Урок - исследование. Тайна моей фамилии.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Урок- исследование о возникновении русских фамилий.Как произошли русские фамилии, что лежит в основе из возникновения, почему некоторые фамилии связаны с именами людей, другие - названием предметов быта, третьи- с характером человека. А как произошла фамилия моя? Каждый ученик делает маленькое открытие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_moey_familii.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 6 класс. Урок – исследование .

               Тайна моей фамилии.                                                                  

                                          Кем был твой прадед на Руси?

                                          Свою фамилию спроси.

Цели урока:

  1. Познакомить с историей возникновения имён и их многообразием; расширить знания по истории, культуре, русских традициях, обычаях , сведения по исторической ономастике.
  2.  Формировать представления об историческом происхождении и значении фамилий для каждого человека.
  3.  Развивать мышление, творчество, речь детей.

   Задачи урока:

  • Воспитывать интерес к истории своего имени, фамилии, формировать уважение к своей семье, её историческим корням; интерес и бережное отношение  к языковой культуре родного края;
  • Способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности;
  • Учить работе со справочным материалом.
  • УУД
  • Познавательные :владение  всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала  на определенную тему;
  • регулятивные: планируют собственную деятельность ;осуществляют оценку результатов;
  • коммуникативные: умение слушать , вести диалог , участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование: рисунки детей, презентация.

Технология учебного исследования.

 Тип урока: урок открытия новых знаний.

Метод : частично-поисковый

Форма работы: групповая, индивидуальная.

.   Ход урока.

Учитель  . Ребята, к сегодняшнему уроку мы готовились долго.  Каждый из вас провел небольшое исследование, отвечая на вопрос: каково происхождение моей фамилии, что она обозначает? И мы сегодня будем говорить об источниках возникновения русских фамилий, опираясь на некоторые законы языка  попытаемся осмыслить ,разгадать происхождение своей фамилии.

Это увлекательная работа. Нам помогут в нашем исследовании группа ребят – историков, которые дадут нам  необходимые исторические справки и  группа лингвистов, которые поработали со словарями .

Предоставим слово лингвистам.

Специальный раздел науки о языке, изучающий собственные имена людей, Их происхождение, называется антропонимикой.(от древнегреческого  anthropos – человек, onoma- имя).

Учитель. Каждый человек имеет свою фамилию .Почему же у людей разные фамилии?

 (Слушаем выразительное чтение стихотворения Георгия Граубина « Прадеды».)

 Кем был твой прадед на Руси –

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва – дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

Учитель. А что означает слово фамилия.?

Лингвисты. 

Фамилия-слово многозначное.

1.Наследственное семейное наименование ,прибавляемое к личному имени.

2.То же, что и род. Старинная фамилия Род Романовых .Род Рюриковичей.( царей).

3.То же, что и семья. Всей фамилией отправились на прием. .Фамильная вещь ( то есть передающаяся по наследству).

Учитель. Так каково же происхождение русских фамилий?

Выступление историков.

Фамилии на Руси сложились не сразу. Процесс этот растянулся на несколько веков. Сначала родовое имя появилось  у людей знатных: князей, бояр, богатых купцов. Затем постоянными фамилиями  обзаводились городские жители: торговцы, ремесленники, то есть люди, владевшие собственностью. Они заключали между собой торговые сделки, делили наследство, для этого составлялись документы, и поэтому  фамилия, подтверждавшая  ответственность или права не только отдельного лица, но и целого  рода, имела немалое значение. Для людей же» низкого звания «переход  фамилий из поколения в поколение был необязателен.Так обстояло дело и после реформ Петра 1,введшего слово ФАМИЛИЯ и повелевшего время от времени проводить переписи населения.

Сообщения учащихся.

Источники возникновения русских фамилий.

1 ученик.

 Источником многих фамилий на Руси явились мирские имена и прозвища. Например от домашних имен Малец, Малыга, Тихан,  Шестак пошли распространенные фамилии Мальцев,Тихонов,Малыгин, Шестаков и производные от них.

В старые времена прозвища  говорили лишь о характере человека, а становясь его вполне официальным именем, они передавались через отчество, а затем через  фамилию потомкам.

Булгак ( беспокойный)-Булгаков.

Булыч (хитрый)-Булычев

Буня (  высокомерный)- Бунин

Жихарь ( удалой )- Жихарев

Зюзя( плаксивый)- Зюзин

Мичура ( угрюмый)- Мичурин

Ряха( аккуратный_-Ряхин

Лингвисты. Прозвище-название ,данное человеку по какой-нибудь характерной  его черте, свойству.

2 ученик.

В старину человека  нередко называли  и по роду его занятий. Об этом свидетельствуют десятки  современных русских фамилий .Больше всего у нас Кузнецовых, Мельниковых и Рыбаковых. Но встречаются  и менее популярные  фамилии, и по ним можно получить представление  о профессиях,ныне забытых  и неизвестных.

