Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса (с нарушением интеллекта).
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Чикулина Ирина Юрьевна

Рабочая программа рассчитана на работу со школьниками, обучающимися по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с легкими интеллектуальными нарушениями). 

Рабочая программа состоит из Приложения 1 (Пояснительной записки), Приложения 2 (Содержание программы), Приложения 3 (Тематическое планирование по предмету), списка методической литературы,  учебников и учебных пособий. 

В Пояснительной записке указано, на основании каких документов составлена Рабочая программа, изложены цели и принципы построения программы и перечислены задачи, которые решаются учителем.

Следующие разделы Пояснительной записки:" Коррекционная работа на уроке русского языка", "Содержательные линии", "Межпредметные связи", "Разделы курса", "Основные формы работы с учащимися", "Планируемые результаты (что учащиеся должны знать и уметь)". 

В Приложении 2: Содержание программы (рассчитано на 5 часов в неделю). Учебно-тематичсекий план программы по основным разделам с количеством часов. 

В Приложении 3: Тематическое планирование по предмету в виде таблицы со следующими столбцами: № урока (дата), тема урока, основные вопросы, словарь, наглядные пособия и оборудование, обратная связь.

В самом конце Рабочей программы - список методической литературы по предмету "Русский язык"   и список учебников и учебных пособий для учащихся 5 класса с интеллектуальной недостаточностью. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русский язык 5 класс (ОВЗ)336.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

« ___» ____________ 2019г.

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

____________________

Кинс О.А.

« ___» _____________2019 г.

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ школа № 18 Центрального района

______________________

Тихомирова А.В.

«    » __________ 2019 г.  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по предмету «Русский язык»

класс 5-а

учитель: Чикулина Ирина Юрьевна,

высшая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

Русский язык

5 класс

Пояснительная записка 

Программа рассчитана на работу со школьниками 5 класса, обучающимися по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с лёгкими интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (Утверждено Постановлением правительства РФ от 12.03.97 №288)
  3. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;
  4. Учебный план ГБОУ школы № 18 на 2019-2020 учебный год.

Учебным планом предусмотрено 5 часов русского языка в неделю. В этом учебном году это –164 часа всего.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2014. – 223с.

В 5-х классах на уроках русского языка с учащимися с нарушением интеллекта осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Цель программы: создать условия для формирования у учащихся навыков грамотного письма, последовательного изложения   мыслей в устной и письменной форме и коррекции высших психических функций.

Принципы построения программы:

-цикличность

-преемственность

-доступность

Учителем решаются следующие задачи: 

-систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания (основными темами являются состав слова и части речи)

- изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова

- обогащение и активизация словаря, воспитание интереса к родному языку

-продолжение работы по звукобуквенному анализу

-формирование навыков построения простого предложения

-развитие устной и письменной речи; формирование навыков связной письменной речи (работа с деформированным текстом, деловое письмо)

-формирование чёткого и аккуратного письма

Коррекционная работа на уроках русского языка:

1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

-развитие зрительного восприятия при изучении частей речи и орфографических правил с опорой на схемы, таблицы, алгоритмы

- развитие зрительной памяти при изучении категорий времени, числа, рода, склонения, лица, спряжения и т.д.

  1. Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти:

-развитие слухового восприятия на задания со слов учителя и ответов учащихся;

- развитие механической и слуховой памяти при изучении правил грамматики;

  1. Развитие импрессивной речи:

- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;

-  развитие умений выполнять определённые задания к упражнениям в устной форме и при разборе домашнего задания.

 4. Формирование экспрессивной речи:

-устранять недоразвитие словаря через толкование новых и незнакомых слов;

-опора на контекст упражнений;

-подбор синонимов, антонимов;

-подбор родственных слов;

-обогащение словаря прилагательными, глаголами;

-работа над предложением;

- развитие коммуникативной функции речи.

  5. Коррекция мышления:

- совершенствовать навыки и умения делать выводы по грамматике и орфографии;

- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;

- обучать приёмам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);

- развитие логического мышления на всех этапах урока.

 6.Коррекция познавательной деятельности:

–активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:

-создание проблемных ситуаций, частичного поиска;

 -вовлечение в творческую работу всего класса с учётом дифференцированного подхода к учащимся;

 - использование ИКТ;

 - вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, сказок и т.д.

 7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

-развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над знаками препинания при изучении простого и сложного предложения;

- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;

- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при участии в классной и домашней работе.

 

Содержательные линии:

С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Учащиеся овладевают правописанием значащих частей слова и различных частей речи. В процессе упражнений формируются навыки правописания гласных и согласных в корне слова.  Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи. Большое значение уделяется формированию у школьников навыков построения простого предложения и связных устных и письменных текстов.

Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Контроль и проверка знаний осуществляются в форме проверочных работ в течение четверти и итоговых контрольных работ (диктантов или тестов) в конце каждой четверти и в конце учебного года.

