Кимы по русскому языку 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Саитова Гульнара Вагизовна
Кимы по русскому языку 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kimy_6_kl._rus._yaz.docx52.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Оценочные и методические материалы

Контрольный диктант по теме

«Повторение изученного в 5 классе»

           В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

           За деревней расстилаются широкие поля.  По узкой тропинке направляемся к дальней роще. Здесь много грибов. Из-под листика виднеется розовая шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу и далеко раздаются их звонкие голоса.

            Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Оранжевые лисички! Целая семейка разрослась у дрожащей осинки. И они попадают в мою корзину.

            День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц.  Они готовятся к отлету на юг. (110 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Выписать слова с чередующейся гласной в корне (из 1-2 абзацев).
  2. Выписать слова с проверяемой  гласной в корне (из 1-2 абзацев).
  3. Синтаксический разбор предложения  Ребята расходятся по лесу и далеко раздаются их звонкие голоса.
  4. Морфологический разбор слова  расходятся.

Вариант 2

  1. Выписать слова с чередующейся гласной в корне (из 3-4 абзацев).
  2. Выписать слова с проверяемой  гласной в корне (из 3-4 абзацев).
  3. Синтаксический разбор предложения  День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца.
  4. Морфологический разбор слова  освещают.

Контрольный диктант с лексическим заданием.

Утром.

     Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

     Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далекого леса.

     На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

     На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наешься пахучих ягод.

     Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли. Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

Дополнительные задания.

  1. Разберите по составу слова:   горизонт, расстилался, блестящую, растут, заросли, забираешься.
  2. Выписать слова, сочетания слов в переносном значении.
  3. Слово далекого (леса) употребить в переносном значении, согласовав с существительным по смыслу.
  4. К прилагательным густые (заросли), легкий (ветерок), медленное (течение) подобрать антонимы и синонимы.

Подобрать ряд синонимов к словам восторг, верхушка

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

      На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
      Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
      Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны.

      Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

Грамматическое задание

  1. Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов придорожные (1 вариант),  дорожкой (2 вариант).
  2. Найти и выписать из текста слова с чередованием в корне, обозначить орфограмму.
  3. Выписать слова с приставками пре-, при- и объяснить графически  правописание слов.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

      Русская зима.

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
      Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
      Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Сделать синтаксический разбор предложений, составить схему: Вот прилетела большая сова и подала голос.    Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки .

2. Морфологический разбор слов:  шубкой .

3. Выписать слова с чередующейся гласной в корне, обозначить орфограмму.

Вариант 2

  1. Сделать синтаксический разбор предложений, составить схему. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Отдыхает земля, набирает силу.
  2. Морфологический разбор слова  по дереву.
  3. Выписать слова с чередующейся гласной в корне, обозначить орфограмму.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. (119 слов)

Грамматическое задание

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический разбор слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный разбор слов:

      1 вариант – камышовые;

      2 вариант – серебряные.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (113 слов)

Грамматическое задание

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический разбор слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный разбор слов:

      1 вариант – белоснежные;

      2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольный диктант  по теме "Местоимение"

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

      Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов)

Грамматическое задание

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

 3) Произведите морфологический разбор слов:

      1 вариант – что-то;

      2 вариант – никакие.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и последнего (2 вариант)  предложений.

Контрольный диктант по теме "Глагол"

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
      Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится. (По
Л. Толстому)

Грамматическое задание

1) Озаглавьте текст.

2)  Произведите морфологический разбор слов:

      1 вариант – поймали бы, светлеет;

      2 вариант – ходил бы, боится.

3) Составьте схему 5 предложения первого абзаца (1 вариант); 1 предложения 2 абзаца (2 вариант).

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

Часть1

А1. Какая из данных пар слов не является антонимами?

  1. сходство — различие
  2. дружественный — враждебный
  3. восход — закат
  4. храбрый — смелый

A2. Значение какого фразеологизма объяснено неверно?

  1. брать быка за рога — бесстрашно брать быка за рога
  2. обводить вокруг пальца — ловко обманывать
  3. без мыла в душу лезть — лестью, хитростью добиваться чьего-либо расположения
  4. белая ворона — о человеке, который отличается от окружающих

А3. Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.