Например, изготовлением и продажей масла занимались предки не только Олейниковых, но и Масленниковых, и Алейниковых.: олей: растительное масло.

Фамилия Целовальников- « торговая».Целовальниками назывались люди, занимавшиеся продажей вина в розницу .Получая право на эту весьма выгодную торговлю, целовальники были обязаны  целовать крест, присягая, что будут торговать  честно и отдавать казне положенный процент.

Поясняются и некоторые другие « профессиональные « фамилии.

Аргунов- аргун( владимирский плотник)

Земцов - земец( пчеловод, пасечник)

Коломойцев- коломоец( рабочий,добывающий соль)

Кухмистеров-кухмистер (содержательстоловой)

Сырейщиков-сырейщик(скупщик сырого мяса)

Фурманов- фурман( извозчик)

3 учащийся.

По фамилиям можно дополнить представление о пище, одежде, домашней утвари русского человека в давние времена .Например, названия всякого рода пирогов и пирожков запечатлились не только  в фамилии Пирогов, но и Сгибнев(сгибень- пирог с начинкой , Кукуев( кукуй0мясной пирог),Алабышев, Алябьев(от маленьких пирожков с разной начинкой). О совсем  скудной пище крестьян напоминают  фамилии Тюрин, Баландин, Похлебкин,Жижин, Бурдин.

4 ученик.

Посуда  в деревенской избе в основном была глиняной. Различные сосуды носили такие названия : корчага ,балакирь, саган,гладыш. Непременный в хозяйстве пест называли толкачом, толкуном, чекмарем.Огонь добывался огнивом,или, как его еще называли мусатом. Отсюда и фамилии Мусатов,Балакирев,Толкунов.

Учитель. Вы  убедились, ребята, что изучение фамилий-  дело увлекательное, но и непростое. Вот как,например, образовалась  фамилия известного полководца Чапаева. Дед Василия Ивановича, работая старшим на лесоповале, любил покрикивать  на медлительных артельщиков. «Чепай !»- то есть «зацепляй бревно багром.»Так и получил он  прозвище Чепай ,или Чапай;дети и внуки его стали Чапаевыми.

Итак, давайте  подведем итоги нашего урока.

 О каких источниках возникновения русских фамилий мы узнали сегодня?(Мирские имена и прозвища, род занятий человека ,от названия пищи ,орудий труда, домашней утвари.)

А ваши фамилии? Откройте секрет своей фамилии.

Дети  читают свои сочинения-миниатюры - исследования. (Смотрим приложения).

Учитель. Итак, о каких источниках возникновения русских фамилий мы узнали сегодня? (Мирские имена и прозвища, род занятий человека ,от названия пищи ,орудий труда, домашней утвари.)

 Ребята, а зачем нужно знать  историю своей фамилии?

( Чтобы знать , как жили наши предки, какие предметы их окружали, чем они занимались, какими были.)

Работа с текстом. Спишите,  озаглавьте  текст. Какова его основная мысль? Докажите, что это рассуждение- размышление.

Человеку надо знать свои корни. Корни -это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад .Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела живут рядом с нами в резных наличниках, в деревянных игрушках ,диковинных храмах, удивительных песнях и сказках.

Давайте  же помнить об этих корнях! Тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят наши ноги ,будет дороже, и все, что будет выходить из рук наших, будет овеяно мастерством наших предков, красотой, наполненной в веках.( Василий Песков).

Как вы понимаете слово  КОРНИ?  

Сделайте его лексический, фонетический и морфологический разбор. ( по рядам).

Итоги урока.

Рефлексия. (по презентации) Как я работал на уроке.ppt

Домашнее задание. ( По выбору) Сделать презентацию к нашему уроку или выписать и объяснить орфограммы  из текста В.Пескова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"

Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)...

Портфолио учебного проекта "Секрет моей фамилии"

Происхождение фамилий – тема, которая всегда интересна любознательным и пытливым, а именно такие ребята учатся в нашем классе. Почти все они приняли участие в подготовке исследовательской работы...

Программа занятий с подростками "Тайны моего Я"

1.     Целевые группы: учащиеся 7-8 классов, подростки 13-14 лет. Группа 8-10 человек.2.     Цель программы, направленность: развитие самоисследования и самосоз...

Урок русского языка в 5 классе. Урок – мастерская Исследование «Тайны Смешариков»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка  и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Т...

Проект "Тайны наших фамилий"

Проект на тему "Тайны наших фамилий"...

Урок-исследование «Тайны поворота»

Внеурочное занятие по математике в 6 классе.Разработано с опорой на видео-материалы с сайта "Математические этюды"...

Исследовательский проект по этимологии «Тайна наших фамилий

Каждая фамилия имеет свою индивидуальную историю, обычно уходящую в далёкое прошлое. История фамилии — своего рода живая история. Тайна рождения многих фамилий утрачена, поэтому об их происхожде...