Межпредметные связи:

-чтение

-математика

-география

-биология

-история

Разделы курса:

1) Повторение. Звуки и буквы. Предложение.

2) Состав слова. Текст.

3) Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

4) Предложение. Текст.

5)Занимательная грамматика.

Основные формы работы с учащимися:

-фронтальная работа с привлечением наглядности, ИКТ, раздаточного дидактического материала

- задания по группам разного уровня сложности

-индивидуальный подход

Планируемые результаты (предполагаемые знания и умения учащихся).

Учащиеся должны уметь:

-различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме

-подбирать группы родственных слов (несложные случаи)

-проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова

-обозначать мягкость согласных буквой ь

-разбирать слово по составу (с помощью учителя)

-выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как часть речи

-строить простое распространённое предложение

-работать с деформированными предложениями

-пользоваться школьным орфографическим словарём

Учащиеся должны знать:

-алфавит

-способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова)

-правильное написание изученных словарных слов

Приложение 2

Содержание программы

     

Учебно-тематический план программы

«Русский язык»

 (5 ч/н x34=164 ч)

Наименование  тем

Кол-во часов

теория

практика

Всего

1

Повторение. Звуки и буквы. Текст.

15

2

Повторение. Предложение. Текст.

32

3

Состав слова. Текст.

32

4

Части речи. Текст.

52

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.        

5

Предложение. Текст.

9

6

Повторение.

7

7

Контроль и проверка знаний. Работа над ошибками.

8

8

Занимательная грамматика.

4

Итого:

164

Приложение 3

Тематическое планирование по предмету «Русский язык»

5а класс

на 2019-2020 учебный год

урока

Тема урока

Основные вопросы

Словарь

Наглядные пособия,

Оборудование

Обратная связь

Первая четверть - 40 часов

1

02.09.        

День знаний.

2

03.09.

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.

Формирование умения различать звуки и буквы на письме.

Орфограмма

- алфавит

Алфавит

Развитие фонематического слуха, концентрация внимания.

3

04.09.

Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.

Формирование умения различать гласные и согласные звуки и буквы.

Гласные. Согласные.

Буквы Ъ и Ь.

- пассажир

Плакаты, доска, карточки для звукобуквенного анализа.

Коррекция фонематического восприятия.

Раздаточный материал «Знаки препинания».

Наглядный материал к словарным словам.

4

05.09.

Твёрдые и мягкие согласные.

Формирование умения различать твердые и мягкие согласные.

- сентябрь

Плакат, доска, (пальцы на гортани…)

Коррекция фонематического слуха.

5

06.09.

Твёрдые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я.

Формирование умения обозначать мягкость согласных на письме гласными второго ряда и Ь

- хвастовство

Таблица твёрдости и мягкости согласных

Коррекция письменной речи.

      6

09.09.

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова

Формирование умения различать функцию Ь на письме

- область

Плакат «Мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова

Коррекция дисграфии.

7

10.09.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Формирование умения писать слова с разделительным Ь

- деревья

- Дарья

Упражнения и карточки-задания

Коррекция дисграфии

8

11.09.

День здоровья.

9

12.09.

Текст. Различие текста и не текста.

Формирование умения понимать смысловую связь между предложениями

- смысл

Дополнительные тексты и отдельные предложения.

Развитие языкового чутья.

10

13.09.

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слов.

Формирование умения применять алгоритм действий для проверки написания согласных на конце слов

- луК – луГ

Сомневаюсь – проверяю – пишу

Самопроверка, самоконтроль

Таблица твёрдости и мягкости согласных.

11

16.09.

Ударные и безударные гласные в слове.

Формирование умения различать ударные и безударные гласные.

Сомневаюсь. Проверяю. Пишу.

Предметные картинки.

Развитие внимания.

Коррекция фонематического слуха.

12-13

17.09. 18.09.

Проверка безударных гласных в слове.

Формирование умения использовать алгоритм действий для проверки безударной гласной.

Сомневаюсь. Проверяю. Пишу.

Таблица с алгоритмом проверки слов с безударной гласной.

Развитие внимания, мышления.

14

19.09.

Текст. Определение темы текста. Заголовок.

Формирование умения определять тему текста и придумывать заголовок к тексту.

Главный вопрос: о чем?

Примеры текстов на карточках.

Развитие связной речи.

15

20.09.

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

Закрепление навыка проверки безударных гласных в слове и звонких-глухих согласных в слове.

Орфограмма.

Таблицы по безударным гласным и звонким и глухим согласным.

Самоконтроль.

16

23.09.

Проверка знаний. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа по пройденным темам.

Словарные слова.

Таблицы по безударным гласным и звонким и глухим согласным.

Самопроверка.

17

24.09.

