Письмо и развитие речи Тема урока: Неопределенная форма глагола. 8 класс
план-конспект урока (8 класс)

Цель урока: закрепить знания детей об особенностях глаголов неопределенной формы.

Задачи урока:

  • образовательные:

- учить правильно ставить вопросы (Что делать? Что сделать?) к глаголам;

- укреплять умение правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;

  • коррекционно-развивающие:

- развивать память: наглядно-образную, словесную, долговременную, зрительную;

- развивать логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность;

- продолжить работать над коррекцией недостатков развития целенаправленного внимания;

- обогащать активный и пассивный словарь, активизировать речевую и познавательную деятельность;

  • воспитательные:

- воспитывать интерес к языку и слову;

- воспитывать дисциплинированность и аккуратность, усидчивость и интерес к урокам русского языка;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания;

- соблюдать здоровьесберегающий режим на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx63.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по письму и развитию речи для учащихся 8 класса

Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Цель урока: закрепить знания детей об особенностях глаголов неопределенной формы.

Задачи урока:

  • образовательные:

- учить правильно ставить вопросы (Что делать? Что сделать?) к глаголам;

- укреплять умение правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;

  • коррекционно-развивающие:

- развивать память: наглядно-образную, словесную, долговременную, зрительную;

- развивать логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность;

- продолжить работать над коррекцией недостатков развития целенаправленного внимания;

- обогащать активный и пассивный словарь, активизировать речевую и познавательную деятельность;

  • воспитательные:

- воспитывать интерес к языку и слову;

- воспитывать дисциплинированность и аккуратность, усидчивость и интерес к урокам русского языка;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания;

- соблюдать здоровьесберегающий режим на уроке.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • демонстрационный материал: плакат с таблицей, слова для составления предложения;
  • индивидуальные карточки-задания;
  • учебник. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида». М.: «Просвещение», 2016.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! (Учащиеся приветствуют учителя стоя.)

        Прозвенел звонок веселый.

        Мы начать урок готовы.

        Готовы слушать, рассуждать

        И друг другу помогать.

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? (Познавательным, интересным.)

- Какими должны быть на уроке ученики? (Внимательными, активными.)

 - Чтобы получился урок интересным, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

- Улыбнитесь соседу справа. А теперь соседу слева. Улыбнитесь мне, а я вам. Начинаем урок.

- Все ли у вас получилось при выполнении домашнего задания?

2. Проверка домашнего задания

- Назовите глаголы неопределенной формы из домашнего упражнения №186, стр. 141 (испечь, уберечь).

- Запишите в тетради число, классная работа.

3. Минутка чистописания

- Начинаем урок со словарного диктанта. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и записать в тетрадь слова аккуратно и красиво.

- Прочитайте слова, записанные в тетради. (Город, аллея, здание, дежурить, вокзал, завод, улица, дорога, стадион, автомобиль.)

- Определите, какое из этих слов лишнее? Почему? (Все слова, кроме слова «дежурить» - имена существительные и относятся к теме «Город».)

4. Актуализация знаний учащихся

- Ребята, тема нашего урока – одна из частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить.

        Интересная часть речи

        В русском языке живет.

        Все что делает – расскажет:

        Чертит, пишет иль поет,

        Вышивает или пашет,

        Или забивает гол,

        Варит, жарит, моет, чистит –

        Все расскажет нам …

                                (Глагол.)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время глагола от другого?

- Что такое неопределенная форма глагола?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие окончания имеют глаголы в неопределенной форме?

- Можно определить время, лицо, число у глаголов неопределенной формы?

5. Постановка темы урока

- На уроке мы закрепим ваши знания об особенностях глаголов неопределенной формы.

6. Работа по теме урока

Задание 1.

Из данных пословиц выберите и запишите в тетрадь пословицы с глаголами в неопределенной форме.

Судят не по словам, а по делам.

Хорошие речи приятно слушать.

Труд кормит, а лень портит.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Раз солгал – навек лгуном стал.

Жить – Родине служить.

- Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Докажите свой ответ.

Хорошие речи приятно слушать.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Жить – Родине служить.

Задание 2.

Прочитайте слова на доске:

помогать

настоящий

товарищу

друг

в беде

- Из данных слов надо составить связное предложение, но сначала определите, есть ли среди этих слов глагол. (Глагол – помогать.) В какой форме стоит этот глагол? (В неопределенной форме.) Почему? (Глагол отвечает на вопрос «Что делать?» и имеет окончание -ть.)

- В предложении измените неопределенную форму глагола на будущее время. На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

- Запишите полученное предложение в тетрадь, определите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения. (Один учащийся работает у доски.)

Запись на доске:
Настоящийдругпоможеттоварищу в беде.

(Предложение повествовательное, простое, распространенное.)

- Выполните разбор слова «друг» как часть речи. (Один учащийся работает у доски.)

Друг – сущ., нариц., одуш., м.р., ед.ч., Им. п., 2 скл.

7. Физкультминутка (на укрепление осанки)

- Ребята, встаньте, выйдите из-за парт.

- Я буду называть глаголы, если глагол неопределенной формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаете.

Ходить, покупать, бежать, кормит, идти, стеречь, рисует, ловить, учит, поет, блестеть, поздравляет, плясать, имеет.

8. Продолжение работы по теме урока

Задание 3.

- К глаголам неопределенной формы подберите однокоренные имена существительные и разберите эти слова по составу.

погрузить – погрузка

посадить – посадка

Задание 4.

На плакатеизображена таблица. Дописать окончания неопределенной формы глагола. (Учащиеся выполняют задание поочередно у доски.)

у

ч

и

т

ь

н

е

с

т

и

з

н

а

т

ь

и

с

п

е

ч

ь

п

л

е

с

т

и

с

т

р

и

ч

ь

к

р

а

с

и

т

ь

с

б

е

р

е

ч

ь

г

л

я

д

е

т

ь

п

о

д

в

е

з

т

и

п

р

и

в

л

е

ч

ь

п

р

и

н

е

с

т

и

Задание 5.

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам-заданиям.

- Вставьте вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределенной форме.

Кто хочет много знать, тот должен мало спать.

Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

Умение работать дороже золота.

9. Закрепление пройденного материала

Задание 6 «Кто самый внимательный?»

Выберете из названных слов глаголы в неопределенной форме и запишите их.

Мешать, тереть, лошадь, держать, пять, грустить, гость, думать, злость, носить, скатерть, сеять, видеть, кровать, косит, пасть, лить.

- Проверьте, правильно ли вы записали глаголы в неопределенной форме.

Мешать, тереть, держать, грустить, думать, носить, сеять, видеть, лить.

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие окончания имеют глаголы в неопределенной форме?

- Можно определить время, лицо, число у глаголов неопределенной формы?

11. Домашнее задание: упр. 187, стр. 141 (найти глаголы неопределенной формы и выделить окончания).

12. Рефлексия

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат смайлики. Выберите тот, который отображает ваше настроение на данный момент.

-Благодарю всех за работу на уроке и желаю всем дальнейших успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 классе "Неопределенная форма глагола. Образование повелительного наклонения".

Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение. Урок разработан на основе УМК К. Кауфман, М. Кауфман «Happy English.ru 5»/ "Счастливый английский.ру 5"Урок проводится с использованием инт...

Урок русского языка в 5 классе по теме Неопределенная форма глагола (с элементами повторения правил дорожного движения)

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. Позволяет учащимся не только получить и закрепить материал по русскому языку, но и в увлекательной форме повторить правила дорожного движения для велосипедис...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...

Конспект урока «Неопределенная форма глагола» 4 класс

Тип урока и его структура: изучение нового материала. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное п...