Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Козина Ольга Валерьевна

Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_glagola.docx59.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка № 4 (2 час)

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: Виды глаголов

Цель:  Сформировать представление о видах глаголов

Задачи:

  1. Обучающие:
  • усовершенствовать знания учащихся о глаголе как части речи;
  • обогатить словарный запас терминами совершенный/несовершенный вид;
  • научить определять вид глаголов;
  • закрепить  правописание безударной гласной в корне, непроизносимого согласного и «твердого знака» после приставок;
  • Заложить основы правописания суффиксов глагола несовершенного вида -ыва- (-ива-) и -ова-(-ева-).
  1. Развивающие:
  • содействовать формированию уважительного отношения к классному коллективу через организацию слушания устного ответа     товарища и объективную оценку индивидуальной работы;
  •  воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ, записей в рабочей тетради по предмету;
  • формировать интерес к изучению предмета с помощью занимательных заданий (предметной истории от лица глаголов).

  1. Воспитательные:
  •  совершенствовать устную монологическую речь учащихся в процессе создания устного и письменного ответа по предмету;
  •   развивать познавательный интерес через межпредметные связи (с литературой);
  •   развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать) в процессе морфологического анализа глаголов;
  •   обогатить словарный запас учеников через  выполнения упражнений «Кто больше» и лексический анализ слов.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

Список использованной литературы:   http://nsportal.ru/, Русский язык. 5 класс. Учебник под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., М.: 2012 - 318 с., интернет ресурс: http://www.proshkolu.ru/, Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов.)

Хронометраж (план) урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

I. Организационный этап

Приветственное слово учителя

1 мин.

 II.   Повторение изученного

III. Актуализация знаний

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Метод: списывание

Прием: выборочное списывание

Метод: слово учителя

Прием: эвристическая беседа

2мин.

5-6 мин.

I V. Изучение нового материала

Работа со слайдами

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

Метод: конструирования

Прием: составление схемы

20 мин

V I. Закрепление изученного

Метод проблемная ситуация

Прием: проблемная беседа

Метод: слово учителя

Прием: эвристическая беседа

Метод: списывание

Прием: распределительное списывание

10 мин

VI I. Обобщающий этап

Комментирование домашнего задания

Подведение итогов

5 мин.

Методическое обоснование урока

 Данный урок русского языка проходит в рамках темы «Глагол». В рамках изучения этой темы учащиеся узнают как  лексические, так и  грамматические особенности глагола. Цель урока состояла в том, сформировать представление о видах глаголов. Это урок изучения нового материала по теме: Виды глаголов. На изучение данной темы отводится один урок. В ходе изучения этой темы учащиеся должны научиться определять вид глаголов. Изучение нового материала не должно вызвать у ребят больших затруднений. Изучение нового материала строится на использовании КСО. Виды работы на уроке: работа с классом, работа в паре, самостоятельная индивидуальная работа.  На уроке большое внимание уделяется усовершенствованию  знаний учащихся о глаголе как части речи.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1

Орг.момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

Здравствуйте ребята! Проверьте наличие учебника и тетради на парте, они понадобятся нам на уроке.

– Откройте тетради, запишите дату, сегодня у нас, вид работы – классная работа.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи в тетради:

Двадцать шестое февраля. Классная работа. Виды  глаголов.

2

Повторение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- На прошлом уроке мы изучили тему: «Словообразование глаголов»

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

- О каких трех способах мы говорили?

- какой способ мы называем суффиксальным?

- приставочным?

- приставочно-суффиксальным?

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- суффиксальном, приставочном, приставочно-суффиксальном.

3

Актуализация знаний

Метод: чтение

Прием: выразительное чтение

- Сейчас я прочитаю читать текст, а вы постарайтесь представить, что мы находимся на берегу моря. А на море шторм.

Шторм.

1. Бриз усилился, мощь ветра нар…стала, и судно поб…жало быстрей. 2. К…залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу…ствует опасность. 3. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. 4. Вдруг ухо уловило необ…яснимый, отд…ленный шум. 5. Шум прибл…жался, усиливался и скоро обратился в яростный рёв.