Контрольные вопросы и задания.

Проверка знаний.

Алфавит.

Плакат «Алфавит»..

Самоконтроль, самооценка.

18

25.09.

Предложение. Текст. Выделение предложения на письме.

Формирование умения находить предложение (по смыслу) на письме.

- точка

-граница (предложения)

Плакаты с темой «Предложение».

Деформированные предложения.

Развитие языкового чутья.

19-20

26.09.

27.09.

Выражение в предложении законченной мысли.

Формирование умения находить в предложении  смысл.

– мысль, смысл

Раздаточный материал «Предложение».

Развитие мышления.

21

30.09.

Распространение предложений. Подробная мысль.

Формирование умения находить в предложении основное (о чём?)

- береЗки

Раздаточный материал «Предложение».

Расширение словарного запаса.

22

01.10.

Составление текста по картинке. Признаки текста.

Формирование умения составлять текст по картинкам.

Точка

- заглавная буква

-смысл

Сюжетные картинки.

Расширение словарного запаса, развитие письменной речи.

23

02.10.

Границы предложения.

Практическая работа: деформированный текст.

- точка

- заглавная буква

Раздаточный материал: деформированные предложения.

Расширение словарного запаса.    Развитие внимания.

24-25

03.10.

04.10.

Порядок слов в предложении.

Формирование умения составлять предложения.

- интонация

- вопрос

Карточки с набором слов.

Развитие языкового чутья

26-27

07.10.

08.10.

Связь слов в предложении.

Формирование навыка  составления предложений.

- смысл

Раздаточный материал

Развитие языкового чутья

28

09.10.

Главные члены предложения. Сказуемое. Что обозначает сказуемое.

Формирование умения находить главные члены предложения и выделять сказуемое.

-действие

-предмет

Задания разной степени сложности на карточках.

Развитие внимания, мышления, памяти.

29

10.10.

Главные члены предложения. Сказуемое. Вопросы сказуемого.

Отработка умения находить по вопросам ГЧП и подчеркивать их.

вопрос: что делать?

 что сделать?

Раздаточный материал. Предметные картинки.

Развитие внимания, памяти.

Повышение грамотности.

30

11.10.

Главные члены предложения. Подлежащее. Что обозначает подлежащее.

Отработка умения находить по вопросам подлежащее и сказуемое

- одушевленный

- неодушевленный

Упражнения в учебнике

Развитие языкового чутья

31

14.10.

Главные члены предложения. Подлежащее.  Вопросы к подлежащему.

Закрепление умения находить в предложении главные члены.

Подлежащее (предмет).

Сказуемое (действие предмета).

Составление предложений с использованием словарных слов.

Развитие и воспитание культуры речи

32-33

15.10.

16.10.

Второстепенные члены предложения.

Формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения.

-речь

- красота.

Карточки с заданиями.

Развитие связной речи.

34-35

17.10.

18.10.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.

Формирование умения осмысленного прочтения и понимания написанного.

- пауза

Пособия и наглядные материалы по теме «Предложение. Текст».

Расширение словарного запаса.

36

21.10

Словарный диктант.

Словарный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение».

Словарные слова.

Предметные картинки словарных слов.

Самоконтроль.

37

22.10.

Подготовка к контрольной работе.

Закрепление знаний, умений и навыков по темам «Звуки и буквы», «Предложение».

Орфограмма.

Главные члены предложения.

Раздаточный материал разной степени сложности.

Самопроверка, самооценка.

38

23.10.

Контрольная работа за 1 четверть. Диктант.

 Контрольный диктант за 1 четверть.

Диктант.

Контрольные тетради.

Развитие аккуратного и ответственного отношения к работе.

39

24.10.

Работа над ошибками.

Фронтальная и индивидуальная работа над ошибками

- ошиБка

Образец выполнения работы над ошибками.

Самопроверка.

40

25.10.

Занимательная грамматика.

Закрепление умений по правописанию слов с пройденными орфограммами.

Орфограмма.

Таблицы пройденных орфограмм, занимательный материал.

Развитие памяти.

Коррекция дизорфографии, воспитание интереса и уважения к родному языку

Вторая четверть –  39 часов

1

05.11.

Проверка знаний. Самостоятельная работа.

Диктант слов и предложений с пройденными орфограммами.

Орфограмма.

Карточки с индивидуальными заданиями.

Развитие самоконтроля.

2

06.11.

Наблюдение за знаками препинания в предложении.

Формирование умения находить и выделять знаки препинания в предложении.

-запятая

- точка

-вопросительный знак

- тире

- восклицание

Таблица «Знаки препинания».

Развитие интонационной стороны речи.

3

7.11.

Повествовательные предложения.

Формирование умения находить повествовательные предложения в тексте.

- интонация

Примеры предложений на карточках.

Развитие связной речи.

4-5

08.11.