  1. Китайская стена простирается почти на тысячу километров.
  2. Он бросил перчатку в сидящего на столе кота, но тот не сдвинулся с места.
  3. Дедушка решил тряхнуть стариной и пустился в пляс.
  4. Собака мчалась, высунув язык, стараясь догнать машину.

А4. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?

  1. (речи) торжестве..ы— в кратком прилагательном пишется столько н, сколько в полной форме — торжественный
  2. одеж..нка— после шипящих под ударением в суффиксах существительного пишется о
  3. заг..рать — в безударном положении в корне пишется гор-
  4. (они) кле..т — окончание -ют, так как глагол отвечает на вопрос что   делают?

А5. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?
А.дост..влять
Б. расст..лить
В. предл..жить
Г. ут..шать
1) Б, Г                        2) А, В                        3)А,Г                        4) Б, В

А6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

А. рассматр..вал,   на лекци..,   в   планетари.., увид..м, закле..л

Б. провер..т, брезж..т, овраж..к, на окраин.., деревн..
В. дыш..шь, ларч..к, постро..л, высп..шься, о семен..

Г. на   нижн..й    ступен..,    посе..л,    расспраш..вал, со  времен..м
1) В,Г                        2) A,B                        3) Б,Г                4) А, Г

А7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?
А.утеш..ся, горяч.., лис..ей шубы, гон..щик

Б. вееш.., пустош.., пил..щик, назнач..те

В. подреж..те, похож.., сокровищ.., тиш..

Г. не тревож..ся, спряч..ся, июл..ский, в рыбач..ем посёлке

1) А,Б        2) Б, В        3) Б,Г        4) А, В

А8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е'

А. пр..небречь, пр..дание, пр..образовать

Б. пр..одолеть, пр..мерзкий, непр..менно

В. пр..обретение, пр..подавать, пр..готовить

Г. непр..ступный, пр..тащить, пр..украсить

1) А,Б        2) Б, В        3)В,Г        4) А, Г

А9.    В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется одна буква н?

A.лебеди..ный, путеши..ный, карти..ный
Б. ю..ный, песча..ный, кожа..ный

B.овся..ная, ветре..ый день, глиня..ный

Г. были..ный,   произведение бесце..но,   клюкве..ный
1) А,Б        2) Б,В        3) В,Г        4) А, Г

А10.    В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A.(сине) глазый, (свето) чувствительный, (широко) плечий
Б. (кто) нибудь, (темно) синий, (северо) западный

B. (ярко) красный, (кем) то, (чешско) русский

Г. (бело) головый, (черно) бровый, (пяти) томный
1) Б,Г        2) Б, В        3) А, Б        4) В, Г

А11.    В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?

  1. Вспомн..те ваши любимые стихи.
  2. Когда  вы   их   вспомн..те,   то   прочитайте друзьям.
  3. Выйд..те из класса!
  4. Когда   вышл..те   мне   книги,   сообщите   об этом.

А12.   Со всеми словами какого ряда не пишется слитно?

  1. (не) участвовать; сказать (не) правду
  2. (не) хотел; (не) громкое чтение
  3. (не) неприступная крепость; (не) глубокий, а рыбный пруд
  4. (не) внимание, а рассеянность; (не) высокий дом

А13.    Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. С крыши стаивают последние капли, и по мостовым бегут шумные ручьи.
  2. Под дуновением ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.
  3. Вспышка света померкла на горизонте и стало темно.
  4. Он неожиданно произнёс: «Я где-то видел вас раньше».

А14.    Найдите  ошибку   в  характеристике морфологических признаков данных слов.

  1. (в) каждой (книге) — местоим., начальная форма — каждый, опред., Пр. пад., ед. ч.
  2. тёплого (дня) — прилаг., начальная форма — тёплый, качеств., в полн. форме, Род. пад., ед. ч., муж. р.
  3. (воздух) прохладен — прилаг., начальная форма — прохладный, качеств., в крат, форме, ед. ч., муж. р.
  4. прочитайте — глаг., начальная форма — прочитать, сов. в., перех.,Iспр., повел, накл., мн. ч., буд. вр., 2-е л.

