«Имя существительное собственное нарицательное»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Дрюнина Римма Викторовна

«Имя существительное собственное  нарицательное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_sobstvennoe_naritsatelnoe.docx123.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Имя существительное собственное  нарицательное».

Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных и нарицательных.

Задачи:

Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание усидчивости, самостоятельности, чувства патриотизма.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, создание проблемной ситуации.

Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, Памятка по теме: “Имена существительные собственные и нарицательные”, учебник русского языка для 5класса/ Ладыженской Т.А.

Ход урока

1.Орг.момент: ( приветствие детей)

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. Начинаем наш урок русского языка.

Открываем рабочие тетради, записываем дату.

Словарная работа (Приложение 1). (Взаимопроверка).

2. Повторение.

Давайте начнем с того, что запишем предложение, найдем в нем имена существительные

Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал. ( в глубине, России, в краю, озер, скал)

-Как определили, что это существительное?

-Что вы знаете о существительном?

Какие признаки есть у существительного? (род, число, падеж, склонение, одушевленность/ неодушевленность, в предложении чаще всего являются подлежащим или дополнением).

Опорная схема:

род

число

Существительное

падеж

склонение

одушевленность

Давайте вернемся к нашему предложению и сравним 2 существительных.

Россия (ж.р.; ед.ч.; п. п., 1 скл.)

Озер (ср. р.,мн.ч., р.п., 2 скл.)

-В чем еще отличие этих слов?

3.Объявление темы.

Тема нашего урока «Имена собственные и нарицательные»

-Что мы должны узнать:

*Какие существительные называются собственными?

*Какие существительные называются нарицательными?

*Чем они отличаются?

*Как пишутся имена собственные?

3. Актуализация знаний. На доске записаны слова: к доске

Стихи, Пушкин, Волга, река, Саратов, Россия, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).

– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски)

Работа с учебником на стр. 52 (со звездочкой)

-Что нового узнали?

4. Работа над новым материалом.

1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.

Как называются слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.

– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы).

Работа с учебником на стр. 52 (со стрелочкой)

-Что нового узнали?

Добавить перечень из Памятки.

– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.

Вклеить в тетрадь-справочник

http://festival.1september.ru/articles/616647/img1.gif

Мы начали наш урок с предложения о России, давайте продолжим наш разговор. Подберите синонимы к слову Россия. (отчизна, отечество, родина, страна.)

Каждая страна имеет свои символы, такие как герб, гимн, флаг, столица. (эти слова являются нарицательными существительными). Название столицы нашей родины – Москва. Название собственное существительное.

-Кто знает, что будет 9 мая?

Наша страна стоит на пороге празднования 70-тилетия победы в ВОВ. Это государственный праздник.

Откуда мы получаем информацию об этом событии? (телевидение, газеты).

-Какие газеты вы знаете? («Аргументы и факты», «Жизнь»)

Обратите, пожалуйста, внимание на словосочетание в учебнике в рамке на стр.52. (Великая Отечественная война). Запишите словосочетание, помещенное в рамке в тетрадь. Составьте с ним предложение.

-А кто сейчас руководит страной?

Давайте составим и запишем предложение

Владимир Владимирович Путин - президент нашей страны.

Сейчас я вам раздам тексты, ваша задача выписать только имена существительные собственные (один ученик у доски). Какой темой объединены названия городов? (Приложение 2)

Физминутка

– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.

Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.

Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.

Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, музыкант, собачка, Булька, Гусля.

– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (7 собственных и 6 нарицательных).

  • Решение проблемной задачи:

На доске записаны слова:

Писатель – писатели

Виктор Петрович Астафьев

Рассказ – рассказы

Чумыш

Город –

Кемерово

Имя –

 

Вопросы и задания:

– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

(К нарицательным существительным)

– Измените по числам остальные слова.

– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова?

– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).

5.Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану:

  1. Государство. (Россия)
  2. Область. (СВЕРДЛОВСКАЯ )
  3. Район. (Алапаевский)
  4. Село Ялунинское
  5. Улица. (Мира)
  6. Дом. (49а)

Промежуточный контроль:

6.Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А

Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что для вас было легко, что трудно?

– Что показалось на уроке самым интересным?

Вывод: имена собственные - это наша история. И узнать историю слов очень интересно. А что значит ваше имя, фамилия? Что знаете вы о человеке, чье имя носит улица? О многом может рассказать слово.

-Где мы можем узнать о слове? (словаре).

Сообщение домашнего задания: п. 91, упр. 500

Приложение 1

Тема: Чередование О-А в корне

Р_стов о

отр_сль а

Р_стислав о

р_стовщик о

р_сток о

выр_щенный а

произр_стать а

выр_сли о

прир_сли о

прир_стать а

зар_статет а

ср_щение а

зар_сли о

пол_жение о

предпол_жение о

изл_жение о

сл_гаемое а

сл_жение о

Приложение 2

После оставления Киева регулярными частями, жителями города было организовано сопротивление захватчикам. 

Москва – столица нашей Родины с самого начала войны являлась первостепенным объектом для реализации агрессивных планов врага по захвату СССР.

Тула оказала яростное сопротивление при малом количестве защитников.

Героически выстоял при многочисленных вражеских атаках и оккупации Смоленск, хотя и здесь гитлеровцы превосходили наши войска по численности и боевому оснащению техникой.

Ленинград в сентябре 1941 г. врагу удалось взять в плотное кольцо, в результате чего началась изнурительная 900 – дневная блокада, приведшая к массовой гибели людей от голода и холода.

Одесса, полностью окруженная вражеским войсками в 1941 г. мужественно сражалась против противника, превосходившего ее по силе, в пять раз.

 Важность обороны Севастополя заключалась в его статусе главной военно-морской базы страны и крупнейшего порта на Черном море.

 Сталинград стоял на пути фашистов, стремившихся броском к Волге отрезать плодородные и богатые ресурсами южные районы страны.

 Особым героизмом отличилась Брестская крепость, которая мужеством своих защитников остановила врага на целый месяц в его планах продвижения вглубь страны.

Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны.

Сражение за Новороссийск длилось 225 дней и закончилась полным освобождением города-героя 16 сентября 1943 г. 

Керчь была одним из первых городов, попавших под удар немецко-фашистских войск в начале войны.

Фашисты установили в Минске жесткий оккупационный режим, в течение которого они уничтожили огромное количество, как военнопленных, так и мирных жителей города. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...