Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
1 Орг.момент | Метод: слово учителя Прием: приветственное слово учителя Здравствуйте ребята! Проверьте наличие учебника и тетради на парте, они понадобятся нам на уроке. – Откройте тетради, запишите дату, сегодня у нас, вид работы – классная работа. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Образец записи в тетради: Двадцать шестое февраля. Классная работа. Виды глаголов. |
|
2 Повторение изученного материала
| Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя - На прошлом уроке мы изучили тему: «Словообразование глаголов» Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа - О каких трех способах мы говорили? - какой способ мы называем суффиксальным? - приставочным? - приставочно-суффиксальным? | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: - суффиксальном, приставочном, приставочно-суффиксальном.
|
|
3 Актуализация знаний | Метод: чтение Прием: выразительное чтение - Сейчас я прочитаю читать текст, а вы постарайтесь представить, что мы находимся на берегу моря. А на море шторм. Шторм. 1. Бриз усилился, мощь ветра нар…стала, и судно поб…жало быстрей. 2. К…залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу…ствует опасность. 3. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. 4. Вдруг ухо уловило необ…яснимый, отд…ленный шум. 5. Шум прибл…жался, усиливался и скоро обратился в яростный рёв. 6. Резкий порыв ветра нал…тел на судно, выстрелом рв…нул по парусам, и корабль стремительно повалился на левый борт. 7. На палубе что-то гр…хотало, звенело, тр…щало и стонало, казалось, что судно разъединится надвое.(По Б. Житкову) | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
|
|
| Метод: беседа Прием: эвристическая беседа - Ребята, о чем этот текст? - Соответствует ли описание в тексте его заголовку?
Метод: списывание Прием: комментированное списывание - Ваша задача, выписать слова с пропущенными буквами, вставить букву и выделить орфограмму. На выполнение работы 3 минуты. Задание несложное. - Теперь проверим вашу работу. Вы называете слово, объясняете орфограмму, а затем мы сравниваем ваш вариант с правильным ответом на слайде.
| Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: –Этот текст о том, как шторм застал судно в море. –Да, соответствует.
Образец устного ответа ученика: –Казалось – безударный гласный в корне. –Побежало – безударный гласный в корне. – Нарастала – чередование в корнях раст/рос. (Перед буквами и сочетаниями -ст- и -щ- пишется -а-, в противном случае пишется -о-.) – Почувствует – непроизносимый согласный.(запомнить) – Необъяснимый – правописание Ъ после приставок. – Отдаленный – безударный гласный в корне. – Разъединится – правописание Ъ после приставок, безударный гласный в корне.. – Налетел – безударный гласный в корне. – Повалился – безударный гласный в корне. – Грохотало – безударный гласный в корне. – Трещало – безударный гласный в корне. – Приближался – безударный гласный в корне.
|
|
4 Изучение нового материала | Метод: беседа Прием: эвристическая беседа
- Посмотрите, внимательно на текст, слова, какой части речи несут основную смысловую нагрузку? - А что обозначают глаголы как часть речи?
Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово учителя Метод: проектирование Прием: целеполагание - Но действия бывают разные. Сегодня мы научимся распределять глаголы на видовые группы по вопросам и значениям и овладеем способами распознавания видов глагола. | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: - Основную смысловую нагрузку несут глаголы. - Глаголы как часть речи обозначают действие предмета.
Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
|
|
| Метод: слово учителя Прием: педагогическое требование - Найдите однокоренных глагола. Подсказка- это 1 и 5 предложения.
Метод: беседа Прием: эвристическая беседа
- Выпишите эти глаголы, усилился запишите в левый столбик, а усиливался – в правый. – На какой вопрос отвечает глагол «усилился»? – На какой вопрос отвечает глагол «усиливался»? – Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? – А глагол «усилился»?
| Говорение. Ответ по предмету –усилился и усиливался.
– глагол «усилился» отвечает на вопрос (что сделал?). – глагол «усиливался» отвечает на вопрос (что делал?). – продолжительное, повторяющееся действие обозначает глагол «усиливался». – А глагол «усилился» говорит о законченном действии, имеющем результат.
|
|
| Метод: конструирования Прием: составление схемы –Запишите в схеме под глаголами вопросы, на которые они отвечают.
| Образец записи в тетради: Усилился Усиливался
Что сделал? Что делал?
|
|
| Метод: слово учителя Прием: педагогическое требование - Откройте учебники на странице 215-ой и прочитаем правило.
Метод: беседа Прием: эвристическая беседа – Что обозначают глаголы несовершенного вида? – А глаголы совершенного вида?
Метод: конструирования Прием: составление схемы
– И вновь вернемся к нашей записи в тетрадях. Что нужно дописать в схеме? | Метод: чтение Прием: неозвученное чтение
Говорение. Ответ по предмету – глаголы несовершенного вида обозначают продолжительные или повторяющиеся действия. – глаголы совершенного вида обозначают действия, имеющие предел, результат.