11.11.

Вопросительные предложения.

Формирование умения различать и правильно задавать вопрос на письме

-вопрос (вопросительный знак). Словарь: здравствуй, до свидания, благодарю.

Примеры предложений на карточках.

Развитие интонационной стороны речи.

6-7

12.11.

13.11.

Восклицательные предложения.

Формирование умения находить восклицательные  предложения в тексте.

-восклицание (восклицательный знак)

Примеры предложений на карточках.

Развитие интонационной стороны речи.

8

14.11.

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Формирование умения различать повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения в потоке речи.

-точка

-вопросительный знак

-восклицательный знак

Словарь: облако.

Тексты на карточках.

Развитие связной речи.

9-10

15.11.

18.11.

Предложение. Закрепление знаний.

Закрепление умений по выделению предложений в тексте.

Смысл. Границы предложений. Знаки препинания.

Словарь: каникулы.

Тексты на карточках.

Наблюдения в окружающем мире.

Коррекция связной речи.

11

19.11

Проверка знаний. Самостоятельная работа.

Самостоятельные выполнения заданий по пройденным темам.

Предложение.

Деформированные предложения. Задания разной степени сложности на карточках.

Развитие связной речи.

Самооценка.

12

20.11.

Проверка знаний. Контрольные вопросы и задания.

Контрольные вопросы и задания по теме «Предложение».

 Схема предложения.

Главные члены предложения.  Интонация.

Тестовые задания по теме «Предложение».

Самопроверка, самоконтроль.

13

21.11.

Состав слова. Текст. Признаки текста. Диалог.

Знакомство с темой «Состав слова». Диалог.

Текст. Диалог. Грамматика. Корень.

Примеры текстов с диалогом на карточках.

Развитие наблюдательности.

14-15

22.11.

25.11.

Корень и однокоренные слова.

Формирование умения   выделять однокоренные слова из группы слов.

Родственные (однокоренные) слова. Корень.

Карточки с однокоренными словами.

Расширение словарного запаса.

16

26.11

День здоровья.

17

27.11.

Общее и различия в значении однокоренных слов.

Формирование умения находить общее и различия у группы однокоренных слов.

Корень. Значение слова.

Однокоренные слова на карточках.

Расширение словарного запаса.

18

28.11.

Основное значение слова.

Формирование умения называть основное значение слова.

Словарь: граница, охрана.

Предметные картинки. Карточки с заданиями.

Повышение грамотности.

19-20

29.11

02.12

Включение однокоренных слов в предложения.

Формирование умения включать однокоренные слова в предложения.

Корень. Однокоренные слова. Смысл.

Примеры текстов на карточках.

Развитие связной речи.

21-22

03.12.

04.12.

Окончание – изменяемая часть слова.

Формирование умения находить и выделять окончание в слове.

Словосочетание.

Окончание.

Примеры словосочетаний на карточках.

Развитие внимания, мышления.

23

05.12.

Установление связи между словами с помощью окончания.

Формирование умения устанавливать связь между словами с помощью вопросов и окончаний.

Словосочетание – предложение. Вопрос – окончание.

Примеры словосочетаний и предложений на карточках.

Развитие внимания, мышления.

24

06.12.

Приставка как часть слова.

Формирование умения находить приставку в слове.

Часть слова. Приставка.

Карточки со словами.

Развитие внимания, мышления.

25-26

09.12.

10.12.

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

Формирование умения образовывать новые слова с помощью приставок.

Приставка. Новое значение слова.

Карточки со словами и приставками.

Расширение словарного запаса.

27-28

11.12.

12.12.

Приставка и предлог.

Формирование умения различать приставку и предлог на письме.

Приставка. Предлог.

Алгоритм действий по умению различать приставку и предлог на письме.

Развитие внимания, мышления.

29

13.12.

Суффикс как часть слова.

Формирование умения находить суффикс в слове.

Часть слова. Суффикс.

Карточки со словами.

Развитие внимания, мышления.

30

16.12.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса.

Формирование умения изменять значение слова в зависимости от суффикса.

Суффикс. Новое значение.

Карточки со словосочетаниями.

Развитие памяти, внимания, мышления.

31

17.12.

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.

Формирование умения изменять форму слова для проверки безударной гласной в корне.

Трудные орфограммы.

Ударение.

Дидактические пособия по теме «Безударные гласные».

Повышение грамотности.

32

18.12.

Единообразие написания гласных в корне однокоренных слов.

Наблюдение  гласных в корне однокоренных слов.

.

Однокоренные слова. Ударение

Карточки с однокоренными словами.

Развитие внимания, мышления.

33

19.12.

Слово – корень с ударной гласной.

Формирование умения находить слова с ударной гласной в группе однокоренных слов.

Однокоренные слова. Ударение.

Карточки с заданиями

Развитие фонематического слуха.

