Конспект урока: «Повелительная форма глагола».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Открытый урок. 9 класс коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx291.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Повелительная форма глагола».

Цельпознакомить учащихся с особенностями глаголов в повелительной форме.

 Задачи урока:

1. Способствовать формированию представления о повелительной форме глагола.

2. Способствовать развитию   умений правильно писать глаголы в повелительной форме и правильно употреблять их в  речи и находить в тексте; развитию мотивации учебной деятельности;

3. Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы  в классном коллективе

 

Тип урока: открытие новых знаний. 

                                                                  Ход урока 

Этап урока

Деятельность учителя

деятельность учеников

Примечание

I.Организационный момент.

Добрый день, мои друзья!

Перед  вами снова  я.

Долгожданный  дан  звонок,

Начинается урок.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

II. Актуализация знаний по теме «Глагол». 

Сегодня я вам предлагаю отправиться в игру - путешествие. На каждом уровне, за правильно выполненное задание будем получать кристаллы. Для чего они нам, вы узнаете чуть позже.

И так в путь!

- Какую часть речи мы с вами изучаем?

- И мы отправляемся в его страну  (слайд 1)

-Первый уровень – это поляна под названием «Я здесь был!» (слайд 2).

Для выполнения задания нам понадобится судья, им будет Олег Мельник. Его задача следить за правильностью и точностью выполнения.

Девочки (Аня, Ксюша, Алла) будут выполнять это задание на листе. Если они его выполнят быстрее чем класс, то присоединятся к нам.

Вы видите Слово «Глагол» (слайд 3)

 напротив каждой его буквы есть правило, но из них  убраны слова. Внимательно читаем правила и если вы знаете, какое слово удалено, то подставляете его в правило. Слова у вас на доске прикреплены.

Судья контролирует правильность ответов, и поправляет, если нужно ребят.

- Судья, класс справился с заданием?

-Проверяем наших «Помощниц» (слайд 4).

- Получаем наши кристаллы.

- Подведем итог первого уровня. Что мы уже знаем о Глаголе

Глагол.

Читают правила, поднимают руку, выходят берут слова и подставляют в пропуски. Судья , при необходимости оказывает на ошибки и исправляет их.

Девочки проверяют правильность выполненных заданий.

Все вместе зачитывают правила, которые собрали на доске.

На доске в проецируется слово  «Глагол»

Г – глагол – это самостоятельная часть речи.

Л – Глаголы обозначают (называют) действие предмета.

А – Глаголы отвечают на вопросы Что делает? Что сделал?  Что будет делать?

Г– На вопросы Что делать? и Что сделать? отвечает неопределенная форма глагола.

О – Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по числам.

Л– Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

III Словарная работа.

-Мы можем двигаться дальше. Следующий уровень «Шумный лес». (слайд 5)

- Чтобы получить задание, нам необходимо записать в тетрадях число и «Классная работа».

Ваша задача сейчас записать словосочетания, в глаголах выделить окончания, а в словарных словах проставить ударения. У доски эту работу выполнит …… и принесет в нашу копилку дополнительный кристалл.

Словарный диктант: загружаешь компьютер, получи свидетельство, выполняешь обязанности, изучаешь биографию, работаешь в архиве, прочитаешь былину, откройте учебник.

Теперь внимательно посмотрите на ваши словосочетания  и найдите в них лишние, подчеркните их.

Ученик у доски открывает свои записи.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом, и мы сделаем взаимопроверку. (слайд 6)

-Взяли в руки карандаш и проверяем. Если нет ошибок ставим «5», одна или две ошибки – «4», три и более ошибок – «3».

-Есть у нас те, кто не сделал ни одной ошибки? Они приносят нам кристаллы.

А две или три ошибки?

-А теперь обратите внимание на подчеркнутые вами словосочетания.

-Почему эти словосочетания лишние?

-Прочитайте еще раз эти словосочетания. -Как вы отреагируете на них?

-Давайте зададим к ним вопросы.

- Что делай? Что сделай?

- Какой тон мы слышим даже в задаваемых вопросах?

Делают записи в тетради.

Пишут словарный диктант. Один ученик пишет его за закрытой доской.

Находят выделенные словосочетания.

Обмениваются тетрадями и проверяют.

Поднимают руки.

Объясняют, почему они лишние: в словосочетаниях у глаголов 2л. ед числа окончание  –ешь-, а в эти словосочетаниях у глагола другие окончания.

Они побуждают к действию, заставляют.

Приказ, побуждение.

Глаголы «получи» и «откройте» вывешиваются на доску

IV. Изучение нового материала.

- Мы дошли к нашему конечному уровню «Таинственный замок», (слайд 7) но кто это нас встречает? (слайд 8)

- Скажите, как разговаривает девочка с молочницей, какие глаголы она употребляет, в каком тоне они звучат?