Часть2

Прочитайте текст и выполните задания.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или берёзы. Я разбивал лёд, доставал замёрзшие листья и приносил их домой.

  1. Определите стиль речи.
  1. художественный
  2. научный
  3. официально-деловой
  4. разговорный
  1. Определите тип речи.
  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  1. , характерными для человека)
  2. эпитеты (определения, которые не только подчёркивают свойство предмета, но образно рисуют его, придают ему особую выразительность)
  1. Найдите  ошибку   в  синтаксическом  разборе   второго предложения.
  1. грамматическая основа предложения — пузырьки виднелись
  2. (видел) по утрам — обстоятельство времени
  3. (видел) под коркой — дополнение
  4. под стеклянной (коркой) — определение.

Вариант 2

  1. Какая из данных пар слов не является антонимами?
  1. положительный — отрицательный
  2. поощрение — наказывать
  3. серьёзный — легкомысленный
  4. естественный — искусственный
  1. Значение какого фразеологизма объяснено неверно?
  1. бить баклуши — бездельничать
  2. битый час — довольно долго
  3. белены объелся — обезумел, перестал соображать
  4. втирать очки — хорошо протереть очки
  1. Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.
  1. Лекарство надо пить через час после еды по чайной ложке.
  2. Внезапно между небом и землёй пронеслась стайка ласточек.
  3. От этого известия он почувствовал себя на седьмом небе.
  4. Первая скрипка, которую подарили в детстве родители, принесла ему столько радости.
  1. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?
  1. глуби..ый— прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса -ин- пишется с одной буквой н
  2. они хвал..т — в окончании глагола II спряжения пишется -ят
  3. пр..бить— приставка при-обозначает «присоединение»
  4. закле..л — в прошедшем времени глагола перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме — заклеить
  1. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?

A. препод..ватель
Б. р..стение

B. объ..снить
Г. прик..сание

1) А, Б                        2) В, Г                        3) А, В                        4) Б, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

A. стон..т,   на   выставк..,   в   музе..,   ед..шь, плюш..вый

Б. постел..шь,  рассматр..вал,  от времен..,  завис..л, ищ..шь

B. человеч..к, повел..вать, звоноч..к, пальц..в, обид..л

Г.  в отзыв..,  о произведени..,  горош..к,  в колюч..м взгляд..
1) А, Б                        2) А, В                3) Б, Г                        4) В, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

A. измаж..те,    пахуч..,    училищ..,    заяч..ий хвост

Б. подреж..те, стереч.., слышиш.., дрож..

B. обнаруж..те, тягуч.., возле дач.., мощ..ный
Г. намаж..ся,   носил..щик,   заяч..е  семейство, декабр..ский
1) А, Б                        2) Б, В                        3) Б, Г                        4) А, В

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

A.пр..школьный, пр..милый, пр..одолеть

Б. непр..ступный, пр..волжский, пр..рисовать

B. пр..купить, пр..чуда, пр..чина

Г. пр..пятствие, пр..думать, пр..гласить
1) А, Б                        2) Б, В                        3) В, Г                        4) А, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова,  где пишется одна буква н?

A. масля..ная   краска,   ветре..ный   день,   багря..ный

Б. пчели..ный, урага..ный, жизне..ный

B. ледя..ной, книга интерес..а, тополи..ный
Г. недюжи..ный, качестве..ный, дли..ный

1) Б, В                        2) В, Г                        3) А, В                        4) Б, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A. что (нибудь), (зелено) глазый, (средне) вековый
Б. (кое) что, (бледно) голубой, чем (либо)

B. багрово (красный), (красно) носый, (древне) римский

Г.  (юго)    восточный,    (русско)    французский, о чём (то)
1) А, Б                        2) Б, Г                        3) В, Г                                4) А, Г.

