урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола.

Форма урока. Урок-исследование.

Цели: - знать определение понятия «инфинитив» (неопределенная форма глагола)

          - знать и уметь определять по форме инфинитива вид, возвратность и спряжение глагола;

         - уметь различать глаголы в личной и неопределенной форме;

         - знать и уметь использовать глаголы в форме инфинитива в своей речи.

Оборудование: рабочие карточки с заданиями, презентация, слова в форме инфинитива для запоминания на карте-схеме, синие и красные сигнальные карточки (для игры).

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, определение целей, задач).

- Готовы ли вы разгадать тайны неопределенной формы глагола?

2. Работа с девизами.

- Ребята, дома вы придумали девиз вашей учебной жизни. Давайте вспомним, а что такое девиз? (Девиз – это руководящая идея поведения, деятельности.)

- Хочется услышать ваши девизы. (Чтение девизов и определение формы глаголов)

3. Работа с эпиграфом к уроку.

- Вот еще один совет, который дал нам Вениамин Каверин в романе «два капитана» и который стал крылатым выражением для многих поколений ХХ века:

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

- В какой форме стоят глаголы в этом совете-девизе Сани Григорьева? (В неопределенной.)

- Какой синоним к этому термину вы знаете? (Инфинитив.)

- Почему, по-вашему, герой выразил свое жизненное правило, используя инфинитив? Да и вы тоже воспользовались этой формой глагола. (В инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование этой формы глагола – это своего рода обобщение, стремление подчеркнуть всеохватность понятия, вневременность его.)

4. Определение вида глаголов.

- наша задача – разобраться в той невероятной энергии инфинитива, которая так привлекает внимание- и ваше, и героя романа в.Каверина.

- Какие вопросы вы зададите к глаголам в девизе Сани Григорьева?

                         (Что делать? Бороться и искать

        Что сделать? Найти и не сдаваться)

- Почему мы задаем два вопроса? (Одни глаголы обозначают действие, еще не имеющее результата, - несовершенного вида, а другие – действие, предполагающее результат, - совершенного вида.)

- Прочтите текст на рабочих карточках. Из какого произведения взяты строчки? Кто автор? (Бажов П.П. Каменный цветок)

- Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. От глаголов в личной форме образуйте инфинитив.

Не для барина стараюсь. Не могу из головы выбросить ту чашу. Вижу, поди-ко, какой у нас камень, а мы что с ним делаем? Точим да режем, да полер наводим и вовсе ни к чему. Вот мне и припало желанье так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать.

Несов.вида

Сов. вида

Стараюсь – стараться

Могу – мочь

Вижу – видеть

Делаем – делать

Точим – точить

Режем – резать

Наводим - наводить

Выбросить

Припало – припасть

Сделать

Поглядеть

Показать

- Значит, неопределенная форма не такая уж «неопределенная»? (Выходит, так: мы по форме инфинитива можем определить вид глагола: совершенный или несовершенный)

5. Определение опознавательных признаков инфинитива. Орфографическая работа.

- В нашем волшебном царстве Глаголи есть и район Инфинитивов. Прогуляемся по нему вместе с его жителями!

- Объясните, что за переулки перед нами? (Три формы инфинитива.)

- Какие окончания имеет глагол в форме инфинитива? (-ть, -ти, нулевое)

- Является ли –чь окончанием? (Историческая справка.

                                          ПЕКТИ – ПЕЧИ – ПЕЧЬ

                                          БЕРЕГТИ – БЕРЕЧИ – БЕРЕЧЬ

                                            Закон экономии речевых усилий )

-ть

-ти

-чь

Раск..лоть

См..треть

Раздр..жать

Брес(?)ти

Нес(?)ти

Вез(?)ти

Сжеч..

Подстрич..

Сбереч..

- Дополните каждый переулок новыми жителями-инфинитивами из девиза Сани Григорьева, из сказки Бажова, своими примерами.

6. Определение спряжения глаголов.

- А какие суффиксы могут быть в инфинитиве? Выделите их.

                               (-о-, -е-, -а-, -я-, -и-).

           Учёный-грамотей: Иногда суффиксы глаголов могут быть безударными, и поэтому глаголы в инфинитиве надо знать

КЛЕИТЬ

ТАЯТЬ

БЛЕЯТЬ

ЛАЯТЬ

ЛЕЛЕЯТЬ

ВЕЯТЬ

СЕЯТЬ

ЗАТЕЯТЬ

- Что мы можем узнать по суффиксу инфинитива, если личное окончание глагола безударное? (Спряжение).

- Зачем надо знать спряжение глагола? (Чтобы правильно написать личное окончание глагола.)

- К какому спряжению относятся записанные глаголы?

        II спр.                                I спр.

- Образуйте от любых 2-3 глаголов личные формы и составьте с ними сложные предложения (начертите схемы предложений)

7. Игра «Синее и красное»

- Повторим, как вы помните спряжение глаголов: синяя карточка - I спр., красная - II спр.

Клеить

Клевать

Писать

Учиться

Лениться

Стелить

Разрушать

Разрушить

Веять

Хохотать

Лелеять

Рассеять

Слышать

Волновать

Зависеть

- Значит, по форме инфинитива можно узнать еще и спряжение? (Да!)

8. Определение возвратности глагола.

- Что же еще скрывает инфинитив?

- Достройте пословицы инфинитивами – антонимами:

     1) Надо трудиться, а не … (лениться)

    Умеешь ссориться, научись и … (мириться)

- С каким элементом в составе этих инфинитивов мы встретились? (Есть постфикс –ся)

      Учёный-грамотей: Такие глаголы, в составе которых есть постфикс –ся, называются возвратными, а не имеющие его – невозвратными.

- Вот мы и выяснили, что еще один признак можно узнать по форме инфинитива. Выполните морфемный разбор глаголов и определите, являются они возвратными или невозвратными.

9. Подведение итогов

                                       -ть         вид (сов./несов.)

Инфинитив                   -ти        спряжение (I/ II спр.)

                                      -чь        возвратность (возвр./невозвр.)

- А еще одну маленькую тайну инфинитива мы разгадаем в 6 классе!

-Надеюсь, что девизы ваши найдут воплощение в жизни. Давайте же учить, искать, читать, бороться…..! Такая вот заражающая всех своей энергией форма глагола – таинственный инфинитив!

10. Домашнее задание.

1) Поработать с советом П.И.Чайковского (упр.632): поставить глаголы в форму инфинитива, определить возможные признаки.

2) Подготовить устный рассказ об инфинитиве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределенная форма глагола

Урок новых знаний. На данном уроке реализуется деятельностный подход....

Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола. Проблемы преемственности начальной и основной школы.

 В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе и...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 классе "Неопределенная форма глагола. Образование повелительного наклонения".

Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение. Урок разработан на основе УМК К. Кауфман, М. Кауфман «Happy English.ru 5»/ "Счастливый английский.ру 5"Урок проводится с использованием инт...

"Неопределенная форма глагола"

Предлагаю конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Неопределенная форма глагола" (по традиционной программе)....

Урок русского языка в 5 классе по теме Неопределенная форма глагола (с элементами повторения правил дорожного движения)

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. Позволяет учащимся не только получить и закрепить материал по русскому языку, но и в увлекательной форме повторить правила дорожного движения для велосипедис...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...


 

Комментарии