- Заходим в замок, и мы видим с вами его владельца или Повелителя. (слайд 9).

- Чтобы он раскрыл нам тайны своего замка мы должны отдать ему кристаллы, которые собрали на лугу и в лесу.

- Но не переживайте, за каждый правильный ответ или выполненное задание на этом уровне вы будете получать монеты., которые в конце игры вы обменяете на оценку.

Так что же это за такие глаголы, которые приказывают и повелевают? И почему владелец замка – Повелитель. И узнаем его полное имя в конце уровня.

- Попробуем определить тему нашего урока.

- Мы изучаем Глагол, пришли в замок Повелителя, значит, наша тема может звучать как

- «Глаголы в повелительной форме»

 И задачи к нашему уроку (сообщает учитель)

-  узнать, что выражают  глаголы в повелительной форме;

-  определить на какие вопросы отвечают; где используются  в речи.

- У вас на столах лежат карточки-путеводители (карточка 1) по замку «Повелительная форма глагола», мы должны их заполнить, отвечая на вопросы Повелителя. И поможет нам в этом наш учебник.

Откройте учебник на стр. 123 и прочитайте правило в рамке.

Первый вопрос (слайд 10), зачитайте  «Для чего используются в речи глаголы в повелительной форме».

- Вы можете на него ответить?

Записываем ответ в карточку.

-Зачитываем второй вопрос.

- «Глаголы в повелительной форме ед. числа отвечают на вопросы ...», Записали ответ.

- Третий вопрос  «Глаголы в повелительной форме мн. числа отвечают на вопросы ...», Записали ответ.

- А  когда в речи используют глаголы в повелительной форме и что они выражают?

- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях. (слайд 11 )

-У вас есть предложения на листочках, (Карточка 2) ваша задача их списать в тетрадь и через тире указать, что они выражают

Вы, отроки - други, возьмите коня.

просьба

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

пожелание

Эй, вратарь, готовься к бою!

команда

Читайте книги, они учат нас жизни.

совет

Молчи! Устал я слушать!

приказ

- Проверяем ваши предположения , что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (слайд 12)

- Мы с вами узнали что глаголы в повелительной форме могут выражать: пожелание, просьбу, приказ, совет, команду.

- Где часто мы встречаем глаголы повелительного наклонения? (слайд 13)

-Пословицы. (слайд 14)

-Рецепты. (слайд 15)

-В сказках (слайд 16)

-Инструкции (слайд 17)

- У вас на столах лежат карточки под номер 3. Задания указаны на карточках

- Наши карточки заполнены? Значит мы с вами познакомились с Таинственным замком и его владельцем Повелителем, а как звучит его  полное имя?

Демонстрируется отрывок из мультфильма.

Перечисляют глаголы, интонация приказа и просьбы.

Записываю тему в тетрадь

Работа с карточками.

Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет, команду.

Работа с карточками.

Глагол  в повелительной форме.

 

Глаголы из мультфильма вывешиваются на доску

Пожелание, просьбу, приказ, совет, команду.- висят на доске.

Сильным - по три высказывания, средним -по два высказывания, слабым- по одному высказыванию.

Пословицы, сказки, рецепты, инструкции – вывешиваются на доску.

Глагол  в повелительной форме – вывешивается на доску.

V Подведение итогов.

- Наше путешествие подошло к концу. Владелец замка сделал нам подарок, он подарил нам рыбу., но как всегда схитрил и нам надо нашу рыбу собрать.

Голова – вопрос, ответ на который мы искали в течение занятия, и наша тема  (что такое повелительная форма глагола)

Верхний ряд ребер Нижний ряд ребер – выражают глаголы в повелительной форме часто встречаются в  пословицах, рецептах, сказках, инструкциях.

- отвечают на вопросы Что делайте? Что делай? ;

Хвост – вывод

-повелительный глагол необходим для выражения пожелания, просьбы, приказа, совета

Работают со «скелетом рыбы»

метод фишбоун

На доске вывешивается лист с изображением рыбы и он заполняется с помощью карточек, которые прикреплены  на доске

Для слабых ребят. Карточки с вопросом и они вписываю туда ответ.

Заключение

Спасибо вам за путешествие. Оно было очень насыщенным, вы хорошие Путешественники. Давайте посчитаем, у кого, сколько монет собралось. А я в свою очередь хочу отметить отличную работу …………. И поблагодарить за хорошие результаты  …………………..

Считают монеты

Выставляются оценки за урок.

В зависимости от того сколько монет собрали и получают оценку.