34

20.12.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

Формирование умения различать проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

Проверяемые слова (безударные гласные).

Проверочные слова (ударные гласные).

Словарь: север.

Карточки с однокоренным словами.

Самопроверка.

35

23.12.

Подготовка к контрольному диктанту.

Наблюдение  гласных в корне однокоренных слов.

Закрепление пройденных знаний, умения и навыков

Орфограмма.

Карточки с однокоренными словами.

Дидактические пособия по пройденным темам.

Развитие внимания, мышления.

Самооценка.

36

24.12.

Контрольный диктант за 2 четверть.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Орфограмма.

Контрольные тетради.

Самоконтроль.

   37

25.12

Работа над ошибками.

Фронтальная и индивидуальная работа над ошибками.

ОшиБка

Образец выполнения работы над ошибками

Самопроверка.

38

26.12.

Проверка безударных гласных в корне слова.

Формирование навыка проверки безударной гласной в корне.

Ударный гласный. Безударный гласный.

Алгоритм действий по проверке безударной гласной в корне.

Самопроверка.

39

27.12

Занимательная грамматика.

Закрепление пройденных знаний, умений и навыков в игровой форме.

Безударная гласная. Однокоренные слова.

Занимательный наглядный и дидактический материал.

Повышение интереса к родному языку.

III четверть – 48 часов

1

13.01.

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

Наблюдение за написанием парных звонких и глухих согласных в однокоренных словах.

Парные звонкие и глухие согласные.

Карточки со словами.

Развитие  наблюдательности.

2

14.01.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.

Наблюдение за единообразным написанием однокоренных слов со звонкими и глухими согласными в корне.

Корень. Однокоренные слова.

Карточки с однокоренными словами.

Развитие внимания, наблюдательности.

3

15.01.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Формирование умения проверять парные звонкие и глухие согласные в корне.

Проверочное слова.

Проверяемое слово.

Алгоритм проверки на карточках.

Развитие внимания, мышления.

Повышение грамотности.

4

16.01.

Проверяемые гласные и согласные в корне.

Закрепление навыка проверки гласных и согласных в корне.

Сомнительные гласные и согласные.

Проверочные слова.

Карточки с заданиями.

Развитие внимания, мышления. Повышение грамотности.

5

17.01.

Непроверяемые написания в корне.

Наблюдение за непроверяемыми гласными и согласными в корне.

Словарные слова.

Наглядный материал к словарным словам.

Развитие внимания, памяти.

6

20.01.

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.

Тренировочные упражнения по единообразному написанию корня в группе однокоренных слов.

Непроверяемые гласные и согласные.

Словарные слова. Карточки с заданиями.

Развитие памяти, внимания.

Коррекция дизорфографии.

7

21.01.

Состав слова. Закрепление знаний.

Закрепление знаний, умений и навыков по теме «Состав слова».

Пропущенные орфограммы. Словарь: библиотека.

Карточки со словами.

Развитие фонематического слуха.

Коррекция внимания, памяти.

8

22.01.

Проверка знаний. Самостоятельная работа.

Самостоятельное выполнение заданий по теме «Состав слова».

Орфограмма. Проверочное слово.

Алгоритм проверки безударных гласных в корне и звонких-глухих согласных.

Повышение самооценки.

9

23.01.

Контрольные вопросы и задания.

Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова».

Состав слова. Однокоренные слова.

Орфограммы.

Тесты с вопросами и карточки с заданиями разного уровня сложности.

Развитие внимания, памяти.

Повышение грамотности.

Самоконтроль.

10

24.01.

Части речи. Текст. Признаки текста.

Знакомство со Словом (словами разных частей речи в тексте).

Слово. Грамматика.

Раздаточный наглядный материал по теме «Части речи». Тексты на карточках.

Наблюдения в окружающем мире.

11

27.01.

Названия предметов, действий, признаков.

Формирование умения находить названия предметов, действий и признаков.

Предмет. Действие предмета. Признак предмета.

Раздаточный материал по частям речи.

Развитие внимания, мышления.

12

28.01.

Понятие о частях речи. Существительное.

Имя существительное как часть речи. Формирование умения выделять имя существительное в потоке речи.

Части речи.

Имя существительное.

Предметные картинки.

Наблюдения в окружающем мире.

13

29.01.

Существительное. Словосочетания с существительным.  

Наблюдения за словосочетаниями с существительным.

Словосочетание.

Словосочетания с существительными на карточках.

Развитие наблюдательности.

14

30.01

Глагол. Словосочетания с глаголом.

Наблюдения за словосочетаниями с глаголом.

Словосочетание.

Словосочетания с глаголами на карточках.

Развитие памяти.

15

31.01.

Прилагательное. Словосочетание с прилагательным.

Наблюдения за словосочетаниями с прилагательными.