Образец записи в тетради: Усилился Усиливался
Что сделал? Что делал?
Совершенный вид несовершенный вид |
|
| Метод: слово учителя Прием: обобщающее, инструктирующее слово
-Сегодня к нам на урок пришли два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе. Ваша задача не просто слушать, а выписать из стихотворения слова в 2 столбика: совершенный и несовершенный вид. Ученик 1 Говорят (и это лестно), Что я выгляжу чудесно: Шляпа, галстук и костюм, А в глазах – природный ум, Нос с горбинкой, ясный взгляд. (Все восторженно глядят!) Весь начищенный, степенный. ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ. Я к тому ж не поленился И неплохо потрудился: Сделал нынче столько дел! Суп сварил, с горы скатился И при этом не разбился, Кипятком не обварился, Лишь немного похудел! Ученик 2 Всем вокруг сегодня ясно, Что я выгляжу ужасно: Сам не брит, костюм измят, Уши в стороны торчат, Нос крючком, потухший взгляд. (Все сочувственно глядят!) Суетливый, нестепенный… Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ! | Слушание: глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное Метод: чтение Прием: выразительное чтение
Образец записи в тетради: СВ | НСВ | не поленился потрудился сделал сварил скатился похудел не обварился не разбился | говорят выгляжу глядят глядят измят торчат выгляжу
|
|
|
| Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово учителя - Вам понравилось выступление мальчиков? - Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил. Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить. –Когда вид глагола НЕСОВЕРНЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил. | Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.
|
|
| Метод: списывание Прием: осложненное списывание - Запишите поговорки, определите вид глаголов. Работать будем по рядам. Устно необходимо объяснить значение поговорки. Проверим!
1)Ест за вола, а работает за комара. 2)Пролитую воду не соберешь. 3)Не все золото, что блестит.
| Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое. Образец записи в тетради:
1)Ест (н.в.) за вола, а работает (н.в.) за комара. 2)Пролитую воду не соберешь (с.в.). 3)Не все золото, что блестит (н.в.). |
|
| Метод: слово учителя Прием: ведущее, сообщающее слово учителя. Педагогическое требование: - Выполним упражнение 606-е, на странице 215-ой. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?
- Работать будем у доски и в тетрадях. - Выделите флексии, при помощи которых образован второй глагол в видовой паре. Это нам поможет сделать вывод о видовом словообразовании глаголов.
Метод: беседа Прием: эвристическая беседа - Как вы думаете, почему видовые пары глаголов разделены на четыре группы?
- Верно. Назовите эти способы. | Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое. Образец устного ответа ученика: - Записать пары глагола, обозначить их вид.
- Глагол стелить отвечает на вопрос что делать? обозначает несовершенное действие – это глагол н.в., глагол по-стелить, отвечает на вопрос что сделать? обозначает совершенное действие – гл. с.в. и.д.
Образец устного ответа ученика: - Здесь указано четыре способа образования глаголов н.в. от глаголов с.в. 1. Приставочный, 2. суффиксальный, 3. изменение ударения, 4. замена одного слова другим. |
|
| Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово учителя Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами: 1) с помощью приставок: читать – прочитать, плыть – переплыть, бежать – прибежать; 2) заменой суффиксов: бросать – бросить, решать – решить; стучать – стукнуть, кричать – крикнуть; радуюсь – радоваться и др.; 3) изменением ударения: насыпа́ть – насы́пать, разреза́ть – разре́зать; 4) заменой одного слова другим: говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, ловить – поймать, заходить – зайти.
| Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.
|
|
| Метод: Метод познавательной активности Прием: «Хлопок» - Сейчас, мы отдохнем, а заодно и потренируемся в определении видов глаголов. Работать будем так, если услышите гл. СВ- хлопните в ладоши, гл. НСВ – тихонько сидите. Слова для учителя: Стоять, приплыть, положить, класть, искать, ловить, брать найти, поймать, взять,
| Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.
|
|
| Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя, педагогическое требование - Итак, будьте внимательны. Сейчас мы узнаем еще об одной особенности глагола. Для этого прочитаем слова на слайде.
Советовать ночевать воевать праздновать | приказывать покачивать усваивать складывать |
- «Ребята, посмотрите на доску и подумайте, по какому принципу разделены эти слова на два столбика? Может быть, это разные части речи? Давайте определим.
Метод проблемная ситуация Прием: проблемная беседа
- Мы видим, что все слова являются глаголами, т.е. даны слова одной части речи.
- Может быть, эти глаголы имеют разные грамматические признаки? Какого вида эти все слова? Но слова стоят в неопределённой форме и все они несовершенного вида.