Карточка 1 «Повелительная форма глагола»

1

Для чего используются в речи глаголы в повелительной форме

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

2

Глаголы в повелительной форме ед. числа отвечают на вопросы

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

3

Глаголы в повелительной форме мн. числа отвечают на вопросы

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

____________________________________________

Карточка 2.

Вы, отроки - други, возьмите коня.

Читайте книги, они учат нас жизни.

Молчи! Устал я слушать!

Карточка 2.

Эй, вратарь, готовься к бою!

Читайте книги, они учат нас жизни.

Молчи! Устал я слушать!

Карточка 2.

Вы, отроки - други, возьмите коня.

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Молчи! Устал я слушать!

Карточка 2.

Вы, отроки - други, возьмите коня.

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Карточка 2.

Вы, отроки - други, возьмите коня.

Молчи! Устал я слушать!

Карточка 2.

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Эй, вратарь, готовься к бою!

Карточка 2.

Читайте книги, они учат нас жизни.

Молчи! Устал я слушать!

Карточка 2.

Эй, вратарь, готовься к бою!

Читайте книги, они учат нас жизни.

Карточка 2.

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Карточка 2.

Эй, вратарь, готовься к бою!

Карточка 2.

Читайте книги, они учат нас жизни.

Карточка 2.

Молчи! Устал я слушать!

Карточка 3

К уже имеющимся «Пословице»,  «Инструкции», «Рецепту», дополни свои.

Пословица

Рецепт

Инструкция

Не в свои сани не садись

Возьмите огурцы, томат, зелень, порежьте кубиками, заправьте сметаной .

Проверь напряжение в сети

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Карточка 3

Из скобок выбери подходящие глаголы и впиши их.

Пословица

Рецепт

Инструкция

Сам  ______________, а товарища _________________.

 (погибай, плачь, выручай, отмерь)

_____________огурцы, томат, зелень, ______________кубиками, ____________сметаной .

(Возьми, свари, заправь, посоли, накорми, порежь)

_________________на проезжую часть.

(Беги, прыгай, не выходи, не плачь)

Карточка 3

Найди и подчеркни  глаголы в повелительной форме.

Пословица

Рецепт

Инструкция

Береги нос в большой мороз.

Возьмите огурцы, томат, зелень, порежьте кубиками, заправьте сметаной .

Не бери иглу в рот.

Задание: соедини стрелками вопросы и ответы.

Действие предмета обозначает часть речи

Имя существительное

Водил, прыгал, упал – это глаголы какого рода?

Женский род

Роса, огурец, дом, человек – это какая часть речи?

Настоящее время

Идет, плывет, каркает – это глаголы какого времени?

Будущее время

Шумела, скакала, убежала – это глаголы какого рода?

Глагол

Буду прыгать,  улечу, наемся – это глаголы какого времени.

Мужской род

Задание: соедини стрелками вопросы и ответы.

Действие предмета обозначает часть речи

Имя существительное

Водил, прыгал, упал – это глаголы какого рода

Женский род

Роса, огурец, дом, человек – это какая  часть речи

Настоящее время

 Идет, плывет, каркает – это глаголы какого времени

Будущее время

Шумела, скакала, убежала – это глаголы какого рода.

Глагол

Буду прыгать,  улечу, наемся – это глаголы какого времени.

Мужской род

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\мама\Desktop\flat,800x800,075,f.u1.jpg

C:\Users\мама\Desktop\flat,800x800,075,f.u1.jpg

C:\Users\мама\Desktop\голубая-иллюстрация-вектора-ледяного-кристалла-111181335.jpg

C:\Users\мама\Desktop\голубая-иллюстрация-вектора-ледяного-кристалла-111181335.jpg

C:\Users\мама\Desktop\2547370203.jpg

C:\Users\мама\Desktop\2547370203.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы "Повелительная форма глагола"

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы 8 вида " Повелительная форма глагола"...

Конспект урока "Повелительная форма глагола" 9 класс

Способствует формированию представления о повелительной форме глагола.Формирует умение образовывать глаголы повелительной формы, распознавать их среди других глаголовСпособствует обучению школьников у...

Технологическая карта урока "Повелительное наклонение глагола"

Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО...

Технологическая карта урока Повелительное наклонение глагола

Технологическая карта урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола" 6 класс с презентацией, оценочным листом, раздаточным материалом и самоанализом....

Конспект урока «Неопределенная форма глагола» 4 класс

Тип урока и его структура: изучение нового материала. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное п...

Сценарий урока "Повелительное наклонение глагола"

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.ЛР: распознавать глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения,отличать глаголы в повелительном ...

Конспект урока "Повелительное наклонение глаголов", 6 класс

Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "повелительное наклонение глаголов"...