Словосочетание.

Словосочетания с прилагательными на карточках.

Развитие наблюдательности.

16-17

03.02.

04.02.

Различение частей речи по вопросам и значению.

Формирование умения различать части речи по вопросам и значению.

Словарь: забота.

Плакат «Части речи».

Развитие внимания, памяти, мышления.

18

05.02.

Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

Формирование умения употреблять разные части речи в предложении и тексте.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Карточки с заданиями и текстами.

Развитие связной речи.

19-20

06.02.

07.02.

Контрольные вопросы и задания.

 Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи. Текст».

Слово. Части речи.

Плакат «Части речи».

Тесты разного уровня сложности.

Самопроверка.

21

10.02.

Имя существительное как часть речи.

Знакомство с именем существительным.

Названия предметов.

Кто? Что?

Карточки с заданиями.

Развитие внимания, мышления.

Расширение словарного запаса.

22

11.02.

Значение существительных в речи.

Формирование умения выделять существительные в потоке речи.

Значение предметности.

Предметные и сюжетные картинки.

Развитие наблюдательности.

23

12.02.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Формирование умения различать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Одушевлённые.

Неодушевлённые.

Предметные картинки.

Наблюдения в окружающем мире.

24

13.02.

Собственные и нарицательные существительные.

Формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные.

Словарные слова – столица.

Карточки с заданиями.

Расширение активного словаря.

25

14.02.

Правописание имён собственных.

Правописание собственных и нарицательных имён существительных.

Словарные слова – космос.

Карточки с заданиями.

Коррекция дизорфографии.

26

17.02.

Текст. Тема и основная мысль текста.

Формирование умения выделять тему в тексте и основную мысль.

Тема. Основная мысль текста.

Карточки с текстами.

Развитие связной письменной речи.

27

18.02.

Понятие о единственном и множественном числе.

Знакомство с единственным и множественным числом существительного.

Один предмет – единственное число.

Много предметов – множественное число.

Предметные картинки.

Наблюдения в окружающем мире.

28

19.02.

Употребление существительных в единственном и множественном числе.

Формирование умения употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Словарь: ботинки.

Карточки со словами.

Развитие внимания, мышления.

29

20.02.

Изменение существительных по числам.

Формирование умения изменять существительные по числам.

Словосочетание.

Карточки со словосочетаниями.

Развитие внимания, памяти.

30

21.02

День здоровья.

31

25.02.

Знакомство с понятием рода.

Знакомство с понятием рода у имен существительных.

Он мой. Она моя. Оно моё.

Плакат «Род имен существительных».

Развитие внимания, мышления.

32

26.02.

Существительные мужского рода.

Формирование умения определять мужской род существительных.

Он мой.

 Словарь: герой.

Карточки с заданиями.

Развитие памяти.

Повышение грамотности.

33

27.02

Существительные женского рода.

Формирование умения определять женский род существительных.  

Она моя.

Карточки с заданиями.

Развитие внимания, памяти.

34

28.02

Существительные среднего рода.

Формирование умения определять средний род существительных.

Оно моё.

Карточки с заданиями.

Развитие фонематического слуха.

Коррекция дисграфии.

35

02.03.

Различение существительных по родам.

Формирование умения различать существительные по родам.

Мужской, женский и средний род.

Плакат «Род имен существительных».

 Самооценка.

36

03.03.

Существительное. Закрепление знаний.

Задания для самостоятельной работы по теме «Имя существительное».

Диктант словосочетаний и предложений по пройденной теме «Имя существительное».

Собственные и н нарицательные. Одушевлённые и неодушевлённые.

Словарь: адрес, конверт.

Разноуровневые задания по теме «Имя существительное».

Самоконтроль.

37

04.03.

 Контрольные вопросы и задания.

Контрольный тест по теме «Имя существительное».  

Имя существительное как часть речи.. Признаки существительного.

Плакат «Части речи».

Контрольные вопросы и задания разного уровня сложности.

Самоконтроль.

38-39

05.03.

06.03

Имя прилагательное как часть речи. Названия признаков предметов и вопросы к ним.

Знакомство с частью речи – имя прилагательное.  

Признак предмета.

Плакат «Части речи».

Наблюдения в окружающем мире.

40

10.03.

Значение прилагательных в речи.

Формирование умения находить признаки предметов в речи.

Прилагательное. Признак предмета.

Предметные и сюжетные картинки.

Развитие наблюдательности.

41

11.03.

Различение признаков, обозначаемых прилагательными.

Формирование умения различать прилагательные по признакам.

Словарь: огромный.

Предметные картинки.

Развитие наблюдательности.

42

12.03

Зависимость рода прилагательных от рода существительных.

Наблюдения за зависимостью рода прилагательного от рода существительного.

Словосочетание.

Карточки со словосочетаниями.

Развитие внимания, мышления.  

