнело.

в)  ...я вспомнил о своем обещании позвонить маме.

2.Подъезжая к станции,....

а) ... у меня слетела шляпа.

б) ... необыкновенное чувство радости охватило меня

в) ... я немного взгрустнул.

3.Пользуясь калькулятором,...

а) ... мне удалось получить точный результат.

б)...   вы  пренебрегаете  устным  счетом,   тренирующим  память.

в) ... расчет производится быстро и легко.

4.Играя в шахматы,...

а) ... развиваются мыслительные способности.

б)  ...мне не было равных.

в) ... я должен быть предельно внимателен.

5.Решая задачу,..

а) ...используются справочники

б) ...может быть несколько ответов

в)...прочитайте внимательно условие

6.Сдав экзамены, ...

а) ...нас направили сразу же на практику.
б) ...нам сразу стало легко.
в) ...мы уехали отдыхать.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1.Возвращаясь домой, ….

а)... мне стало грустно.

б)...  уже совсем стемнело.

в)  ...я вспомнил о своем обещании позвонить маме.

2.Подъезжая к станции,....

а) ... у меня слетела шляпа.

б) ... необыкновенное чувство радости охватило меня

в) ... я немного взгрустнул.

3.Пользуясь калькулятором,...

а) ... мне удалось получить точный результат.

б)...   вы  пренебрегаете  устным  счетом,   тренирующим  память.

в) ... расчет производится быстро и легко.

4.Играя в шахматы,...

а) ... развиваются мыслительные способности.

б)  ...мне не было равных.

в) ... я должен быть предельно внимателен.

5.Решая задачу,..

а) ...используются справочники

б) ...может быть несколько ответов

в)...прочитайте внимательно условие

6.Сдав экзамены, ...

а) ...нас направили сразу же на практику.
б) ...нам сразу стало легко.
в) ...мы уехали отдыхать.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1.Возвращаясь домой, ….

а)... мне стало грустно.

б)...  уже совсем стемнело.

в)  ...я вспомнил о своем обещании позвонить маме.

2.Подъезжая к станции,....

а) ... у меня слетела шляпа.

б) ... необыкновенное чувство радости охватило меня

в) ... я немного взгрустнул.

3.Пользуясь калькулятором,...

а) ... мне удалось получить точный результат.

б)...   вы  пренебрегаете  устным  счетом,   тренирующим  память.

в) ... расчет производится быстро и легко.

4.Играя в шахматы,...

а) ... развиваются мыслительные способности.

б)  ...мне не было равных.

в) ... я должен быть предельно внимателен.

5.Решая задачу,..

а) ...используются справочники

б) ...может быть несколько ответов

в)...прочитайте внимательно условие

6.Сдав экзамены, ...

а) ...нас направили сразу же на практику.
б) ...нам сразу стало легко.
в) ...мы уехали отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...