- Мы не смогли определить, в чём разница между глаголами. Есть, наверное, ещё какой-то признак. Что можно предположить? Может, дело в морфемном составе глаголов? Посмотрим. В первом столбике глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, а во втором – -ива-, -ыва-. А как вы думаете, почему у этих слов разные суффиксы? Как это доказать?
- Предположим, что написание суффиксов зависит от ударения. Так ли это? Расставим ударения. Гласные в суффиксах ударные или безударные?
- Следовательно, этот признак не подходит. Может быть, всё дело в приставках и других суффиксах, которые влияют на написание суффиксов -ова-, -ева- в глаголах? Нет.
- Есть способ, который помогает в выборе правильного написания, – это изменение слова. Давайте попробуем изменить данные глаголы.
- Поставим их в форму 1 л. ед.ч. Проверим. Какую закономерность вы увидели? - Запомнить правило совсем просто. При изменении слов второго столбика суффиксы -ыва-, -ива- сохраняются, а слов первого столбика суффиксы -ова-, -ева- выпадают. Значит, чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве – -ова-, -ева- или -ива-, -ыва-, нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч.». | Слушание: глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа:
- Это все слова одной части речи.
- Это все слова стоят в неопределенной форме. Все они несовершенного вида.
- Безударные.
Я советую Я приказываю Я ночую Я покачиваю Я воюю Я усваиваю Я праздную Я складываю
- Глаголы первого столбика оканчиваются на -ую /-юю, а глаголы второго столбика – на -ываю / -иваю.
|
|
| Метод: слово учителя Прием: обобщающее, инструктирующее слово - Откройте правило на странице 216-ой, прочитайте правило. - Давайте еще раз проговорим, для того, что бы определить какой суффикс пишется в инфинитиве, что надо сделать? | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: -При изменении слов второго столбика суффиксы -ыва-, -ива- сохраняются, а слов первого столбика суффиксы -ова-, -ева- выпадают. Значит, чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве – -ова-, -ева- или -ива-, -ыва-, нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч.». |
|
| Метод: списывание Прием: осложненное списывание
- Посмотрите на слайд, ваша задача списать слова ставить пропущенную букву, выделить суффикс и подчеркнуть орфограмму, работать будем вместе по цепочке. Начинаем с первого ряда.
Сопутствовать, чествовать, участвовать ,предчувствовать, отсутствовать, атаковать, разгуливать ,постукивать, настаивать , рассеивать, заканчивать,
| Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа:
-Сопутствовать - чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве – нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч., я сопутствую, суффикс в личной форме глагола не сохраняется, значит пишем суф. –ОВА. |
|
| - Рассуждайте так: Сопутствовать - чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве – нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч., я сопутствую, суффикс в личной форме глагола не сохраняется, значит пишем суф. –ОВА.
|
|
|
| Метод: работа над языковым материалом Прием: работа с учебной книгой
- А сейчас, что бы закрепить правило, выполним упр. 610. Прочитайте, здание, что необходимо сделать? Работать будем у доски, Маша к доске остальные в тетрадях.
| Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: - от данных глаголов образовать глаголы другого вида, с помощью суффиксов –ова/ыва. Образец записи в тетради: ПосмотретьСВ- ПросматриватьНС, поглядетьСВ- поглядыватьНСВ, выброситьСВ- выбрасыватьНСВ, срисоватьСВ- срисовыватьНСВ, рассмотретьСВ- рассматриватьНСВ, заколоть СВ- закалыватьНСВ |
|
| Метод: списывание Прием: осложненное списывание - А сейчас закрепим умение, определять вид глагола и правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива). Разделите свою тетрадь мысленно на два столбика. Работать будем так, я называю слово, вы определяете гласную в суффиксе глагола -ова- (-ева-); -ыва- (-ива) и ив соответствии с видом глагола записываете в первый или второй столбик. Кто не понял, как будем работать?
| Образец записи в тетради: Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-) | Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-) | Сопутствовать чествовать участвовать предчувствовать отсутствовать атаковать заведовать обследовать негодовать горевать воевать | аттестовывать подытоживать рассредоточивать отсрочивать заканчивать, разгуливать постукивать настаивать рассеивать |
|
|
6 Д/З | Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово - Откройте дневники, запишем домашнее задание. Выучить правило на странице 217 и 216-ой . Дома придумать по три предложения использую глаголы СВ и НСВ. | Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное |
|
5 Итог урока | Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
| Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: - Сегодня на уроке мы узнали, что глагол имеет вид СВ и НСВ. А чтобы определить, какой суффикс в инфинитиве – нужно поставить глагол в форму 1 л. ед.ч., |
|
| Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово - Спасибо за работу. Вы можете идти отдыхать. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание |
|