6. Резкий порыв ветра нал…тел на судно, выстрелом рв…нул по парусам, и корабль стремительно повалился на левый борт. 7. На палубе что-то гр…хотало, звенело, тр…щало и стонало, казалось, что судно разъединится надвое.(По Б. Житкову)

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

- Ребята, о чем этот текст?

- Соответствует ли описание в тексте его заголовку?

Метод: списывание

Прием: комментированное списывание

- Ваша задача, выписать слова с пропущенными буквами, вставить букву и выделить орфограмму. На выполнение работы 3 минуты. Задание несложное.

- Теперь проверим вашу работу. Вы называете слово, объясняете орфограмму, а затем мы сравниваем ваш вариант с правильным ответом на слайде.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

–Этот текст о том, как шторм застал судно в море.

–Да, соответствует.        

Образец устного ответа ученика:

–Казалось – безударный гласный в корне.

–Побежало – безударный гласный в корне.

– Нарастала – чередование в корнях раст/рос. (Перед буквами и сочетаниями -ст- и -щ- пишется -а-, в противном случае пишется -о-.)

– Почувствует – непроизносимый согласный.(запомнить)

– Необъяснимый – правописание Ъ после приставок.

– Отдаленный – безударный гласный в корне.

– Разъединится – правописание Ъ после приставок, безударный гласный в корне..

– Налетел – безударный гласный в корне.

– Повалился – безударный гласный в корне.

– Грохотало – безударный гласный в корне.

– Трещало – безударный гласный в корне.

– Приближался – безударный гласный в корне.

4

Изучение нового материала

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

- Посмотрите, внимательно на текст, слова, какой части речи несут основную смысловую нагрузку?

- А что обозначают глаголы как часть речи?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

Метод: проектирование

Прием: целеполагание

- Но действия бывают разные. Сегодня мы научимся распределять  глаголы на видовые группы по вопросам и значениям и овладеем способами распознавания видов глагола.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- Основную смысловую нагрузку несут глаголы.

- Глаголы как часть речи обозначают действие предмета.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

- Найдите однокоренных глагола. Подсказка- это 1 и 5 предложения.

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

- Выпишите эти глаголы, усилился запишите в левый столбик, а усиливался – в правый.

 На какой вопрос отвечает глагол «усилился»?

На какой вопрос отвечает глагол «усиливался»?

– Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие?

– А глагол «усилился»?

Говорение. Ответ по предмету

–усилился и усиливался.

– глагол «усилился» отвечает на вопрос (что сделал?).

– глагол «усиливался» отвечает на вопрос (что делал?).

– продолжительное, повторяющееся действие обозначает глагол «усиливался».

– А глагол «усилился» говорит о законченном действии, имеющем результат.

Метод: конструирования

Прием: составление схемы

–Запишите в схеме под глаголами вопросы, на которые они отвечают.

Образец записи в тетради:

Усилился                         Усиливался

Что сделал?                     Что делал?

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

- Откройте учебники на странице 215-ой и прочитаем правило.

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

– Что обозначают глаголы несовершенного вида?

– А  глаголы совершенного вида?

Метод: конструирования

Прием: составление схемы

– И вновь вернемся к нашей записи в тетрадях. Что нужно дописать в схеме?

Метод: чтение

Прием: неозвученное чтение

Говорение. Ответ по предмету

глаголы несовершенного вида обозначают продолжительные или повторяющиеся действия.

– глаголы совершенного вида обозначают действия, имеющие предел, результат.

Образец записи в тетради:

Усилился                      Усиливался

Что сделал?                  Что делал?

Совершенный вид    несовершенный вид

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее, инструктирующее слово  

-Сегодня к нам на урок пришли два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе. Ваша задача не просто слушать, а выписать  из стихотворения слова в 2 столбика: совершенный и несовершенный вид.

Ученик 1

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столько дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

Ученик 2

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

Слушание: глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное

Метод: чтение

Прием: выразительное чтение

Образец записи в тетради:

СВ

НСВ

не поленился

потрудился

сделал

сварил

скатился

похудел

не обварился

не разбился

говорят

выгляжу

глядят

глядят

измят

торчат

выгляжу

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

- Вам понравилось выступление мальчиков?

- Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.

Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

–Когда вид глагола НЕСОВЕРНЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил.

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Метод: списывание

Прием: осложненное списывание

- Запишите поговорки, определите вид глаголов. Работать будем по рядам. Устно необходимо объяснить значение поговорки. Проверим!

1)Ест за вола, а работает за комара.

2)Пролитую воду не соберешь.

3)Не все золото, что блестит.

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец записи в тетради:

1)Ест (н.в.) за вола, а работает (н.в.) за комара.

2)Пролитую воду не соберешь (с.в.).

3)Не все золото, что блестит (н.в.). 

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, сообщающее слово учителя.

Педагогическое требование:

- Выполним упражнение 606-е, на странице 215-ой. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

- Работать будем у доски и в тетрадях.

- Выделите флексии, при помощи которых образован второй глагол в видовой паре. Это нам поможет сделать вывод о видовом словообразовании глаголов.

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

- Как вы думаете, почему видовые пары глаголов разделены на четыре группы?

- Верно. Назовите эти способы.

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец устного ответа ученика:

- Записать пары глагола, обозначить их вид.

- Глагол стелить отвечает на вопрос что делать? обозначает несовершенное действие – это глагол н.в., глагол по-стелить, отвечает на вопрос что сделать? обозначает совершенное действие – гл. с.в. и.д.

Образец устного ответа ученика:

- Здесь указано четыре способа образования глаголов н.в. от глаголов с.в.

1. Приставочный,

2. суффиксальный,

3. изменение ударения,

4. замена одного слова другим.

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

1) с помощью приставок:

читать – прочитать, плыть – переплыть, бежать – прибежать;

2) заменой суффиксов:

бросать – бросить, решать – решить;

стучать – стукнуть, кричать – крикнуть;

радуюсь – радоваться и др.;

3) изменением ударения:

насыпа́ть – насы́пать, разреза́ть – разре́зать;

4) заменой одного слова другим:

говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, ловить – поймать, заходить – зайти.

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Метод: Метод познавательной активности

Прием: «Хлопок»

- Сейчас, мы отдохнем, а заодно и потренируемся в определении видов глаголов. Работать будем так, если услышите гл. СВ- хлопните в ладоши, гл. НСВ – тихонько сидите.

Слова для учителя:

Стоять, приплыть, положить, класть, искать, ловить, брать   найти,    поймать, взять,

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя, педагогическое требование

- Итак, будьте внимательны. Сейчас мы узнаем еще об одной особенности глагола. Для этого прочитаем слова на слайде.

Советовать

ночевать  

воевать    

 праздновать    

приказывать      

покачивать                          усваивать

 складывать

        

- «Ребята, посмотрите на доску и подумайте, по какому принципу разделены эти слова на два столбика? Может быть, это разные части речи? Давайте определим.

Метод проблемная ситуация

Прием: проблемная беседа

- Мы видим, что все слова являются глаголами, т.е. даны слова одной части речи.

- Может быть, эти глаголы имеют разные грамматические признаки? Какого вида эти все слова? Но слова стоят в неопределённой форме и все они несовершенного вида.

- Мы не смогли определить, в чём разница между глаголами. Есть, наверное, ещё какой-то признак. Что можно предположить? Может, дело в морфемном составе глаголов? Посмотрим. В первом столбике глаголы с суффиксами -ова-,  -ева-, а во втором – -ива-, -ыва-. А как вы думаете, почему у этих слов разные суффиксы? Как это доказать?

- Предположим, что написание суффиксов зависит от ударения. Так ли это? Расставим ударения. Гласные в суффиксах ударные или безударные?

-   Следовательно, этот признак не подходит. Может быть, всё дело в приставках и других суффиксах, которые влияют на написание суффиксов -ова-, -ева- в глаголах? Нет.

- Есть способ, который помогает в выборе правильного написания, – это изменение слова. Давайте попробуем изменить данные глаголы.

- Поставим их в форму 1 л. ед.ч. Проверим. Какую закономерность вы увидели?

