Урок конспект "Неопределенная форма глагола. Виды глагола".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Карпенко Анна Михайловна

создать условия для формирования понятия «инфинитив», повторить  признаки глаголов в неопределенной форме, учить употреблять в речи, формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме, развивать память, внимание, речь, регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция), познавательные универсальные учебные действия, воспитывать толерантность, коммуникативную культуру нравственных качеств личности через работу в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: Класс: 5А, 5Б

Конспект урока русского языка

Тема: Неопределенная форма глагола. Виды глагола.

Цель: создать условия для формирования понятия «инфинитив», повторить признаки глаголов в неопределенной форме, учить употреблять в речи, формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме, развивать память, внимание, речь, регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция), познавательные универсальные учебные действия, воспитывать толерантность, коммуникативную культуру нравственных качеств личности через работу в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

#1041;еседа по пройденному материалу

-Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Изменяется по временам, числам и лицам. В предложении чаще всего является сказуемым)

-Какие времена глаголом вы знаете? (Настоящее, прошедшее, будущее)

-Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам и родам (в ед.ч.))

-Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По числам и лицам)

-Какие лица вам известны? (1 лицо – я, мы, 2 лицо – ты, вы, 3 лицо – он, она, оно, они)

III. Целеполагание

На доске

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Распределите данные слова по временам.

п.в. н.в. б.в.

-Проверяем. (Пр.вр.: выкопал, выдержал

Наст.вр.: угрожают

Будущ.вр.: зашагает, стемнеет, сбегут)

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения? (Слова « решить, беречь, привезти»)

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения. (Потому что это неопределенная форма глагола)

- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Мы будем исследовать неопределенную форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.)

IV. Работа по теме урока

#1047;накомство с правилом

-Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ть, -ти, -чь.

-Начальную форму глагола называют инфинитивом. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида – что сделать?

-Откройте учебники на стр.103, познакомимся с правилом.

Запись в тетрадь: Неопределенная форма глагола (начальная форма, инфинитив) отвечает на вопросы что делать? Что сделать?, не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

#1042;ыполнение упр.621

-Обратите внимание на упр.621, вам необходимо образовать от данных глаголов неопределенную форму по образцу.

Растает — растаять, затеет — затеять, реет — реять, залают — залаять, надеешься — надеяться, сеет — сеять.

Залают

#1042;ыполнение упр.622

-Обратите внимание на упр.622, вам необходимо образовать от данных глаголов неопределенную форму, обозначить орфограмму, как это показано в образце.

Стерегу — стеречь; не жгу — не жечь; течёт — течь; привлекут — привлечь; запряжёт — запрячь; испеку — испечь; не сбережёшь — не сберечь.

#1042;ыполнение упр.623

-Обратите внимание на упр.623, вам необходимо записать слова, распределяя их по группам: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Зажечь силач (не 3-е скл.)

речь (3-е скл.) скрипач (не 3-е скл.)

привлечь могуч

сберечь (много) туч (не 3-е скл.)

испечь ткач (не 3-е скл.)

пресечь певуч

остричь бич (не 3-е скл.)

стеречь линюч

прожечь кумач (не 3-е скл.)

ночь (3-е скл.) врач (не 3-е скл.)

мелочь (3-е скл.) грач (не 3-е скл.)

обжечь богач (не 3-е скл.)

запрячь (пять) задач (не 3-е скл.)

прилечь трескуч

пахуч

(несколько) тысяч (не 3-е скл.)

-Какие орфограммы встретились нам при выполнении? (Правописание кратких прилагательных с основой на шипящие; правописание неопределённой формы глагола на -чь, правописание ь после шипящих на конце слова у существительных.)

V. Подведение итогов

-Что такое неопределенная форма глагола?

-На какие вопросы отвечает инфинитив?

-Оценки за урок…

-Откройте дневники, домашнее задание – упр.624


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повелительная форма глагола" 9 класс

Способствует формированию представления о повелительной форме глагола.Формирует умение образовывать глаголы повелительной формы, распознавать их среди других глаголовСпособствует обучению школьников у...

Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"

Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"...

Конспект урока: «Повелительная форма глагола».

Открытый урок. 9 класс коррекционной школы...

Конспект урока «Неопределенная форма глагола» 4 класс

Тип урока и его структура: изучение нового материала. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное п...

Письмо и развитие речи Тема урока: Неопределенная форма глагола. 8 класс

Цель урока: закрепить знания детей об особенностях глаголов неопределенной формы.Задачи урока:образовательные:- учить правильно ставить вопросы (Что делать? Что сделать?) к глаголам;- укреплять умение...