43

13.03.

Окончания прилагательных мужского рода.

Наблюдения за окончаниями прилагательных мужского рода.

Какой?

Словарные слова – телефон, телевизор.

Таблица окончаний прилагательных.

Развитие внимания, мышления.

44

16.03.

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода.

Наблюдения за окончаниями прилагательных женского рода и среднего рода.

Какая? Какое?

Таблица окончаний прилагательных.

Развитие памяти, внимания, мышления.

45

17.03.

Подготовка к контрольной работе.

Тренировочные упражнения по пройденным темам.

Карточки с заданиями разного уровня сложности.

Самопроверка.

Самооценка.

46

18.03.

Контрольный диктант за 3 четверть.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Орфограмма. Части речи.

Контрольные тетради.

Самоконтроль.

47

19.03.

Работа над ошибками.

Фронтальная и индивидуальная работа над ошибками.

Ошибка.

Задания на карточках.

Развитие памяти.

Повышение  грамотности.

48

20.03.

Занимательная грамматика.

Занимательные упражнения и задания по пройденным темам.

Словарные слова.

Ребусы, кроссворды, шарады.

Воспитание интереса к родному языку.

4 четверть – 37 ч

1

30.03.

Окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.

Формирование умения различать окончания прилагательных по вопросам.

Окончания прилагательных.

Таблица окончаний прилагательных.

Развитие наблюдательности.

2

31.03

Изменение прилагательных по родам.

Формирование умения изменять прилагательные по родам.

Род существительного = род прилагательного.

Предметные и сюжетные картинки.

Развитие внимания и мышления.

3

01.04.

Прилагательное. Закрепление знаний.

Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».

Признак предмета. Грамматические признаки.

Плакат «Имя прилагательное».

Самопроверка.

4-5

02.04.

03.04.

Контрольные вопросы и задания.

Контрольные вопросы и задания по теме «Имя прилагательное».

Предмет. Признак предмета.

Словосочетание.

Карточки с заданиями разного уровня сложности.

Самоконтроль.

6

06.04.

Глагол как часть речи. Названия действий и вопросы к ним.

Знакомство с частью речи – глагол.

Названия действий.

Глагол.

Сюжетные картинки.

Развитие наблюдательности.

7

07.04.

Значение глаголов в речи.

Формирование умения находить значение глагола по действию предмета.

Глагол.

Действие предмета.

Словосочетания существительных с глаголами на карточках.

Наблюдения в окружающем мире.

8

08.04.

Различение действий, обозначаемых глаголами..

Формирование умения различать действия глаголов по их принадлежности.

Движение. Речь. Поступки. Трудовые процессы.

Карточки со словосочетаниями.

Сюжетные картинки.

Развитие устной и письменной речи.

9

09.04.

Настоящее время глаголов.

Наблюдения за глаголами настоящего времени.

Время глагола.

Дидактический и наглядный материал по теме «Глагол».

Развитие внимания.

10

10.04.

Прошедшее время глаголов.

Наблюдения за глаголами прошедшего времени.

Время глагола.

Дидактический и наглядный материал по теме «Глагол».

Развитие мышления.

     11

13.04.

Будущее время глагола.

Наблюдения за глаголами будущего времени.

Время глагола

Дидактический и наглядный материал по теме «Глагол

Развитие памяти.

12

14.04.

Различение глаголов по временам.

Формирование умения различать глаголы по временам.

Настоящее, прошедшее и будущее время.

Карточки с заданиями.

Развитие наблюдательности.

13

15.04.

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

Формирование умения подтверждать основную мысль текста фактами (примерами).

Текст. Основная мысль. Факты.

Неоконченные и деформированные тексты.

Развитие связной речи.

14-15

16.04.

17.04

Глагол. Закрепление знаний.

Закрепление знаний по теме «Глагол».

Действие предмета. Время глагола.

Плакат по теме «Глагол».

Самопроверка.

16

20.04.

 Контрольные вопросы и задания.

Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол».

Глагол. Действие предмета.

Задания разного уровня сложности на карточках.

Самоконтроль.

17

21.04.

Главные члены предложения.

Знакомство с главными членами предложения.

Подлежащее. Сказуемое.

Словарь: лестница.

Раздаточный и наглядный материал.

Коррекция мышления.

18

22.04.

Второстепенные члены предложения.

Знакомство с второстепенными членами предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Карточки с предложениями.

Коррекция внимания.

19

23.04.

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам.

Формирование умения ставить вопросы от главных членов предложения к второстепенным членам.

Члены предложения.

Карточки с предложениями.

Развитие мышления.

20

24.04.

Различение распространённых и нераспространённых предложений.

Формирование навыка различать распространённые и нераспространённые предложения.

Нераспространённое предложение.

Распространённое предложение.

Сюжетные картинки.