  1. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?
  1. Вынес..те из класса лишние стулья.
  2. Когда вынес..те, мы начнём заниматься.
  3. Вышл..те посылкой мои книги.
  4. Выбер..те тему для сочинения.
  1. Со всеми словами какого ряда не пишется раздельно?
  1. (не) боялся; (не) большие просветы
  2. (не) знакомец; (не) подвижная вода
  3. (не) правда, а ложь; вовсе (не) трудная задача
  4. (не) спутаешь; явная (не) приязнь
  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
  1. Язык народа — его ум и мудрость.
  2. Он увлекательно рассказывал о возникновении и исчезновении больших городов в Азии.
  3. Обрывистый берег убегал назад, и горы словно надвигались на нас.
  4. Солнце всё ниже опускалось к горизонту и в лесу становилось темно.
  1. Найдите   ошибку   в   характеристике   морфологических признаков данных слов.
  1. (в) осеннюю (непогоду) — прилаг., начальная форма — осенняя, относит., Вин. пад., ед. ч., жен. р.
  2. смеркалось — глаг., начальная форма — смеркаться, в безл. знач., несов. в., неперех.,Iспр., в изъяв, накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.
  3. бабушкиных (рассказов) — прилаг., начальная форма — бабушкин, притяж., Род. пад., мн. ч.
  4. под — предлог

Часть 2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

   Вторые сутки мы были в море. На рассвете первой ночи мы встретили густой туман. Он закрыл горизонт, медленно рос вокруг нас и наконец задымил мачты, палубу. Но к вечеру второго дня космы тумана, как живые, расползлись по пароходу.

  1. Определите стиль речи.
  1. художественный
  2. научный
  3. официально-деловой
  4. разговорный
  1. Определите тип речи.
  1. повествование
  2. описание

3)    рассуждение

  1. Найдите ошибку в характеристике третьего предложения.
  1. повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено двумя однородными сказуемыми
  2. он – подлежащее
  3. (закрыл) горизонт – прямое дополнение
  4. (рос) медленно— обстоятельство образа действия

        

Фамилия _____________ имя ________________ класс ___________ вариант_________

БЛАНК ОТВЕТОВ

        Часть 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

2

3

4

А11

А12

А13

А14

1

2

3

4

ЗАМЕНА ОШИБОЧНЫХ ОТВЕТОВ

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

1

2

3

4

        Часть 2

В1

В2

В3

1

2

3

4

ЗАМЕНА ОШИБОЧНЫХ ОТВЕТОВ

В

В

В

В

В

1

2

3

4

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1

        Часть 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

+

+

2

+

+

+

3

+

+

+

4

+

+

А11

А12

А13

А14

1

2

3

+

+

4

+

+

        Часть 2

В1

В2

В3

1

+

+

2

3

4

+

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 2

        Часть 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

А11

А12

А13

А14

1

+

2

+

3

+

4

+

        Часть 2

В1

В2

В3

1

+

+

2

3

+

4

Максимальный балл за всю работу – 17 баллов.

Шкала перевода в пятибалльную систему.

               «2»

              «3»

              «4»

         «5»

0 – 8 баллов

9 – 11 баллов

12 – 14 баллов

15 – 17 баллов

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка диктантов

Вид

диктанта

оценка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая  или 1 негрубая пунктуационная ошибка.

2орф. - 2  пункт.

или

1орф.- 3 пункт.

или

0орф. – 4 пункт.

*при  3орф. ошибках,  если  среди   них есть однотипные.

4орф. - 4 пункт.

или

3орф. -  5 пункт.

или

0 орф. - 7 пункт.

*в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт.

*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются  однотипные и негрубые ошибки.

7орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9  пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)   в переносе слов;

2)   на правила, которые не включены в школьную программу;

3)   на еще не изученные правила;

4)   в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)  в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1)  в исключениях из правил;

2) в   написании   большой   буквы   в   составных   собственных наименованиях;

3)в  случаях слитного и  раздельного написания  приставок в  наречиях,  образованных  от  существительных  с   предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4)  в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5)   в собственных именах нерусского происхождения;

6)   в  случаях,   когда   вместо  одного  знака   препинания   поставлен другой;

7)в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая   следующая   подобная   ошибка   учитывается   самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания  на верное)   оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В  комплексной  контрольной  работе, состоящей  из  диктанта  и  дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,  грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного  задания.

Примечание.Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Критерии оценивания  тестовых  работ

по русскому языку

Система оценивания тестовой работы

За верное выполнение каждого задания работы обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале:

80% от максимальной суммы баллов - «5»;

60 – 80% - оценка «4»;

40 -60 - оценка «3»;

0 -40% - оценка «2».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и  изложения основные формы проверки умения правильно   и  последовательно  излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения1

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы

1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства  в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.              