 

- Запомнить правило совсем просто. При изменении слов второго столбика суффиксы -ыва-, -ива- сохраняются, а слов первого столбика суффиксы -ова-, -ева- выпадают. Значит, чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве –  -ова-, -ева- или -ива-, -ыва-, нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч.».

Слушание: глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- Это все слова одной части речи.

- Это все слова стоят в неопределенной форме. Все они несовершенного вида.

- Безударные.

Я советую          Я приказываю

Я ночую             Я покачиваю

Я воюю               Я усваиваю

Я праздную        Я складываю

- Глаголы первого столбика оканчиваются на -ую /-юю, а глаголы второго столбика – на -ываю / -иваю.

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее, инструктирующее слово  

- Откройте правило на странице 216-ой, прочитайте правило.

- Давайте еще раз проговорим, для того, что бы определить какой суффикс пишется в инфинитиве, что надо сделать?

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

-При изменении слов второго столбика суффиксы -ыва-, -ива- сохраняются, а слов первого столбика суффиксы -ова-, -ева- выпадают. Значит, чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве –  -ова-, -ева- или -ива-, -ыва-, нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч.».

Метод: списывание

Прием: осложненное списывание

- Посмотрите на слайд, ваша задача списать слова ставить пропущенную букву, выделить суффикс и подчеркнуть орфограмму, работать будем вместе по цепочке. Начинаем с первого ряда.

Сопутствовать, чествовать, участвовать ,предчувствовать, отсутствовать, атаковать, разгуливать ,постукивать, настаивать , рассеивать, заканчивать,

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

-Сопутствовать -  чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве –  нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч., я сопутствую, суффикс в личной форме глагола не сохраняется, значит пишем суф. –ОВА.

- Рассуждайте так: Сопутствовать -  чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве –  нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч., я сопутствую, суффикс в личной форме глагола не сохраняется, значит пишем суф. –ОВА.

Метод: работа над языковым материалом

Прием: работа с учебной книгой

- А сейчас, что бы закрепить правило, выполним упр. 610. Прочитайте, здание, что необходимо сделать? Работать будем у доски, Маша к доске остальные в тетрадях.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- от данных глаголов образовать глаголы другого вида, с помощью суффиксов –ова/ыва.

Образец записи в тетради:

ПосмотретьСВ- ПросматриватьНС,

поглядетьСВ- поглядыватьНСВ,

выброситьСВ- выбрасыватьНСВ,

срисоватьСВ- срисовыватьНСВ,

рассмотретьСВ- рассматриватьНСВ,

заколоть СВ- закалыватьНСВ

Метод: списывание

Прием: осложненное списывание

- А сейчас закрепим умение, определять вид глагола и правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива). Разделите свою тетрадь мысленно на два столбика.  Работать будем так, я называю слово, вы определяете гласную в суффиксе глагола -ова- (-ева-); -ыва- (-ива) и ив соответствии с видом глагола записываете в первый или второй столбик. Кто не понял, как будем работать?

Образец записи в тетради:

Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-)

Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-)

Сопутствовать

чествовать

участвовать

 предчувствовать

отсутствовать

атаковать

заведовать

обследовать

негодовать

горевать

воевать

аттестовывать

подытоживать

 рассредоточивать

 отсрочивать

заканчивать,

 разгуливать

постукивать

 настаивать

рассеивать

6

Д/З        

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

- Откройте дневники, запишем домашнее задание. Выучить правило на странице 217 и 216-ой . Дома придумать по три предложения использую глаголы СВ и НСВ.        

Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное

5

Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- Сегодня на уроке мы узнали, что  глагол имеет вид СВ и НСВ. А чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве –  нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч.,

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

- Спасибо за работу. Вы можете идти отдыхать.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

План - конспект урока по русскому языку «Глагол»

План - конспект урока по русскому языку с применением ИКТ (6 класс)  Тема урока:   «Глагол»...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...

Конспект урока по русскому языку.Глагол как часть речи.Инфинитив (5 класс).

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: "Глагол как часть речи"; совершенствование навыков правописания глаголов;развитие орфографической зоркости,навыков грамотного письма....