Развитие связной речи.

21

27.04.

Распространение предложений.

Формирование умения распространять предложения с помощью вопросов.

Словарь: победа.

Сюжетные картинки.

Развитие связной речи.

22

28.04.

Знакомство с однородными членами.

Знакомство с однородными членами предложения.

Интонация перечисления.

Плакат «Однородные члены предложения».

Коррекция интонационной стороны речи.

23

29.04

Дополнение предложения однородными членами.

Формирование умения дополнять предложения однородными членами.

Словарь: однажды.

Карточки с предложениями.

Развитие связной речи.

24

30.04

День здоровья.

25

06.05

.

Предложение. Закрепление знаний.

Закрепление знаний по теме «Предложение».

Словарь: шёл.

Деформированные тексты на карточках.

Развитие связной речи.

26

07.05.

 Повторение. Состав слова.

Повторение изученного по теме «Состав слова».

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Карточки с заданиями

Самопроверка.

27

08.05

Повторение. Имя существительное.

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Орфограмма.

Имена собственные.

Род и число существительных.

Сюжетные картинки. Задания на карточках.

Наблюдения в окружающем мире.

28

12.05.

Подготовка к контрольной работе

Подготовка к контрольной работе за 4 четверть.

Состав слова. Части речи.

Плакаты «Состав слова» и «Части речи».

Самопроверка.

29

13.05.

Контрольная работа за 4 четверть.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Диктант. Орфограмма.

Контрольные тетради.

Самоконтроль.

30

14.05.

Повторение. Прилагательное.

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Признак предмета.

Согласование с существительным.

Задания на карточках.

Наблюдения в окружающем мире.

31

15.05.

Повторение. Глагол

Повторение изученного по теме «Глагол».

Действие предмета.

Задания на карточках.

Наблюдения в окружающем мире.

32

18.05.

 Подготовка к контрольному диктанту за год.

Подготовительные упражнения.

Словарные слова. Орфограммы.

Задания разного уровня сложности на карточках.

Самопроверка.

33

19.05.

Годовой диктант.

Написание годового диктанта

Диктант.

Таблицы пройденных орфограмм.

 Социализация.

34-36

20.05.

21.05.

22.05

Повторение. Предложение. Текст.

Повторение изученного по темам «Предложение. Текст».

Текст. Предложение.

Предложения и тексты на карточках.

Самопроверка.

37

25.05.

Занимательная грамматика.

Занимательные вопросы и задания по русскому языку.

Занимательный. Увлекательный. Интересный.

Ребусы. Шарады. Кроссворды. Пиктограммы.

Воспитание интереса к предмету «Русский язык».

Развитие любознательности.

Методическая литература 

(по предмету «Русский язык»)

5 класс

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 1999.
  2. Аксёнова А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / А.К. Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.
  3.  Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в V-IX классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под ред. З.Н.Смирновой. М., «Просвещение», 1978, 208с.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336с.
  5. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно- методическое пособие/Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб.:КАРО, 2009. – 208с. – (серия «Коррекционная педагогика»).
  6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.: ил. (Коррекционная педагогика).
  7. Леонович Е.Н. Учимся говорить и писать. – М.: Диктат, 1993.
  8. Леонович Е.Н. В мире языка и речи. – М.: Диктат, 1993.
  9. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб.1. – 232с.
  10. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/ И.Н.Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА, 2011. – 279с.: ил. – (Специальная коррекционная педагогика).
  11. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии».
  12. Журнал «Дефектология».
  13. Журнал «Коррекционная педагогика».

Список учебников и учебных пособий

(по предмету «Русский язык»)

5 класс

  1. Баханьков А.Е. и др. Толковый словарь русского языка / А.Е.Баханьков, И.М. Гайдукевич, П.П.Шуба.- М.: Парадокс, 1998. – 416с.
  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
  3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
  4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
  5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
  6. Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку: тетрадь для учащихся спец. (коррекц.) общеобр. учреждений VIII вида/ И.В.Веркеенко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 96с.
  7. Волина В.В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-96с.
  8. Козырева О.А. Читай! Размышляй! Пиши! : карт.- задания по рус.яз., чтению и развитию речи.  / О.А.Козырева, К.А.Кутакова. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2006. -95с.
  9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Аквариум, 1997., 272с.
  10. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь для учащихся средней школы. М. – «Просвещение», 1973.

12.Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова.–М.: Просвещение, 2014. – 223с.

13.Плакаты «Части речи», «Склонение имён существительных», «Склонение имён прилагательных», «Спряжение глаголов», «Состав слова», «Главные и второстепенные члены предложения», «Однородные члены предложения» и др.

14.Наглядный и иллюстративный материал к изучению словарных слов.

15.Дидактический и раздаточный материал по грамматике.

16.Иллюстрации русских художников к урокам развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Русский язык как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базо...