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание   сочинения   и   изложения   оценивается   по   следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной

мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,  пунктуационных  и  грамматических.

оценка

Основные критерии оценки

содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание    излагается    последовательно. 4.  Работа    отличается    богатством    словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.  Достигнуто   стилевое   единство   и   выразительность текста.

В  целом  в  работе  допускается  1  недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме   (имеются  незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются  незначительные  нарушения   последовательности   в   изложении мыслей.

4. Лексический  и  грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается единством и   достаточной   выразительностью.

 В целом в  работе  допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические    и    2 пунктуационные ошибки, или  

1  орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,    или    

4    пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2   грамматические   ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа   достоверна   в   главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены   отдельные   нарушения  последовательности  изложения.

4. Беден  словарь,   и  однообразны употребляемые синтаксические конструкции,    встречается    неправильное словоупотребление.

5. Стиль   работы    не   отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом  в работе допускается не более  4   недочетов  в  содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические   и   4 пунктуационные ошибки,    

или    

3  орфографические  ошибки   и   5   пунктуационных ошибок,

или

7 пунктуационных    при    отсутствии орфографических ошибок  

 (в 5 классе - 5  орфографических ошибок  и  4  пунктуационные   ошибки),    а   также 4   грамматические   ошибки

«2»

1. Работа   не  соответствует   теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения   мыслей  во всех частях работы,  отсутствует    связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне  беден   словарь,   работа написана    короткими    однотипными предложениями   со  слабо  выраженной связью между ними, часты случаи   неправильного   словоупотребления.

5. Нарушено  стилевое  единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орфографических и 7   пунктуационных ошибок,    или    

6 орфографических и  8   пунктуационных ошибок,    или    

5  орфографических  и  9    пунктуационных ошибок,    или    

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,   я  также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочетов  в  содержании  и  более 7  речевых недочетов.

Имеется   болев  7  орфографических,   7   пунктуационных  и   7   грамматических   ошибок.

Примечания.

1.   При  оценке   сочинения   необходимо   учитывать   самостоятельность,   оригинальность замысла  ученического сочинения, уровень  его композиционного и речевого   оформления.   Наличие   оригинального   замысла,   его   хорошая   реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.   Если  объем  сочинения  в  полтора-два  раза   больше  указанного  в   настоящих  нормах,  то  при  оценке  работы  следует  исходить  из  нормативов,  увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например,  при  оценке  грамотности  «4» ставится  при  3  орфографических,  2  пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3»  ставится  при  соотношениях:  6—4—4,  4—6—4,  4—4—6.  При  выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.   Первая   оценка   (за   содержание   и   речь)   не   может   быть   положительной,  если  не  раскрыта  тема  высказывания,  хотя  по  остальным  показателям оно написано удовлетворительно.

4.   На   оценку   сочинения   и   изложения   распространяются   положения   об однотипных  и  негрубых ошибках,  а  также  о  сделанных учеником   исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса. УДАЧИ!

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса...

кимы по русскому языку 5-7 классы к учебнику Львова

диктанты, самостоятельные работы...

кимы по русскому языку 5-7 классы к учебнику Львова

диктанты, самостоятельные работы...

КИМы по русскому языку для 7 класса.

Кимы предназначены для входного тестирования по русскому языку для 7 класса, позволяют выявить  и закрепить ЗУН, полученные в предыдущих классах. Они включают в себя два теста (по учебникам Т.А. ...

КИМы по русскому языку 8 - 9 класс

КИМы по русскому языку 8 - 9 класс...

КИМы по русскому языку в 8 классе для проведения контрольных и проверочных работ.

Пояснительная записка к КИМам по русскому языку в 8 классе.      КИМы по русскому языку разработаны в помощь учителю, работающему в 8 классе. С их помощью можно провести прове...

КИМы по русскому языку для обучающихся 7-8 классов

Предложенные тестовые материалы помогают подготовить обучающихся 7-8 классов к ОГЭ...